Рост цен на бензин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:08, реферат

Описание работы

Цены на бензин в России растут так быстро, что уже к началу осени могут выйти за все разумные пределы, обещанные чиновниками и нефтяниками. С начала июля топливо в стране подорожало на 30-40 копеек, в том числе за прошедшую неделю - на 5 копеек. И это только официальные данные. Судя по росту оптовых цен на топливо, рознице есть куда расти - как минимум еще на 40-50 копеек в ближайшие полтора месяца. Тем более что правительство придерживать нефтяников пока не собирается. Так что российским автомобилистам стоит приготовиться к тому, что скоро бензин станет таким же дорогим, как и в Соединенных Штатах.

Файлы: 1 файл

Аналитическая справка Буравцевой Л.А..doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Аналитическая справка по курсу «Экономика»

 

на  тему:

 

«РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН»

 

 

 

 

Москва, 2007г.

 

Оценка: «отлично»

 

Замечания научного руководителя:

Работа выполнена  строго в соответствии с требованиями.

Работа написана на высоком уровне, информация отобрана грамотно.

Автор представил различные точки зрения на данную проблему.

Недостаток – стиль отобранной информации требует дополнительного редактирования (см. по тексту - красным)

Студент вправе незначительно изменять отобранную информацию, пометив, при этом, что представленный текс был отредактирован.

Если редакция значительная, то данную информацию брать  не следует – найти другой источник.

Данная работа оценена на «отлично», однако в дальнейшем работа, которая не соответствует требованиям, будет оценена на балл ниже.

 

1. Информация по теме

«Финансовые известия», Петр Шведов, 20.07.2007г.

Цены на бензин догоняют Америку 

 

Цены на бензин в России растут так быстро, что уже к началу осени могут выйти за все разумные пределы, обещанные чиновниками и нефтяниками. С начала июля топливо в стране подорожало на 30-40 копеек, в том числе за прошедшую неделю - на 5 копеек. И это только официальные данные. Судя по росту оптовых цен на топливо, рознице есть куда расти - как минимум еще на 40-50 копеек в ближайшие полтора месяца. Тем более что правительство придерживать нефтяников пока не собирается. Так что российским автомобилистам стоит приготовиться к тому, что скоро бензин станет таким же дорогим, как и в Соединенных Штатах.

Боевые действия в Ливане, которые  стали причиной новых исторических рекордов цен на нефть, не обошли стороной ни Россию, ни США, ни Европу. В США в некоторых штатах галлон автомобильного топлива (почти 3.8 литра) дешевле $3 купить нельзя. Такие высокие цены в США были во время прошлогодних ураганов "Катрина" и "Рита". Еще хуже ситуация в Великобритании и Европе в целом. Галлон бензина на лондонских заправках сегодня стоит дорого как никогда - почти $6.751 (около 1 фунта стерлингов за литр). Королевский клуб автолюбителей Великобритании, который насчитывает около 6 млн. человек, уже предупредил правительство об угрозе скорого дефицита топлива на заправках - англичане собираются скупать бензин впрок. Паника в Европе до России еще не докатилась. Но цены уже начали стабильно расти.

В Европе бензин всегда был дорогим - из-за налогов. Пошлины на топливо там традиционно являются главным источником поступлений в казну. К примеру, в Англии правительство забирает через налоги 66% конечной стоимости галлона топлива, в то время как в США - менее 20%. Очевидно, что недостатка в предложении топлива Европа не испытывает, наоборот, экономический рост в США удивляет даже самих американских экономистов.

За последние две недели в  Москве цена за литр подскочила в среднем на 10 копеек - до 17.71 рубля и 18.72 рубля соответственно по маркам Аи -92 и Аи -95. В пересчете на литры американский бензин пока дороже российского - около 21.7 рубля за литр Аи-95. Но это временно.

В июле оптовые цены российских нефтеперерабатывающих  заводов продолжали расти в течение  трех недель подряд. К середине месяца бензин Аи-92 в среднем по стране подорожал на 135 рублей - до 18 260 рублей за тонну, Аи-95 - на 220 рублей - до 19 570 рублей за тонну (опт). По остальным маркам топлива также зафиксирован рост, хотя и менее значительный. Разница в оптовых и розничных ценах свидетельствует об одном: розница недооценена, а значит, будет расти. Проще говоря, ориентир для литра Аи-92 составляет 18.26 рубля, а за литр Аи-95 - 19.57 рубля. Так что до американских цен скоро будет рукой подать.

"Известия" уже писали, что за июльское подорожание бензина россияне могут быть "благодарны" крупным вертикально-интегрированным компаниям - именно они вдруг отпустили цены на своих АЗС, а владельцы частных заправок лишь ориентируются на них. По слухам, такой смелый шаг не обошелся без согласования с правительством мол, "инфляция и так замедлилась до десятых процента в летние месяцы, поэтому можете пока подзаработать".

"Мы не можем что-либо  комментировать на этот счет, потому что мы участники рынка", - говорит источник "Известий" в одной из крупных нефтяных компаний. То же самое сказали нашей газете и в другой крупной компании. Складывается впечатление, что нефтяники, ранее охотно говорившие на топливную тематику, вдруг разом испугались Федеральной антимонопольной службы.

Любопытно, что участниками рынка  начали себя считать и профильные ведомства. "Чем меньше мы говорим  о ценах, тем меньше они растут. И наоборот", - объясняет новую  стратегию источник "Известий" в Министерстве промышленности и  энергетики.

Как остановить рост цен на бензин?

 

Сергей Борисов / президент Общероссийской общественной организации «ОПОРА России», президент  Российского топливного союза:

«Только не мораторием и  не «рыночными механизмами», которые  во время осеннего обострения у нас  иногда пытаются включить. Это нужно делать системно и в течение длительного времени, не теряя ни часа, ни дня, ни года!

Прежде всего, необходимо строить по-настоящему справедливое рыночное пространство на всей территории России и отказаться от локальных олигополий нефтяных компаний; отказаться от привязки НДПИ к мировым ценам; максимально поддержать слабеющий слой малого и среднего предпринимательства в рознице, поощрять конкуренцию в этом секторе и ни в коем случае не допускать дальнейшей интеграции и поглощения малых и средних предприятий.

И, конечно же, нужно учиться  с помощью таможенных пошлин ставить  заслон мировой конъюнктуре, особенно в период повышенного спроса в  России. Учиться применять государственные  интервенции через госкомпании - Росрезерв и другие .. И довести до ума идею с биржей».

 

Борис Титов / председатель Общероссийской общественной организации  «Деловая Россия»:

«Прежде чем говорить о росте цен, нужно понять его  причины. Он обусловлен, во-первых, недостаточно правильным регулированием рынка со стороны государства. Такие рынки должны регулироваться и быть демонополизированы, государство должно проводить эффективную антимонопольную политику. Мы предлагали варианты, как это сделать: прежде всего с помощью создания биржи нефтепродуктов, которая бы адекватно отражала соотношение спроса и предложения на внутреннем рынке.

Во-вторых, это налоговые стимулы - они бы стимулировали нефтяные компании оставлять больше нефтепродуктов на внутреннем рынке. Это правильное соотношение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Должен быть стимул не везти нефть или нефтепродукты на экспорт, а перерабатывать нефть и продавать бензин на внутреннем рынке. НДПИ не должен быть связан с внешним рынком, а компенсировать бюджет объем средств, поступающих от НДПИ, - нужно за счет таможенных пошлин. Если так будет происходить регулирование, то разница между ценами на внутреннем и внешнем рынке будет больше. Соответственно, цены на внутреннем рынке снизятся».

 

Олег Малышкин/ депутат Госдумы, экс-кандидат в президенты РФ:

«Да очень просто! Председатель правительства должен прийти, собрать их всех и сказать: "А ну-ка, ребятки, затормозите, пожалуйста! Иначе я посмотрю, какая у вас себестоимость бензина! Сейчас мы посчитаем, почему у вас цены растут!" И они все сделают как надо, успокоятся, и никакого роста не будет. Даже смогут снизить цены».

 

2. Основная проблема, содержащаяся в тексте.

В данной статье рассматривается  проблема роста оптовых и, следовательно, розничных цен на бензин в России, сопоставляется динамика цен на нефтепродукты в России и других странах, перечисляются возможные причины стабильного роста цен на бензин как в России, так в США и Европе. Автор делает вывод о том, что в ближайшее время цены на бензин в России могут сравняться с ценами в США и приводит точку зрения на решение данной проблемы представителей правительственных и неправительственных организаций.

 

3. Ключевые слова.

Цены могут выйти  за разумные пределы, подорожание топлива, рост оптовых цен, придерживать нефтяников, дорогой, как в Соединенных Штатах, боевые действия, угроза острого дефицита топлива, паника, стабильно расти, налоги, пошлины, недостатка в предложении топлив не наблюдается, американский бензин дороже российского, оптовые цены нефтеперерабатывающих заводов росли, разница в оптовых и розничных ценах, розница недооценена, крупные вертикально-интегрированные компании, отпустили цены, согласование с правительством, участники рынка, нефтяники, Федеральная антимонопольная служба, рыночные механизмы, рыночное пространство, локальные олигополии, поощрять конкуренцию, интеграция и поглощение, таможенные пошлины, регулирование рынка, демонополизированы, антимонопольная политика, налоговые стимулы.

 

4. Причины роста цен.

3.1. Причины роста цен в мире.

• Боевые действия на Ближнем  Востоке.

• Большие пошлины  и налоги, как главные источники  доходных составляющих бюджетов стран.

• Высокая востребованность ресурсов вследствие высоких темпов развития

промышленности стран, в частности, Китая.

3.2. Причины роста цен на бензин  в России.

• Рост мировых цен на сырую нефть.

• Сформировавшийся дефицит  нефтепродуктов на внутреннем рынке  вследствие привлекательности экспортных операций.

• Отсутствие рыночных механизмов на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов.

• Монополизация рынка, монопольное поведение участников рынка.

• Вертикальная интеграция нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей  промышленности

• Слабый слой малого и  среднего предпринимательства.

• Повышение налоговой  нагрузки на нефтегазовые компании, в  частности привязка налога на добычу полезных ископаемых к мировым ценам, увеличение таможенных пошлин.

 

5. Возможные последствия роста цен на бензин.

• Рот цен на все  товары и услуги.

• Рост инфляции и негативные последствия для экономики.

• Социально-экономические  последствия для населения, в частности ухудшение уровня жизни малоимущих слоев населения

 

6. Пути решения  сложившейся ситуации

• Регулирование налогообложения  отрасли.

• Проведением эффективной  антимонопольной политики.

• Создание биржи нефтепродуктов.

• Усиление влияния государства на нефтяном рынке.

• Поощрение конкуренции  путем наложения штрафа на нефтяные компании, завышающие цены на бензин.

 

Аннотация

В статье «цены на бензин обгоняют Америку» автор затрагивает проблему стабильного роста цен на бензин в Российской Федерации и про водит сравнительный анализ цен на данный вид ресурсов с европейскими странами и США.

Несмотря на то, что  Россия является нефтедобывающей страной, которая имеет возможность обеспечить разумные цены на топливо на внутреннем рынке, наблюдаются высокие темпы роста цен на бензин, которые могут достигнуть уровня цен если не европейских стран, то США. Розничные цены растут вслед за увеличением оптовых цен на данный вид товара.

Основными причинами  увеличения цен на нефтепродукты  являются как внешние, так и внутренние факторы. Во-первых, на цены влияет политическая обстановка в мире, в частности, боевые действия на Ближнем Востоке, который является мировым энергетическим центром. В связи со значительным увеличением мировых цен на нефтепродукты объем экспортных поставок России в несколько раз превышает объем наращивания нефтедобычи и производства нефтепродуктов для внутреннего рынка.

Отсутствие рыночных механизмов на внутреннем рынке нефти, высокая степень монополизации  рынка, когда фактически несколько фирм-монополистов и локальные олигополии нефтяных компаний диктуют завышенные оптовые цены на бензин, вертикально-интегрированные компании отпускают розничные цены на своих АЗС, а владельцы частных заправок (количество которых незначительно по причине интеграции и поглощения малых и средних предприятий) лишь ориентируются на них.

Высокие цены на бензины  объясняются и тяжелым налоговым  бременем на нефтегазовые компании, когда  на долю налоговых ставок и акцизов  приходится до 60% себестоимости литра  бензина.

По мнению аналитиков, рост цен на бензин продолжится, и  основной задачей является недопущения  резких ценовых скачков, которые  подстегнут инфляцию и приведут к  замедлению темпов экономического роста  страны. Данное утверждение схоже  с понятием инфляционных ожиданий - все возможные издержки закладываются заранее, благодаря чему экономика успевает приспособиться.

Данная повышательная  тенденция негативно скажется на социально-экономическом положении страны. Последствием роста цен на бензин станет удорожание всех товаров и услуг, так как одной из составляющих себестоимости продукции являются транспортные расходы. Уровень инфляции также превысит запланированный в бюджете страны, и соответственно, платежеспособность населения, особенно малообеспеченного, снизится, что может привести также к социальному конфликту в обществе.

Большинство представителей власти и аналитиков считают необходимым приостановление роста цен на бензин. Основными мерами по разрешению проблемы являются следующие:

1. Регулирование рынка со стороны государства. К таким мерам можно отнести:

- проведение эффективной  антимонопольной политики, в том  числе введение для крупных  нефтяных компаний штрафов за  злоупотребление доминирующим положением  и создание картеля; 

- регулирование налогообложения, в частности, создание налоговых стимулов (в виде льгот), которые бы стимулировали бы нефтяные компании оставлять больше нефтепродуктов на внутреннем рынке; уменьшение зависимости налога на добычу полезных ископаемых от величины экспортных цен на нефть; совершенствование акцизной политики в сфере производства и реализации нефтепродуктов.

2. Создание биржи нефтепродуктов, которая адекватно отражала бы  соотношение спроса и предложения  на внутреннем рынке, и позволила  бы небольшим нефтяным компаниям  напрямую продавать свою продукцию потребителям, а некрупным нефтяным концернам.

Информация о работе Рост цен на бензин