Россия и международная трудовая миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 07:53, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является предоставление цельного и системного понимания процессов международной трудовой миграции и участие в ней России.
Сегодня в условиях мирового экономического кризиса международная трудовая миграция и участие в ней России является как никогда актуальной т.к. проблема перенасыщения товарами на рынке предложения и резкого падения на них на рынке спроса, создает большие напряженности на рынке труда во всем мире.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Причины международной миграции населения, ее основные виды………5
2. Государственное регулирование иммиграции рабочей силы……………..8
3. Государственное регулирование международной трудовой миграции в странах-донорах………………………………………………………………..14
4. Основные центры международной трудовой миграции………………….19
5. Россия и международная трудовая миграция……………………………..22
Заключение……………………………………………………………………..24
Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 46.40 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2

1. Причины международной миграции населения, ее основные виды………5

2. Государственное регулирование иммиграции рабочей силы……………..8

3. Государственное регулирование международной трудовой миграции в странах-донорах………………………………………………………………..14

4. Основные центры международной трудовой миграции………………….19

5. Россия и международная трудовая миграция……………………………..22

Заключение……………………………………………………………………..24

Список используемой литературы…………………………………………….27

 

Введение

 

Международная трудовая миграция становится все более заметным явлением в мирохозяйственный процессах.

Для мировой миграции характерен резкий рост численности. Так, число мигрантов всех видов по данным ООН достигло в мире 125 млн. человек к середине 90-х годов против 25 млн. в середине 80-х годов и продолжает постоянно увеличиваться. По оценкам специалистов Организации Объединенных Наций около 25 млн., т.е. примерно одна пятая всех мигрантов являются легальными трудовыми мигрантами. Заемные трудовые ресурсы стали заметной чертой жизни любого цивилизованного общества на земном шаре.

Для России остался открытым вопрос о том, в каких параметрах это участие будет наиболее эффективным и отвечающим интересам социально-экономического и политического развития нашей страны, так как до сих пор не решен нашей наукой. Наиболее важным нам представляется внешнеэкономический аспект этого явления. Позиция страны в международном трудовом обмене определяется эффективностью участия в этой сфере международных экономических связей.

Основными проблемами данного аспекта являются проблема внедрения на мировой рынок рабочей силы и использование наиболее эффективных форм деятельности на нем.

Для этого требуется изучить основные тенденции на мировом рынке иностранной рабочей силы и миграционную политику зарубежных стран. Следует найти зависимость основных черт внешней миграционной политики стран мира от основных показателей их участия в мировом рынке труда и их позицией на этом рынке. Разрабатывается в мире с 1919 года и механизм международного правового регулирования трудовых миграций, однако он не получил комплексной оценки с точки зрения его влияния на эффективность международного трудового обмена. При большом фактологическом материале по миграционной политике отдельных стран, ни в российской, ни в зарубежной литературе совершенно не проводилась работа по ее типологии. Эта тема только должна получить свое раскрытие, тем более что формализация основных элементов миграционной политики, проводимая при опросах правительственных структур всех стран мира Фондом народонаселения, Секретариатом ООН, охватила ныне и страны СНГ. В нынешней обстановке влияние миграции возрастало, остается только определить реальную роль миграционного фактора в экономическом потенциале России.

Важным направлением в изучении международных трудовых миграций является проблема импорта и эффективного использования иностранной рабочей силы.

Одним из сложнейших теоретических вопросов является вопрос влияния иностранной рабочей силы на национальный рынок труда, или, иными словами, сочетаемости использования иностранной рабочей силы и безработицы. Для оценки этого влияния необходим самый тонкий и дифференцированный анализ.

В настоящее время во многих странах мира резко обострилась проблема вынужденных мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев). Вопрос приема и адаптации которых не связан, по крайней мере, в первоначальной стадии, с экономической выгодой для принимающего государства, однако заставляет страны-участницы этого процесса вступать в международные, в том числе экономические связи для решения целого ряда проблем, связанных с мигрантами. Не избежала этой участи и Российская Федерация: поток беженцев с начала 90-х годов стихийно усиливался и никак не регулировался принимающей стороной, использование же трудового потенциала беженцев и вынужденных переселенцев, равно как и их влияние на рынок труда различных регионов Российской Федерации анализировались недостаточно, а в практики государственных органов соответствующе научные рекомендации находили воплощение еще реже.

Устойчивой тенденцией за последние 30 лет стал экспорт рабочей силы в мире, ежегодно приносящий государствам-экспортерам суммы в миллиарды долларов в доходную часть платежных балансов этих стран [1].

Целью контрольной работы является предоставление цельного и системного понимания процессов международной трудовой миграции и участие в ней России.

Сегодня в условиях мирового экономического кризиса международная трудовая миграция и участие в ней России является как никогда актуальной т.к. проблема перенасыщения товарами на рынке предложения и резкого падения на них на рынке спроса, создает большие напряженности на рынке труда во всем мире.

Целью, данной контрольной работы, является изучение причин возникновения международной трудовой миграции, регулирование данных процессов государством, достоинства и недостатки применительно для России.

Поэтому в своей работе я поставила задачи: изучить процессы международной трудовой миграции и участие в ней России, используя учебные пособия по мировой экономике, а также информацию, находящуюся на экономических порталах всемирной сети Интернет.

 

1. Причины международной миграции населения, ее основные виды

 

В настоящее время в мире сложился международный рынок рабочей силы. Это качественно новое явление, которое характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.

Основой формирования международного рынка рабочей силы послужили процессы международной трудовой миграции. Миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты).

Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы:

- международная переселенческая миграция;

- международная трудовая миграция.

Исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.

Международная трудовая миграция - это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.

На практике отделить эти виды миграции друг от друга достаточно сложно. Определение термина "трудящийся-мигрант" содержится в конвенциях Международной организации труда № 97 и № 143 и гласит, что "трудящийся-мигрант" это лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получить работу.

Причины международной трудовой миграции имеют, в основном, экономический характер. К ним относятся следующие:

- различия в уровне экономического развития отдельных стран.

наличие национальных различий в размерах заработной платы.

существование органической безработицы в развивающихся странах (в последнее время это явление распространено и в постсоциалистических странах).

- международное движение капитала и функционирование международных корпораций.

Наибольшую долю участников международной трудовой миграции составляют представители рабочих специальностей, но в ней принимают участие и служащие.

Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только "не умереть с голода". Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы. Но, наряду с этим, существует и миграция в поисках более высокой заработной платы, более комфортабельных условий труда и жизни. Эти обстоятельства также связаны с неравномерным экономическим развитием стран. Такой вид миграции связан, прежде всего, с миграцией квалифицированных специалистов, ученых.

Рассматривая мировое хозяйство в целом можно выделить следующие основные потоки трудовой миграции:

- из развивающихся стран в развитые;

- между развитыми странами;

- между развивающимися странами;

- из постсоциалистических стран в развитые стран;.

- миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся.

Наибольшую роль в развитии мировой экономики международная трудовая миграция начала играть после Второй мировой войны. В настоящее время в общем объеме современной международной миграции преобладает трудовая миграция. Согласно оценкам специалистов, в начале 90-х годов за пределами своих государств проживало около 25 млн. временных мигрантов, а с учетом членов семей, сезонных и приграничных работников общее число трудовых мигрантов составляло порядка 100 млн. человек.

Первоначально международная трудовая миграция имела стихийный характер. Но затем принимающие страны попытались ввести ее в организационные рамки. Так, уже в конце 19-начале 20 вв. в Германии, Франции, Швейцарии широко был распространен временный найм иностранных рабочих на определенный срок, предусматривающий их обязательную депортацию, т.е. их выезд обратно на родину. В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов [2].

 

2. Государственное регулирование иммиграции рабочей силы

 

Регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели:

Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, так как он обостряет проблему занятости.

Обеспечение рационального использования иностранных работников, то есть применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов.

Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран-реципиентов.

К положительным последствиям можно отнести следующие:

Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 1995 году трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии - 7,4%, во Франции 6,2%. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше.

Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.

Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет.

Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население [1].

К отрицательным последствиям международной трудовой миграции как правило относят следующие:

- Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране.

- Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.

В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.

На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития).

В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между ФРГ и странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих.

Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.

Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений.

Международные соглашения могут быть двусторонними и многосторонними. В этих соглашениях устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну.

Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз).

Информация о работе Россия и международная трудовая миграция