Россия и ее роль в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Наша страна является самой крупной по территории – 17.4 млн.км2, с населением 148 млн. человек (6-е место в мире). В наших недрах находятся огромные природные ресурсы. Особенно велики запасы угля и углеводородного сырья (до 20% объёма мировых запасов). Структура производства в целом – индустриальная (доля промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП) – 64%, но основное место принадлежит топливно-энергетическим отраслям. Это предопределяет структуру российского экспорта. В процессе перехода к рынку роль внешнеэкономического фактора существенно возросла, хотя после распада СССР экономическое развитие страны характеризовалось существенным спадом.

Содержание работы

1. Роль внешнеэкономического фактора в социально-экономическом развитии.
2. Внешнеэкономическая деятельность, создание механизма управления внешними экономическими связями.
3. Россия в международных экономических организациях.
4. Новая расстановка сил России в мировом хозяйстве.
5. Россия в мировом хозяйстве.
6. Процессы расширения участия РФ в системе международных экономических отношений.

Файлы: 1 файл

озеров.docx

— 86.61 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить следующие основные отрицательные  черты воздействия транснациональных  корпораций на экономику принимающих  стран, создающие угрозу их национальной безопасности:

· возможность  навязывания компаниям принимающей  страны неперспективных направлений  в международной системе разделения труда, опасность превращения принимающей  страны в место сброса устаревших и экологически опасных технологий;

· захват иностранными фирмами наиболее развитых и перспективных  сегментов промышленного производства и научно-исследовательских структур принимающей страны, оттеснение национального  бизнеса;

· возрастание  рисков в развитии инвестиционного  и производственного процессов;

· сокращение доходов  госбюджета из-за использования ТНК  внутренних (трансфертных) цен.

Транснационализация деятельности снижает экономические риски для корпораций, но повышает их для принимающих стран. Дело в том, что транснациональные корпорации могут довольно легко перемещать свои капиталы между странами, покидая страну, испытывающую экономические трудности, и уходя в более благополучные. Естественно, что в этих условиях ситуация в той стране, из которой ТНК резко уводят свои капиталы, становится еще тяжелее, поскольку массовое изъятия капитала ведет к безработице и прочим негативным явлениям.

Крайне настороженное  отношение развивающихся стран  к ТНК приводило в 1950-1970-е к  национализациям их предприятий  под лозунгами борьбы с "империализмом" за экономическую свободу. Однако затем  выгоды от общения с ТНК стали  рассматриваться как превышающие  возможные потери. Одним из проявлений изменения политики явилось сокращение уже во второй половине 1970-х числа  проводимых в развивающихся странах  операций по национализации. В 1980-е  дальнейшее улучшение отношений  между ТНК и развивающимися странами вообще положило конец "антиимпериалистическим" национализациям.

В 1970-1980-е на уровне ООН предпринимались попытки  выработать кодекс поведения транснациональных  корпораций, который поставил бы их действия в определенные рамки. Эти  попытки встретили сопротивление  ТНК, и в 1992 переговоры по выработке  кодекса поведения транснациональных  корпораций были прекращены. На настоящий  момент по вопросам, касающимся социальной ответственности корпораций, проводится большая работа на международном  уровне, которая заключается в  установлении многосторонних стандартов и норм. На Всемирном экономическом форуме, прошедшем в Давосе в 1999 году Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выступил с инициативой "Глобальный договор", в котором призывает ведущих представителей мирового бизнеса принять девять принципов, основанных на ряде документов ООН, в том числе на Всеобщей декларации прав человека, Декларации об основных принципах и правах на производстве и Декларации Рио-де-Жанейро Выводы встречи министров иностранных дел государств-членов «Группы восьми» (Рим, 18-19 июля)// Дипломатический вестник. - 2001. - №8. - с. 30-36.

В 2002 году 36 крупнейших ТНК подписали заявление о "корпоративном  гражданстве", содержащем признание  необходимости социальной ответственности  бизнеса. Но это добровольное заявление  пока остается скорее декларацией о  намерениях, чем сводом конкретных обязательств.

Политика развивающихся  стран по отношению к ТНК направлена на максимально возможное согласование притока иностранного капитала с  решением первоочередных экономических  задач. Именно поэтому в своей  политике по отношению к ТНК развивающиеся  страны сочетают ограничительные и  стимулирующие меры, ищут и, как правило, находят необходимый паритет  между собственными целями и интересами ТНК.

Принимающие страны склонны считать, что получаемые транснациональными корпорациями прибыли  чрезмерно велики. Получая налоги от ТНК, они убеждены, что могли  бы получать гораздо больше, если бы транснациональные корпорации не объявляли  свои прибыли в странах с низким уровнем налогообложения. Это же мнение о ТНК как о нерадивых  налогоплательщиках часто разделяют  и налоговые органы "материнских  стран". Дело в том, что существенная доля международной торговли (около 30%) состоит из внутрифирменных потоков  транснациональных корпораций, причем продажа товаров и услуг одного подразделения ТНК другому часто  производится не по мировым, а по условным внутрифирменным, трансфертным ценам. Эти цены могут быть специально занижены или завышены, чтобы, например, уводить  прибыль из стран с высокими налогами и переводить ее в страны с либеральным  налогообложением.

Помимо налоговых  потерь, страны, вывозящие капитал, с развитием ТНК теряют контроль над деятельностью большого бизнеса. ТНК часто ставят свои интересы выше интересов своей страны, а в  кризисных ситуациях ТНК легко "меняют лицо". Так, во время Второй мировой войны ряд германских фирм создали ТНК, штаб-квартиры которых базировались в нейтральных странах. Благодаря этому фашистская Германия получала комплектующие для своих торпед из Бразилии, сахар - из Кубы (находившейся под контролем воюющих с Германией США).

Деятельность  сильных ТНК, чья экономическая  мощь превосходит потенциал многих государств, качественно меняет саму систему управления мировым хозяйством. Если еще в середине 20 в. главными регуляторами мирового экономического порядка были правительства сильных держав, то к концу 20 в. сложилось своеобразное "троевластие": помимо национальных правительств на мирохозяйственные отношения влияют суперфирмы-ТНК и надгосударственные организации (такие как Мировой банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и т.п.). Суверенным государствам (включая Россию) приходится сначала в экономической, а затем и в политической сфере делить власть с этими новыми субъектами мирохозяйственных отношений. Некоторые экономисты полагают, что влияние государств идет на убыль, реальная власть все больше переходит в руки транснациональных корпораций и контролируемых ими международных институтов.).

Если национальные правительства находятся под  контролем своих граждан, а надгосударственные организации - под контролем их соучредителей, то лидеры транснационального бизнеса никем не избраны и никому не подотчетны. Ради прибыли международные олигархи могут наносить серьезный ущерб экономике даже высокоразвитых стран, уклоняясь при этом от какой-либо ответственности.

Наиболее распространенным заблуждением о последствиях деятельности транснациональных корпораций является мнение, будто в результате международных  операций транснациональных корпораций одни страны обязательно выигрывают, а другие несут потери. В реальной жизни возможны и другие результаты: обе стороны могут оказаться  в выигрыше или в проигрыше. В  таблице 1 показан баланс выгод и  потерь от деятельности ТНК.

Таблица 1. Последствия  деятельности ТНК

 
 

Для принимающей стороны

Для страны, вывозящей капитал

Для всего мирового хозяйства

 

Позитивные последствия

Получение дополнительных ресурсов (капитал, технологии, управленческий опыт, квалифицированный труд);

рост производства и занятости;

стимулирование конкуренции;

получение госбюджетом дополнительных налоговых доходов.

унификация экономических "правил игры" (импорт иститутов), рост влияния на другие страны;

рост доходов

1) стимулирование глобализации, рост единства мирового хозяйства;

2) глобальное планирование - создание предпосылок для "социального  мирового хозяйства"

 

Негативные последствия

внешний контроль за выбором специализации страны в мировом хозяйстве; вытеснение национального бизнеса из наиболее привлекательных сфер; рост неустойчивости национальной от налогов экономики; уклонение большого бизнеса от налогов

снижение государственного контроля; уклонение большого бизнеса  от налогов.

появление мощных центров  экономической власти, действующих  в частных интересах, которые  могут не совпадать с общечеловеческими

 
         

Из таблицы видно, что  баланс выгод и потерь от деятельности ТНК во многом зависит от контроля над их деятельностью со стороны  правительств, общественных и наднациональных  организаций.

Глава 3. Место России в мировой экономике

3.1 Деятельность  иностранных ТНК в России

Транснациональные корпорации, выступающие движущей силой  прямых иностранных инвестиций с  каждым годом все более увеличивают свое присутствие в экономике России. Законодательством РФ предусмотрены меры по привлечению иностранных инвестиций. Регулирование иностранных инвестиций осуществляют государственные структуры. Правовое регулирование в России осуществляется федеральным законом №160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" от 09.07.1999 года.

Иностранные инвестиции не подлежат национализации и конфискации. На международном уровне иностранные  инвестиции в России защищаются также  двусторонними соглашениями о взаимной защите и поощрении инвестиций.

Таблица 2. Объем  инвестиций, поступивших от иностранных  инвесторов в экономику России в 2007 году

 
 

Млрд. долл. США

В процентах к итогу

 

Всего инвестиций

120941

100

 

Из них из стран:

     

Соединенное Королевство (Великобритания)

26328

21,8

 

Кипр

20654

17,1

 

Нидерланды

18751

15,5

 

Люксембург

11516

9,5

 

Франция

6696

5,5

 

Швейцария

5340

4,4

 

Ирландия

5175

4,3

 

1

2

3

 

Германия

5055

4,2

 

США

2839

2,3

 

Виргинские острова (Брит.)

2140

1,8

 
       

Из таблицы 2 видно, что  иностранные инвестиции в Россию в 2007 году поступили на сумму 120,9 млрд долларов. Это в 2,2 раза больше их притока в предыдущем году. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Прямые инвестиции за 2007 год поступили в страну на сумму 27,8 млрд долларов, что в 2 раза больше по сравнению с 2006 годом. Общая сумма накопленных инвестиций в экономике России на конец декабря 2007 года равнялась 220,6 млрд долларов, что на 54,3% больше по сравнению с суммой на конец 2006 года. Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Нидерланды и Великобритания.

По видам экономической  деятельности накопленные иностранные инвестиции в РФ на конец декабря 2007 года распределялись следующим образом. На обрабатывающие производства приходилось 66,6 млрд долларов; на сферу оптовой и розничной торговли, а также ремонта транспортных средств и бытовой техники - 58,15 млрд долларов; на добычу полезных ископаемых - 41,3 млрд долларов; операции с недвижимостью, аренду и предоставление услуг - 20,6 млрд долларов; транспорт и связь - 16,1 млрд долларов; финансовую деятельность - 9,1 млрд долларов, строительство - 3,6 млрд долларов. Росстат: поступление иностранных инвестиций в РФ за 2007 год увеличилось в 2,2 раза: http://www.gks.ru/wps/portal

На основании этих данных можно сделать вывод, что с  каждым годом привлекательность  России для иностранных инвесторов все более возрастает.

3.2 Открытость  российской экономики в условиях  глобализации

За последнее  десятилетие Россия глубоко интегрировалась  в мировое хозяйство, что подтверждается высокой зависимостью экономики  страны от внешних связей и либеральным  внешнеэкономическим режимом. Либерализация  внешнеторговой деятельности стала  важным направлением рыночных преобразований. Была сформирована система регулирования  внешнеэкономических связей, основанная на рыночных принципах (ставки таможенного  тарифа, плавающий курс рубля и  т.п.); упразднено централизованное планирование объемов, структуры и направлений  внешнеторгового оборота и т.д.

Принципиальное  решение проблемы дискриминации  российских товаров и улучшения  условий доступа отечественной  продукции на внешние рынки возможно путем присоединения к ВТО. Присоединение  России к ВТО приведет к сближению  российского общеэкономического и  внешнеторгового законодательств  с мировой практикой и положениями  документов ВТО. Важно, что нормы  и правила ВТО не лишают Россию возможности применять меры по защите внутреннего рынка в условиях массированного импорта из дальнего зарубежья.

В условиях глобализации внешняя торговля развивается на основе международной кооперации и  специализации производства в рамках крупнейших ТНК, долгосрочных межфирменных соглашений и стратегических альянсов, организующих совместное производство и сбыт. Удельный вес стран Центральной и Восточной Европы и СНГ как покупателей в международных слияниях и поглощениях в начале 21 века не превышал 0,2%, тогда как на долю стран Латинской Америки, активно использующих этот механизм, уже во второй половине 90-х гг. приходилось свыше 60%. Кроме того, тесное сотрудничество с иностранными компаниями на долгосрочной основе облегчает решение проблемы реализации и коммерциализации накопленных в России инновационных разработок и продвижения их на зарубежные рынки (например, в сфере информатизации, телекоммуникаций, медицины и биотехнологии).

Евразийское экономическое  сообщество (ЕврАзЭС, Сообщество) - международная организация, в состав которой входят Россия, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Республика Таджикистан.

Экономические потенциалы государств - членов ЕврАзЭС различны, при этом на долю России приходится около 90% ВВП Сообщества. Государства ЕврАзЭС находятся на разных стадиях социально-экономических и структурных преобразований и характеризуются разным уровнем либерализации экономики. В то же время интеграции стран ЕврАзЭС способствуют потенциально емкий рынок, взаимодополняемая сырьевая база, совместимые производственно-технические и потребительские стандарт, единые технические параметры инфраструктуры транспорта и связи.

Информация о работе Россия и ее роль в мировом хозяйстве