Рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что в современном мире в основном преобладает рыночная экономика, развивающаяся по законам рынка и товарного хозяйства, спроса, предложения и стоимости. Она создает оптимальную систему привлечения к эффективному, инициативному и ответственному экономическому поведению. При рыночной экономике каждый отвечает сам за себя, и поэтому приходится придумывать новые способы удержаться на рынке или даже захватить немалую его часть. Это стимулирует разработку и введение новых технологий, снижение цен, повышение качества продукции и квалификации продукции и в общем развитии экономики страны и уровня жизни населения.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 150.30 Кб (Скачать файл)

Глава I. Сущность рыночной экономики

          1.1 Определение рынка.                     

     Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший механизм, состоящий,  из огромного количества разнообразных производственных, структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

     Упрощенное определение рынка – это прежде всего, место встречи продавцов и покупателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает передачу прав собственности на взаимных условиях. В ходе обмена происходят своеобразный учет и оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых действует на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью цен.

     Цена – это стоимость товара или услуги, которые потребитель приобретает с целью потребления. Основная ее задача проинформировать нас о том, сколько денег требуется отдать за определенный товар или услугу. Поскольку мы не всегда отдаем деньги, то цена имеет значение того, с чем нам нужно расстаться или пожертвовать, чтобы получить желаемый результат. Цена - это информативный инструмент обмена.

     В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились продавец и покупатель, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.

По широте обхвата  (территориальному признаку) различаются локальные, национальные и международные рынки.

     Локальный рынок (местный) - это совокупность отношений продавцов и покупателей конкретного товара или товарной группы, деятельность которых ограничивается преимущественно одним городом, районом или какой либо их частью.

     Национальный подразумевает ориентацию части внутреннего рынка на иностранцев, то есть сфера деятельности этого рынка не ограничивается определенным районом. В свою очередь внутренний рынок это рынок, действующий внутри страны, в ее пределах.

     Международный рынок - рынок покупателей за пределами страны, включая зарубежных потребителей, производителей и промежуточных продавцов.

     Объектом купли-продажи могут быть потребительские товары или ресурсы, соответственно различаются рынки потребительских товаров и услуг (рынки товаров широкого потребления), рынки ресурсов (многообразие ресурсов, которые могут быть использованы предприятием в процессе предпринимательской деятельности). Наряду с товарным рынком существует денежный рынок - система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств в долг.  Чаще всего срок денежного займа, меньше года. На более длительные сроки заём может сопровождаться выпуском дополнительных ценных бумаг, и тогда он переходит в рынок капитала. Совокупность денежного рынка и рынка капитала составляет более общую финансовую категорию -  финансовый рынок.

     Главные из множества видов рынков  можно сгруппировать по трем признакам (схема 1).

 

                                                 Схема 1. Основные виды рынков

 

     Каждая из представленных групп, в свою очередь, делится на самые разнообразные разветвления – системы и подсистемы, секторы и подсекторы.

     Среди многообразных и взаимосвязанных функций современных высокоразвитых рынков можно выделить следующие шесть (Схема 2):

 

                              Схема 2. Основные функции рынка

 

     Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

     Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.

     Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.

Посредническая - в рыночной экономике потребитель  имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.

     Санирующая - рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

Ценообразующая  – возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции среди покупателей и продавцов.

     Также любой рынок имеет инфраструктуру, т.е. совокупность предприятий, учреждений и организаций, которые содействуют движению и реализации товара (товарные и фондовые биржи, банки, рекламные агентства и т.д.). Рыночные системы обладают особым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта продукции. Этот механизм включает три главных взаимосвязанных фактора (Схема 3):

 

                Схема 3. Основные рыночные факторы

 

     Спрос – желание и возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время. Величина спроса – количество единиц товара, которое может быть приобретено на рынке в определенный период времени  при некотором уровне цены и неизменных прочих факторах. Закон спроса описывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые будут куплены при каждой цене. Он говорит о том, что при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать товара больше, чем по высокой.

     Предложение – количество товара, которое продавцы готовы предложить  покупателям, в определенном месте  и определенное время. Закон  предложения гласит, что продавцы  предложат больше товара по  высокой цене, нежели по низкой.

     Конкуренция представляет собой соперничество между производителями за лучшие условия и результаты производства, продажи и покупки товаров и услуг. В частности производители товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать, а потребители – купить товары качественнее и дешевле.

 

         1.2. Механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие.

 

      Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены. Рассмотрим более подробно каждый элемент рыночного механизма.

     В основе спроса лежит предельная полезность товара, скорректированная на покупательскую способность потребителя.

Кривая спроса (D) показывает, какое количество товаров (Q) могут приобрести потребители при различных уровнях цены. Кривая D демонстрирует действие закона спроса: чем выше цена (P) на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса (Q) и наоборот.

Свойства  кривой D:  убывающая; тангенс угла наклона отрицательный; отражает обратную зависимость между P и Q.

Спрос испытывает влияние ценовых и неценовых  факторов. Эта функция может быть представлена в виде формулы

где P– цена данного товара; 
P– цена товаров-заменителей; 
P– цена на дополняющие товары; 
I – доход покупателя; 
M – вкусы и предпочтения покупателя.

Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях, влияет на величину спроса, что графически выражается в движении вдоль кривой спроса. В результате снижения цены от Pдо Pпроисходит увеличение QD от Q1  до Q(от т.1 до т.2 по кривой D) (рис. 1).

 

Рис. 1. Изменение объема спроса и функции спроса

 

     Изменение неценовых факторов (Pn, Pm, I, M), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение спроса (функции спроса), что графически выражается смещением кривой D (рис. 1). То есть при той же цене P1, но с возросшими доходами, покупатели могут приобрести большее количество товара Q> Q(кривая D1) или меньшее – при снижении цены товара-заменителя Q< Q(кривая D2).

     Спрос на товары по-разному реагирует на изменение факторов, его определяющих. Степень чувствительности спроса к изменению различных факторов (цена товара, доход потребителя, цены товаров-заменителей и дополняющих товаров) называется эластичностью спроса.

     Коэффициент эластичности спроса по цене (прямая эластичность спроса) показывает, на сколько изменится объем спроса (DQD) при изменении цены (DP) на 1 %

 .

     Эластичность спроса по цене зависит: 
а) от степени необходимости (чем она больше, тем ниже эластичность); 
б) количества товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность); 
в)  факторов времени (чем его больше, тем легче потребителю отреагировать на изменение цены, т.е. выше эластичность).

    

      Предложение - зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое производитель желает и готов предложить к продаже в течение некоторого промежутка времени.

     Величина предложения - максимальное количество экономического блага, которое производители желают и готовы продать при данном значении цены.

     Цена предложения - минимальное значение цены, при котором производители желают и готовы продать данное количество экономического блага.

Зависимость предложения от определяющих его  факторов называется функцией предложения. Её можно представить следующим образом:

QSA =F (PA, PB, ,L ,T ,N,… PZ)

где QSA - объем предложения товара А в определенный период времени

РА - цена товара А,

РB, PZ - цены других товаров,

L- величина, характеризующая технический прогресс,

Т - величина, характеризующая налоги и дотации,

N - величина, характеризующая природно-климатические условия,

... - прочие  факторы, влияющие на предложение. 

Если представить, что все факторы, определяющие предложение товара, кроме цены самого товара, не изменяются, то функция предложения примет вид функции предложения товара от его цены.

QSA =Q (PA)

     Кривая предложения - кривая, каждая точка которой показывает значение:

  • величины предложения при соответствующем значении цены экономического блага;
  • цены предложения при соответствующем значении количества экономического блага.

График предложения  может быть получен при помощи данных шкалы предложения или путем построения графика функции предложения от цены.

Рис. 2. Примеры кривой предложения

 

Предложение отражает объем планируемых продаж при всех возможных уровнях цены товара или услуги, то есть графически представляет собой весь график кривой предложения. Величина предложения - это  количество блага, которое продавцы готовы продать при конкретном уровне цены, представляет собой одну точку  на графике кривой предложения.

Увеличение  предложения означает, что при  каждом уровне цены производители готовы продать больший объем товара, чем прежде. При увеличении предложения  кривая предложения сдвигается вправо - вниз.

Снижение  предложения означает, что при  каждом уровне цены производители готовы продать меньший объем товара, чем прежде. При снижении предложения  кривая предложения сдвигается влево - вверх.

     Зная уравнение или график кривой предложения, можно определить объем предложения при любой цене. Таким образом:

изменение предложения - это сдвиг всей кривой предложения, то есть изменение величины предложения  при всех возможных значениях  цены экономического блага; изменение величины предложения - это сдвиг вдоль кривой предложения, связанный с изменением цены экономического блага.

     При снижении цены товара производители будут склонны предлагать на продажу меньшее его количество. При повышении цены товара последствия прямо противоположные.

Рис. 3. Последствия изменения цены экономического блага

Степень реакции  предложения на колебания цен  измеряется эластичностью предложения, которая представляет собой отношение изменения предложения в процентах к процентной величине колебания цен.

 

где Es— эластичность предложения по цене;

ΔQ — изменение  объема предложения, %;

ΔР — изменение цены, %.

Для понимания  функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают ряд периодов: кратчайший (все факторы постоянны); краткосрочный (отдельные факторы переменны); долгосрочный (все факторы переменны).

 

Рыночное равновесие

Рыночное  равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe) (рис. 4).

 .

Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.

Рис. 4. Рыночное равновесие

 

Но состояние  равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и  рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия.

Если реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.

Чтобы избежать изменения цены, производители могут  сократить предложение (S®S1), что приведет к сокращению объема до Q(рис. 7,а).

Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).

С помощью  кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя – это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.

Цена спроса на товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара – взаимодействием спроса (D) и предложения (S). В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe) (рис. 5).

Информация о работе Рыночная экономика