Россия и Вто

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 11:35, доклад

Описание работы

В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

Файлы: 1 файл

Россия и ВТО.docx

— 25.32 Кб (Скачать файл)

Россия и ВТО

В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

В 1993 году уже Россия обратилась с  официальной заявкой о присоединении  к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия  с Евросоюзом удалось урегулировать  после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали  протокол о присоединении РФ к  ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло  в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

Вступление России во Всемирную  торговую организацию постоянно  откладывалось ещё и из-за необходимости  подготовки к членству в ВТО и  снижения потерь от присоединения. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в  мире финансовый кризис, заставивший  множество стран задуматься не о  свободной торговле, а, наоборот, о  жёстком регулировании своих  экономик.

«Задачи, которые сейчас стоят перед  экономикой: и экономический рост, и повышение конкурентоспособности, и подготовка к конкуренции в  условиях предстоящего вступления в  ВТО — останутся только благими  пожеланиями, если не будут опираться  на соответствующие экономические и финансовые механизмы. Банковская система должна играть при этом важнейшую роль — и в инвестициях, и в экономическом росте. Однако нельзя забывать, что по своим активам и капиталу вся отечественная банковская система в разы меньше одного любого крупного иностранного банка, поэтому если мы действительно хотим конкурировать на равных и динамично развиваться, то такие перекосы нужно постепенно устранять…»[5]. Михаила Ершов, Февраль 2004 года.

В июне 2009 года на заседании межгосударственного  совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В. В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В ВТО, согласно Договору о создании ВТО (WTO Agreement) могут вступать как страны, так и отдельные таможенные территории[6] (так, ЕС является членом ВТО, как и все страны по отдельности, входящие в его состав). 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз.

5 октября 2010 года пресс-спикер  президента Грузии заявила, что  позиция Грузии по вопросу  вступления России во Всемирную  торговую организацию остается  «неизменной» и она не сможет  поддержать это решение «до  тех пор, пока не будут выполнены  те условия, которые выдвигают  власти Грузии, в том числе,  это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией». Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были легализованы два нелегальных по мнению Грузии пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии — «Псоу» (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион). В то же время агентство «Рейтер» передает, что на форуме Международного экономического альянса 22 сентября в Нью-Йорке, в беседе с инвесторами и представителями правительственных кругов президент Михаил Саакашвили заявил, что Грузия не является единственным препятствующим фактором на пути принятия Российской Федерации в ВТО: «Между ними (ВТО) и Россией существует много вопросов» — заявил Михаил Саакашвили — «Таким образом, не только мы остались, и вы должны предоставить нам определенное время, пока мы станем последними… Возможно мы и не станем последними. Именно сейчас стоит огромная очередь стран»[7].

7 декабря 2010 года в Брюсселе  прошел саммит Россия—ЕС. Накануне  саммита глава Министерства экономического  развития РФ Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. В том числе по урегулированию российских экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения со следующего года, а после вступления в ВТО пообещала и вовсе снизить[8].

К концу октября 2011 года при посредничестве Швейцарии текст договора между  Россией и Грузией был согласован, и 31 октября 2011 года помощник президента России Аркадий Дворкович выразил уверенность, что Россия присоединится к ВТО 15 декабря 2011 года[9]. 4 ноября появились сведения о том, что Украина может отозвать свое согласие на вступление России в ВТО[10]. 9 ноября Грузия и Россия при посредничестве Швейцарии подписали соглашение о вступлении России в ВТО[11]. Со слов российской стороны в соответствии с этим соглашением аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам[12]. 10 ноября было заседание рабочей группы в ходе работы которой был подготовлен окончательный доклад о принятии России в ВТО. Подготовив всю документарную часть, комиссия объявила об окончании своей работы и о самороспуске.[источник не указан 74 дня] 16 декабря Россия была принята в ВТО. Для окончательного вступления теперь нужна ратификация договора российским парламентом.

Условия присоединения

В декабре 2006 года была опубликована подробная информация об основных результатах  переговоров, где приведены как  сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты по всем тысячам  позиций опубликованы на английском языке. До этого переговоры велись в  закрытом режиме, что является обычной  практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая  ВТО.

В течение первого года после  вступления ни одна внешнеторговая пошлина  не будет снижена. По разным группам  товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением  автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины  на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное  оборудование. Государство сможет оказывать  сельскому хозяйству помощь на сумму  не более 9 млрд долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд долл. в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Критика вступления России в ВТО Внешние изображения

Что даст России ВТО?

Согласно критической статье в  журнале «Эксперт» в ноябре 2006 года, «максимальная теоретически возможная  выгода отечественных предприятий  от присоединения России к ВТО  равна 23 млрд долларов в год», при этом, как пишут авторы статьи, «можно прикинуть», что Россия «отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд долларов в год». В то же время различные эксперты сходятся во мнениях, что максимальная выгода от вступления в ВТО за все годы «невступления» росла, а потери от выхода на российские рынки иностранных товаров падали. Кроме того, Россия вступает в ВТО на крайне льготных условиях, что позволит ей 2-3 года получать выгоду от ВТО вообще не меняя таможенную политику. Не менее важно и то, что вступление в ВТО открывает путь в Организацию экономического сотрудничества и развития, а также отменяет действие поправки Джексона-Вэника, открывая доступ на рынки США. По прогнозу социолога Б. Кагарлицкого, «Растущий спрос среднего класса будет удовлетворен за счет эксплуатации полурабского труда в Узбекистане, Китае или Африке. Завоевания наших рабочих будут отняты под угрозой закрытия производства».

По мнению многих политологов со вступлением в ВТО, России придётся сократить расходы на и без того слабо финансируемый АПК.

16 декабря 2011 г. на Министерской  Конференции Всемирной Торговой  Организации было одобрено вступление  России в ВТО.

По словам аналитика Алексея  Козлова, очевидных преимуществ, которые  Россия сможет извлечь из вступления в ВТО в краткосрочной перспективе, не видно, и, скорее всего, этот шаг будет  выгоден другим членам этой организации.

Россия и Европейский  союз

Ныне действующее Соглашение о  партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России подписано  в 1994.

25 июня 1988 года было подписано  соглашение о торговле и сотрудничестве  между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о  партнёрстве и сотрудничестве  между Европейским Союзом и  Россией (вступило в силу 1 декабря  1997). Первое заседание Совета сотрудничества  ЕС—Россия состоялось в Лондоне  27 января 1998.

В 1999—2001 гг. Европарламент принял серию критических резолюций  по положению в Чечне.

Соглашением 2005 года предусматривалось  осуществлять стратегическое партнёрство  через формирование четырёх общих  пространств («дорожные карты»):

экономического,

внутренней безопасности и правосудия,

внешней безопасности,

науки и образования.

Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.

В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного  сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе —  и в отмену визового режима.

Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных  проблем.

По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации  являются крупнейшими прямыми инвесторами  в российскую экономику.

В 2003 году товарный обмен между  РФ и Евросоюзом (с учётом новых  его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.

Россия в основном выступает  в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят  от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и  более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что  по существующим документам ЕС государства-члены  обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к  снижению российского экспорта энергоносителей  в Европу и необходимости для  России выходить на новые рынки сбыта.

Россия и СНГ

В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в  СНГ, В. В. Путин, находившийся в то время  в должности президента, признал: «Мы подошли к определённому  рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное  падение интереса к работе в Содружестве  среди его государств-участников».

В марте 2005, после того как российское руководство потерпело целый  ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия), и в  самый разгар кризиса власти в  Киргизии,[источник не указан 353 дня] В. В. Путин высказался уже более категорично: «Всё разочарования — от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное — «политическая шелуха и болтовня». Он выразил мнение, что реальными же интеграционными инструментами сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».

В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние  годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого  процесса. В июле 2006 года на неформальном саммите глав государств Содружества  президент Казахстана Н. А. Назарбаев  предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться  на следующих областях сотрудничества:

согласованная миграционная политика;

развитие единых транспортных коммуникаций;

взаимодействие в научно-образовательной  и культурно-гуманитарной сферах;

сотрудничество при борьбе с  трансграничной преступностью.

Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами  между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной —  с другой, но особенно — с резким обострением отношений между  Россией и Грузией.

Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в  отношении государств СНГ (и вообще постсоветских государств) стала  «формировать» российская газовая  монополия «Газпром».[источник не указан 353 дня] Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания государств СНГ в зависимости от их политики в отношении России:

Информация о работе Россия и Вто