Россия в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:41, контрольная работа

Описание работы

Роль внешней торговли для развития экономики России.
Внешняя торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин "внешняя торговля" применим только к отдельно взятой стране.
Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка.

Файлы: 1 файл

рос в мир экон.docx

— 123.37 Кб (Скачать файл)
  1. Роль внешней торговли для развития экономики России.

Внешняя торговля — это  обмен товарами и услугами между  государственно-оформленными национальными  хозяйствами. Термин "внешняя торговля" применим только к отдельно взятой стране.

Международная торговля связывает  национальные экономики в единую систему мирового рынка. Последний имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков:

1) на мировой рынок  поступают только конкурентоспособные  товары;

2) действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная  стоимость (образуется при производстве  товара в среднемировых общественно-нормальных  условиях);

3) он в большей степени  подвержен монополизации (господство  ТНК);

4) решающее влияние могут  оказывать не экономические, а  политические факторы (например, политика в государстве, эмбарго  и т. п.);

5) расчеты осуществляются  в свободно-конвертируемой валюте  и в международных счетных  единицах.

Роль государства  в регулировании внешнеторговой деятельности

Государственное регулирование  внешней торговли может быть односторонним  — без согласований и консультаций с торговыми партнерами; двусторонним — согласование торговой политики с торгующими странами; многосторонним — когда торговая политика согласовывается  многосторонними актами (соглашения в сфере торговли стран Евросоюза).

Различают протекционистскую  торговую политику и политику свободной  торговли.

Свобода торговли означает минимальное вмешательство государства  во внешнюю торговлю. Протекционизм  — это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной  конкуренции путем использования  тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Тарифные методы регулирования  внешней торговли — это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие методы — нетарифные. Относительно открытым считается торговый режим, при котором средний уровень импортных таможенных обложений — менее 10%, а квотированных — менее 25% импорта.

Нетарифные методы подразделяются на количественные — квотирование, лицензирование, ограничения; скрытые  — госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансовые — субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).

Таможенный тариф —  перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами.

Таможенная пошлина —  обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являются условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют  три основные функции: фискальную; протекционистскую; балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров).

Тарифная эскалация —  повышение уровня таможенного обложения  товаров по мере роста степени  их переработки — применяется  в целях защиты национальных производителей готовой продукции, стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов. Для развивающихся стран характерен рынок сырьевой продукции, таможенное обложение которой минимально по сравнению с готовыми товарами.

В результате введения любой  страной тарифа возникают экономические  эффекты перераспределения (эффекты  дохода и передела) и потери (эффекты  защиты и потребления).

Эффект дохода — увеличение доходов бюджета: происходит перемещение  доходов из частного сектора в государственный.

Эффект передела — перераспределение  доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом.

Эффект защиты — экономические  потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства, под защитой тарифа, дополнительного  количества товаров при более  высоких издержках.

Эффект потребления возникает  в результате сокращения потребления  товара из-за роста его цены на внутреннем рынке.

Для большой страны характерен эффект условий торговли — перераспределение  доходов от иностранных производителей в бюджет этой страны в результате улучшения условий торговли.

Оптимальная ставка тарифа — это уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию национального экономического благосостояния. Данная ставка всегда относительно невелика. Оптимальный  тариф ведет к экономическому выигрышу одной страны и к потерям  мировой экономики в целом, так  как он служит перераспределению  доходов от одной страны к другой.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность  переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта  товара. При импорте в пределах определенного количества он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа.

Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и  обеспечения национальной безопасности. Противники считают, что тарифы снижают  уровень экономического благосостояния страны и подрывают мировую экономику, ведут к торговым войнам, увеличивают  налоги, уменьшают объем экспорта и сокращают занятость.

Административной формой нетарифного государственного регулирования  торгового оборота являются количественные ограничения, включающие квотирование (контингентирование), лицензирование и добровольное ограничение экспорта.

Квота — количественная мера ограничения экспорта или импорта  товара определенным качеством или  суммой на определенный промежуток времени.

По направленности квоты  делятся на экспортные и импортные. По охвату квоты делятся на глобальные, которые устанавливаются на определенный период времени для обеспечения необходимого уровня внутреннего потребления, и индивидуальные — установленные в рамках глобальной квоты, носящие временный характер.

Лицензирование — это  регулирование внешнеэкономической  деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт  или импорт товара в установленных  количествах за определенный промежуток времени.

Добровольное ограничение  экспорта —количественное ограничение, основанное на обязательстве ограничить или не расширять объем экспорта под политическим давлением со стороны импортера. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидирование, кредитование и демпинг.

Субсидии — это денежные выплаты, направленные на поддержку  национальных экспортеров и косвенную  дискриминацию импорта. Субсидирование национального производства считается  предпочтительной формой налоговой  политики по сравнению с импортным  тарифом и квотой.

Крайним случаем субсидирования экспорта является демпинг — продвижение  товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального  уровня цен, существующего в странах-импортерах. В рамках ВТО признанной основой  международной торговли является режим  наибольшего благоприятствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Динамика, товарная и географическая структура внешней торговли России.

Географическая структура  внешней торговли представляет собой  систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми по территориальному либо по организационному признаку. При рассмотрении географической структуры внешней торговли России необходимо выделить два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и остальные (дальнее зарубежье).

В целом динамика и географическая структура внешней торговли России за период 2006 – 2009 г.г. выглядит следующим  образом (см. Приложение 1).

В отношении торговли со странами СНГ наблюдается постепенное  падение товарооборота, связанное, прежде всего с нестабильностью  экономической обстановки, несбалансированностью  поставок в пользу России, нехваткой  валютных средств у стран-контрагентов. Удельный вес стран Содружества во всем товарообороте в 2009 году понизился до самого низкого за последние 4 года уровня, составив всего 14,6 % .

Состав основных торговых партнеров России в 2009 году не изменился. Главными партнерами остаются страны ЕС. Однако их удельный вес во внешнем  обороте за 4 года снизился на 4 % и  в 2009 году составил 50,3 %.

Традиционно главным партнером  является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров (автомобили, видео- и аудиотехника, бытовая электроника, косметика, парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости. Немаловажными являются также установившиеся традиционные связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки.

Другими важными и стабильными  партнерами России остаются Великобритания, Финляндия, Италия, США, Япония, Китай.

Бывшие социалистические страны Европы, попытавшиеся в начале девяностых годов переориентировать  свои связи на Запад, встретили там  активное противодействие. Потеряв  «западные иллюзии», эти страны начали шире использовать свои традиционные технологические и производственные взаимосвязи, географическую близость, неплохое знание российского рынка. Активно развиваются в последние годы экономические связи с Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией.

При этом наблюдается увеличение доли стран АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) в структуре  внешней торговли РФ, с 2006 года их удельный вес увеличился на 3,6 %, составив в 2009 году 20,7 % в общем объеме.

Необходимо отметить, что  в 2009 году объем внешней торговли России снизился по сравнению с 2008 годом  более чем вдвое (на 53%, по данным Федеральной таможенной службы). В  большей степени это связано  с падением экспорта из России. Его  сокращение существенно опередило  падение импорта (47,4 % против 39,3%).

Причины столь резкого  сокращения внешней торговли лежат  на поверхности. Примерно 70% в структуре  российского экспорта составляет топливно-энергетическая продукция, и при случившемся  падении цен на нефть соответствующее  сокращение экспорта вполне закономерно. Сокращение экспорта топливно-энергетических товаров было максимальным и составило 51%. Между тем, учитывая довольно сдержанные прогнозы цен на нефть, восстановление российского экспорта может оказаться  длительным процессом. По сведениям  Министерства экономического развития России, среднегодовая стоимость  нефти марки Urals в 2009 году составила 41 долл. США за баррель, а в 2010 году её цена ожидается на уровне 50 долл. США за баррель.

Существующее снижение объемов  импорта, прежде всего, связано с  реальным сокращением объемов поставок из-за рубежа. После снижения курса  рубля к ведущим валютам импортные  товары стали для российских потребителей примерно в 1,5 раза дороже, что привело  к соответствующему падению спроса на них. Другой причиной падения импорта  может быть снижение закупок машин, оборудования и другой техники –  денег у компаний нет, и инвестиции падают практически по всем отраслям.

Меньшее (по сравнению с  экспортом) падение импорта связано  с тем, что без некоторых товаров  российские потребители просто не могут  обойтись. Именно для продовольственных  товаров падение импорта было минимальным – 19%. В отличие от компаний, население пока сохраняет платежеспособность. Хотя и здесь снижение было неравномерным. Так, Россия сократила закупки импортного мяса на 26%, мяса птицы на 32%. Импорт овощей уменьшился почти на 20%. А абсолютным лидером по сокращению импорта стало подсолнечное масло – минус 79%.

Среди импортных товаров  наименее востребованными оказались  машины, оборудование и транспортные средства, которые потеряли 54 % оборота. Продукция химической промышленности упала примерно на 30 %.

По мнению экспертов, в  перспективе Россию ждет обвал импорта, связанный с ослаблением курса  рубля. Кроме того, по мнению экспертов, волна сокращения импорта до России дошла еще не в полной мере. «Сейчас  идет снижение доходов отечественных  компаний, но на будущий год они  все, что хотели, уже заказали и  оплатили, – говорит заместитель  заведующего кафедрой региональной экономики и экономической географии  Высшей школы экономики Алексей  Скопин. – А вот последующие  расходы уже будут урезать». По его мнению, основной объем сокращения импорта дойдет до России примерно через полгода. Тогда падение  импорта составит не менее 50%.

В целом же товарная структура  внешней торговли России в период с 2006 года по 2009 год со странами СНГ  и дальнего зарубежья выглядит следующим  образом (см. Приложение 2 и Приложение 3).

Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как  не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом  в структуру экспорта входит примерно 4 тыс. различных видов отечественной  продукции. Однако список товаров, на которые  приходятся все основные объемы поступающей  валюты, включает не более десяти позиций, сюда входят, прежде всего, нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.

Структура товарного импорта  из стран дальнего зарубежья в  декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года претерпела заметные изменения: при сокращении доли инвестиционного  импорта в стоимостном выражении  на 6,4% доля потребительского импорта (продовольствия и химии) выросла на 7,1%. Такая картина  может отражать не столько сокращение цен на ввозимую в РФ продукцию, сколько, с одной стороны, сокращение инвестиционного  спроса, вызванного стагнацией российской промышленности, а с другой — потерю конкурентоспособности российских производителей потребительских товаров. Согласно данным ФТС, лидерами восстановления импорта в декабре 2009 года стали продовольствие и сырье для его производства и химическая продукция, причем импорт по этим статьям увеличился даже в годовом выражении — соответственно на 0,6% и 9,8%. В то же время в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года импорт машиностроительной продукции в стоимостном выражении сократился более чем на 26 %, текстиля и обуви – более чем на 20 %.

Информация о работе Россия в мировой экономике