Российские монополии: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование истории и современности монополий в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть возникновение
изучить сущность монополий и их характеристики;
выявить формы и виды монополий;
рассмотреть историю развития монополий в России;
изучить современные монополии, их формирование и развитие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Монополии: возникновение, сущность и виды……………..5
1.1. Возникновение монополий…………………………………………...5
1.2. Сущность монополий, и их характеристики………………………..8
1.3. Формы и виды монополий………………………………………..…10
ГЛАВА 2. Монополии в России…………………………………………13
2.1. История развития монополий в России…………………………….13
2.2. Современные монополии: формирование и развитие……………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая по микро.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации.

Таким образом, если в  странах рыночной экономики монополизация  обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых  компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя. При этом монополизм в социалистической экономике был распространен значительно шире, чем в рыночной. [4]

Усиление монополизма  при переходе к рынку.

Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому  усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

Однако гораздо большее  значение имело изменение условий  хозяйствования. Благодаря им резко  усилились последствия монополизации  и ее влияние на экономику. Дело в  том, что превращение российских заводов в частные предприятия  создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все 3 важнейших последствия монополизации (занижение производства, завышение цен, получение монопольных сверхприбылей), до той поры сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу.

Монополии России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. И в основном в России распространены естественные монополии.

Во-вторых, в российской экономике очень распространено такое явление как “локальный”  монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия  в регионах невольно оказываются  в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии. [6]

Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Естественная монополия – это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Главные естественные монополисты России:

       - ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

       - РОСНЕФТЬ (разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии);

       - РЖД (железнодорожные перевозки);

Стратегической целью  ОАО «Газпром» является становление  как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых  рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.  Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.

При планировании и реализации своих проектов «Газпром» уделяет  особое внимание инновационной деятельности. Кроме того, успех работы компании невозможен без развития долгосрочных отношений с субъектами Российской Федерации.

Группа «Газпром» является крупнейшей компанией мира по величине запасов природного газа. По состоянию  на 31 декабря 2008 г. запасы газа оценивались в 33,1 трлн. куб. м, нефти — в 1,6 млрд. т.

По объемам добычи газа Группа «Газпром», на долю которой  приходится около 18% мировой добычи, является лидером среди нефтегазовых компаний мира. В 2008 г. Группой добыто 549,7 млрд. куб. м газа, и 32,0 млн. т нефти.

Природный газ Средней  Азии является важным элементом формирования общей ресурсной базы ОАО «Газпром». В 2008 г. Группой «Газпром» приобретено 66,1 млрд. куб. м среднеазиатского газа.

ОАО «Газпром» владеет  крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния потребителям Российской Федерации и за рубеж. Протяженность магистральных газопроводов «Газпрома» превышает 159 тыс. км.

 

«Газпром» нацелен на расширение производства продуктов  газохимии, повышение извлечения ценных компонентов из газа и увеличение производства продуктов более глубокой степени переработки. В 2008 г. Группой переработано 38,4 млрд. куб. м газа и 40,1 млн. т нефти.

В Российской Федерации  «Газпром» занимает лидирующее место  в распределении газа. Поэтому  газификация регионов России является одной из главных задач Группы. В 2008 г. программа газификации реализовывалась в 64 субъектах Российской Федерации, а в 2009 г. предусмотрены инвестиции для реализации проектов газификации в 68 регионах России. [13]

«Роснефть» стремится  укрепить свое положение среди ведущих  мировых энергетических корпораций и занять лидерские позиции по операционным и финансовым показателям, а также по акционерной стоимости.

Ключевыми условиями  достижения этих целей компания считает:

- непрерывное повышение эффективности по всем направлениям деятельности;

- инновационный подход к развитию;

- повышение информационной прозрачности и открытости;

- соблюдение высоких стандартов корпоративного управления;

- высокую социальную ответственность;

- строгое соблюдение российских и международных стандартов экологической и промышленной безопасности.

Динамичное развитие компании «Роснефть» в последние годы позволило создать мощный потенциал для устойчивого роста и планомерной реализации стратегических задач. Ключевыми составляющими этого потенциала являются уникальная ресурсная база, высококвалифицированные кадры, а также эффективная система инновационного развития. Неблагоприятная макроэкономическая ситуация, сложившаяся в конце 2008 г., внесла определенные коррективы в планы компании, однако не повлияла на ее стратегию.

Основными стратегическими приоритетами Компании являются:

1)Устойчивый рост добычи нефти

«Роснефть» ставит перед  собой задачу довести годовой  объем добычи нефти со 106,1 млн. т (2,1 млн. барр./сут) в 2008 г. до 180 млн. т (3,6 млн. барр./сут) к 2030 г. при условии благоприятной макроэкономической конъюнктуры.

В краткосрочной перспективе  рост добычи связан в первую очередь  с месторождениями в традиционных регионах деятельности компании «Роснефть» – прежде всего в Западной Сибири. Основной прирост добычи в данном регионе обеспечивается крупнейшим месторождением компании – Приобским, запасы которого составляют более 30% от суммарных доказанных запасов нефти компании «Роснефть». Кроме того, в 2008 г. совместно с ТНК-BP было введено в промышленную эксплуатацию Верхнечонское месторождение в Восточной Сибири, которая является новым перспективным регионом добычи Компании. В ближайшее время планируется начать промышленную добычу нефти на Ванкорском месторождении в Восточной Сибири, разработка которого является самым масштабным проектом такого рода в России за последние 20 лет.

Долгосрочный рост добычи компании «Роснефть» связан с активами в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, а также на шельфе южных морей России. В этих регионах Компания ведет активную геологоразведочную деятельность.

2) Монетизация запасов газа

Компания «Роснефть» владеет 784 млрд. куб. м доказанных запасов газа по международной классификации, причем в разработке находится только 22% запасов. В связи с этим развитие газового сектора и монетизация запасов являются одной из приоритетных задач компании.

«Роснефть» планирует  увеличить добычу газа с 12,4 млрд. куб. м в 2008 г. до 55 млрд. куб. м к 2020 г. Основой роста добычи станет Харампурское месторождение в Западной Сибири, на котором сосредоточено около половины доказанных запасов газа компании.

Монетизации запасов  газа также способствует реализуемая компанией «Роснефть» программа увеличения уровня использования попутного нефтяного газа до 95%, в том числе с целью соответствия перспективным требованиям российского законодательства.

3) Развитие сектора переработки и сбыта

В сегменте переработки и сбыта основным приоритетом компании «Роснефть» является обеспечение устойчивого роста как количественных, так и качественных показателей с целью сохранения и по возможности улучшения баланса между объемами добычи и переработки, а также соблюдения современных требований к производимой продукции.

Стратегические цели компании – выпуск моторных топлив, соответствующих нормам Евро-5, и повышение выхода светлых нефтепродуктов как минимум до 78% к 2015 г., а также увеличение объема переработки нефти до 80 млн. т (585 млн. барр.) в год к 2020 г.

НК «Роснефть» стремится  реализовывать максимально возможный  объем продукции напрямую конечному  потребителю. С этой целью Компания непрерывно расширяет и модернизирует сеть АЗС, а также развивает новые направления – бункеровку и авиазаправочный бизнес. [15]

Компания "Российские железные дороги" (РЖД) является одной  из самых крупных (входит в тройку лидеров) транспортных систем мира. Это  российская монополия, управляющая всеми магистральными железнодорожными путями и единолично предоставляющая на них услуги локомотивной тяги.

Эксплутационная длина  ее путей сообщения - 85,5 тыс. км. Из них 42,3 тыс. км. путей электрифицировано (первое место в мире). Ежегодно "РЖД" перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов. Эта компания обеспечивает 39% совокупного грузооборота России и свыше 41% пассажирооборота (данные на середину 2008 г.). [14]

В  независимости   от   того,   является   ли   предприятие-монополист естественным  или  искусственным,  каждое  из  таких  предприятий   обладает монопольной властью, т.е. способностью  регулировать  цену  на  производимый товар через ограничение  предложения.  Зачастую  монополисты  злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить  конкуренцию,  и  таким  образом  причиняют ущерб   потребителям.    Такое    явление    называется    монополистической деятельностью,   и   проявляется   эта   деятельность   в   форме    ценовых злоупотреблений.

      Предприятия-монополисты   злоупотребляют   своим   особым   положением устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас  в России  практикуются  монопольно  высокие  цены,  а  в  странах  с  развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг  более  200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий,  занимающих  доминирующее  положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

В  условиях  современной  российской  экономики  монопольная  рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не  получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса  затрат  на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.

Для преодоления  высокой степени монополизации  российской  экономики и для  развития  конкуренции  были  разработаны  специальные   государственные программы. Основной задачей этих  программ  являлось  снижение  концентрации производства и создание необходимых  условий  для  развития  конкуренции  на рынках  РФ  по  приоритетным  группам товаров,   а   также   диверсификация производства   и   увеличение   выпуска    конкурентоспособной    продукции. Исследования показывают, что число предприятий,  не  ощущающих  конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях  не  превышает  10-15%,  лишь  в отдельных достигая 20% и выше.

В общем, российские монополисты федерального уровня –  это узкоспециализированные производства. Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались  государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям.

В общем, монополии  это достаточно устойчивое явление  в современной экономике Российской Федерации. Особенно, естественная монополия, которая вряд ли изживет себя, пока есть сферы потребления природных ресурсов. Но для того, что бы монополизация отрасли не приводила к негативным последствиям необходимо проводить государственное регулирование монополий. Вследствие того, что в России наиболее развиты естественные монополии, которые являются жизненно важными для страны, государство должно контролировать цены, и с помощью законодательства не давать монополистам полной власти при установлении цены на данный вид ресурса. Так что можно сказать, что в свете развития монополий, должно происходить развитие антимонопольной политики. [12]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе данной работы мы пришли к следующим выводам:

1) Монополии начали появляться практически сразу же с появлением обмена и рынка, начиная с античного времени;

Информация о работе Российские монополии: история и современность