Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:08, реферат
Цены на бензин в России растут так быстро, что уже к началу осени могут выйти за все разумные пределы, обещанные чиновниками и нефтяниками. С начала июля топливо в стране подорожало на 30-40 копеек, в том числе за прошедшую неделю - на 5 копеек. И это только официальные данные. Судя по росту оптовых цен на топливо, рознице есть куда расти - как минимум еще на 40-50 копеек в ближайшие полтора месяца. Тем более что правительство придерживать нефтяников пока не собирается. Так что российским автомобилистам стоит приготовиться к тому, что скоро бензин станет таким же дорогим, как и в Соединенных Штатах.
Аналитическая справка по курсу «Экономика»
на тему:
«РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН»
Москва, 2007г.
Оценка: «отлично»
Замечания научного руководителя:
Работа выполнена строго в соответствии с требованиями.
Работа написана на высоком уровне, информация отобрана грамотно.
Автор представил различные точки зрения на данную проблему.
Недостаток – стиль отобранной информации требует дополнительного редактирования (см. по тексту - красным)
Студент вправе незначительно изменять отобранную информацию, пометив, при этом, что представленный текс был отредактирован.
Если редакция значительная, то данную информацию брать не следует – найти другой источник.
Данная работа оценена на «отлично», однако в дальнейшем работа, которая не соответствует требованиям, будет оценена на балл ниже.
1. Информация по теме
«Финансовые известия», Петр Шведов, 20.07.2007г.
Цены на бензин догоняют Америку
Цены на бензин в России растут так быстро, что уже к началу осени могут выйти за все разумные пределы, обещанные чиновниками и нефтяниками. С начала июля топливо в стране подорожало на 30-40 копеек, в том числе за прошедшую неделю - на 5 копеек. И это только официальные данные. Судя по росту оптовых цен на топливо, рознице есть куда расти - как минимум еще на 40-50 копеек в ближайшие полтора месяца. Тем более что правительство придерживать нефтяников пока не собирается. Так что российским автомобилистам стоит приготовиться к тому, что скоро бензин станет таким же дорогим, как и в Соединенных Штатах.
Боевые действия в Ливане, которые стали причиной новых исторических рекордов цен на нефть, не обошли стороной ни Россию, ни США, ни Европу. В США в некоторых штатах галлон автомобильного топлива (почти 3.8 литра) дешевле $3 купить нельзя. Такие высокие цены в США были во время прошлогодних ураганов "Катрина" и "Рита". Еще хуже ситуация в Великобритании и Европе в целом. Галлон бензина на лондонских заправках сегодня стоит дорого как никогда - почти $6.751 (около 1 фунта стерлингов за литр). Королевский клуб автолюбителей Великобритании, который насчитывает около 6 млн. человек, уже предупредил правительство об угрозе скорого дефицита топлива на заправках - англичане собираются скупать бензин впрок. Паника в Европе до России еще не докатилась. Но цены уже начали стабильно расти.
В Европе бензин всегда был дорогим - из-за налогов. Пошлины на топливо там традиционно являются главным источником поступлений в казну. К примеру, в Англии правительство забирает через налоги 66% конечной стоимости галлона топлива, в то время как в США - менее 20%. Очевидно, что недостатка в предложении топлива Европа не испытывает, наоборот, экономический рост в США удивляет даже самих американских экономистов.
За последние две недели в Москве цена за литр подскочила в среднем на 10 копеек - до 17.71 рубля и 18.72 рубля соответственно по маркам Аи -92 и Аи -95. В пересчете на литры американский бензин пока дороже российского - около 21.7 рубля за литр Аи-95. Но это временно.
В июле оптовые цены российских нефтеперерабатывающих заводов продолжали расти в течение трех недель подряд. К середине месяца бензин Аи-92 в среднем по стране подорожал на 135 рублей - до 18 260 рублей за тонну, Аи-95 - на 220 рублей - до 19 570 рублей за тонну (опт). По остальным маркам топлива также зафиксирован рост, хотя и менее значительный. Разница в оптовых и розничных ценах свидетельствует об одном: розница недооценена, а значит, будет расти. Проще говоря, ориентир для литра Аи-92 составляет 18.26 рубля, а за литр Аи-95 - 19.57 рубля. Так что до американских цен скоро будет рукой подать.
"Известия" уже писали, что за июльское подорожание бензина россияне могут быть "благодарны" крупным вертикально-интегрированным компаниям - именно они вдруг отпустили цены на своих АЗС, а владельцы частных заправок лишь ориентируются на них. По слухам, такой смелый шаг не обошелся без согласования с правительством мол, "инфляция и так замедлилась до десятых процента в летние месяцы, поэтому можете пока подзаработать".
"Мы не можем что-либо
комментировать на этот счет,
потому что мы участники рынка"
Любопытно, что участниками рынка начали себя считать и профильные ведомства. "Чем меньше мы говорим о ценах, тем меньше они растут. И наоборот", - объясняет новую стратегию источник "Известий" в Министерстве промышленности и энергетики.
Как остановить рост цен на бензин?
Сергей Борисов / президент Общероссийской общественной организации «ОПОРА России», президент Российского топливного союза:
«Только не мораторием и не «рыночными механизмами», которые во время осеннего обострения у нас иногда пытаются включить. Это нужно делать системно и в течение длительного времени, не теряя ни часа, ни дня, ни года!
Прежде всего, необходимо строить по-настоящему справедливое рыночное пространство на всей территории России и отказаться от локальных олигополий нефтяных компаний; отказаться от привязки НДПИ к мировым ценам; максимально поддержать слабеющий слой малого и среднего предпринимательства в рознице, поощрять конкуренцию в этом секторе и ни в коем случае не допускать дальнейшей интеграции и поглощения малых и средних предприятий.
И, конечно же, нужно учиться
с помощью таможенных пошлин ставить
заслон мировой конъюнктуре, особенно
в период повышенного спроса в
России. Учиться применять
Борис Титов / председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
«Прежде чем говорить о росте цен, нужно понять его причины. Он обусловлен, во-первых, недостаточно правильным регулированием рынка со стороны государства. Такие рынки должны регулироваться и быть демонополизированы, государство должно проводить эффективную антимонопольную политику. Мы предлагали варианты, как это сделать: прежде всего с помощью создания биржи нефтепродуктов, которая бы адекватно отражала соотношение спроса и предложения на внутреннем рынке.
Во-вторых, это налоговые стимулы - они бы стимулировали нефтяные компании оставлять больше нефтепродуктов на внутреннем рынке. Это правильное соотношение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Должен быть стимул не везти нефть или нефтепродукты на экспорт, а перерабатывать нефть и продавать бензин на внутреннем рынке. НДПИ не должен быть связан с внешним рынком, а компенсировать бюджет объем средств, поступающих от НДПИ, - нужно за счет таможенных пошлин. Если так будет происходить регулирование, то разница между ценами на внутреннем и внешнем рынке будет больше. Соответственно, цены на внутреннем рынке снизятся».
Олег Малышкин/ депутат Госдумы, экс-кандидат в президенты РФ:
«Да очень просто! Председатель правительства должен прийти, собрать их всех и сказать: "А ну-ка, ребятки, затормозите, пожалуйста! Иначе я посмотрю, какая у вас себестоимость бензина! Сейчас мы посчитаем, почему у вас цены растут!" И они все сделают как надо, успокоятся, и никакого роста не будет. Даже смогут снизить цены».
2. Основная проблема, содержащаяся в тексте.
В данной статье рассматривается проблема роста оптовых и, следовательно, розничных цен на бензин в России, сопоставляется динамика цен на нефтепродукты в России и других странах, перечисляются возможные причины стабильного роста цен на бензин как в России, так в США и Европе. Автор делает вывод о том, что в ближайшее время цены на бензин в России могут сравняться с ценами в США и приводит точку зрения на решение данной проблемы представителей правительственных и неправительственных организаций.
3. Ключевые слова.
Цены могут выйти за разумные пределы, подорожание топлива, рост оптовых цен, придерживать нефтяников, дорогой, как в Соединенных Штатах, боевые действия, угроза острого дефицита топлива, паника, стабильно расти, налоги, пошлины, недостатка в предложении топлив не наблюдается, американский бензин дороже российского, оптовые цены нефтеперерабатывающих заводов росли, разница в оптовых и розничных ценах, розница недооценена, крупные вертикально-интегрированные компании, отпустили цены, согласование с правительством, участники рынка, нефтяники, Федеральная антимонопольная служба, рыночные механизмы, рыночное пространство, локальные олигополии, поощрять конкуренцию, интеграция и поглощение, таможенные пошлины, регулирование рынка, демонополизированы, антимонопольная политика, налоговые стимулы.
4. Причины роста цен.
3.1. Причины роста цен в мире.
• Боевые действия на Ближнем Востоке.
• Большие пошлины и налоги, как главные источники доходных составляющих бюджетов стран.
• Высокая востребованность ресурсов вследствие высоких темпов развития
промышленности стран, в частности, Китая.
3.2. Причины роста цен на бензин в России.
• Рост мировых цен на сырую нефть.
• Сформировавшийся дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке вследствие привлекательности экспортных операций.
• Отсутствие рыночных механизмов на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов.
• Монополизация рынка, монопольное поведение участников рынка.
• Вертикальная интеграция
нефтедобывающей и
• Слабый слой малого и среднего предпринимательства.
• Повышение налоговой нагрузки на нефтегазовые компании, в частности привязка налога на добычу полезных ископаемых к мировым ценам, увеличение таможенных пошлин.
5. Возможные последствия роста цен на бензин.
• Рот цен на все товары и услуги.
• Рост инфляции и негативные последствия для экономики.
• Социально-экономические последствия для населения, в частности ухудшение уровня жизни малоимущих слоев населения
6. Пути решения сложившейся ситуации
• Регулирование налогообложения отрасли.
• Проведением эффективной антимонопольной политики.
• Создание биржи нефтепродуктов.
• Усиление влияния государства на нефтяном рынке.
• Поощрение конкуренции путем наложения штрафа на нефтяные компании, завышающие цены на бензин.
Аннотация
В статье «цены на бензин обгоняют Америку» автор затрагивает проблему стабильного роста цен на бензин в Российской Федерации и про водит сравнительный анализ цен на данный вид ресурсов с европейскими странами и США.
Несмотря на то, что
Россия является нефтедобывающей страной,
которая имеет возможность
Основными причинами увеличения цен на нефтепродукты являются как внешние, так и внутренние факторы. Во-первых, на цены влияет политическая обстановка в мире, в частности, боевые действия на Ближнем Востоке, который является мировым энергетическим центром. В связи со значительным увеличением мировых цен на нефтепродукты объем экспортных поставок России в несколько раз превышает объем наращивания нефтедобычи и производства нефтепродуктов для внутреннего рынка.
Отсутствие рыночных механизмов на внутреннем рынке нефти, высокая степень монополизации рынка, когда фактически несколько фирм-монополистов и локальные олигополии нефтяных компаний диктуют завышенные оптовые цены на бензин, вертикально-интегрированные компании отпускают розничные цены на своих АЗС, а владельцы частных заправок (количество которых незначительно по причине интеграции и поглощения малых и средних предприятий) лишь ориентируются на них.
Высокие цены на бензины
объясняются и тяжелым
По мнению аналитиков, рост цен на бензин продолжится, и основной задачей является недопущения резких ценовых скачков, которые подстегнут инфляцию и приведут к замедлению темпов экономического роста страны. Данное утверждение схоже с понятием инфляционных ожиданий - все возможные издержки закладываются заранее, благодаря чему экономика успевает приспособиться.
Данная повышательная тенденция негативно скажется на социально-экономическом положении страны. Последствием роста цен на бензин станет удорожание всех товаров и услуг, так как одной из составляющих себестоимости продукции являются транспортные расходы. Уровень инфляции также превысит запланированный в бюджете страны, и соответственно, платежеспособность населения, особенно малообеспеченного, снизится, что может привести также к социальному конфликту в обществе.
Большинство представителей власти и аналитиков считают необходимым приостановление роста цен на бензин. Основными мерами по разрешению проблемы являются следующие:
1. Регулирование рынка со стороны государства. К таким мерам можно отнести:
- проведение эффективной
антимонопольной политики, в том
числе введение для крупных
нефтяных компаний штрафов за
злоупотребление доминирующим
- регулирование налогообложения, в частности, создание налоговых стимулов (в виде льгот), которые бы стимулировали бы нефтяные компании оставлять больше нефтепродуктов на внутреннем рынке; уменьшение зависимости налога на добычу полезных ископаемых от величины экспортных цен на нефть; совершенствование акцизной политики в сфере производства и реализации нефтепродуктов.
2. Создание биржи нефтепродуктов,
которая адекватно отражала бы
соотношение спроса и