Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:27, реферат
Интернационализация хозяйственной жизни, рост взаимозависимости между странами в мировой экономике, возникновение и обострение глобальных проблем объективно предопределили необходимость целенаправленного регулирования международных экономических отношений объединенными усилиями стран. Многостороннее межгосударственное регулирование отдельных сфер мирового хозяйства зародилось еще до второй мировой войны. Однако серьезным фактором в мировой экономике оно стало лишь в послевоенные годы.
Межгосударственное регулирование международных отношений — это совокупность добровольно принимаемых на себя различными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей.
Введение 3
Глава I. Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании мировой торговли 5
1.1. История создания ВТО 5
1.2. Структура ВТО 6
1.3. Основные соглашения и принципы ВТО 9
Глава II. Всемирная торговая организация и ее роль в мировой экономике 13
2.2 Преимущества торговой системы ВТО 17
Заключение 24
Список литературы: 26
Разумное использование
Повышение эффективности
Применение принципов ВТО
В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.
2)Политические выгоды:
Помимо экономических выгод
от более свободной внешней
У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.
Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь в конечном счете от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние.
Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.
Система свободной торговли также
создает предпосылки для
Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.
Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.
Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий.
Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается прежде всего с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.
Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.
Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.
Ярким примером влияния торговли на международную безопасность является торговая война 1930-х годов, когда страны соревновались в возведении протекционистских торговых барьеров. Это усугубило Великую депрессию и в конечном счете сыграло определенную роль в развязывании Второй мировой войны.
Повторения предвоенного напряжения в торговле после Второй мировой войны в Европе удалось избежать через развитие международного сотрудничества по торговле углем и черными металлами в рамках Европейского объединения угля и стали, которое послужило основой для создания в будущем Европейского Союза. В мировом масштабе было учреждено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 году во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Система доказала свою жизнеспособность, ибо политический конфликт между странами со сложившимися стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Кроме того, люди, которые более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам.
Система ГАТТ/ВТО, в которой
соглашения заключаются путем консенсуса
в результате переговоров и правила
соглашений неукоснительно выполняются,
также является важным инструментом
укрепления доверия. Когда правительство уверено
в том, что другие страны не поднимут свои
торговые барьеры, у него не возникает
искушения сделать то же самое. Государства
также будут гораздо более расположены
к сотрудничеству друг с другом, и это
позволит избежать ситуаций, подобных
торговой войне 1930-х годов.
Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:
Всемирная Торговая Организация начала свою деятельность 1 января 1995 года в обстановке, коренным образом отличной от той, которая существовала в 1986 году, когда начались переговоры Уругвайского раунда. За эти годы резко изменилась политическая и экономическая роль международной торговли товарами и услугами для экономического благосостояния большинства государств мира. Сложившаяся на рубеже нового тысячелетия глобальная экономика оказалась гораздо более сложным экономическим организмом, чем об этом судили в начале 80-х годов, определяя будущие контуры многосторонних переговоров. ВТО, в отличие от ГАТТ, не имела "разгонного" периода. В апреле 1994 года совещание в Марракеше провозгласило создание ВТО, а 1 января 1995 года ВТО начала свою деятельность. Сегодняшние экономические условия отличаются еще сильнее от тех, в которых создавалась и функционировала ВТО.
За прошедшие два года определились приоритетные направления деятельности ВТО. В области торговли товарами это:
доступ на рынки (тарифные и нетарифные барьеры);
реализация правила ВТО по таким специфическим товарам, как сельскохозяйственная продукция, текстиль и одежда;
правила в отношении использования антидемпинговых пошлин, субсидий, защитных мер, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер;
импортное лицензирование
и процедуры импортного лицензирования.
Все сказанное выше относится
и к этому направлению
Вместе с тем, более резко обнажились противоречия между США и Европейским Союзом, США и Японией в подходах к реализации целого ряда договоренностей ВТО. Все это позволяет говорить о процессе накопления проблем деятельности ВТО и необходимости поиска нетрадиционных развязок.
Сейчас очень многие ратуют за изменение статуса ВТО. Большинство считает, что изменение "королевского" статуса ВТО должно идти в следующем порядке. Во-первых, если мы хотим избежать того, чтобы национальные интересы оказались на последнем месте, то порядок старшинства между законами ВТО и национальными законами должен быть изменен на обратный. При нынешнем порядке вещей ни одна страна не может ввести торговые санкции, чтобы заставить другую страну следовать ее стандартам, если импортируемый продукт физически такой же, как производимый в этой стране. Невозможен, например, запрет на импорт говядины, получаемой с использованием гормонов, если нет документов, подтверждающих отличие такого продукта от говядины, производимой внутри страны. Исключением является случай, когда существует международное соглашение, подписанное обеими странами. Но такие соглашения очень сложно заключить.
Во-вторых, ВТО, возможно, вышла за пределы своих полномочий, когда начала заниматься вопросами, касающимися прав на интеллектуальную собственность. Права на интеллектуальную собственность помогли превратить науку в бизнес, а бизнес, конечно же, мотивируется прибылью. Можно привести доводы в пользу того, что этот процесс зашел слишком далеко и создает препятствие решению важных для развивающегося мира задач. Сегодня, например, гораздо больше денег тратится на разработку косметики, чем на лечение тропических болезней.
Однако, по словам Д. Сороса «протестующие, желающие "сократить и потопить" ВТО, задушат курицу, несущую золотые яйца. И хотя нам следует решительно отвергнуть эти призывы, мы, тем не менее, должны принять во внимание законную и глубоко прочувствованную обеспокоенность критиков по поводу использования и распределения этих "яиц"»10. Эти слова как нельзя лучше суммируют материал, рассмотренный в данной работе.
1. Д. Сорос «Отчет по глобализации»//Цикл статей – 2003 – с.18
2. Орешкин С.М. «Градиент»//ВТО и реальный бизнес –2003 – с.48
3. Смитиенко Б.М. Супрунович Б.П. «Всемирная торговая организация и проблемы регулирования международной торговли»//Финансовая академия – 2003 – с.12
4. Харламов С.Г. «Вступление России в ВТО продолжается»// Има-пресс – 2003 – с.46
5. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://med-lib.ru/
6. Шахрай В.О. «Российский экспортер»// Актуальная тема: Всемирная торговая организация. – № 3 – 2003 – с.67
7. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.wto.ru/
8. В.В.Полякова, Р.К. Щенина «Мировая экономика и международный бизнес»// – 2006г.
9. Разумнова Л. «Россия-ВТО: интересы российских экспортеров»// МЭ и МО - № 10 – 2006 – с.17
10. Тяпышев О.Г. «ВТО об основных тенденциях в мировой торговле»// БИКИ - № 54 – 2007 – с.55
11. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.namakon.ru
12. Полуэктов А. «Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского” раунда»// Внешняя торговля – №4 – 1994 – с. 23
13. «Эксперт»//Еженедельный журнал – № 36 – 2002 – с.20
15. Шреплер Г. «Международные организации»// Вопросы экономики – 2000 – с.213
16. «Туризм: практика, проблемы, перспективы»//ВТО рекомендует, но не обязывает – №7 – 2001 – с.17
19. Загашвили В. «Торгово-политические инструменты ВТО»//МЭ и МО - № 8 – 2002 – с.21
20. Мукерджи А. «Внедрение нормативов ВТО: проблемы развивающихся стран»//МЭ и МО - № 6 – 2003 – с.19
21. В.Ф.Фролов «ТоварищЬ»// информационный бюллетень - № 2 – 2006 – с.34
22. Орешкин С. М. «ВТО и реальный бизнес»// Внешний бюллетень - № 8 – 2003 - с.22
23. В.Ф.Фролов «ТоварищЬ»// информационный бюллетень - № 4 – 2006 – с.29
24. Moore Pledges to Build on Doha Success in 2002 // WTO News: 2002 Press Releases. Press / 266. 2 January 2002
25. World Trade Slows Sharply in 2003 Amid the Uncertain International Situation // WTO News: 2003 Press Releases. Press / 249. 19 October 2003
1 Шахрай В. О. «Российский экспортер»//Актуальная тема: Всемирная торговая организация № 3- 2003
2 Тяпышев О.Г. «ВТО об основных тенденциях в мировой торговле»// БИКИ - № 54 – 2007 – с.55
3 Официальный сайт ВТО: http://www.wto.ru данные на 27 июля 2007
4 В.Ф.Фролов «ТоварищЬ»// информационный бюллетень - № 2 - 2006
5 World Trade Slows Sharply in 2003 Amid the Uncertain International Situation // WTO News: 2003 Press Releases. Press / 249. 19 October 2003. P.5
6 Смитиенко Б. М. «Всемирная торговая организация в мировой экономике и перспективы вступления России в ВТО»//Финансовая академия – 2003 - с. 12
Информация о работе Роль в регулировании международной торговли