Российская модель рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:25, реферат

Описание работы

Целью данной работы является проследить переход от административно-командной системы экономики к рыночной, уделить внимание предпосылкам и результатам переходной экономики в России.

Содержание работы

1. Предпосылки перехода к рыночной экономике. 3
Административно-командная экономическая система России. 3
Рыночная экономика 4
2. Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям. 5
Концепция перехода России к рыночной экономике. 5
3. Специфика перехода к рыночной экономике в России. 7
Предпосылки функционирования рыночной экономики. 8
4. Общие закономерности перехода к рыночной экономике. 10
5. Результаты переходной экономики в России. 12
Курс рубля и инфляция. 12
Приватизационная программа. 13
Возобновление экономического роста в России 14
6. Итоги 16

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (11).doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСТИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «ВятГУ»)

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра сервиса и торгового дела

 

 

 

 

 

Российская модель рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. СВ-11 Широкова Екатерина

Проверил: преподаватель Л.К. Прокопенко

 

Киров 2012

 

Оглавление:

 

Введение.

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому "административно-командная система", охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования в России.

Целью данной работы является проследить переход от административно-командной системы экономики к рыночной, уделить внимание предпосылкам и результатам переходной экономики в России.

 

Предпосылки перехода к рыночной экономике.

Административно-командная экономическая система России.

Ранее в СССР господствовала административно-командная экономическая система. Характерными чертами административно-командной системы являются общественная собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной  системы имеет ряд особенностей. Всеми предприятиями управляет государство, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, и это подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. Бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В России с административно-командной  системой решение ключевых экономических  задач имело свои специфические  особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение  материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия  непосредственных производителей и  потребителей. Оно происходило в  соответствии с заранее выбранными как "общественные" целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к  достижениям НТР и неспособность  обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали  неизбежными коренные социально-экономические  преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

 

Рыночная экономика.

Что же такое есть – рыночная экономика?

Рыночная экономика  характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы — возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Также в рыночной экономике существует и свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Личный интерес  выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей — максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Совершенная конкуренция предполагает:  
1) множество покупателей и продавцов,  
2) однородность товаров и услуг,  
3) отсутствие ценовой дискриминации,  
4) полную мобилъностъ всех ресурсов, 
5) абсолютную информированность о ценах.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения добровольно заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц.

 

Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям.

Концепция перехода России к рыночной экономике.

В 80-90-х гг. правительству Советского Союза была предложена программа мероприятий по переходу к рыночно-демократическому обществу под названием "Согласие на шанс". Эта программа была разработана американскими учеными Гарвардского университета совместно с экономистами из Советского Союза Г. Явлинским, M. Задорновым и др.

Она опиралась на пять фундаментальных принципов:  
 
1. Либерализация цен. Для того, чтобы они могли определяться силами спроса и предложения, действующими на рынке.  
2. Формирование частной собственности через приватизацию государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях.  
3. Создание условий для конкуренции, свободного предпринимательства и реализации личного интереса. 
4. Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций. 
5. Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику. Это означает отказ от большей части хозяйственных функций государства. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства являются защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта, связи и др.

За период 1985-1991 гг. Советский Союз совершает первые шаги на пути к демократии: свободные выборы республиканских и местных органов власти, отказ от конституционного закрепления монополии КПСС на власть, принятие законов, гарантирующих независимость печатных изданий, свободу вероисповедания и выезда из страны. Новый этап политических реформ открыло Заявление Президента СССР и лидеров девяти союзных республик от 23 апреля 1991 г., где было предусмотрено: завершение работы над новым Союзным Договором между суверенными республиками; в течение 6 месяцев со дня подписания Договора подготавливается и принимается новая Конституция Союза; за принятием новой Конституции следуют выборы новых союзных органов власти; признается право всех республик свободно определять свое членство в Союзе; запрещается дискриминация по национальному признаку.

Этот план, по мнению разработчиков, позволит создать новый Союз на принципах  добровольности, равноправия и защиты прав человека. После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.  
 
Процесс предполагаемых реформ в Советском Союзе был разделен на два этапа:  
 
1)1991-1993 гг. - период создания юридических и экономических институтов рыночной экономики, а также превращения значительной части государственной собственности в частную;  
2)1994-1997 гг. - дальнейший переход от государственной собственности к частной, военной промышленности к гражданской, тяжелой индустрии к производству товаров народного потребления и услуг, от закрытой экономики к открытой, свободно торгующей с другими странами. 
 
Предполагалось, что выполнение программы экономических реформ заменит командную экономику Советского Союза системой рыночных отношений.  
 
 
Принципы предоставления финансовой помощи России Западом

Масштаб и сложность экономических преобразований, которые предлагалось осуществить Советскому Союзу, безусловно, требовали экономической поддержки Запада.

 

Стратегия широкомасштабной поддержки Запада базируется на следующих принципах. 
 
Запад будет предоставлять помощь только в том случае, если руководство России будет следовать заранее согласованной программе реформ. Если этого не произойдет или осуществление реформ будет приостановлено, то такая помощь предоставляться не будет. 
 
Поддержка будет предоставлена правительствами и международными финансовыми институтами. Это МВФ, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития и др. Причем постепенно поддержка должна сокращаться.

Начиная с 1996 г. большая часть помощи, поступающей в Россию, должна представлять собой частные инвестиции, привлекаемые российской рыночной экономикой. 
 
Итак, порядок (очередность и масштабы) предоставления финансовой помощи, по мнению разработчиков программы, должен быть тесно увязан с порядком проведения реформ. Фактически каждый шаг в этом процессе, характер и источник финансирования связываются с конкретными шагами проводимых реформ.

 

Специфика перехода к рыночной экономике в России.

Переходная экономика это промежуточное состояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате социально-экономических преобразований. Определяющую роль в этих преобразованиях играет изменение отношений собственности.

Если  переходная экономика в России после 1917 г. формировалась на основе господства государственной собственности, то в 90-х гг. началось движение от государственной собственности к частной. Впервые за всю цивилизацию мир стал свидетелем движения от "справедливого коммунизма" к "несправедливому", но свободному капитализму.

Отсчет переходной экономики в  России начался со 2 января 1992 г. в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в результате правительственной политики "перестройки".

Россия  начала рыночную реформу, имея командную  экономику, которая формировалась на основе государственной собственности и централизованного управления. В России господствовала доктрина, что основа экономики - это тяжелая промышленность, или производство средств производства. В советской экономике производству потребительских товаров отводилась второстепенная роль, равно как и сфере услуг. Более 90% государственных производственных капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс и менее 10% - в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность. Это были самые отсталые отрасли с изношенным оборудованием. Они не могли удовлетворить все потребности населения.

В России производство работало ради производства, а не ради потребителя, чего не может быть в рыночной экономике. Отсутствовали: свобода предпринимательства и выбора, личный интерес при принятии решений, конкуренция. В целом в середине 80-х гг. централизованная система управления с неизбежностью вошла в глобальный экономический кризис, связанный с кризисом всех других социально-экономических отношений. Важнейшей задачей продвижения к рыночным отношениям стало становление частной собственности и рынка, включающее новые формы регулирования экономики.  
 
Развитие рынка в России стало осуществляться по нескольким направлениям: 
 
1) разрушения государственных и становления частномонополистических форм хозяйствования, что с неизбежностью приводит к развитию денежного хозяйства; 
2) освоения новых организационно-правовых форм предпринимательской деятельности: индивидуального владения, товарищества (партнерства), в том числе акционерных обществ и др. 
3) формирования рынка ресурсов: рабочей силы, капитала, земли, в том числе рынка недвижимости.

Рыночная экономика является наиболее эффективной, т.к. она способствует эффективному распределению ресурсов. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства.

Свойственные  рынку механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства.

Информация о работе Российская модель рыночной экономики