Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:47, реферат
Российская внешняя торговля имеет тысячелетнюю историю, на заре которой был проложен знаменитый торговый путь “из варяг в греки”. На протяжении всей истории России внешняя торговля была предметом первостепенных забот государственной власти. При этом российское государство всегда исходило из национальных интересов.
Введение 3
1 Структура управления ВЭД в России 5
2 Роль ВЭД в социально-экономическом развитии России 9
3 Проблемы и перспективы развития ВЭД России 15
Заключение 19
Список использованных источников 20
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Структура управления ВЭД в России 5
2 Роль ВЭД
в социально-экономическом
3 Проблемы и перспективы развития ВЭД России 15
Заключение 19
Список использованных источников 20
ВВЕДЕНИЕ
Российская внешняя торговля имеет тысячелетнюю историю, на заре которой был проложен знаменитый торговый путь “из варяг в греки”. На протяжении всей истории России внешняя торговля была предметом первостепенных забот государственной власти. При этом российское государство всегда исходило из национальных интересов.
В 90-е
годы прошлого века органы государственного
управления Российской Федерации, провели
ряд международных акций, направленных
на включение России в мирохозяйственные
связи на основе взаимовыгодного
экономического сотрудничества со странами
Европейского союза, США, Японией и
рядом других государств. Российское
законодательство, регулирующее внешнеэкономическую
деятельность, в значительной своей
части было приведено в соответствие
с требованиями международных организаций,
занимающихся гармонизацией правил
международных экономических
Именно
внешнеторговый комплекс России обеспечил
быстрое насыщение внутреннего
рынка самыми разнообразными товарами
и услугами, создал основу для конкуренции
на нем, как между национальными
производителями, так и между
самими иностранными поставщиками. Внешняя
торговля в значительной степени
способствовала стабилизации внутренних
цен, обузданию инфляции, решению
ряда сложных социально-
По ряду объективных и субъективных причин, несмотря на все большую открытость экономики, стране не удалось решить основную макроэкономическую задачу, а именно задачу глубокого включения страны в мирохозяйственные связи, увеличения экспорта продукции высокой степени обработки.
В основе
этих проблем лежит несовершенство
хозяйственного законодательства, недостатки
государственного регулирования внешней
торговли, общая экономическая
По этим
и другим причинам оказалось, что
в современной системе
Структура российского экспорта по-прежнему напоминает структуру вывоза товаров из развивающейся страны: около 2/3 приходится на необработанное сырье и полуфабрикаты, лишь 1/3 - на готовые изделия.
Процесс реформирования экономики и ВЭД России в новом веке продолжается и одновременно формируется его правовая основа с учетом требований норм и правил международного права и Всемирной торговой организации.
1 Структура управления ВЭД в России
ВЭД страны
отражает ее национальные интересы и
проводимую ею внешнюю и внешнеэкономическую
политику. В то же время эта деятельность
характеризует состояние ее экономики,
уровень, темпы и условия развития,
потенциальные возможности и
фактическое использование
Процесс
управления ВЭД предполагает его
организацию, т. е. структуру органов
управления, разграничение их полномочий,
прав, обязанностей и ответственности
каждого звена структуры
- в какой орган управления следует обратиться по конкретному вопросу;
- в каких структурах и по каким вопросам можно получить информацию;
- какие структуры занимаются подготовкой и переподготовкой кадров;
- какие представительства международных организаций находятся на территории региона и какую поддержку у них можно получить, и т. д.
Организация
как процесс представляет собой
функцию, которая непосредственно
связана с систематической
Организация управления является объективно обусловленной, она определяется конкретно-историческими условиями развития ВЭД. Монополии внешней торговли в СССР соответствовала и определенная структура управления ВЭД, строго централизованная - с ограниченным числом органов управления на общегосударственном уровне и практически полном их отсутствии в регионах.
Новую структуру управления ВЭД обусловили следующие причины:
1. Переход к рыночной экономике, отказ от строгой централизации в управлении.
2. Изменение
роли государства, усиление
3. Либерализация всех сфер жизнедеятельности.
Изменения происходят по следующим направлениям:
- изменяются принципы государственного управления: « изменяется сама структура, возникают совершенно новые органы управления ВЭД;
- происходят изменения в содержании полномочий государственных органов управления ВЭД;
- усиливается роль общественных объединений, меняется характер их взаимоотношений с органами государственного управления;
- появляются и успешно функционируют представительства международных организаций;
- используются политические методы поддержки экспорта.
Отмена монополии государства на внешнеэкономическую деятельность, отказ от его диктата при выборе вида экспортируемой и импортируемой продукции, ее производителя и покупателя, установлении цен повлекли за собой расширение прав министерств и ведомств, регионов и непосредственных участников ВЭД, сместили акценты в регулирующей роли государства в сторону усиления нормотворческой деятельности, координирующей и контролирующей функций. В связи с этим появляются новые структуры, например.
Министерство
РФ по сотрудничеству с государствами
- членами СНГ, Федеральная служба
по валютному и экспортному
Изменение роли государства привело также к усилению экономических методов в регулировании ВЭД - косвенных средств воздействия, основанных на стоимостных рычагах, побуждающих субъектов ВЭД действовать с учетом своих интересов. На современном этапе большую роль в развитии ВЭД, кредитовании совместного предпринимательства, экспортно-импортных операций играют коммерческие банки: Внешторгбанк, Внешэкономбанк; появились и новые структуры, например. Тендерный комитет в рамках МВЭС РФ и др.
Организация управления основывается на следующих основных принципах:
1. Деление
государственных органов на
2. Определение
целей деятельности каждого
3. Установление характера взаимоотношений между звеньями
4. Взаимодействие
звеньев государственного
5. Взаимодействие
государственных органов
6. Взаимодействие
государственных органов с
7. Формирование
партнерских отношений
- общегосударственный;
- функциональный;
- отраслевой;
- территориальный;
- хозяйственный (субъектов ВЭД).
Среди этих
уровней выделим и
1. Высшие органы власти и управления
2. Центральные органы управления
3. Органы
управления в регионе;
4. Межотраслевые органы управления
5. Отраслевые органы управления
6. Зарубежные внешнеэкономические структуры
К высшим органам относятся Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Их основная функция - создание законодательной и нормативной базы, определяющей "правила поведения", полномочия, функции всей системы ВЭД.
Федеральное Собрание - представительный орган РФ принимает федеральные законы, относящиеся ко всем сферам социально-экономического развития России. По ряду вопросов в соответствии со ст. 106 Конституции РФ законы, принятые Государственной думой подлежат обязательному рассмотрению Президентом РФ. Так, например. Президент рассматривал закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и вернул его на доработку, после которой закон был подписан.
2 Роль ВЭД в социально-
Внешнеэкономическая деятельность во всех странах мира имеет огромное значение и пользуется поддержкой государства, но особое значение она имеет в условиях преодоления кризисных явлений в экономике и ускорения перехода к рыночному хозяйству.
Внешнеэкономическая
деятельность оказывает влияние
на развитие экономики в целом, во-первых,
благодаря получению валютной выручки
от экспорта. В настоящее время
экспорт превратился в
Во-вторых,
ВЭД способствует повышению технологического
уровня производства за счет импорта
современной техники и
В-третьих,
внешнеэкономическая
Рассматривая влияние ВЭД на социально-экономическое развитие страны в целом и отдельных регионов, следует особо выделить ее роль как структурообразующего и ускоряющего фактора.
ВЭД предоставляет большие возможности малым и средним предприятиям, например, в сфере международного туризма, транспортно-экспедиторской сфере и т.д.
Велика роль ВЭД в сбалансированности внутреннего рынка за счет импорта товаров массового спроса, а также снижения безработицы за счет расширения занятости в сфере обмена. Производство на экспорт способствует загрузке производственных мощностей, сохранению рабочих мест. Таким образом, ВЭД способствует повышению уровня качества жизни.
В условиях
острой необходимости решения
Именно
внешнеэкономические связи
Таким образом, внешнеэкономические связи РФ одно из важнейших средств формирования накопления, решения проблем преодоления структурного кризиса и экономической реконструкции.
В мире обращается от 20 до 35 млн. наименований всевозможных товаров. Все эти товары производить в отдельно взятой стране не реально, да и не нужно.
Например, номенклатура машиностроительной продукции около 1,5 млн. наименований. Самые развитые капиталистические страны, каковыми на сегодня являются США и Япония, производят каждая приблизительно по 700 тыс. наименований изделий. Поэтому часть недостающих изделий страны импортируют.
Информация о работе Роль ВЭД в социально-экономическом развитии России