Тема 1. Предмет и объекты исследования
рыночной инфраструктуры
С переходом
к новым экономическим условиям,
а именно к рыночному хозяйствованию, возникает
необходимость создания рыночной инфраструктуры,
которая обеспечила бы свободное движение
товаров и услуг на рынке. Кроме того, важно
создать такую инфраструктуру, которая
соответствовала бы в полной мере рыночным
условиям.
Как и всякая, объективно существующая
система, рынок обладает собственной инфраструктурой.
Термин «инфраструктура» был впервые
использован еще в начале нынешнего столетия
в экономическом анализе для обозначения
объектов и сооружений, обеспечивающих
нормальную деятельность вооруженных
сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой
стали понимать совокупность отраслей,
способствующих нормальному функционированию
производства материальных благ и услуг.
В экономической литературе бывшего СССР
изучение проблем инфраструктуры началось
лишь в 70-е годы.
В современной
рыночной экономике инфраструктура
– это система взаимосвязанных специализированных
организаций, обслуживающих потоки товаров,
услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы.
Рыночная
инфраструктура– это научная дисциплина,
которая изучает строение рынка, т.е. все
субъекты экономики и отношения между
ними, систему отношений связанных между
собой институтов, служб, учреждений, предприятий,
действующих в пределах особых рынков
и обеспечивающих нормальный режим их
функционирования.
Объект исследования
рыночной инфраструктуры – это рынок.
Рынок – это
сфера обращения товаров и
услуг.
Предмет исследования рыночной инфраструктуры
– это все хозяйствующие субъекты рынка
(все лица различных организационно-правовых
форм), отношения между ними, потребности
отдельных рынков, среда функционирования
рынков (рынок товаров и услуг, средств
производства, рынок денежный, фондовый
инвестиционный, рынок труда, рынок информации).
Основные
направления исследования рыночной
инфраструктуры.
- Изучение истории возникновения рынка и рыночных отношений.
- Изучение структуры рынка:
- классическая (полная) структура рынка:
Потребитель
Продавец
Производитель
- неклассическая (неполная) структура:
Потребитель
Производитель
- Изучение классификации рынков
Классификация рынка
по территориальному признаку:
- районные рынки;
- региональные;
- областные;
- краевые;
- национальные;
- мировой.
Если рассматривать
структуру рынка с точки зрения
его объектов, то следует выделить:
- товарный рынок, включающий потребительский рынок (продовольственных и непродовольственных товаров; бытовых, транспортных, коммунальных услуг; жилье, здания непроизводственного назначения);
- финансовый рынок, куда входят:
- рынок капитала и инвестиционный рынок;
- кредитный рынок;
- рынок ценных бумаг.
- рынок труда – экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается (продается и покупается) в соответствии с законами рыночной экономики.
- Изучение воздействия научно-технического прогресса на рынок и рыночные отношения:
- развитие и постановка образования;
- финансовый механизм, который обеспечивает научно-технический прогресс.
- Изучение особенностей национальных рынков
- Изучение условий существования рынка
Основные исследования
рыночной инфраструктуры направлены на:
- обеспечение цивилизованного характера деятельности рыночных субъектов;
- облегчение реализации интересов участников рыночных отношений;
- повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов;
- организационное оформление рыночных отношений;
- подготовку специалистов для эффективного функционирования рынка.
Тема 2. Условия
существования рынка
- Экономическая свобода субъектов рынка (стать либо потребителем, либо производителем, либо продавцом, что производить, как, кому продавать)
- Равенство стартовых возможностей хозяйствующих субъектов рынка
- Свобода выбора деятельности субъектом (но на рынке можно заниматься только тем видом деятельности, которые разрешён законом) запрещено производство пиратской продукции, печатание денег, продажа людей и т.д.
- Расходы не должны быть выше предполагаемого дохода
- Финансовая ответственность субъектов рынка проявляется в:
- Уплате налогов;
- Хозяйственной деятельности без банкротства.
- Конкуренция – это столкновение интересов хозяйствующих субъектов по вопросу получения прибыли.
На рынке выделяют
конкуренцию двух видов:
- Добросовестная
- Недобросовестная.
Признаки добросовестной
конкуренции:
- Реальное усовершенствование продукции (автомобили, бытовая техника);
- Расширение ассортиментного ряда предприятия с целью максимального удовлетворения потребителя.
Признаки недобросовестной
конкуренции:
- Мнимое усовершенствование продукции (изменение цвета, формы – сотовые телефоны, российские автомобили);
- Расширение ассортиментного ряда с целью запутать потребителя на рынке, ввести его в заблуждение (косметика).
- Свободное ценообразование – это процесс установления цены на товары и услуги, в регулирование которого рациональным образом вмешивается государство путём применения государственной ценовой политики.
- Открытость рынка – это возможность входа и выхода с рынка любых хозяйствующих субъектов.
- Наличие института частной собственности:
- Институт частной собственности на интеллектуальные предметы;
- Неосязаемый институт частной собственности (фондовый рынок).
В институте частной
собственности выделяют два вида:
- Совместная частная собственность (между супругами);
- Долевая частная собственность (одному 30%, другому 70%).
Тема 3. Государство как субъект
рыночной инфраструктуры
Государство
в рыночной инфраструктуре должно выполнять
следующие Задачи.
1. Создание
законодательной базы и поддержка
общественной атмосферы:
- должно определить правовой статус всех хозяйствующих субъектов, которые существуют на рынке;
- должно взять на себя роль арбитра при решении экономических споров;
- должно жёстко регулировать трудовое право;
- должно контролировать использование единой денежной системы в рамках национального рынка;
- должно следить за использованием единой системы измерения;
- должно поддерживать общественный порядок с помощью специальных органов.
2. Защита конкуренции:
- должно создать антимонопольное законодательство;
- должно создать в рыночной инфраструктуре антимонопольные комитеты, которые должны контролировать выполнение антимонопольного законодательства.
3. Перераспределение
доходов:
- должно создать систему органов, обеспечивающих социальную поддержку населению (фонд социального страхования, фонд социальной поддержки населения);
- должно разработать систему инструментов перераспределения доходов (НДФЛ, субсидии, дотации, государственное регулирование цен).
4. Распределение
ресурсов.
5. Контроль
за стабильностью экономики:
- контролировать инфляцию;
- контролировать безработицу (создание центров занятости, выплаты по безработице, повышение квалификации).
Тема 4. Классификация хозяйствующих
субъектов, входящих в состав рыночной
инфраструктуры
I. По принципу
деловой организации предпринимательской
деятельности
1. Предприятия,
на которых осуществляется индивидуальный
бизнес
Характерные черты:
- имеют дешёвую форму организации;
- имеют высокую степень активности;
- используют в своей деятельности только собственный капитал.
2. Предприятия,
которые существуют в виде
партнёрств
Характерные
черты:
- имеют простую и дешёвую форму организации;
- имеет большее количество финансовых средств, чем предприятия, на которых осуществляется индивидуальный бизнес;
- более охотно кредитуется коммерческими банками;
- партнёры должны иметь общие цели и задачи в течение определённого периода времени.
3. Предприятия в виде корпорации (лат.
- объединение, сообщество)
Корпорация
– форма организации предпринимательской
деятельности, предусматривающая долевую
собственность участников, самостоятельный
юридический статус, сосредоточение функций
управления в руках профессиональных
управляющих (менеджеров), работающих
по найму.
Характерные
черты:
- это хозяйственное объединение капитала различных субъектов экономики;
- различают государственные и частные корпорации;
- имеют существенный капитал, который может быть направлен на крупные инвестиционные проекты;
- существует система двойного налогообложения;
- из-за сложной структуры и крупных размеров размер их финансовых преступлений достаточно высок.
4. Холдинги (Алмаз-холдинг) – компания, в состав
активов которой входят контрольные пакеты
акций других (дочерних) предприятий. Холдинг
позволяет выстроить систему участий
формально независимых фирм, которые могут
обладать капиталами, существенно превосходящими
капитал учредителя холдинга.
II. По принципу
организационно-правовых форм предприятий,
входящих в состав рыночной инфраструктуры
- ИП
- Товарищество
- командное (товарищество на вере);
- Общество
- общество с ограниченной ответственностью;
- общество с дополнительной ответственностью;
- открытое акционерное общество;
- закрытое акционерное общество.
- Кооперативы
- Государственные унитарные предприятия (являются собственностью государства)
Тема 5. Виды хозяйственных
объединений в рыночной инфраструктуре
Хозяйственное объединение
– добровольное объединение предприятий в целях совместной хозяйственной
деятельности, координации действий, обеспечения
защиты своих прав, представления общих
интересов в других организациях и учреждениях.
- Ассоциация – объединение на договорной основе нескольких предприятий с целью совершения конкретных сделок, прибыль или убытки от которых члены ассоциации делят пропорционально вложенному капиталу.
Характерные
черты:
- Входят предприятия различного профиля и отраслевой принадлежности;
- Имеет бессрочное существование;
- Имеет малую тесноту связи между своими участниками;
- Предоставляет возможность вхождения предприятий в другие ассоциации;
- Ассоциация имеет право представлять интересы своих членов.
- Концерн – форма договорного объединения предприятий и организаций различных отраслей на основе общности интересов.