Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 16:04, контрольная работа
Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей основные отрасли экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфраструктура включает в себя также связь, энергетику, систему материально-технического снабжения. Транспорт как отрасль производства представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.
Транспорт (от лат. transporto— перемещаю) представляет
собой отрасль производства, обеспечивающую
жизненно необходимую потребность общества
в перевозке грузов и пассажиров.
Транспорт входит в состав инфраструктуры
производства, обслуживающей основные
отрасли экономики: добывающую, перерабатывающую
промышленность и сельское хозяйство.
Инфраструктура включает в себя также
связь, энергетику, систему материально-технического
снабжения.
Транспорт как отрасль производства представляет
собой совокупность средств и путей сообщения,
нормальную деятельность которых обеспечивают
различные технические устройства и сооружения.
Средства сообщения — это подвижной состав (автомобили, прицепы,
полуприцепы на автомобильном транспорте;
локомотивы, нагоны на железнодорожном
транспорте; суда, баржи на йодных видах
транспорта и т. п.).
Пути сообщения — это пути, специально предназначенные
и оборудованные для движения подвижного
состава данного вида транспорта (автомобильные
дороги, железнодорожный, речной пути
и т.п.).
^ Технические устройства и сооружения
— это комплекс грузовых и пассажирских
станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных
пунктов, ремонтных мастерских, заправочных
станций, средств связи и сигнализации,
систем управления и т.д.
В понятие «транспорт» входят также отдельные
элементы (подвижной состав, дороги, терминалы
и др.), взаимодействующие между собой
для выполнения определенных работ, поэтому
необходимо рассматривать транспорт как
систему. Система представляет собой единство
закономерно расположенных и находящихся
во взаимной связи частей (элементов),
подчиненных определенному принципу.
Транспорт рассматривают как элемент
большой системы — экономики в целом —
или как подсистему экономики, предназначенную
обслуживать экономические связи в сфере
обращения всеми видами транспорта, включая
городской, промышленный (технологический)
и специализированный.
Существует транспорт общего, ведомственного
и личного пользования. Общее пользование
— это использование всех видов транспорта,
кроме промышленного, любым предприятием
с любой формой собственности, а также
городского транспорта — населением.
К ведомственному относят промышленный
транспорт, обслуживающий конкретное
предприятие и находящийся на балансе
этого предприятия. В нынешних рыночных
условиях после ликвидации производственных
министерств понятия общего и не общего
транспорта оказались не строго разграниченными.
Личное пользование — это применение
какого-либо транспортного средства (автомобиля,
велосипеда, яхты, самолета и т.д.) отдельной
личностью (семьей).
На всех этапах развития экономики транспорт
обеспечивает потребности ее отраслей
и населения в оперативном перемещении
грузов и пассажиров. При развитии рыночных
отношений особо остро ставится вопрос
о соблюдении сроков перемещения, установленных
заказчиком перевозок.
Основной особенностью транспорта является
нематериальный характер производимой
продукции. Транспорт обеспечивает нормальное
функционирование производственной и
непроизводственной сфер экономики, удовлетворяет
нужды населения и, следовательно, является
обслуживающей отраслью.
Отсюда и его специфическая роль в обеспечении
(опосредованно) роста общественного продукта
и национального дохода и улучшении работы
отраслей, производящих материальную
продукцию. Эта роль заключается в своевременной
доставке требуемой продукции от производителя
к потребителям, уменьшении потерь и порчи
готовой продукции и сырья, сокращении
времени омертвления материальных средств,
находящихся на транспорте, улучшении
транспортного обслуживания населения
путем быстрой его доставки в комфортных
условиях.
Транспорт одновременно выступает и в
роли потребителя и в роли работодателя,
так как использует транспортные средства,
топливо и другую продукцию различных
отраслей экономики, а также трудовые
ресурсы.
Темпы развития транспорта должны несколько
опережать потребности в перевозке грузов
и пассажиров. Резервы транспорта считаются
самыми целесообразными видами резервов,
так как отсутствие возможностей перемещения
грузов и пассажиров является серьезным
тормозом в развитии экономики.
Недоучет роли транспорта в экономике
приводит к отставанию отдельных отраслей
промышленного производства и сельского
хозяйства. Так, плохие дороги или отсутствие
дорог не позволяют вывезти готовую продукцию,
что особенно пагубно для сельского хозяйства,
где каждый вид продукции имеет ограниченный
срок реализации. Несвоевременная доставка
людей к месту работы или проживания может
отрицательно сказываться на их здоровье
и работоспособности.
Транспорт участвует в производственном
процессе любого предприятия, перевозя
сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию,
что является обязательным условием общественного
производства. Продукт только тогда готов
к использованию, когда закончилось его
перемещение к месту потребления. При
этом следует иметь в виду, что внутрипроизводственный
транспорт включен в средства производства
и процессы выработки товаров на тех предприятиях,
которые он обслуживает, т.е. в определенных
случаях транспорт является составной
частью технологического процесса производства
данного продукта.
Однако роль транспорта не сводится лишь
к перемещению грузов или пассажиров,
он активно воздействует на весь процесс
расширенного воспроизводства, на формирование
и потребление запасов продукции на производстве
и в сфере потребления, на стоимость складского
хозяйства и т.д. Таким образом, транспорт
способствует прогрессу общества, в связи
с чем считается одной из важнейших баз
экономики. При этом транспорт объединяет
в единое целое все отрасли экономики.
Кроме того, он является единственным
средством, обеспечивающим циркуляцию
товаров путем их перемещения, и как бы
продолжает процесс производства, доставляя
товар в сферу потребления для продажи.
Только в этом случае образуется система
«деньги — товар —деньги», на которой
строится любая экономика.
Транспорт — очень трудоемкая отрасль,
в которой занято более 10 % работающих
граждан страны. Транспортная отрасль
потребляет 60 %мирового производства жидких нефтепродуктов,
20 % стали, 80% свинца, 70% синтетических каучуков,
40% лакокрасочных изделий и др.
На транспорте одновременно находится
примерно 27 — 30 млн т различных грузов.
Затраты на перевозку продукции и погрузочно-разгрузочные
работы могут составлять в среднем 15—
18 % от общей стоимости перевозимой продукции,
но по отдельным видам грузов могут быть
значительно выше (например, при перевозке
нефтепродуктов они доходят до 40 %, строительных
грузов — до 50 %, пищевых продуктов — до 25%, а сельскохозяйственной
продукции — до 100% в связи с плохим качеством
дорог в отдельных регионах).
Одним из показателей уровня развития
страны является состояние транспорта.
Существуют причинно-следственные связи
между уровнем развития транспорта и структурой
общества. Так, появление железнодорожного
транспорта связало города и страны, облегчив
освоение новых территорий для проживания
населения и производства продукции. Рост
городов, в свою очередь, обусловил развитие
городского транспорта и создание новых
видов транспорта для качественного обслуживания
городского населения.
^ Экономическое значение транспорта в жизни общества состоит
в обеспечении развития, связи и координации
работы всех отраслей экономики.
Транспорт способствует монолитности
государства, позволяет маневрировать
ресурсами, оперативно разрешать чрезвычайные
ситуации. В этом состоит политическое значение транспорта.
^ Культурное значение транспорта состоит в возможности распространения
с его помощью эстетических ценностей,
что повышает культуру и образование населения.
Сам транспорт также стал элементом культуры:
создаются музеи по всем или отдельным
видам транспорта;
проводятся выставки достижений транспортной
промышленности;
организуются общества по распространению
идей и достижений на транспорте.
Туризм, являясь элементом культуры, задействует
все виды транспорта. Так, на морском транспорте
существует сеть круизных маршрутов, которые
работают во взаимодействии с наземными
видами транспорта.
Особая роль в туризме, а главное в экскурсионном
обслуживании, отводится автомобильному
транспорту.
^ Социологическое значение транспорта
состоит в экономии времени, облегчении
труда и повышении его производительности.
Транспорт участвует также в организации
досуга людей, т. е. времени, необходимого
для восстановления их производственных
и творческих способностей. При недостатках
в работе транспорта, обслуживающего население,
транспортная усталость может снижать
производительность труда на 12%.
Неоценимо научное значение транспорта. Потребность в совершенствовании
транспорта ставит перед наукой новые
задачи, а развитие науки, в свою очередь,
позволяет транспорту оказывать услуги
населению на более высоком уровне при
уменьшении затрат (взаимоотношения транспорта
и науки подробно рассмотрены в разд. 9.1).
Транспорт имеет большое значение для обороны страны, так
как с его помощью возможна быстрая передислокация
населения, войск, производства.
Информация о работе Роль транспорта в развитии мировой экономики