Рожиточный минимум и потребительская корзина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

Уровень жизни — экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни являются: здоровье, питание, доходы и расходы населения, жилище, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, социальное обеспечение и др. Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателей уровня жизни.

Содержание работы

1.Прожиточный минимум и потребительская корзина
Задачи
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 326.54 Кб (Скачать файл)

4.

  • Анализ современных концепций и практики функционирования государства как субъекта экономических отношений в странах, обладающих развитой рыночной экономикой

Государство в рыночной экономике  обеспечивает благополучие нации в  целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя  внутри страны и за рубежом. Этим и  определяются цель государственного регулирования  экономики и роль государства  в рыночной экономике. Государственное  регулирование является объективной  необходимостью в условиях современной  рыночной экономики. 
Рефераты → Экономика и экономическая теория

5.

  • Системный анализ поведения предприятия в различных рыночных структурах

Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной  системы правовых норм бизнеса, и  объединяемых единым понятием - рынок. 
Рефераты → Экономика и экономическая теория

Основные  направления совершенствования  коммерческой деятельности организаций  потребительской кооперации в Республике Таджикистан

 

 

 

Скачать 425,88 Kb.

найти похожие

Название

Основные направления совершенствования коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации в Республике Таджикистан

Дата конвертации

13.10.2011

Размер

425,88 Kb.

Тип

Автореферат



На  правах рукописи

 

ХАКИМОВ АБДУМАЛИК АБДУВАХОБОВИЧ

 
 
 
Основные направления  совершенствования коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации в  
 
Республике Таджикистан 
 
 
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация  
 
управления предприятиями, отраслями,  
 
комплексами: сфера услуг) 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ 
 
диссертации на соискание ученой степени  
 
кандидата экономических наук 
 
 
Душанбе 
 
2010

Работа выполнена  на кафедре «Маркетинг и коммерция» Таджикского государственного университета коммерции

 

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

 
Раджабов Р.К.  
 
 
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор  
 
Самандаров И.Х. 
 
 
кандидат экономических наук, доцент  
 
Одинаев Ф.Ф. 
 
 
Ведущая организация: Институт экономики Академии наук  
 
Республики Таджикистан 
 
 
Защита состоится « 20 » октября 2010 года в 15-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 731.013.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в Таджикском государственном университете коммерции по адресу: Республика Таджикистан, 734055 г. Душанбе, ул. Дехоти, 1/2  
 
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Таджикского государственного университета коммерции и с авторефератом на сайте http://www.tguk.tj 

Автореферат разослан « 18 » сентября 2010 года

 
 
 
Ученый секретарь диссертационного  
 
совета, доктор экономических наук, 
 
профессор Р.К. Раджабов 
 
 
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
 
 
Актуальность темы исследования. В современных условиях решающим этапом практического реформирования экономики является создание цивилизованного рыночного хозяйства, сориентированного на социальные цели. Становление и развитие рыночных отношений, а также предпринимательской деятельности наталкиваются на социальные и экономические противоречия. На первый план выдвигаются вопросы коммерциализации рыночных структур. Их основная цель - извлечение прибыли. В этих условиях потребительская кооперация остаётся некоммерческой структурой и ставит социальные задачи по защите интересов своих членов посредством нейтрализации или смягчения негативных тенденций в сфере обращения. Потребительская кооперация призвана заботиться о нуждах населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных и отдаленных населенных пунктах. С одной стороны, потребительская кооперация призвана выполнять социальные задачи перед потребителями, с другой, - рыночные условия заставляют потребительскую кооперацию развивать предпринимательскую деятельность. Кроме того, потребительская кооперация как социально-ориентированный субъект рынка, осуществляет коммерческую деятельность. Она играет важную роль в формировании спроса сельского населения и призвана содействовать экономическому и социальному развитию сельских населённых пунктов. 
 
Особенность коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации обусловлена многоотраслевым характером ее деятельности, наличием внутрисистемных источников поступления товаров, спецификой обслуживаемого населения, в основном сельского, а в условиях Республики Таджикистан населения, проживающего в отдаленных горных поселениях. 
 
В период реформирования экономики потребительская кооперация утратила прежние позиции на рынке товаров и услуг. Рациональное формирование товарных ресурсов, организация сельской торговли, развитие производственной заготовительной деятельности и другие, выступают в качестве основных резервов повышения конкурентоспособности организаций потребительской кооперации. Это обусловливает необходимость совершенствования коммерческой деятельности кооперативных организаций с учетом особенностей функционирования системы и эффективного использования ресурсов. 
 
Проблемы организации коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка рассматривали многие ученые: Ю.А. Абчук, Е.В. Аванесов, Л.В. Балабанова, П.И. Башина, Л.А. Брагин, П.И. Гандштак, , М.М. Дарбинян, Л.П. Дашков, А.С. Дзуцев, Ф.А. Крутиков, А.Ф. Малков, Л.В. Осипова, Н.В. Панасюк, Ф.П. Половцева,. Р.К.Раджабов, Б.А. Райзберг, A.M. Романов, Б.И. Синецкий, И.М. Синяева, А.Н. Соломатин, З. Султонов, Х.Н.Факеров, A.M. Фридман и другие. 
 
При разработке проблемы совершенствования коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации на основе маркетинга и по образованию товарных ресурсов использованы труды ученых в области социально-экономического развития потребительской кооперации: З.М.Алиевой, В.Т. Жигалова, Е.В. Исаенко, Б.Исоматова, З.Х.Кадыровой, Г.В. Макаровой, О.П. Матвеевой, Л.П. Наговициной, О.А. Новикова, Ф.Г. Панкратова, В.К. Памбухчиянца, И.Х.Самандарова, Н.С.Сангинова, И.В. Сергеева, И.Усманова, Е.Е. Тарасовой, М.К.Хусаинова, С.Х. Хабибова, Шарипова М.М. и другие. 
 
Однако проблема совершенствования коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации исследована недостаточно. Не выработан единый методический подход к оценке коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации на основе маркетинга и по образованию товарных ресурсов с учетом специфики функционирования систем потребительской кооперации на рынке товаров и услуг. Требуют научной проработки вопросы совершенствования информационного обеспечения коммерческой деятельности на основе использования современных компьютерных технологий. 
 
Все это обусловило актуальность темы и определило основные направления диссертационного исследования. 
 
Содержание диссертации соответствует области исследования п. 15.103 Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) – совершенствование организации управления в сфере услуг в условиях рынка. 
 
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка и обоснование направлений совершенствования коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации на рынке товаров и услуг в условиях переходной экономики. 
 
Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение в исследовании следующего комплекса задач:

  •  
    изучение места и роли коммерческой деятельности в становлении и развитии рыночных отношений;
  •  
    исследование теоретических основ и особенностей организации коммерческой деятельности в организациях потребительской кооперации в условиях перехода к рынку;
  •  
    выявление особенностей и принципов организации управления коммерческой деятельности в организациях потребительской кооперации;
  •  
    изучение методических основ анализа коммерческой деятельности предприятий и организаций торговли;
  •  
    исследование современного состояния, производственно-финансовой деятельности и оценка коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации в Республике Таджикистан;
  •  
    обоснование направлений совершенствования коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации на основе маркетинговой концепции;
  •  
    разработка стратегии коммерческой деятельности по образованию товарных ресурсов в организациях потребительской кооперации;
  •  
    разработка основных приоритетных направлений совершенствования коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации в Республике Таджикистан.

 
Предмет исследования. Предметом исследования является коммерческая деятельность в организациях потребительской кооперации. 
 
Объект исследования. Объектом исследования является потребительская кооперация Республики Таджикистан как составной части национальной экономики. 
 
Теоретическую и методологическую основу исследования составили объективные экономические законы, методы сравнительного анализа, ранжирования и статистических группировок. В процессе исследования использованы общенаучные методы исследования (диалектика, анализ, синтез, комплексность). 
 
Для решения прикладных задач, рассматриваемых в диссертации, использовались методы: наблюдений, рядов динамики, индексный метод, корреляционно-регрессионный анализ. Для обработки экономической информации и графического представления результатов исследования использованы современные компьютерные технологии и различные пакеты программного обеспечения. 
 
Информационную основу исследования составили данные государственной статистики, статистическая отчетность Таджикматлубот, потребительских обществ и союзов, результаты выборочного обследования, проведенного автором. В ходе исследования использованы законодательные и нормативные акты Республики Таджикистан, Концепция развития потребительской кооперации Республики Таджикистан на период до 2015 года, постановления Совета и Правления Таджикматлубот. 
 
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: 
 
- уточнено понятие коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации с учетом многоотраслевого аспекта их деятельности и развития внутрисистемной интеграции в условиях формирования рынка товаров и услуг; 
 
- определены тенденции и проблемы функционирования организаций потребительской кооперации на рынке товаров и услуг; 
 
- обоснованы основные направления совершенствования управления коммерческой деятельностью в организациях потребительской кооперации с учетом использования маркетингового инструментария; 
 
- разработана структурная модель оценки коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации по образованию товарных ресурсов с учетом требования рыночной экономики; 
 
- предложена и апробирована система показателей оценки коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации, характеризующих: формирование товарного предложения; качество реализуемых товаров; соответствие объема и структуры товарного предложения объему и структуре покупательского спроса; конкурентоспособность организации, экономическую эффективность коммерческой деятельности; 
 
- разработана и обоснована система оценок коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации, которая включает показатели формирования спроса и предложения; эффективность рыночных связей, и результативность коммерческой деятельности; 
 
- обоснованы приоритетные направления совершенствования информационного обеспечения коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации; 
 
- разработаны основные направления совершенствования коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации в Республике Таджикистан на период до 2015г. 
 
Практическая значимость. Реализация содержащихся в диссертации рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации будет способствовать повышению эффективности социально-экономической деятельности. 
 
Использование на практике научных подходов к обоснованию выбора стратегии коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации, позволит принимать обоснованные управленческие решения в области развития заготовительной, производственной и торговой деятельности, установления рыночных связей с внутрисистемными и внесистемными поставщиками. 
 
Результаты оценки коммерческой деятельности на основе предложенного методического подхода могут быть использованы для выявления передового опыта и определения основных направлений повышения эффективности деятельности организаций потребительской кооперации. 
 
Внедрение рекомендаций по развитию информационного обеспечения коммерческой деятельности на основе современных компьютерных технологий, создание информационной среды с использованием сетевых информационных ресурсов позволит устанавливать долгосрочные хозяйственные связи с внесистемными поставщиками и регулировать поступление товаров из внутрисистемных источников. 
 
Апробация и внедрение результатов исследования. Содержащиеся в диссертации рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации внедрены в практику работы Республиканского союза потребительский обществ Таджикистана (Таджикматлубот), Правления потребительского общества района Рудаки Республики Таджикистан.  
 
Научные результаты диссертации используются в учебном процессе Таджикского государственного университета коммерции при чтении лекций по дисциплинам «Коммерческая деятельность на международном рынке услуг», «Маркетинг» и «Основы коммерческой деятельности». 
 
Основные результаты проведенного исследования докладывались на научно-практических конференциях в Таджикском государственном университете коммерции в 2000-2010 годах и научных конференциях молодых ученых Таджикистана (1999-2010гг). 
 
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 13 работ общим объемом 10,15 п.л., в том числе авторских – 6,65 п.л. 
 
Структура диссертационной работы обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в процессе исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и изложена на 163 страницах машинописного текста. Работа содержит 18 таблиц, 18 рисунков. Список использованной литературы включает 151 наименований. 
 
 
П. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 
 
 
Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, широкое развитие частной инициативы и предпринимательства. Соответственно этому изменяется и тактика коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг. 
 
Коммерческая деятельность - это деятельность по закупке и продаже товаров, и оказанию услуг, нацеленные на обеспечение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и получение им прибыли путем удовлетворения спроса потребителей в товарах и услугах. 
 
Автор считает, что коммерческая деятельность имеет свою структуру и систему элементов, посредством которых она реализуется (рис. 1).  
 
Удовлетворение спроса населения в товарах и услугах должно достигаться за счет согласования производства с потреблением в части выпуска товаров, ориентированных на потребности покупателей, а также производства, закупки и продажи товаров с учетом условий конкурентной среды.  
 
Составные элементы коммерческой деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
З 
 
 
А 
 
 
К 
 
 
У 
 
 
П 
 
 
К 
 
 
А 
 
 
П 
 
 
Р 
 
 
О 
 
 
Д 
 
 
А 
 
 
Ж 
 
 
А 
 
Исследование рынка товаров и услуг 
 
Формирование рыночных связей и организация договорной работы с покупателями (при оптовой продаже товаров) 
 
 
Изучение спроса потребителей 
 
 
Выбор целевого сегмента рынка товаров и услуг 
 
 
Реализации товаров населению 
 
 
 
 
Формирование рыночных связей и организации договорной работы 
 
 
Организация рекламы и стимулирование сбыта 
 
 
Оказание услуг 
 
Формирование ассортимента товаров за счет местных и иностранных производителей 
 
 
 
Рис. 1. Составные элементы коммерческой деятельности 
 
 
В этой связи автор считает, что организация коммерческой деятельности должна основываться на следующих принципах: гибкость управленческих решений с учетом изменяющейся конкурентной среды; умение предвидеть коммерческие риски и оценивать их последствия; разработка коммерческих и маркетинговых стратегий; активное использование методологии маркетинга в управлении коммерческой деятельностью. 
 
Однако коммерческая деятельность организации потребительской кооперации не сводится только к закупки и продажи (аренды), а предполагает выполнение более широкого спектра функций различного характера, роли и содержания: от изучения и формирования спроса на продукцию; поиска, выбора и заключения сделок с партнёрами до доставки продукции непосредственно потребителю и осуществления управления как всей коммерческой деятельностью в целом, так и отдельными коммерческими процессами. 
 
В современных условиях потребительская кооперация играет важную роль в регулировании продовольственного рынка. Исследование рынка товаров и услуг Республики Таджикистан позволило выявить следующие тенденции его развития в 2001-2008 годах: закрепление позитивных сдвигов в динамике оборота розничной торговли; рост реальных денежных доходов населения и, как следствие, возрастание покупательского спроса; инфляционные процессы; ускоренный рост конкурирующего импорта, приостанавливающий импортозамещение и вытесняющий местного производителя на внутреннем рынке; слабая адаптированность отдельных субъектов к рыночным условиям функционирования. 
 
Потребительская кооперация в Республике Таджикистан обслуживает сельское и городские население, на ее долю в 2008 году приходилось только 1,9% от общего объема оборота розничной торговли Республики Таджикистан. При этом отмечается рост по сравнению с 2000 годом на 0,2 процентных пункта, что свидетельствует о некоторой стабилизации положения потребительской кооперации на рынке товаров и услуг Республики Таджикистан (табл. 1 и рис. 2).

Таблица 1

 
Оборот розничной  торговли по формам собственности Республики Таджикистан за 2001-2008гг.*  
 
(в млн. сомони)

Показатели

 
2001

 
2002

 
2003

 
2004

 
2005

 
2006

 
2007

 
2008

 
Оборот розничной  торговли, всего

 
1495,2 
 
100,00

 
2115,5 
 
100,00

 
2635,9 
 
100,00

 
3247,4 
 
100,00

 
3585,2 
 
100,00

 
3972,4 
 
100,00

 
4182,9 
 
100,00

 
4701,6 
 
100,00

 
Государственная

 
20,1 
 
2,8

 
20,7 
 
2,1

 
22,6 
 
1,6

 
21,7 
 
1,2

 
22,9 
 
1,0

 
25,5 
 
0,9

 
38,5 
 
1,1

 
54,0 
 
1,1

 
Негосударственная

 
975,6 
 
97,2

 
983,0 
 
97,9

 
1412,2 
 
98,4

 
1847,2 
 
98,8

 
2196,4 
 
99,0

 
2707,1 
 
99,1

 
3435,3 
 
98,9

 
4647,6 
 
98,9

 
Потребкооперация

 
16,3 
 
1.7

 
17,4 
 
1,7

 
21,4 
 
1,5

 
28,1 
 
1,5

 
33,3 
 
1,5

 
46,7 
 
1,7

 
69,4 
 
2,0

 
88,8 
 
1,9

 
Коммерческая  торговля

 
11,1 
 
1,0

 
21,2 
 
2,1

 
35,6 
 
2,5

 
45,1 
 
2,4

 
68,7 
 
3,1

 
79,2 
 
2,9

 
138,7 
 
4,0

 
194,8 
 
4,1

 
Другие негосударственные  формы собственности 
 
(Неорганизованный рынок)

 
930,5 
 
97,3

 
944,4 
 
94,1

 
1355,2 
 
94,4

 
1774,0 
 
94,9

 
2094,4 
 
94,4

 
2581,2 
 
94,5

 
3227,2 
 
92,9

 
4364,0 
 
92,9


* Рассчитано автором по: Статистический ежегодник Республики Таджикистан.- Душанбе, 2009. с. 367-374  
 
Автор считает, что основу коммерческой деятельности составляет ее товарное обеспечение, которое представляет собой рационально организуемое поступление товаров в розничную торговую сеть в соответствии с предпочтениями покупателей. Под товарным обеспечением следует понимать комплекс оперативно-организационных мероприятий, обусловливающих реализацию операций по формированию товарных ресурсов в организациях потребительской кооперации для их дальнейшей реализации через собственную розничную торговую сеть с целью удовлетворения покупательского спроса пайщиков и обслуживаемого населения и получения прибыли. 
 
2001 год 
 
 
 
2008 год 
 
 
 
Рис.2. Удельный вес объема оборота розничной торговли по формам собственности в Республике Таджикистан 
 
В ходе исследования установлено, что основными источниками поступления товарных ресурсов в розничную торговлю являются собственные предприятия по производству продовольственных товаров и заготовительные предприятия системы. 
 
В 2001-2008 годах наблюдалась положительная тенденция развития заготовительной отрасли потребительской кооперации (табл.2). Так, в 2008 году соответственно прирост оборота розничной торговли, оптовой торговли, общественного питания, заготовительного, объема оказанных услуг от других видов деятельности, совокупный оборот составила 6,8; 4,6; 8,6; 5,9; 5,9;5,0 и 6,3 раза по сравнению с 2001 годом по системе Таджикматлубот. Такая же тенденция наблюдается по потребсоюзам Согдийской области, Горно-Бадахшанской автономной области, Хатлонской области и районов республиканского подчинения.

Таблица 2

 
Динамика объемных показателей хозяйственной деятельности организаций потребкооперации Республики Таджикистан за 2001-2008гг.* 
 
(в тыс. сомони)

 
Показатели

 
2001

 
2002

 
2003

 
2004

 
2005

 
2006

 
2007

 
2008

 
2008г.  
 
в % к 
 
2001г.

 
2008г.  
 
в % к 
 
2007г.

 
Оборот розничной торговли

 
14125,2

 
 
 
17774

 
21760,9

 
 
27059

 
29349,0

 
 
47193,1

 
 
70744,3

 
 
96971,0

 
 
6,8 раза

 
 
137%

 
Оборот оптовой торговли

 
2044,8

 
1877,0

 
2008

 
2992,9

 
4677,4

 
5462,6

 
7489,1

 
9551,9

 
4,6 раза

 
467,1%

 
Оборот общественного питания

 
1823,1

 
2856,7

 
3772,6

 
4748,9

 
5896,7

 
8029,4

 
11356,7

 
15745,9

 
8,6 раза

 
138,6%

 
Оборот заго-товительной деятельности

 
 
 
12302,1

 
 
 
14917

 
17988,3

 
22310,1

 
24889,0

 
 
31300,0

 
 
47204,0

 
 
72835,0

 
 
5,9 раза

 
154,2%

 
Объем оказанных услуг

 
225,4

 
246,8

 
318,19

 
397,9

 
404,9

 
610,6

 
885,8

 
1331,5

 
5,9 раза

 
150,3%

 
Оборот от других видов деятельности

 
3018,9

 
3212

 
3410,9

 
4216,9

 
5976,0

 
8251,5

 
11450,0

 
15166,3

 
5,0 раза

 
132,4%

 
Совокупный оборот

 

 
35 33539,5

 
40883,5

 
49258,8

 
61725,7

 
71193,0

 
100847,2

 
 
 
149129,9

 
 
 
211601,6

 
6,3 
 
раза

 
141,8%


 
*Рассчитано автором  на основе «Перспективы развития  потребительской кооперации Республики  Таджикистан» - Душанбе: Таджикматлубот, 2009. с.82-83. 
 
В табл. 3 приведены данные о закупках сельскохозяйственной продукции и сырья во всех категориях хозяйств.

Таблица 3

 
Закупки сельскохозяйственной продукции и сырья во всех 
 
категориях хозяйств потребительской кооперации  
 
Республики Таджикистан за 2001-2008гг.*

 
Наименование продукции

 
2001

 
2002

 
2003

 
2004

 
2005

 
2006

 
2007

 
2008

 
2008г. к 2001г.в %

 
Мясо и мясопродукты, тонн

 
904,2

 
1007,1

 
997,3

 
1154,4

 
1253,0

 
1600,0

 
1705,0

 
2104,4

 
2,32 раза

 
Молоко и молочные продукты, тонн

 
648,4

 
755,9

 
855,4

 
928,3

 
1142,0

 
1450,0

 
1545,0

 
1790,2

 
2,76 раза

 
Яйца, тыс. шт.

 
1135,2

 
1343,6

 
1423,8

 
1603

 
2014,0

 
2400,0

 
2791,0

 
3247,6

 
2,86 раза

 
Картофель, тонн

 
2684,9

 
3153,8

 
4122,6

 
4534,8

 
5869,0

 
6900,0

 
8146,0

 
8240,0

 
3,06 раза

 
Овощи, тонн

 
7351,0

 
7280,9

 
7530,3

 
8227,6

 
10300,0

 
12200,0

 
15198,0

 
16407,9

 
2,23 раза

 
Плоды и ягоды, тонн

 
2135,6

 
2323,3

 
2440,5

 
2496,9

 
3061,0

 
4000,0

 
3738,0

 
3970,4

 
1,86 раза


 
*Рассчитано автором  на основе «Перспективы развития  потребительской кооперации Республики  Таджикистан» - Душанбе: Таджикматлубот, 2009. с.82. 
 
Диссертант считает, что для обеспечения устойчивого роста объемов заготовительной отрасли потребительской кооперации и решения продовольственной проблемы региона и страны необходимо реформировать коммерческую службу организаций системы путем создания отделов маркетинга, сбыта и закупок. Реализация данного предложения обеспечит выявление приоритетов и предпочтений производителей-сдатчиков сельскохозяйственной продукции, повышение экономической обоснованности заключения договоров на закупку и переработку сельскохозяйственной продукции и сырья; расширение и укрепление рыночных связей с производителями и покупателями; повышение экономической ответственности поставщиков сельскохозяйственной продукции; вовлечение в оборот продовольственного рынка товаров надлежащего качества и ассортимента; совершенствование форм и методов закупок; внедрение прогрессивных технологий хранения и переработки закупаемых сельскохозяйственных продуктов и сырья.

В течение 2001-2008 годов  в производстве продукции Таджикматлубота наблюдалась тенденция роста объемов выпуска отдельных видов продовольственных товаров в натуральном выражении (табл. 4).

Таблица 4

 
Производство  продовольственных товаров организаций  потребительской кооперации Республики Таджикистан 
 
за 2001-2008гг.*

 
Наименование 
 
продукции

 
2001

 
2002

 
2003

 
2004

 
2005

 
2006

 
2007

 
2008

 
2008г. к 2001г.в %

 
Хлеб и хлебобулочные  изделия, тонн

 
1416,4

 
2146,9

 
2159,8

 
3929,1

 
5546,2

 
6087,1

 
6804,2

 
7058,7

 
4,98 раза

 
Колбасные изделия, тонн

 
28,4

 
29,9

 
32,9

 
35

 
35,0

 
39,4

 
42,6

 
54,0

 
1,90 
 
раза

 
Кондитерские  изделия, тыс.короб.

 
82

 
101,5

 
109,2

 
128,1

 
136,7

 
153,7

 
233,5

 
246,6

 
3,0 раза

 
Консервы, тыс.короб.

 
3152,2

 
6729,5

 
4341,2

 
6176,1

 
7638,7

 
6809,0

 
5291,8

 
6408,9

 
2,03 раза

 
Безалкогольные  напитки, тыс.д/литр

 
38,5

 
44,4

 
49,7

 
56,7

 
63,5

 
56,7

 
76,1

 
90,5

 
2,35 раза


 
*Рассчитано автором по: «Перспективы развития потребительской кооперации Республики Таджикистан» - Душанбе: Таджикматлубот, 2009.-80с. 
 
Как видно из табл.4, за рассматриваемый период объем производства продовольственных товаров организаций потребительской кооперации республики соответственно по хлебу и хлебобулочным, колбасным и кондитерским изделиям, консервам, безалкогольным напиткам возрос в 4,98; 1,90; 3,0; 2,03 и 2,35 раза.  
 
Автор считает, что устойчивое развитие производственной деятельности потребительской кооперации предусматривает реализацию следующих мероприятий: проведение маркетинговых исследований рынка и определение конкурентоспособности каждого вида собственной продукции; разработка ассортимента продукции, пользующейся спросом на республиканских и межрегиональных рынках; модернизация производства для повышения качества продукции и ее товарного вида. 
 
В течение 2008 года активизировалась коммерческая работа Таджикматлубот и отдельных районных организаций потребительской кооперации. В целом по Таджикматлуботу оборот розничной торговли составил 969,71 млн. сомони., что в сопоставимых ценах в 6,8 раза превышает данный показатель 2001 года. Наибольший прирост оборота розничной торговли наблюдается в сопоставимых ценах, в Раштском райпо - 15,4 раза. Эта прежде всего связано с возрождением потребительской кооперации в районе на основе государственной поддержке. Наблюдается также рост оборота розничной торговли потребсоюза в расчете на одного человека. 
 
Одним из важных аспектов при разработке стратегии развития организации потребкооперации является исследование структуры товарного предложения. Диссертант считает, что соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами в общем объеме оборота выступает отрицательным индикатором уровня жизни населения, отражает структуру товарного предложения и потребления. На протяжении 2001-2008 годов отмечен рост удельного веса продовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли Таджикматлубота. Если в 2001 году доля продовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли составляла 65,27%, то в 2008 году составляет 75,38%, соответственно непродовольственных товаров - 34,73 и 24,62%. 
 
Одним из важных этапов при оценке результатов деятельности организаций потребительской кооперации является изучение динамики показателей, характеризующих производственно – финансовую деятельность организаций потребительской кооперации Республики Таджикистан. Из результатов анализа видно, что за рассматриваемый период величина валового дохода и прибыль возросли соответственно в 3,5 и 3,94 раза (рис. 5 и 6). 
 
Диссертант считает, что такое положение в значительной мере обусловлено ростом цен на товары и услуги, опережающими темпами роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, низкими денежными доходами населения. Однако деформация ассортимента товаров в потребительской кооперации Республики Таджикистан вызвана не только низкой покупательной способностью обслуживаемого населения, но и недостатками в формировании товарного предложения. Если в целом по Республике Таджикистан удельный вес непродовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли в 2008 году составил 11,69% и уменьшился по сравнению с 2001 годом на 6,78 процентных пункта, то по системе потребительской кооперации он снизился на 10,11 процентных пункта и составил 24,62%. 
 
 
 
 
Рис.3. Динамика изменения валового дохода организаций потребкооперации за 2001-2008 в Республике Таджикистан 
 
 
 
Рис.4. Динамика изменения прибыли организаций потребкооперации за 2001-2008 в Республике Таджикистан 
 
Действенным способом повышения эффективности коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации республики Таджикистан и стабилизации рынка товаров и услуг является проведения маркетинговых исследований, одной из главных задач и функций, которых является управление торгово-сбытовой деятельностью на основе принципов маркетингового менеджмента. 
 
Диссертант считает, что разработка действенной маркетинговой стратегии занимает важное место в деятельности организации. При этом особое место отводится изучению взаимосвязей элементов коммерческой деятельности и функций маркетинга. На рис. 6. приведена схема взаимосвязи элементов коммерческой деятельности и функций маркетинга.

 


 
Р ис. 5. Взаимосвязь элементов коммерческой деятельности и функций маркетинга 
 
Предлагаемая автором концепция предусматривает формирование ассортиментной, ценовой, сбытовой политики, стимулирование продаж потребителям, создание банка коммерческой информации. 
 
Для реализации товарной, ценовой, сбытовой политики в организациях потребительской кооперации Республики Таджикистан целесообразно создание эффективной информационной системы. Потребность в ней обусловливается необходимостью получения информации о сегментировании целевого рынка для выявления емкости рынка, а также для определения конкурентных преимуществ организаций потребительской кооперации и их стратегического позиционирования. 
 
В свою очередь, информация о стратегической позиции на рынке необходима для обоснования конкурентной стратегии коммерческой деятельности. Основой реализации данного процесса являются: поиск, систематизация и накопление источников информации по следующим основным направлениям: состояние внешней среды и целевых рынков, конкурентное преимущества. 
 
Поэтому весьма важным является научное обоснование разрабатываемых направлений информационного обеспечения по закупокам товаров. Автор считает, что направления информационного обеспечения закупок товаров прежде всего должны быть обоснованы на основе взаимодействия отделов сбыта и маркетинга, основной задачей которого является разработка и воплощение стратегии производства, закупки и сбыта продукции (рис. 6). 
 
 
Информация о производителей товаров 
 
Ценовой анализ предложений 
 
Анализ рыночных тенденций по ценам и ассортименту товаров 
 
 
 
 
 
ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА 
 
 
 
 
Отдел закупок 
 
Управление решением по: 
 
- развитию приграничной торговли; 
 
- включению новых товаров в заказы организации; 
 
- исключению «неходовых» товаров; 
 
- сезонности закупок товаров; 
 
- оптимизации каналов закупок товаров и товародвижения; 
 
- разработке рациональных вариантов доставки товаров; 
 
- оценке эффективности закупки товаров и оптимизации параметров закупок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОТДЕЛ СБЫТА 
 
 
 
Информация о спросе и предложении 
 
Информация об объемах реализации товаров по существующим и новым покупателям 
 
Информация о ценах  
 
Рис. 6. Информационное обеспечение закупок товаров. 
 
Сфера отдела маркетинга должна включать внутреннюю микросреду организации, внешнюю микросреду (конкуренты, производители, покупатели) и макросреду (государство, технологии, культура, окружающая природная среда). 
 
Наличие отдела маркетинга в организационной структуре организаций потребкооперации Республики Таджикистан позволит обеспечить:

  •  
    организацию системы дифференцирования и позиционирования товаров собственного производства и закупаемой сельскохозяйственной продукции и сырья;
  •  
    организацию сбора и обработки информации о потребностях потребителей в товарах, ценовой политике производителей, потенциальных конкурентов;
  •  
    анализ маркетинговой деятельности покупателей, продавцов и конкурентов, участие в маркетинговых мероприятиях по установлению контактов с новыми покупателями и производителями;
  •  
    планирование спроса в товарах с учетом конъюнктуры рынка;
  •  
    формирование и совершенствование маркетинговой стратегии организации; контроль и регулирование расходов на маркетинговые мероприятия;
  •  
    формирование и выявление методов и направлений повышения эффективности маркетинговой деятельности организации.

 
С целью углубленного исследования влияния коммерческой работы на результаты деятельности организаций потребительской  кооперации Республики Таджикистан  нами предложена система показателей  ее оценки.  
 
Использование предложенной системы показателей позволит организациям потребительской кооперации определять направления совершенствования их коммерческой деятельности, а также выработать стратегию и тактику поведения организаций потребительской кооперации на рынке товаров и услуг. 
 
Исследование показало, что коммерческая деятельность по поиску источников закупок и производства товаров в организациях потребительской кооперации организована недостаточно эффективно: не заключаются долгосрочные договоры на поставку товаров, не в полной мере осуществляется контроль за выполнением договорных обязательств производителей, не используются методы ценовой и неценовой конкуренции при формировании ассортимента. 
 
Анализ функционирования организаций потребительской кооперации показывает, что они не уделяют должного внимания изучению товарных ресурсов и заключение договоров со сдатчиками сельскохозяйственной продукции и сырья. 
 
Важным источником формирования товарных ресурсов для розничной торговли потребительской кооперации является промышленность. В кооперативной промышленности Таджикматлубот наблюдается увеличение объемов деятельности в 2008 году по сравнению с 2001 годом: производство хлеба и хлебобулочных изделий увеличилось на 5642,3 тонн, колбасных изделий - на 25,6 тонн, безалкогольных напитков на 52,0 тыс.д/литр. 
 
Это обусловило рост объемов поступления товаров в розничную торговлю потребительской кооперации от собственных производственных предприятий. В среднем поступления вышеуказанных товаров увеличились от 15,6 до 80,2%. При этом заготовительная и производственная отрасли не могут в полной мере обеспечить удовлетворение потребностей розничной торговли в товарах. Поэтому эффективнее следует использовать внесистемные источники. 
 
Следует отметить, что в новых условиях районные и областные организации потребительской кооперации, ликвидировав оптовое звено, самостоятельно заключают договоры поставки с внесистемными производителями. 
 
Автор считает, что многие организации потребительской кооперации осуществляют закупку товаров без документированного оформления договора поставки. В обследуемых районных организациях потребительской кооперации районов республиканского подчинения в 2008г. по устной форме договора поступило только 28,4% товаров, а в 2001 году она составляла 36,5%, т.е. удельный вес поставок товаров от внесистемных поставщиков по сделкам, заключенным по устной форме, снизился на 8,1%. 
 
Кроме того, изменилась структура договоров поставки по срокам их действия. Если ранее более 80% договоров заключалось на длительный период, то сейчас преобладают договора на краткосрочные основы. 
 
Анализ структуры производителей по их месторасположению показал, что в районах республиканского подчинения большую долю в общем объеме поставок занимают местные производителей. Это обусловило снижение оборота розничной торговли и финансовых результатов организаций потребительской кооперации, что указывает на низкой уровень коммерческой деятельности. 
 
На рис. 7 показаны элементы коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации по образованию товарных ресурсов. 
 
Посредством осуществления коммерческой деятельности реализуется связь организаций с внешней средой — производители и покупателями товаров. Поэтому автором конкретизирована схема формирования рыночных связей организаций потребительской кооперации с производителями товаров. 
 
В практической деятельности организаций потребительской кооперации предложенная схема формирования рыночных связей может видоизменяться в зависимости от специфики проводимых коммерческих операций. Ее использование позволит осуществлять моделирование коммерческих процессов для повышения эффективности коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации по образованию товарных ресурсов. 
 
Организации потребительской кооперации 
 
 
 
 
Изучение спроса населения (города,  
 
села и региона)

 
Э лементы коммерческой деятельности по образованию товарных ресурсов

 
- маркетинговые исследования рынка  товаров и услуг; 
 
- обоснование объемов закупок; 
 
-выбор внесистемных и внутрисистемных производителей; 
 
-организация договорной работы с производителями; 
 
- формирование ассортимента товаров


 
 
 
 
 
Предприятия розничной торговли 
 
 
 
 
 
 
 
Рис.7. Элементы коммерческой деятельности организаций потребительской коопераций по образованию товарных ресурсов 
 
 
Автор считает, что для выбора оптимальных внесистемных производителей по различным критериям целесообразно использовать метод экспертной оценки Дельфи. Для совершенствования закупочной работы необходима разработка стратегии коммерческой деятельности по образованию товарных ресурсов. При этом наибольший интерес для анализа стратегических возможностей организаций потребительской кооперации и разработки стратегии коммерческой деятельности по образованию товарных ресурсов представляет использование методики SWOT-анализа и выбор научно - обоснованной стратегии: стратегия торгово-закупочной деятельности, диверсификация; стратегия широкой дифференциации, лидерство в снижение издержек, фокусирование; стратегия проникновения, увеличения доли рынка.  
 
Для обеспечения конкурентоспособности потребительской кооперации Республики Таджикистан рекомендуется применять следующие виды стратегии деятельности по формированию товарных ресурсов и закупочной деятельности: стратегию широкой дифференциации и стратегию увеличения емкости рынка. 
 
Автор считает, что при осуществлении коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации целесообразно использовать стратегию увеличения емкости рынка посредством увеличения объемов реализации закупаемых товаров. При использовании данной стратегии положительный эффект достигается за счет улучшения качества товара или услуги, снижения цен, совершенствования материально-технической базы, увеличения числа розничных торговых предприятий, проведения мероприятий по стимулированию сбыта. 
 
Коммерческая деятельность организаций потребительской кооперации по формированию товарных ресурсов включает две составляющие организации закупки и поставки товаров из внесистемных и внутрисистемных источников. В этой связи стратегия коммерческой деятельности должна включать два блока: стратегическое планирование коммерческой деятельности по поставкам товаров из внутрисистемных и внесистемных источников. 
 
Для повышения эффективности коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации по формированию товарных ресурсов возможно использование общих стратегий: широкой дифференциации, лидерства в снижении издержек, фокусирования.  
 
При этом, весьма важным являются разработки модели оценки коммерческой деятельности. На основе изучения научных работ и обобщения функционирования организаций потребительской кооперации автором сделана попытка разработать структурную модель оценки коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации по формированию товарных ресурсов которая показана на рис. 8. 
 
Диссертант, в систему показателей оценки коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации по формированию товарных ресурсов предлагает включать показатели, характеризующие формирование спроса и предложения, эффективность рыночных связей с производителями, формирование товарных ресурсов из внутрисистемных и внесистемных источников, а также показатели результативности коммерческой деятельности. 
 
Автор считает, что положительный финансовый результат обеспечивается за счет эффективности каждой заключаемой сделки и высокой скорости оборота средств, вложенных в товарные запасы. Для оценки коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации по образованию товарных ресурсов с учетом межотраслевой интеграции системы предлагает использовать комплексный показатель рентабельности, отражающий уровень развития заготовительной, производственной и торговой деятельности потребительской кооперации. 
 
Использование предлагаемого методического подхода к оценке коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации по формированию товарных ресурсов позволит проводить их сравнительную оценку, выявлять неиспользованные конкурентные возможности на рынке товаров и услуг, обосновывать выбор стратегии и направлений совершенствования коммерческой деятельности. 
 
На основе изучения динамики показателей оценки коммерческой деятельности по образованию товарных ресурсов организаций потребительской кооперации Республики Таджикистан автором и выявлены следующие тенденции их развития:

  •  
    снижение доли рынка организаций потребительской кооперации;

 
 
Образование товарных ресурсов в организациях потребительской  кооперации 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ 
 
 
 
Экономическая 
 
Социальная 
 
 
 
Получение прибыли от всей деятельности 
 
Удовлетворение спроса обслуживаемого населения 
 
 
Источники поступления товаров в территориальных системах 
 
 
 
 
 
Внутрисистемные 
 
Внесистемные 
 
 
Заготовительные, производственные, оптовые предприятия, предприятия общественного питания 
 
Производственные и оптовые предприятия различных организационно – правовых форм 
 
 
 
 
Повышение эффективности социально-экономической деятельности организации потребительской кооперации 
 
 
 
 
 
 
Рис. 8. Структурная модель образования товарных ресурсов в организациях потребительской кооперации

  •  
    сокращение объемов заготовительной деятельности;
  •  
    неудовлетворительное материально-техническое обеспечение организаций потребительской кооперации;
  •  
    увеличение объемов поставок от внесистемных поставщиков и др.

 
Современные методы ведения коммерческой деятельности требуют соответствующего уровня квалификации работников коммерческих и финансово-экономических служб  и применение компьютерных информационных технологий в организациях потребительской  кооперации. 
 
Поэтому в работе предлагается использование Интернет-технологий для создания информационной среды на основе различных моделей интеграции информационных технологий в коммерческую деятельность организаций с учетом их финансовых и технических возможностей, кадрового потенциала: от создания единой внутренней информационной среды начиная до полной интеграции в среду Интернет и внешнего взаимодействия с субъектами рынка через глобальную информационную сеть. 
 
Основными этапами создания информационной среды организации потребительской кооперации с использованием сетевых информационных ресурсов, являются:

  •  
    предварительный выбор конкретной модели интеграции информационных технологий в коммерческую деятельность организации;
  •  
    проведение исследований место организации в Интернет-среды;
  •  
    выделение стратегических факторов привлекательности Интернет-рынка;
  •  
    выделение стратегических факторов готовности организации к интеграции на основе выбранной модели;
  •  
    определение готовности организации к интеграции с помощью матрицы оценки и выбор модели с учетом полученных результатов.

 
При этом диссертант считает, что в  состав информационной базы данных для  осуществления коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов, должны быть включены нормы и нормативы; прогнозы и прогнозные оценки; адресные базы о производителях товаров, торговых посредниках, информационно-маркетинговых службах; нормативно-правовые акты. 
 
Исходя, из этого автор полагает, что комплекс рекомендаций, предложенных в диссертации, позволит организациям потребительской кооперации повысить эффективность формирования рыночных связей из внесистемных и внутрисистемных источников, определить направления развития отраслей деятельности и межотраслевой интеграции. 
 
В диссертации автор считает, что реализация социально-экономической политики государства, сокращение бедности и повышение уровня жизни населения Республики Таджикистан неразрывно связано с возрождением производственной деятельности потребительской кооперации.  
 
При этом важным этапом является обоснование основных направлений активизации производственно-коммерческой деятельности потребительской кооперации в целях усиления роли системы в реализации социально-экономической политики государства, сокращении бедности и повышении уровня жизни населения за счет эффективного использования экспортного потенциала Республики Таджикистан. 
 
Особое место уделяется участию государства в финансовом обеспечении реализации разрабатываемых направлений. При этом государстве должно играть важную роль в предоставлении возможностей в получение инвестиционных кредитов под имущественную ответственность по упрощенной системе и оказывать поддержку в получении международных грантов для реализации проекта. 
 
Обоснование процесса возрождения производственно-коммерческой деятельности потребительской кооперации на базе реконструкции действующих и создания новых мощностей, направленных на повышение роли системы в насыщении внутреннего рынка новыми продуктами питания и увеличении экспортного потенциала страны заключается в создании новых рабочих мест; подготовка кадров для новых видов производств.  
 
Поэтому в диссертации проведен расчет обобщенных показателей эффективности реализации разработанных бизнес планов. В общем объеме финансирования собственные средства составляют 67,0% и заёмные средства 33,0%. Заёмные средства будут получены в виде льготных государственных инвестиционных кредитов Национального банка Таджикистана и будут погашены согласно подписанного двухстороннего договора. Финансовые результаты реализации инвестиционного проекта рассчитаны на основе реализации программы производства и реализации продукции на внутреннем и внешних рынках. Установлено, что срок окупаемости составляет 3- 5 лет. Точка безубыточности рассчитана как соотношение величины постоянных расходов и разности цены продукции и величины переменных расходов, деленной на объем реализации продукции. Бюджетный эффект инвестиционного проекта определена, как сальдо поступлений и выплат бюджета в связи с реализацией данного проекта. В расчетах данный показатель оценивается дисконтированием объемов поступления и выплат по годам реализации проекта. Чистый дисконтированный доход государства как эффект от реализации проекта определяется суммой годовых сальдо поступлений и выплат в бюджет, приведенных к ценам первого года по нашим расчетам составляет 1,1028 и с учетом поправки на риск – 1,1828.  
 
Проведенные исследования дают возможность повысить эффективность функционирования организаций потребительской кооперации и способствуют сокращению бедности и повышению уровня жизни населения в Республике Таджикистан.  
 
Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы: 
 
1. В условиях перехода к рыночной экономике усиливается роль системы потребительской кооперации в реализации социально-экономической политики государства, сокращении бедности и повышении уровня жизни населения за счет эффективного использования экспортного потенциала Республики Таджикистан и эффективному использованию накопленного производственного потенциала и имеющихся природных ресурсов; 
 
2. Сложившиеся условия экономического и социального развития республики и переход экономики к рыночным отношениям обусловили необходимость совершенствования научно-методологического инструментария исследования роли, места, значения и закономерностей развития потребительской кооперации и их производственных структур, а также выполнения социальной миссии. В этой связи исследованы теоретические и методологические вопросы совершенствования коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации, которые дополнены новым научным содержанием; 
 
3.Обобщенная оценка функционирования организаций потребительской кооперации и предложенная на их основе система показателей дает возможность оценить современное состояние, выявить неиспользованный потенциал для дальнейшей стабилизации и устойчивого развития всех подразделений в условиях переходной экономики. Применение показателя степени использования имеющихся ресурсов, использование результатов маркетинговых исследований, формирования товарных ресурсов, совершенствование коммерческой деятельности, дает возможность установить соотношение между реальными возможностями инфраструктурных элементов потребительской кооперации и разрабатываемыми стратегиями, что позволяет мобилизовать наличные ресурсы и управлять ими. 
 
4.Сложившиеся условия экономического и социального развития республики, а также переход экономики к рыночным отношениям, обусловили разные уровни развития и функционирования организаций потребительской кооперации в Республике Таджикистан. Потребительская кооперация в Республике Таджикистан обслуживает сельское и городское населения, на ее долю в 2008 году приходилось только 1,9% от общего объема оборота розничной торговли Республики Таджикистан. При этом отмечается рост по сравнению с 2001 годом на 0,2 процентных пункта, что свидетельствует о некоторой стабилизации положения потребительской кооперации на рынке товаров и услуг Республики Таджикистан. В 2001-2008 годах наблюдалась положительная тенденция развития заготовительной отрасли потребительской кооперации. Так, в 2008 году соответственно прирост оборота розничной торговли, оптовой торговли, общественного питания, заготовительного, объема оказанных услуг, от других видов деятельности составила 6,8; 4,6; 8,6; 5,9; 5,9 и 5,0 раза по сравнению с 2001 годом по системе Таджикматлубот. Такая же тенденция наблюдается по потребительским союзам Согдийской области, Горно-Бадахшанской автономной области, Хатлонской области и районов республиканского подчинения.  
 
В течение 2001-2008 годов в производстве продукции Таджикматлубота наблюдалась тенденция роста объемов выпуска отдельных видов продовольственных товаров в натуральном выражении. За рассматриваемый период объем производства продовольственных товаров организаций потребительской кооперации республики соответственно по хлебу и хлебобулочным, колбасным и кондитерским изделиям, консервам, безалкогольным напиткам возрос в 4,98; 1,90; 3,0; 2,03 и 2,35 раза.  
 
В течение 2008 года активизировалась коммерческая работа розничной торговли Таджикматлубот и отдельных районных кооперативных организаций. В целом по Таджикматлуботу оборот розничной торговли составил 969,71 млн. сомони., что в сопоставимых ценах в 6,8 раза превышает данный показатель 2001 года. В Варзобском районном потребительском обществе в 2008 году по отношению к 2001 году оборот розничной торговли увеличился в 2,68 раза в сопоставимых ценах, в Раштском райпо в - 15,4 раза. Наблюдается рост оборота розничной торговли потребсоюза в расчете на одного человека. 
 
На основе анализа деятельности организаций потребительской кооперации, учитывая проблемы и пути их разрешения, в диссертационной работе автором предложены основные направления улучшения их коммерческой деятельности. 
 
5. Анализ и синтез проблем функционирования и развития организаций потребительской кооперации, реальная оценка их экономического потенциала, разработка методик расчета общих и частных показателей и параметров, обоснование основных направлений совершенствования коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации на основе маркетинга и по формированию товарных ресурсов позволили сформулировать приоритетные направления развития потребительской кооперации в рамках общей стратегии долгосрочного развития экономики Республики Таджикистан.  
 
При этом, важным этапом является обоснование основных направлений активизации производственно-коммерческой деятельности потребительской кооперации в целях усиления роли системы в реализации социально-экономической политики государства, сокращении бедности и повышении уровня жизни населения за счет эффективного использования экспортного потенциала Республики Таджикистан. 
 
На основе проведенного исследования в диссертации автором предложена структурная модель оценки коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации по формированию товарных ресурсов с учетом системы показателей оценки коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации, что позволяет повысить эффективность формирования товарного предложения, качества реализуемых товаров, соответствие объема и структуры товарного предложения объему и структуре покупательского спроса, конкурентоспособность организации, и оценить экономическую эффективность коммерческой деятельности. 
 
На основе комплексного анализа автором разработаны наиболее предпочтительные варианты нового строительства и реконструкции существующих производственных и перерабатывающих предприятий потребительской кооперации Республики Таджикистан. 
 
Полученные автором результаты исследований были использованы в качестве составных частей программ развития Таджикматлубот и одобрены органами исполнительной власти областей и районов республики. 
 
6. Сфера применения общих положений разработанной автором методологии совершенствования коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации не ограничивается рамками только Республики Таджикистан и может быть практически использована в других странах (при учете их специфических особенностей).  
 
Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора: 
 
Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендуемых ВАК РФ:

  1.  
    Хакимов А.А., Раджабов Р.К. Совершенствование деятельности организации потребительской кооперации: проектный подход // Вестник ТГНУ (научный журнал) 1 (45) часть – I. - Душанбе: «Сино», 2008. – 0,5 п.л., 0,3 авторских п.л.
  2.  
    Хакимов А.А., Факеров Х.Н. Исследование коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов в организациях потребительской кооперации // Вестник ТГНУ (научный журнал) 1 (45) часть – II. - Душанбе: «Сино», 2008. – 0,7 п.л., 0,4 авторских п.л.

 
 
Публикации в журналах и сборниках научных трудов, опубликованные доклады конференций:

  1.  
    Хакимов А.А. Оценка современного состояния коммерческой деятельности организации потребительской кооперации в Республике Таджикистан // Сборник научных трудов ТГУК. – Душанбе: Ирфон, 2010. – 0,3 п.л.
  2.  
    Хакимов А.А. Исследования особенностей организации коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики // Сборник научных трудов ТГУК. – Душанбе: Ирфон, 2009. – 0,2 п.л.
  3.  
    Хакимов А.А., Проблемы совершенствования коммерческой деятельности организаций потребительской коопераций. – Душанбе: Ирфон, 2007. (в соавторстве с Х.Н. Факеровым и Р.К. Раджабовым), 6,25 п.л. , 3.25 авторских п.л.
  4.  
    Хакимов А.А. Приоритетные направления совершенствования коммерческой деятельности организации потребительской деятельности в Республике Таджикистан // Сборник научных трудов ТГУК – Душанбе: Ирфон, 2007. – 0,4 п.л.
  5.  
    Хакимов А.А. Совершенствование коммерческой деятельности предприятий в Республике Таджикистан // Сборник научных трудов ТГУК. – Душанбе: Ирфон, 2005.-0,4 п.л.
  6.  
    Хакимов А.А. Управление сбытовой коммерческой деятельности предприятий Республики Таджикистан // Сборник научных трудов молодых ученых Таджикистана.- Душанбе: Дониш, 2005. – 0.2 п.л.
  7.  
    Хакимов А.А. Место и роль внешнеэкономической деятельности в становлении рыночных отношений // Сборник научных трудов ТГУК. – Душанбе: Хумо. 2003. – 0,2 п.л.
  8.  
    Хакимов А.А. Развитие внешнеторговых отношений Республики Таджикистан в условиях переходной экономики // Сборник научных трудов молодых ученых Таджикистана. – Курган-Тюбе, 2002. – 0.2 п.л.
  9.  
    Хакимов А.А. Фирмы, как контрагенты выступающие на мировых рынках // Сборник научных трудов ТГУК. – Душанбе: Хумо, 2001. – 0,2 п.л.
  10.  
    Хакимов А.А. Параметры развития внешнеэкономической деятельности Таджикистана // Сборник научных трудов молодых ученых Таджикистана. - Душанбе: Дониш, 2000. - 0,4 п.л.
  11.  
    Хакимов А.А. Проблемы совершенствования коммерческой деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям в Республике Таджикистан // Сборник научных трудов молодых ученых Таджикистана. - Душанбе: Дониш, 1999. -0,2 п.л.

 
 
 
Подписано в печать 18.09.2010 г. 
 
Формат 60х84/16. Бумага офсетная. 
 
Тираж 100 экз. Объем 1,0 п.л. Заказ №107

 

 

 
Отпечатано в типографии «Империал-Групп» 
 
Душанбе, ул. Фотех Ниёзи – 32


 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа  будет первой.

Ваша оценка: 

Похожие:

Управление трудовыми ресурсами организаций потребительской кооперации (воспроизводственный аспект): теория, методология, концепция 
Диссертация выполнена на кафедре маркетинга и менеджмента Белгородского университета потребительской кооперации

Отчетный доклад 
В отчетном году правлением Татпотребсоюза особое внимание уделялось непосредственной работе с пайщиками и трудовыми коллективами...

Сельский туризм как элемент социальной политики потребительской кооперации в Приморье 
В настоящее время в России возрастает роль потребительской кооперации в решении социальных проблем сельского населения. Основными...

Учебное пособие М., 1998. Часть 1 
В пособии изложены основы теории кооперации и история потребительской кооперации России (1831-1998 гг.). Значительное внимание уделено...

Закон республики таджикистан "об о бразовании" 
Республике Таджикистан, устанавливает структуру системы образования, принципы ее регулирования, управления, полномочия и направления...

Бухгалтерский учет бытовых услуг в организациях потребительской кооперации 
Защита состоится 14 декабря 2007 г в 15-00 часов на заседании диссертационного совета д 513. 003. 02 при Сибирском университете потребительской...

Развитие методических основ стандартизации деятельности аудиторских организаций 
Защита состоится 23 сентября 2009г в 14-00 часов на заседании диссертационного совета д 513. 003. 02 при Сибирском университете потребительской...

«о внесении изменений и дополнений в закон республики беларусь «о потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в республике беларусь» 

Курс: Реклама в коммерческой деятельности Курс: Реклама в коммерческой деятельности 
Сущность рекламы и ее виды. Функции рекламы. Основные направления исследования рекламы в психологии коммерции

Об уполномоченном по правам человека в республике таджикистан 
Настоящий закон принимается с целью учреждения в Республике Таджикистан органа Уполномоченного по правам человека, определяет порядок...


Разместите  кнопку на своём сайте:

 

 

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2011 
обратиться к администрации 
Документы | Документи | Documents

Анализ

Справочники

Сценарии

Рефераты

Курсовые работы

Авторефераты

Программы

Методички

Документы

Случайный документ

 

upload

Морские бои!

Реальные противники не дадут спокойно жить


Это просто невероятно!

Самые "дурацкие" поступки девушек (фото)


Это Вам очень понравится!

Такое по ТВ вы не увидите... (фото)


Форекс-конкурсы - начните с нуля!

Теперь на Форексе можно начать, ничего не вкладывая! ...


Этого ВЫ ещё не видели!

Carnage — это необъятный мир средневековых ...


Такое было только в фильмах!

Иностранный язык по новому методу обучения!


Документы

 


Информация о работе Рожиточный минимум и потребительская корзина