Россия и международная миграция рабчей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:53, реферат

Описание работы

Международная миграция самодеятельного населения приобрела в наше время массовый характер. По оценкам специалистов, примерно к 2020 г. 200 млн человек во всем мире будут жить и обеспечивать свое существование в странах, гражданами которых они не являются. Перемещение населения в таких масштабах влечет за собой серьезные социально-экономические и политические последствия, как для стран происхождения мигрантов, так и для государств их пребывания. Длительное пребывание иностранцев отражается на темпах экономического роста, состоянии платежного баланса, внутриполитическом положении, приросте населения, тенденциях развития национальных культур, межгосударственных отношениях.

Файлы: 1 файл

реферат экономика.docx

— 17.33 Кб (Скачать файл)

Россия и международная  миграция рабочей силы

Международная трудовая миграция - это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка.

Международная миграция самодеятельного  населения приобрела в наше время  массовый характер. По оценкам специалистов, примерно к 2020 г. 200 млн человек во всем мире будут жить и обеспечивать свое существование в странах, гражданами которых они не являются. Перемещение населения в таких масштабах влечет за собой серьезные социально-экономические и политические последствия, как для стран происхождения мигрантов, так и для государств их пребывания. Длительное пребывание иностранцев отражается на темпах экономического роста, состоянии платежного баланса, внутриполитическом положении, приросте населения, тенденциях развития национальных культур, межгосударственных отношениях.

Ежегодное перемещение через  границы России миллионов соотечественников  и граждан стран ближнего и  дальнего зарубежья создает существенные трудности для страны, обостряет  ситуацию на рынке труда, требует  дополнительных расходов на социальные цели, ведет к потере части научно-технического, интеллектуального потенциала. Формирование эффективной и обоснованной на перспективу  государственной миграционной политики стало одной из национальных задач  России.

На современном этапе  одной из основных проблем является неурегулированное трансграничное движение рабочей силы, которое предусматривает  нелегальное пересечение границы  страны. Такая ситуация наблюдается  во всем мире, т.к. основной предпосылкой развития международной миграции рабочей  силы является глобализация экономических  отношений.

Международная миграция рабочей  силы выступает важной составляющей международных экономических отношений. К традиционным побудительным мотивам и причинам международной миграции рабочей силы принадлежат: разница в уровнях экономического развития отдельных стран; неравномерность в темпах и объемах накопления капитала в разных отраслях мирового хозяйства; наличие национальных отличий в размерах заработной платы; деятельность ТНК и связанная с ней международная мобильность капитала; массовая хроническая безработица в слаборазвитых странах.

Проблемы  регулирования миграции на международном  уровне

Для ликвидации отрицательных  последствий и усиления положительных  эффектов, получаемых страной в результате трудовой миграции, необходимо использовать набор средств государственного и межгосударственного регулирования  миграционных процессов. Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей  страны масштаба иммиграции, а также  отбор нужных работников. В связи  с противоречивостью последствий  миграции государственное регулирование  этого процесса может быть направлено как на привлечение иммигрантов  и стимулирование миграции, так и  на сокращение потоков миграции.

Государственные органы почти  всех стран, в которых используется иностранная рабочая сила, проводят целенаправленную политику по выбору, распределению и использованию  иностранной рабочей силы.

На международном уровне проблемой регулирования миграции занимаются несколько организаций:

-Международная организация по миграциям (МОМ) осуществляет разработку долгосрочных программ в области упорядочения миграционных потоков, оказывает помощь в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д.

В настоящее время МОМ  в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возращение квалифицированных кадров на родину).

-Международная организация труда (МОТ) действует в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов.

Современное состояние движения населения через  границы Российской Федерации таково:

 Из России ежегодно  уезжает на ПМЖ за границу  300 - 350 тыс человек, официально заявляя об этом или натурализуясь на месте за рубежом.

 Около 800 тыс россиян по официальным каналам (квотам, контрактам, заключенным в России) и неофициально временно работают за границей. Структура этой категории граждан чрезвычайно разнообразна: от строительных и сельскохозяйственных рабочих до предпринимателей - хозяев магазинов, ресторанов и т.д.

На временной основе в  России находится не менее 5 млн иностранцев. Таким образом, Россия вошла в число крупнейших государств, реципиентов иностранной рабочей силы. В России временно работает больше иностранцев и лиц без гражданства, чем в Англии, Франции или Италии.

 В основном это выходцы  из республик СНГ - украинцы, молдаване,  армяне, азербайджанцы, таджики.  Они трудятся на строительстве,  в городском хозяйстве, практически монополизировали овощную торговлю в городах и торговлю на рынках вообще. Особенно велика роль мигрантов в крупнейших городах России. В Москве трудятся рабочие примерно из 80 стран мира. Они составляют приблизительно половину строительных рабочих и 1/3 работников городского и пригородного транспорта.

Согласно официальным  данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% - в торговле, 10% - в промышленности, 7% - в сельском хозяйстве, 5% - в транспортной отрасли, 8% - в других видах деятельности.

Реальная структура занятости  мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере  услуг, включая сферу досуга и  развлечений, ЖКХ, работы по дому.

Экономическая миграция из России определяется следующими факторами:

  1. Во-первых, более высоким уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда, предлагаемыми там.
  2. Во-вторых, численность выезжающих будет ограничена емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием за рубежом российских дипломов о высшем образовании, языковым барьером.

Поэтому выезжать будет высококвалифицированная  и наиболее мобильная часть населения.

К числу положительных  факторов экспорта рабочей силы относят  следующие:

  1. снижение давления на внутренний рынок труда;
  2. минимизация существующих в его структуре дисбалансов;
  3. уменьшение безработицы;
  4. финансовые поступления от мигрантов;

 

Используемые  источники:

http://knowledge.allbest.ru/international/d-2c0a65635b2bc68a4d43b89521216d27.html

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=460507

 

 

 


Информация о работе Россия и международная миграция рабчей силы