Российское предпринимательство: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 02:03, курсовая работа

Описание работы

Государственную поддержку необходимо направлять не на административно - директивное регулирование, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки.
Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса, политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает ощутимых результаты в достижении сбалансированного экономического роста.

Содержание работы

Введение 3
Раздел I Основы предпринимательства в РФ 5
1.1.Сущность и основные черты предпринимательской деятельности 5
1.2.Организационные формы предпринимательства 9
1.3.Участники предпринимательской деятельности в России 15
1.4.Принципы ведения коммерческой деятельности предприятия 28
Раздел II Анализ развития предпринимательства в России 30
2.1.Отраслевая и региональная структуры развития предпринимательства 30
2.2.Проблемы развития предпринимательства 30
Раздел III Перспективы развития предпринимательства 33
3.1.Перспективы кредитования 33
3.2.Проблемы социально ответственного поведения предпринимательства и перспективы его развития 35
3.3.Основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды 36

Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике (макроэкономика).docx

— 72.79 Кб (Скачать файл)

  Предприниматель, как говорят,  не сидит на месте, он непрерывно  ищет что-то новое. Чтобы выдержать  конкуренцию, он непрерывно совершенствует  технологию своего производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в среде его действия.

 

 

1.2.Организационные формы предпринимательства

 

Все многообразие видов предпринимательских  структур является проявлением видовых  различий трех организационных форм предпринимательства: индивидуальной, товарищества или партнерства и корпорации (акционерные общества). Названные формы принято делить на две группы - частные и общественные. К первой группе относятся индивидуальные предприниматели и партнерства, а ко второй - корпорации.

Деление это носит не формальный характер. Во-первых, для индивидуальной, частной  формы и товарищества обычно характерно непосредственное объединение функций  владения и управления, в то время  как корпорации присуще полное обособление  этих функций. Во-вторых, что касается частных форм, то хозяйственная ответственность  по осуществлению предпринимательской  деятельности, как правило, распространяется на самих владельцев. Здесь собственность  предприятия не отделена от собственности  владельца, в отличие от корпораций, где такое отделение четко  зафиксировано, ограничивая ответственность  ее владельцев. В-третьих, если корпорации обязаны функционировать в открытой для общества форме, публикуя ежегодно отчет о результатах своей  финансовой деятельности, то индивидуальные предприниматели и товарищества вправе сохранять конфиденциальность в этом отношении, предоставляя подобную информацию только уполномоченным органам. 

Индивидуальные  предприниматели – лица, осуществляющие коммерческую деятельность на основе принадлежащей им собственности, непосредственно  управляющие ею и несущие полную имущественную ответственность  за ее результаты. 

В странах  рыночной экономики индивидуальные предприниматели составляют подавляющую  долю среди всех форм организации  предпринимательства, хотя их доля в  обороте не столь значима. Единоличное  предпринимательство - самая простая  форма предпринимательства. Тем  не менее, распространенность ее обусловлена  не только простотой организации  и оформления, но и в силу ряда имеющихся у нее преимуществ, - сильной мотивацией, оперативностью и гибкостью.

Являясь единоличным собственником, индивидуальный предприниматель присваивает весь полученный доход, что уже само по себе является мощным стимулом для  инициативной деятельности. Кроме того, непосредственная причастность к управленческой деятельности не только приносит личное удовлетворение, но и способствует укреплению положения в обществе. Все это создает мощные стимулы  для предпринимательских начинаний.

Индивидуальные  предприниматели в наибольшей степени  приближены к рыночному спросу. Непосредственно  работая с потребителями и  поставщиками, они способны быстро реагировать на самые незначительные колебания конъюнктуры. Осуществляя  производство в незначительных масштабах, они могут быстро переориентировать  его на выпуск более конкурентоспособной  продукции. Оперативность и гибкость - важнейшие преимущества индивидуальной формы предпринимательской деятельности. 

Вместе  с тем, она имеет и ряд недостатков. Во-первых, отдельный предприниматель  не в силах организовать крупное  производство, так как его финансовые возможности ограничены. Закупая  ресурсы небольшими партиями, он вынужден платить более высокую цену за них. Ограничены у него возможности  в получении всей возможной экономии от масштаба производства. Все это  оборачивается более высокими издержками производства, что снижает конкурентоспособность  мелкого предприятия. Во-вторых, осуществление  одним человеком разных функций - управленческой, снабженческой, финансовой, маркетинговой и кадровой - снижает  эффективность руководства в  целом как в силу чрезмерной нагрузки, так и по причинам недостатка знаний. Привлечение же к решению этих вопросов посторонних лиц или организаций ведет к снижению мотивации и рассредоточению ответственности, что нежелательно для предпринимателя. И все же наиболее значительным недостатком индивидуальной формы предпринимательства является полная хозяйственная ответственность предпринимателя. Она как бы делает его заложником своего "дела". Ведь в правовом отношении предприниматель отвечает не только активами предприятия, но и всем своим имуществом и в случае неблагоприятного исхода дел может его лишиться. Риск очень высок, и это сдерживает новаторские возможности индивидуального предпринимателя.

Стоящие перед индивидуальным предпринимателем проблемы ограниченности ресурсов и  высокого риска могут быть в известной  степени преодолены посредством  организации товарищества.

Товарищество (партнерство) - объединение закрытого  типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности  и принимающих непосредственное участие в управлении.

В ряду характеризующих товарищество черт следует выделить:

-фиксированный  состав участников;

-долевое  участие в предприятии;

-участники  несут личную имущественную ответственность.

В организационном  плане товарищество, хотя и требует  договора между его участниками, остается достаточно простой формой организации предпринимательства. Между тем, сохраняя преимущества индивидуального  предпринимателя, эта форма дает куда большие возможности для  привлечения ресурсов в силу расширения круга участников. Более широкая  имущественная база позволяет расширить  возможности привлечения кредитных  источников, гарантируемых теперь имуществом всех участников. Товарищество - это, по сути дела, специфическая форма разделения риска. Будучи разделенным среди  участников товарищества, риск снижается  в отношении каждого из них. Кроме  того, объединение знаний многих людей, возможности их специализации на определенных функциях управления предприятием в значительной степени снимают проблемы, с которыми сталкивается отдельный индивидуальный предприниматель. В значительной степени повышается устойчивость самого предприятия, существование которого теперь не столь сильно связано с личностью владельца, поскольку паи могут быть переданы другим лицам в случае выхода кого-либо из участников из дела.

Однако  и товарищество не лишено недостатков. Во-первых, разделение функций управления среди участников товарищества создает  трудности в виде возможного возникновения  конфликтов как на основе конкуренции  между участниками, так и борьбы за лидерство. Кроме того, снижается  оперативность в принятии решений. Во-вторых, товарищество все же сохраняет  в себе чрезмерную ответственность  участников притом в значительной степени  теперь обусловленную и чужими ошибками. Все это делает данную форму организации  предпринимательской деятельности достаточно уязвимой, Не случайно она  наименее распространена.

Корпорация - основанное на долевом участии в капитале объединение, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников. Корпоративная форма организации предпринимательства сложилась в конце ХIХ века и была обусловлена качественными сдвигами в производительных силах общества. Она как раз явилась той формой, которая, с одной стороны, расширила базу привлечения финансовых средств, обеспечив мобилизацию капиталов, а с другой, ограничила уровень риска чрезвычайно возросшего в связи с масштабными финансовыми вложениями.

В современной  рыночной экономике именно корпорации играют ключевую роль. Имея скромную долю в структуре организационных  форм – не более 20-25%, корпорации дают 80-90% хозяйственного оборота. Между  тем, сущностные особенности корпорации связаны отнюдь не с масштабностью  их деятельности, тем более что  большинство корпораций все же имеют  довольно скромные размеры.

Главная экономическая особенность  корпоративной формы состоит  в том, что она выступает законченной  формой обособления собственности  от управления и экономически и юридически обособлена по отношению к ее учредителям и участникам, что в корне отличает ее от единоличных предпринимателей и партнерств. Обособление собственности и управления обеспечило корпорации те неоспоримые преимущества, которые и обусловили ее ведущую роль в экономике. Во-первых, ограничение имущественной ответственности, позволило привлечь к инвестированию широкие слои населения, обеспечивая достаточно быструю по времени и значительную по объемам централизацию капитала. Кроме того, снижение риска способствует активизации новаторской функции предпринимательства. Во-вторых, обособление функции управления функции от собственности обусловило чрезвычайную устойчивость корпорации как хозяйственного образования, существующего не зависимо от ее учредителей и участников. Это создало условия для стабильного, ориентированного на перспективу развития и выдвинуло на первый план задачи реализации долгосрочных стратегических целей, что при способности корпоративной форм централизовать значительные капиталы дает ей неограниченные возможности для роста. В-третьих, беспрепятственное, в условиях развитого рынка ценных бумаг, перемещение долевого участия через куплю-продажу акций дает еще одно существенное преимущество - ликвидность, т.е. возможность обратить инвестированные средства в денежную форму, что является чрезвычайно привлекательным для широких масс потенциальных инвесторов.

Конечно, как и любая другая форма, корпорация также не лишена недостатков. Прежде всего, это организационные трудности, возникающие оформлении и регистрации  данной формы, преодоление которых  требует значительных усилий и средств. Кроме того, сам порядок образования  корпоративных образований достаточно жестко регулируется и связан с определенными  ограничениями. Существенным недостатком  корпоративной формы организации  является излишнее налоговое бремя, возникающее в связи с двойным  налогообложением - сначала прибыли  корпорации, а затем выплачиваемых акционерам дивидендов. Требования открытости в виде обязательной публикации ежегодных отчетов о финансовом состоянии не только делают корпорацию более уязвимой для конкурентов, но и ориентируют управляющих на достижение краткосрочных целей, чтобы удовлетворить требования акционеров и привлечь инвесторов.

Однако  наиболее сложный вопрос для корпоративной  формы – это взаимоотношения  между акционерами и управляющими. Хотя юридически корпорация принадлежит  акционерам, они редко заняты в  управлении ею. Чаще всего их управленческое воздействие ограничивается выборами руководящих органов корпорации и участием в выработке стратегии  хозяйственной деятельности. Потенциально держатели акций могут оказывать  влияние путем смены руководства, но не располагая достаточной информацией  они обычно склонны поддержать предложения  руководства. Поэтому реальная власть оказывается сосредоточенной в  руках управляющих, повседневно  осуществляющих руководство корпорацией. Эта проблема может быть смягчена при помощи инструментов как законодательного, так и экономического характера. В первом случае в виде механизмов контроля за деятельностью управляющих, а во втором - форм материального  стимулирования как способа вынудить управляющих работать в интересах  акционеров. Ясно одно, чем более  распыленным является акционерный  капитал, тем более вероятной  становится возможность злоупотреблений  со стороны управляющих.

Существуют  разные типы корпоративных объединений. Наиболее распространенным из них является акционерное общество, мобилизующее капитал путем выпуска ценных бумаг: акций и облигаций. Держатели  акций общества являются совладельцами  и имеют право на участие в  управлении им, в то время как  держатели облигаций, получающие фиксированный  доход, выступают лишь в роли кредиторов и не принимают участия в управлении. Главная отличительная особенность  акционерного общества состоит в  свободной циркуляции его ценных бумаг на открытом рынке. Поэтому  их часто называют общественными, хотя по сути это частные предприятия. Среди других типов корпоративной организации следует отметить, так называемые S-корпорации, представляющие собой сочетание качеств корпорации и партнерства. Как и в акционерном обществе, держатели акций S - корпорации, количество которых законодательно ограничивается, несут ограниченную ответственность, избегая в то же время двойного налогообложения. Нельзя не сказать о холдингах, являющихся держателями акций других корпораций и выступающих, таким образом, своеобразной формой регулирования всей корпорацией. Довольно широкое распространение получили профессиональные корпорации, представляющие собой объединения по профессиональному признаку - юристов, медиков и т.п., участники которых оказывают соответствующие услуги. Профессиональные корпорации - это своеобразная форма акционерного общества закрытого типа.

 

 

1.3.Участники  предпринимательской деятельности  в России

 

Один  и тот же тип организации предпринимательской  деятельности может включать в себя неоднородные по своему характеру отношения  имущественных правомочий, принципов  организации и управления, что  требует соответствующего их правового  оформления. Поэтому на практике предпринимательская  деятельность осуществляется в конкретных хозяйственно-правовых формах, отражающих не только функциональные особенности  самих организационных форм, но и  национальные особенности правового  режима страны. В Российской Федерации  структура хозяйственно-правовых форм определена «Гражданским Кодексом РФ». Он подразделяет всех участников предпринимательской  деятельности по юридическому статусу  на физических лиц и юридических лиц, а по цели деятельности – на коммерческие и некоммерческие организации.

Каждая  из этих форм хозяйствования занимает свое конкретное место в структуре  предпринимательской деятельности. Каждый субъект выполняет определенные, присущие исключительно ему функции.

Далее рассмотрим  вкратце особенности  некоторых из перечисленных форм хозяйствования субъектов предпринимательской  деятельности.

К физическим лицам отнесены граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под свою имущественную ответственность. Эта группа лиц представлена индивидуальными  предпринимателями.


Юридическими лицами признаются организации, в том числе и создаваемые  отдельными гражданами, которые имеют  обособленное имущество, самостоятельный  баланс, могут приобретать имущественные  и неимущественные права и  отвечают своим имуществом по возникающим  в отношении их обязательствам. Юридические  лица дифференцированы, во-первых, по цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации, во-вторых, в зависимости  от характера правомочий учредителей - в отношении имущества юридического лица. Одну группу составляют хозяйственные  товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, являющиеся юридическими лицами, в  отношении которых их участники  имеют обязательные права, то есть определенные законом и учредительным договором. Другая группа юридических лиц, на имущество  которых участники имеют право  собственности, представлена унитарными предприятиями и финансируемыми собственником учреждения. Наконец, третья группа - общественные и религиозные  организации, благотворительные фонды, союзы и ассоциации юридических  лиц, в отношении которых участники  не имеют имущественных прав и  обязательств. В-третьих, в зависимости  от особенностей организации, юридические  лица подразделяются на ряд видовых  форм.

Информация о работе Российское предпринимательство: проблемы и перспективы развития