Россия в новой системе международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 19:20, доклад

Описание работы

В условиях перехода к новой системе международных отношений Россия претерпела глубокую трансформацию как участник системы международных отношений. Российское государство столкнулось с серьезными геополитическими сдвигами, временной дезориентацией в определении главного противника на международной арене, перегруппировкой сил, коалиций и союзов, заменой ряда прежних идеологических стереотипов, сменой политических режимов, возникновением новых государств и т.д.

Файлы: 1 файл

Доклад .docx

— 24.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Россия в новой системе международных  отношений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

                                                                         гр. бак. экономики

                                                                Валихова Яна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Липецк 2013г.

Система международных отношений  характеризуется совокупностью  связей и взаимодействий между народами, государствами и группой государств. За последние десятилетия в системе  международных отношений произошли  коренные изменения. Эти изменения  связаны с распадом «социалистического содружества», затем и самого его  создателя — Советского Союза.

В условиях перехода к новой системе  международных отношений Россия претерпела глубокую трансформацию  как участник системы международных  отношений. Российское государство  столкнулось с серьезными геополитическими сдвигами, временной дезориентацией в определении главного противника на международной арене, перегруппировкой сил, коалиций и союзов, заменой ряда прежних идеологических стереотипов, сменой политических режимов, возникновением новых государств и т.д.

Подобные процессы не могли не ослабить внешнеполитические позиции России. На Западе широкое распространение  получил тезис о том, что СССР проиграл холодную войну. Однако в холодной войне проиграли все, и все  выиграли от ее окончания. Тем не менее  основу взаимоотношений в период распада мирового социализма, Варшавского  договора и СССР составляли заявления  западных политиков о «не нанесении ущерба интересам СССР» (затем они трансформировались в «неиспользование нынешней слабости России в своих односторонних интересах»). Такие формулировки свидетельствуют об одном: сложилось новое соотношение сил не в пользу России. Возникла реальная перспектива утраты Россией статуса великой державы на мировой арене.

Россия не в состоянии была оказать  противодействие созданию своего рода «санитарного кордона», расширению НАТО за счет бывших государств — членов Варшавского договора (Чехии, Венгрии, Польши), а в дальнейшем и за счет «второго эшелона» (стран Балтии и  других стран). Все это — попытки  исключить Россию из механизма принятия решения по ключевым вопросам европейской  и мировой безопасности. Такое  развитие событий может придать  России роль «побежденной державы», не имеющей равноправного статуса  в международных делах. В создавшихся  условиях, т.е. в крайне невыгодной обстановке для обеспечения своего участия  в формировании положения дел  в Европе и мире, России нужно  в максимальной степени использовать дипломатические средства, переговорный процесс.

Одним из результатов таких дипломатических  усилий стало подписание Основополагающего  акта, регулирующего отношения между  Россией и НАТО (май 1997 г.). Этот документ предусматривает в рамках деятельности Совместного постоянного совета участие сторон на равноправной основе в случае достижения консенсуса в планировании и подготовке совместных операций, в том числе и миротворческих под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ. Вместе с тем положения Основополагающего акта не дают России или НАТО права вето по отношению к действиям другой стороны, а также не ущемляют и не ограничивают права России или НАТО принимать решения и действовать самостоятельно. Они не могут быть использованы как средство ущемления интересов других. Тем самым партнерство между Россией и Западом получило свою институционализацию.

Для западных политиков, несмотря на определенную слабость, Россия по-прежнему остается «слишком большой» и потенциально «слишком сильной» страной. Не случайным  является приглашение России присоединиться к «большой семерке» ведущих развитых государств и составить вместе с  ними «большую восьмерку». По мнению ряда исследователей, «семерка» стала  эффективным регулятивным центром  международных отношений, продолжающих оставаться системой децентрализованной и подчас стихийной. Как регулятивный центр «семерка»/«восьмерка» решает две важные задачи функционирования системы международных отношений:

    1. ликвидировать существующие и не допускать возникновения в будущем региональных конфронтационных военно-политических осей;

2) активизировать демократизацию  стран с авторитарными режимами (создание единого мирового политического  пространства).

Стать полноценным членом «большой восьмерки» — сложная задача, поскольку  членство в ней связано не только с правами, но и определенными  финансовыми обязательствами, которые  сегодняшней России пока не по плечу. Улучшение же внутренних экономических  показателей и выполнение взятых на себя серьезных обязательств, безусловно, скажется на повышении роли России в принятии экономических и политических решений мирового уровня в рамках «восьмерки».

Никто из внешнеполитических партнеров  не сомневается, что главной задачей  внешней политики самостоятельной  России является возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи нацелены разработанные  Правительством Основные положения  концепции внешней политики Российской Федерации.

Одной из особенностей данной концепции  является отсутствие идеологических установок  или политических пристрастий к  какой-либо политической силе, поворот  к национальным интересам России и ее гражданам, защита которых и  есть предназначение внешней политики ответственного демократического государства.

К основным положениям относятся: обеспечение  процессов формирования государственности  России и защита ее территориальной  целостности; создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ; активное и полноправное участие России в  строительстве новой системы  международных отношений, в которой  ей было бы обеспечено достойное место.

В складывающейся системе международных  отношений Россия, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих  держав и по своему потенциалу, и  по влиянию в мире. Россия несет  ответственность за формирующийся  новый миропорядок, за построение новой  системы позитивных взаимоотношений  государств, ранее входивших в  состав СССР.

Любые действия, направленные на подрыв целостности Российской Федерации, интеграционных процессов в СНГ, нарушение прав и свобод человека, вооруженные конфликты в сопредельных государствах рассматриваются как  угроза безопасности страны и жизненно важным интересам ее граждан.

Принципиальное значение для защиты внешнеэкономических интересов  России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими  союзными республиками. В целях создания эффективной системы комплексной  безопасности сотрудничество и в  военно-политической сфере.

В фокусе внимания российской внешней  политики остаются отношения со странами Востока и Центральной Европы, находящихся в исторически сложившейся  сфере ее интересов. Ни в коей мере не должна ущемляться роль России в  урегулировании ряда международных  конфликтов, чреватых угрозой перерастания в широкомасштабную войну.

Для России большую значимость имеют  отношения со странами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения  в формирующееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром  которого выступает Европейское  сообщество.

Объективной базой развития российско-американских отношений является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечить на взаимной основе выполнение достигнутых  договоренностей по сокращению и  уничтожению ядерных, химических и  иных вооружений, соблюдение положений  Договора по ПРО.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе  внешнеполитические приоритеты включают развитие сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с Китаем, Японией и Индией.

Российская внешнеполитическая концепция  имеет целью сформировать вокруг себя необходимый общегосударственный  консенсус. Наполнение конкретно-историческим содержанием внешнеполитической концепции  поможет приобрести России свойственную ей самодостаточность. Россия найдет и  займет свое неповторимое место в  мире. Положение региональной державы  с ограниченными международными интересами сменится ситуацией, в которой  России будут обеспечены выходы на роль мировой державы.


Информация о работе Россия в новой системе международных отношений