Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:25, реферат
Целью данной работы является проследить переход от административно-командной системы экономики к рыночной, уделить внимание предпосылкам и результатам переходной экономики в России.
1. Предпосылки перехода к рыночной экономике. 3
Административно-командная экономическая система России. 3
Рыночная экономика 4
2. Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям. 5
Концепция перехода России к рыночной экономике. 5
3. Специфика перехода к рыночной экономике в России. 7
Предпосылки функционирования рыночной экономики. 8
4. Общие закономерности перехода к рыночной экономике. 10
5. Результаты переходной экономики в России. 12
Курс рубля и инфляция. 12
Приватизационная программа. 13
Возобновление экономического роста в России 14
6. Итоги 16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСТИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «ВятГУ»)
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра сервиса и торгового дела
Российская модель рыночной экономики.
Выполнила: студентка гр. СВ-11 Широкова Екатерина
Проверил: преподаватель Л.К. Прокопенко
Киров 2012
Оглавление:
Предпосылки перехода к рыночной экономике.
Административно-командная экономическая система России.
Ранее в СССР господствовала административно-командная экономическая система. Характерными чертами административно-командной системы являются общественная собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Всеми предприятиями управляет государство, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, и это подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. Бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.
Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В России с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.
Централизованное
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.
Нежизнеспособность этой
системы, ее невосприимчивость к
достижениям НТР и
Рыночная экономика.
Что же такое есть – рыночная экономика?
Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы — возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Также в рыночной экономике существует и свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.
Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей — максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.
Совершенная конкуренция предполагает:
1) множество покупателей и продавцов,
2) однородность товаров и услуг,
3) отсутствие ценовой дискриминации,
4) полную мобилъностъ всех ресурсов,
5) абсолютную информированность о ценах.
Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения добровольно заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц.
Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям.
В 80-90-х гг. правительству Советского Союза была предложена программа мероприятий по переходу к рыночно-демократическому обществу под названием "Согласие на шанс". Эта программа была разработана американскими учеными Гарвардского университета совместно с экономистами из Советского Союза Г. Явлинским, M. Задорновым и др.
Она опиралась на пять фундаментальных
принципов:
1. Либерализация цен.
Для того, чтобы они могли определяться
силами спроса и предложения, действующими
на рынке.
2. Формирование частной
собственности через приватизацию государственных
предприятий, включая легализацию права
частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей
части государственной
собственности и демонополизацию
производства в различных отраслях.
3. Создание условий для конкуренции, свободного предпринимательства
и реализации личного интереса.
4. Становление экономики открытого
типа, включая свободные торговые
отношения, надлежащую защиту иностранных
инвестиций.
5. Ограничение
прямого государственного
вмешательства в экономику. Это означает
отказ от большей части хозяйственных
функций государства. Вместо этого в рыночной
экономике главной задачей государства
являются защита и обеспечение
возможностей реализации права собственности
и заключаемых хозяйственных договоров,
содействие конкуренции на рынках через
проведение антимонопольной
политики, разумная налоговая и денежная
политика, развитие системы социальной
защиты, помощь в развитии основных отраслей
инфраструктуры: транспорта, связи и др.
За период 1985-1991 гг. Советский Союз совершает первые шаги на пути к демократии: свободные выборы республиканских и местных органов власти, отказ от конституционного закрепления монополии КПСС на власть, принятие законов, гарантирующих независимость печатных изданий, свободу вероисповедания и выезда из страны. Новый этап политических реформ открыло Заявление Президента СССР и лидеров девяти союзных республик от 23 апреля 1991 г., где было предусмотрено: завершение работы над новым Союзным Договором между суверенными республиками; в течение 6 месяцев со дня подписания Договора подготавливается и принимается новая Конституция Союза; за принятием новой Конституции следуют выборы новых союзных органов власти; признается право всех республик свободно определять свое членство в Союзе; запрещается дискриминация по национальному признаку.
Этот план, по мнению разработчиков,
позволит создать новый Союз на принципах
добровольности, равноправия и защиты
прав человека. После длительного господства
административно-командной системы в
экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг.
начался переход к рыночным отношениям.
Процесс предполагаемых реформ в Советском
Союзе был разделен на два этапа:
1)1991-1993 гг. - период создания юридических
и экономических институтов рыночной
экономики, а также превращения значительной
части государственной собственности
в частную;
2)1994-1997 гг. - дальнейший переход от
государственной собственности к частной,
военной промышленности к гражданской,
тяжелой индустрии к производству товаров
народного потребления и услуг, от закрытой
экономики к открытой, свободно торгующей
с другими странами.
Предполагалось, что выполнение программы
экономических реформ заменит командную
экономику Советского Союза системой
рыночных отношений.
Принципы предоставления финансовой
помощи России Западом
Масштаб
и сложность экономических
Стратегия широкомасштабной
поддержки Запада базируется на следующих принципах.
Запад будет предоставлять
помощь только в том случае, если руководство
России будет следовать заранее согласованной
программе реформ. Если этого не произойдет
или осуществление реформ будет приостановлено,
то такая помощь предоставляться не будет.
Поддержка будет предоставлена правительствами
и международными финансовыми институтами.
Это МВФ, Мировой Банк, Европейский Банк
Реконструкции и Развития и др. Причем
постепенно поддержка должна сокращаться.
Начиная с 1996 г.
большая часть помощи, поступающей
в Россию, должна представлять собой частные
инвестиции, привлекаемые российской
рыночной экономикой.
Итак, порядок (очередность и масштабы)
предоставления финансовой помощи, по мнению разработчиков
программы, должен быть тесно увязан с
порядком проведения реформ. Фактически
каждый шаг в этом процессе, характер и
источник финансирования связываются
с конкретными шагами проводимых реформ.
Переходная экономика это промежуточное состояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате социально-экономических преобразований. Определяющую роль в этих преобразованиях играет изменение отношений собственности.
Если переходная экономика в России после 1917 г. формировалась на основе господства государственной собственности, то в 90-х гг. началось движение от государственной собственности к частной. Впервые за всю цивилизацию мир стал свидетелем движения от "справедливого коммунизма" к "несправедливому", но свободному капитализму.
Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в результате правительственной политики "перестройки".
Россия начала рыночную реформу, имея командную экономику, которая формировалась на основе государственной собственности и централизованного управления. В России господствовала доктрина, что основа экономики - это тяжелая промышленность, или производство средств производства. В советской экономике производству потребительских товаров отводилась второстепенная роль, равно как и сфере услуг. Более 90% государственных производственных капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс и менее 10% - в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность. Это были самые отсталые отрасли с изношенным оборудованием. Они не могли удовлетворить все потребности населения.
В России производство работало ради
производства, а не ради потребителя,
чего не может быть в рыночной экономике.
Отсутствовали: свобода предпринимательства
и выбора, личный интерес при принятии
решений, конкуренция. В целом в середине
80-х гг. централизованная система управления
с неизбежностью вошла в глобальный экономический
кризис, связанный с кризисом всех других
социально-экономических отношений. Важнейшей
задачей продвижения к рыночным отношениям
стало становление частной собственности
и рынка, включающее новые формы регулирования
экономики.
Развитие рынка в России стало осуществляться
по нескольким направлениям:
1) разрушения государственных и становления частномонополистических
форм хозяйствования, что с неизбежностью
приводит к развитию денежного хозяйства;
2) освоения новых организационно-правовых форм предпринимательской
деятельности: индивидуального владения,
товарищества (партнерства), в том числе
акционерных обществ и др.
3) формирования рынка ресурсов: рабочей
силы, капитала, земли, в том числе рынка
недвижимости.
Рыночная экономика является наиболее эффективной, т.к. она способствует эффективному распределению ресурсов. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства.
Свойственные
рынку механизмы