Россия в системе международных валютно-финансовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Она является составной частью денежной системы страны. Эта система находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. Однако ее контуры и основные тенденции выявились достаточно определенно. В конце 90-х годов российский институциональный валютный механизм по основным параметрам практически приблизился к критериям, присущим странам Запада.

Содержание работы

Валютно-финансовая система России и её структурные элементы.
Платёжный баланс России и его особенности.
Основные цели и инструменты валютной политики в России.
Взаимоотношения России с международными валютно-финансовыми организациями.

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 44.94 Кб (Скачать файл)

В-третьих, Центральный банк РФ, а  также Правительство РФ, руководствуясь поставленными целями макроэкономической политики, осуществляют, каждый в пределах своей компетенции, текущее оперативное  воздействие на функционирование валютного  механизма: определяют режим валютного  курса рубля; регулируют динамику рыночного  валютного курса; предпринимают  меры по обеспечению достаточного уровня и наиболее эффективной структуры  официальных золото-валютных резервов; производят погашение государственного внешнего долга; оказывают влияние  на основные виды внешнеэкономической  деятельности, в первую очередь торговлю товарами, услугами и движение капиталов, на состояние платежного баланса.

На протяжении 90-х годов валютная система России постоянно совершенствовалась, продвигаясь по пути к более глубокому  интегрированию в мировую валютную систему. После глобального кризиса 1998 г. насущной задачей является восстановление нормального функционирования всех структур и механизмов управления международными валютно-кредитными и финансовыми  отношениями страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ.

 

Начало  экономики переходного периода.

Платежный баланс СССР являлся секретным документом и не публиковался. Делались лишь неофициальные  оценки. Платежный баланс России впервые  был составлен за 1992 г. по методологии  МВФ и опубликован. Основным источником валютных поступлений России является экспорт товаров. Его состояние  влияет на размер импорта товаров  и услуг, возможности обслуживания внешнего долга.

ТОРГОВЫЙ  БАЛАНС РОССИИ (БЕЗ СТРАН СНГ)

(млрд. долл.)

За 1990-1992 гг. объем экспорта России сократился почти в 2 раза. В 1993 г. экспорт намного  увеличился , но его структура продолжала ухудшаться. Доля энергоносителей , сырья  и металлов поднялась с 55% в 1986 г. до 80% в 1993 г., а доля машин и оборудования соответственно снизилась с 15 до 6,6%. Импорт в этот период сократился еще  в большей степени, чем экспорт. Структура импорта меняется. В  значительной степени это связано  с ликвидацией государственной  монополии внешней торговли и  децентрализацией внешнеэкономической  деятельности. Многие импортеры ориентируются  на закупку тех товаров, которые  приносят наибольшую прибыль. Изменение  структуры импорта обусловлено  также удорожанием импорта из-за отмены льготных дифференцированных валютных коэффициентов и торможением  инвестиционных процессов.

В результате свертывания как экспортных, так и импортных операций доля России в мировой торговле упала  с 3% во второй половине 80-х годов  до 1% в 1992 г. Поскольку импорт сокращается  быстрее, чем экспорт, то внешнеторговый баланс имеет положительное сальдо с 1991 г. Значительный объем внешнеторгового  оборота России осуществляется по бартеру  и по клирингу. Сальдо торгового  баланса, выраженное в конвертируемых валютах (0,9 млрд. долл. в 1992 г.), намного  меньше общего сальдо (4,2 млрд.) и потребностей России в валюте на оплату внешнего долга, импорта услуг, регулирование  курса рубля. Баланс "невидимых" операций (транспорт, страхование, туризм, технические услуги и т. д.) складывается для России с отрицательным итогом. Данный показатель превышает положительное  сальдо по торговым операциям в конвертируемых валютах. Дефицитность баланса " невидимых " операций является серьезной проблемой  платежного баланса России.

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИИ (БЕЗ СТРАН СНГ)

(млрд. долл.)

Баланс  по текущим операциям платежного баланса в 1990 г. был сведен с дефицитом  в размере 4,3 млрд. долл., в 1991 и 1992 гг. положительный итог составил соответственно 7,1 млрд. и 3,4 млрд. долл. Однако эти изменения  неразрывно связаны с бактеризацией  внешней торговли. Баланс текущих  операций только в конвертируемых валютах  в 1992 г. был сведен с отрицательным  сальдо в размере 2,2 млрд. долл. Следовательно , если рассматривать общий итог баланса по текущим операциям, то получается, что Россия больше вывозит  товаров и услуг, чем ввозит их. Если рассматривать расчеты только в конвертируемых валютах, то вырисовывается противоположная картина. В этом проявляется особенность современной  России. С одной стороны, происходит крупномасштабная утечка капитала, оседающего на счетах западных банков и используемого  на паразитическое потребление. С другой стороны, более чем одна треть  импорта покрывается за счет привлеченных новых кредитов. В 1992 г. весь централизованный импорт осуществлялся за счет внешних  заимствований.

Особенность платежного баланса России заключается  также в большой величине статьи "Пропуски и ошибки". В 1992 г. она  равнялась 8,8 млрд. долл. Это составляет около 1/5 экспорта товаров и услуг. В развивающихся странах соответствующий  показатель составляет около 10%, в промышленно  развитых- примерно 1%. Однако причины  столь крупных "пропусков и  ошибок" имеют в России специфический  характер. В значительной степени  они отражают неэквивалентность  международных бартерных операций, связанную с занижением экспортерами цен на вывозимые товары по отношению  к среднемировым. Статья "Пропуски и ошибки", возникшая по причинам, типичным и для других стран, находится  примерно на том же уровне, что и  в большинстве развивающихся  стран, и в 1992 г. составила 4,6 млрд. долл.

Серьезной проблемой платежного баланса и  экономики страны является утечка капитала в различных формах. Российским предприятиям- экспортерам разрешено оставлять  у себя 50% валютной выручки. Они размещают  эти средства в российских уполномоченных банках, которые открывают счета  в зарубежных банках. Подобная утечка капитала в 1992 г. составила 4,1 млрд. долл., что составляет примерно 1/6 часть  экспорта товаров в конвертируемых валютах. Если предприятие-экспортер  не переводит свою экспортную выручку  из-за рубежа, то такая утечка капитала носит нелегальный характер. В  платежном балансе это явление  может быть отражено в статье "Пропуски и ошибки". Своеобразной формой утечки капитала является занижение цен  на экспортируемые товары. Это часто  происходит при бартерной торговле и стимулируется занижением (по отношению к паритету покупательной способности) курсом рубля. Подобная "упущенная выгода" оценивается примерно в 6 млрд. долл. К нелегальной утечке относится также контрабандный вывоз товаров. Она отражается в статье " Пропуски и ошибки", если осуществляется по фиктивным документам и лицензиям. В других случаях эти операции никак не фиксируются.

Если  суммировать различные формы  утечки капитала, значительная часть  которого поддается только экспертной оценке, то составители платежного баланса называют цифру в 17 млрд. долл. за 1992 г. В 1994 г. утечка капитала- 1 млрд. долл. в месяц. Подобное явление  характерно для стран, переживающих острые социально-экономические и  политические трудности. Как показывает мировой опыт, обычно после преодоления  кризисной ситуации капитал частично репатриируется, т.е. возвращается в  страну происхождения. Однако в России этот поворотный момент пока не прослеживается. На ближайшую перспективу улучшение  платежного баланса в значительной степени зависило от эффективности  экспортного и валютного контроля, которые могли ограничить утечку капитала.

В условиях валютной монополии валютные резервы находились на зарубежных корреспондентских  счетах Внешэкономбанка. В 1989 г. они  достигали 12-13 млрд. долл. Однако к концу 1991 г. резервы были полностью исчерпаны. В настоящее время валютные резервы  Центрального банка значительно  уступали зарубежным активам российских участников внешнеэкономических связей, которые составили около 9 млрд. долл. на начало 1993 г.,

15 млрд. долл. на начало 1994 г. Окончательное  выравнивание платежного баланса  мгло осуществляться за счет  официальных золотовалютных резервов, которые, хотя и пополнились  с конца 1991 г. (в начале 1994 г.  На них приходилось около 6 млрд. долл.), но подверженым большим  колебаниям, поскольку Банк России  вынужден периодически осуществлять  крупномасштабные валютные интервенции  для поддержания плавающего курса  рубля.

Валютно-кредитные  отношения России со странами СНГ  носят специфический характер, но постепенно они приобретают черты, присущие мировой практике: укрепляются  таможенные режимы , цены товаров равняются  на мировые, в расчетах используется конвертируемая валюта, а также рубль. Текущие операции платежного баланса  России со странами СНГ сводятся с  активным сальдо.

 

 

Основные  цели и инструменты валютной политики в России.

 

Стратегические  цели валютной политики России в условиях переходной экономики также находятся  в русле традиционных задач валютной политики стран с переходной экономикой. В то же время исходное состояние  внутренней валютной системы России на момент распада Советского Союза, сформированное под непосредственным влиянием валютной политики СССР и  системы валютно-финансовых отношений, присущих советской экономике, предопределили направленность и специфичность  стратегических задач валютной политики России.

В условиях перехода к рыночной экономике  валютная политика России направлена на достижение главной цели страны: преодоление спада производства и обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание равновесия платежного баланса.

При этом основными стратегическими  задачами валютной политики России, начиная  с 1991 года и по настоящее время, продолжают оставаться следующие задачи:

- укрепление валютно-финансового  положения страны;

- формирование национальной валютной  системы и эффективной системы  мер ее адаптации к изменяющимся  условиям международного рынка,

- восстановление платежеспособности  и кредитоспособности государства;

- усиление позиции национальной  валюты.

В соответствии с вышеуказанными стратегическими  задачами валютная политика России в  условиях переходного периода может  быть представлена комплексно в виде ее трех основных элементов:

- политики в области курсообразования  и курсорегулирования (курсовая  политика);

- политики валютного регулирования  как части валютной политики  страны, направленной на установление  порядка проведения операций  с валютными ценностями и реализуемой  через механизм валютных ограничений  и валютного контроля;

- политики управления внешним  долгом в части стратегии и  тактики внешних заимствований.

В связи с этим представляется целесообразным проводить исследования валютной политики России в контексте текущих целей  и задач валютной политики государства  именно в части курсовой политики, политики валютного регулирования  и политики управления внешним долгом. При этом следует учитывать, что  текущие задачи в отличие от стратегических задач валютной политики государства  не являются постоянными на среднесрочном  временном интервале и изменяются в течение всего периода реформ в соответствии с первоочередными  целями общеэкономической и денежно-кредитной  политики на каждом этапе экономического развития государства.

Различают текущую и долговременную валютную политику.

В рамках текущей политики осуществляется оперативное регулирование валютной сферы, в том числе с помощью  валютных ограничений, интервенций, субсидирования и диверсификации валютных резервов. Ее цель заключается в обеспечении  нормального функционирования международного и национального валютного механизмов, поддержание равновесия платежных  балансов.

Составными  элементами текущей валютной политики являются:

1) дисконтная политика, предполагающая  воздействие с целью регулирования  и корректировки на внутренние (состояние спроса, динамику и  уровень цен, объем денежной  массы) и международные (миграцию  краткосрочных инвестиций, курсы  валют) экономические процессы. Эту  политику реализуют как центральные  банки, так и международные  кредитные организации;

2) девизная политика предназначается  для регулирования валютного  курса с помощью покупки и  продажи иностранной валюты, валютных  интервенций (целевые операции  по купле-продаже иностранной  валюты для ограничения колебаний  ее курса).

Для того чтобы повысить курс национальной валюты, нужно ее скупать, чтобы понизить - продавать. Для интервенций используются официальные валютные резервы (изменение  их уровня может служить показателем  степени государственного вмешательства  в валютную сферу). Помимо них источником средств для интервенций могут  быть краткосрочные заимствования.

Интервенции могут проводиться на бирже (публично) и на межбанковском рынке (конфиденциально). Чтобы получить при этом желаемые результаты, необходимо:

- наличие достаточных резервов  в центральном банке;

- доверие участников;

- связь фундаментальных экономических  показателей с изменением денежной  массы;

3) политика в области валютных  ограничений обращения иностранной  валюты, накладываемых центральным  банком с целью преодоления  дефицита платежного баланса  и установления контроля над  разрушительными потоками кратко  срочных капиталов («горячих денег»), дестабилизирующих валютный курс.

Если  импортеры могут приобретать  необходимую им иностранную валюту только у центрального бака страны через свои коммерческие банки, то власти могут сократить импорт путем  уменьшения предложения до величины, соответствующей поступлениям от экспорта.

Долговременная  валютная политика предполагает меры структурного характера, направленные на последовательное изменение валютного  механизма 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоотношения России с международными валютно-финансовыми организациями.

 

Взаимоотношения МВФ и  России всегда носили сложный характер. Членство в МВФ налагает на Россию обязательство выполнять следующие  требования.

Во-первых, устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальной валюты в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.

Во-вторых, не прибегать к  практике множественности валютных курсов. Согласно требованию, Россия установила с июля 1992 года единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля является плавающим, то есть определяется на валютном рынке в результате взаимоотношения спроса и предложения. Официальный курс рубля определяется к доллару Центральным Банком самостоятельно.

В-третьих, установление информационной открытости.

Информация о работе Россия в системе международных валютно-финансовых отношений