Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 08:24, реферат
Рыночная власть позволяет действующим на конкретном отраслевом рынке фирмам, оказывать влияние на других участников рыночных отношений и, тем самым, определять дальнейшее направление развития самого рынка. Границы такого влияния определяют степень рыночной власти, которой обладает фирма на данном рынке. Большая степень рыночной власти говорит о больших возможностях фирмы влиять на рынок и о зависимости рынка от произвола фирмы. Такая ситуация может в свою очередь привести к ущемлению интересов остальных участников рынка и, следовательно, угрожает основам рыночных форм взаимоотношений.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Определение форм проявления рыночной власти………….….…...…...… 5
1.1. Понятие рыночной власти.…………………………………...…..………5
1.2. Чистая монополия……..……………………………………………..…. 6
1.3. Олигополия……………………………………………………...….....… 8
1.4. Монополистическая конкуренция………………………...………...... 10
1.5. Совершенная конкуренция …………………………………..……....... 12
2. Показатели рыночной власти ……………………………………………..... 14
3. Характеристика факторов, влияющих на рыночную власть…………...… 18
4. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики в России………………………………………………………….… 22
Заключение …………………………………………………………………….. 24
Библиографический список…………………………………………………… 25
Министерство образования и
науки РФ
Кафедра «Экономическая теория и мировая
экономика»
Реферат по дисциплине
«Экономика»
на тему: «Рыночная власть и методы ее
определения»
Пенза 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1. Понятие рыночной власти.………………
1.2. Чистая монополия……..……………………………………………
1.3. Олигополия……………………………………………………
1.4. Монополистическая конкуренция………………………...………....
1.5. Совершенная конкуренция …………………………………..…….......
12
2. Показатели рыночной
власти …………………………………………….....
14
3. Характеристика факторов, влияющих на
рыночную власть…………...… 18
4. Антимонопольное законодательство и
государственное регулирование экономики
в России………………………………………………………….…
22
Заключение ……………………………………………………………………..
24
Библиографический список……………………………………………………
25
Введение
С развитием в нашей стране рыночных отношений
все более актуальным становится вопрос
теоретического объяснения процессов
и изменений, происходящих в экономике.
Успешное развитие экономики страны в
целом в первую очередь зависит от степени
развитости отдельных рынков и отраслей,
их конкурентного и технологического
уровня. Одним из ключевых факторов, определяющих
состояние отраслевого рынка, является
рыночная власть фирм, действующих на
различных рынках.
Рыночная власть позволяет действующим
на конкретном отраслевом рынке фирмам,
оказывать влияние на других участников
рыночных отношений и, тем самым, определять
дальнейшее направление развития самого
рынка. Границы такого влияния определяют
степень рыночной власти, которой обладает
фирма на данном рынке. Большая степень
рыночной власти говорит о больших возможностях
фирмы влиять на рынок и о зависимости
рынка от произвола фирмы. Такая ситуация
может в свою очередь привести к ущемлению
интересов остальных участников рынка
и, следовательно, угрожает основам рыночных
форм взаимоотношений.
С другой стороны, рыночная власть позволяет
фирме аккумулировать ресурсы для дополнительных
вложений в производство, что способствует
развитию инноваций и экономическому
росту, введению прогрессивных разработок
и технологическому прогрессу, и, в конечном
счете, ведет к росту благосостояния населения
в целом.
Интерес к рыночной власти обоснован также
тем, что предпосылки ее появления заложены
в несовершенных рыночных структурах.
На всех рынках, где есть нарушение условий
совершенной конкуренции (а это более
90% реально существующих рынков), заложен
потенциал для рыночной власти фирмы.
Данная ситуация определяет актуальность
исследования, особенно для нашей страны,
когда вопрос о конкурентоспособности
России в мировой экономике стоит особенно
остро.
Целью данной работы является раскрытие
экономической сущности рыночной власти,
источников ее возникновения и форм проявления.
Для достижения данной цели были поставлены
следующие задачи:
1. Определение
форм проявления рыночной
1.1. Понятие рыночной власти
Рыночная власть - возможность для фирмы
влиять на цену и повышать экономическую
прибыль, ограничивая объем производства
и продаж. Цена, прибыль и объем – вот объекты
рыночной власти.
Рыночной властью могут обладать только
активные фирмы, имеющие значительную
долю на отраслевом рынке, способные устанавливать
цены выше уровня предельных издержек
и добиваться того, чтобы рынок оценивал
их активы выше восстановительной стоимости
последних. В этом особое конкурентное
преимущество таких фирм по отношению
к другим участникам отраслевого рынка.
Однако наличие рыночной власти фирмы
может проявляться по-разному, в том числе
в виде возведения ее собственными усилиями
барьеров для входа конкурентов на рынок
Источник рыночной власти фирмы, как правило,
заключен в захвате ею существенной доли
рынка.[3]
Источники рыночной власти:
1) доля фирмы в отраслевом предложении;
2) эластичность рыночного спроса;
3) степень взаимозаменяемости продукта;
4) характер взаимодействия фирм.
Рыночная власть может явиться результатом
взаимодействия фирм, когда им удается
достичь согласия в отношении отраслевых
предложения и цены путем сговора. Рыночная
власть производителя означает его способность
влиять на цену через регулирование объема
своего предложения.[9]
Основными проявлениями рыночной власти
являются монополия и монопсония.
Монополия и монопсония являются понятиями
прямо противоположными понятию идеальной
или совершенной конкуренции.
Степень монополизации рынка достаточно
полно определяет уровень рыночной власти
отдельных фирм. На рынках совершенной
конкуренции ни одна фирма в отрасли не
обладает рыночной властью, так как не
может оказать влияние на уровень цены,
на рынке чистой монополии такая возможность
достаточно высока, а характер возникновения
чистой монополии и выступает источником
и причиной рыночной власти.
Рисунок 1 – Влияние характера конкуренции
на усиление рыночной власти[8]
Данный рисунок показывает, что рыночная
власть усиливается по мере ослабления
добросовестной конкуренции (ослабление
конкуренции показано стрелочками, направленными
слева направо).
1.2. Чистая монополия
Наиболее сильно рыночная власть проявляется
в чистой монополии (от греч. "моно"
— один, полио — продаю).
«Чистыми» монополиями называют те, которые
возникают при производстве уникальных
товаров, не имеющих субститутов, защищенных
патентами, или те фирмы, которые эксплуатируют
месторождения полезных ископаемых или
имеют исключительные права на какую-то
сферу деятельности.[4]
Покупатели не имеют возможности выбора,
нет альтернатив, и они приобретают данную
продукцию по цене, которую диктует монополист.
Ценовая и неценовая конкуренция отсутствуют.[7]
Монополия предполагает, что в отрасли
имеется только один производитель, который
полностью контролирует объем предложения
товара. Это позволяет ему устанавливать
цену, которая принесет максимум прибыли.
Степень использования монопольной власти
в установлении цены будет зависеть от
наличия близких заменителей товара. Если
товар уникален, то покупатель вынужден
платить назначенную цену или отказаться
от покупки. Число продуктов, не имеющих
заменителей, ограничено.
В условиях чистой монополии, когда спрос
на продукцию фирмы совпадает с рыночным,
его эластичность является определяющей
оценкой рыночной власти фирмы.
Эластичность спроса является важным
фактором, ограничивающим монопольную
власть фирмы на рынке. При чистой монополии
эластичность спроса становится единственным
рыночным фактором, сдерживающим монопольный
произвол. Именно поэтому деятельность
всех отраслей естественной монополии
регулируется государством, а во многих
странах естественные монополии являются
государственной собственностью.
Сила монополиста тем больше, чем меньше
товаров-заменителей у данного товара.
На первый взгляд, такая ситуация малореальна
и, действительно, в масштабах страны встречается
весьма редко. Как правило, либо монопольная
власть делится между несколькими крупными
фирмами, либо на рынке действует множество
небольших фирм, каждая из которых производит
отличающуюся от других продукцию. [7]
Естественные монополии на территории
РФ:
Монопсония - это разновидность рынка,
на котором выступает только один покупатель
товара, услуги или ресурса. Более обобщенно
- ситуация, при которой фирма является
монополистом на рынке, где она выступает
покупателем. В таком случае фирмы сами
устанавливают цены. Например, на рынке
рабочей силы такая ситуация может возникнуть,
когда один наниматель доминирует на рынке
конкретной специальности или на рынке,
по-особому расположенном. Это может иметь
место, когда рабочие руководствуются
при выборе нанимателей не только мотивами,
связанными с заработной платой, но и,
к примеру, близостью работы от дома.[5]
Чистая монопсония - редкое явление, как
и чистая монополия. Она может существовать
в небольших городах, в которых, например,
единственная фирма нанимает всех трудоспособных
жителей. Или правительство как единственный
покупатель, в частности, ядерного оружия.
Оно закупает все его рыночные предложения,
поскольку продажа этого товара другим
покупателям запрещена
Олигопсония - это такая структура рынка
ресурсов производства, когда небольшое
число фирм закупает все рыночное предложение
определенного производственного ресурса.
Под олигопсонией понимается такой вид
рынка, на котором имеется лишь несколько
покупателей, которым противостоит большое
количество продавцов (производителей).
Олигопсония противоположна монополии.
Примером олигопсонии являются профессиональные
спортивные лиги. Спортсмены могут продавать
свои услуги небольшому числу фирм. При
олигопсонии несколько фирм обладают
властью монопсонии и могут влиять на
цену ресурса.[5]
Под двусторонней монополией понимается
такая рыночная структура, при которой
единственный продавец и единственный
покупатель осуществляют куплю-продажу
ресурсов производства (для продавца -
это готовая продукция).
При двусторонней монополии и покупатель,
и продавец имеют возможности, вполне
достаточные для контроля над ценами услуг
ресурсов производства.[8]
1.3. Олигополия
Олигополия — это такая рыночная структура,
при которой доминирует небольшое число
продавцов, а вход в отрасль новых производителей
ограничен высокими барьерами.[7]
Основные характерные черты олигополии:
Можно выделить три принципиальные возможности
поведения фирмы на олигополистическом
рынке:
Частный случай олигополии - дуополия
(два продавца).
1.4. Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция возникает
там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный
сговор между которыми практически невозможен.
Каждая фирма действует на свой страх
и риск, сама определяет свою ценовую политику.
Предсказать и учесть действия всех остальных
участников конкуренции практически невозможно.
Монополистическая конкуренция развивается
там, где необходима дифференциация продукта,
где в большей мере приходится учитывать
вкусы потребителя для сбыта своей продукции.
Монополистическая конкуренция широко
представлена в отраслях, производящих
предметы потребления.
Дифференциация продуктов может основываться
не только на различиях в качестве товара,
но и на тех услугах, которые связаны с
его обслуживанием. Причиной выбора покупателя
могут стать привлекательная упаковка,
более удобное расположение и время работы
магазина, лучшее обслуживание посетителя,
наличие купона, обеспечивающего скидку
с цены.
В условиях дифференциации экономических
благ трудно найти две фирмы, которые производили
бы один и тот же продукт или услугу. Границы
отрасли размываются, строго выделить
отрасль бывает довольно трудно, а иногда
и невозможно, так как наблюдается нечто
вроде континуума продуктов и услуг.
Важное значение приобретает не только
цена, но и неценовые факторы: реклама,
условия продажи, возможность покупки
товара в рассрочку, наличие или отсутствие
гарантийного ремонта и др. В условиях
монополистической конкуренции нет высоких
барьеров для вступления в отрасль. Эффект
масштаба не имеет большого значения,
а капитал, требующийся для начала дела,
как правило, невелик.
Легкое вступление в отрасль не означает,
что отсутствуют какие-либо ограничения
для вступления в отрасль. Ими могут быть
патенты на продукцию, лицензии, фабричные
клейма или торговые марки. Однако, в отличие
от чистой монополии, патенты не носят
исключительного характера, поскольку
патентуются (лицензируются) товары-субституты.[7]
Спрос на продукцию этих предприятий не
является абсолютно эластичным, однако
его эластичность может быть достаточно
высока.
Конкурентность в таких отраслях также
очень высока, в связи с несложным доступом
новых фирм в отрасли и возможности использования
различных форм дифференциации продукта.
В тоже время следует отметить, что степень
эластичного спроса фирмы в отрасли монополистической
конкуренции зависит от числа конкурентов
и степени дифференцированности продукта.
Чем больше конкурентов и дифференцированность
продукта, тем больше эластичность спроса
каждой фирмы, а значит и в отрасли более
совершенная конкуренция.
Эффективность функционирования отрасли
монополистической конкуренции оценивается
с двух позиций.
Во-первых, с позиции экономической эффективности.
Как известно, экономическая эффективность
требует тройного равенства — цены, предельных
издержек и средних издержек. Данное равенство
означает, что потребители получат наибольший
объем продукции по самой низкой цене,
которую будут допускать существующие
издержки.
В отрасли монополистической конкуренции
в большей части не достигается ни эффективное
использование ресурсов, ни производственная
эффективность. Поскольку цена превышает
предельные издержки и минимальные средние
валовые издержки, то ресурсы недоиспользованы
и потребитель не получает продукт по
наименьшей цене. В результате возникают
недогруженные мощности и превышающие
конкурентный уровень цены, которые являются
издержками монополистической конкуренции.
Жертвами этих издержек в конечном итоге
становятся потребители продукции.
Во-вторых, с позиции удовлетворения интересов
потребителей. Эффективность при этом
достигается за счет многообразия товаров,
отражающих индивидуальные потребности
людей, что является более предпочтительным,
нежели однообразная продукция по более
низким ценам и в большом объеме в отраслях
совершенной конкуренции. [5]
1.5. Совершенная конкуренция
Чистая (совершенная) конкуренция - это
конкуренция, которая происходит на рынке,
где взаимодействует весьма большое число
фирм, производящих стандартные, однородные
товары. В этих условиях любая фирма может
вступить на рынок, здесь не осуществляется
контроль за ценами.
На рынке чистой конкуренции ни один отдельный
покупатель или продавец не оказывает
большого влияния на уровень текущих рыночных
цен товаров. Продавец не может запросить
цену выше рыночной, так как покупатели
могут свободно приобрести по ней любое
необходимое им количество товара. При
этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного
продукта. Во-вторых, все продавцы предлагают
на рынке одинаковый продукт. В-третьих,
действия отдельного покупателя или продавца
не оказывают влияния на рынок.
Таким образом, рынком чистой конкуренции
(или совершенным) считается тот, на котором
устанавливается одна и та же цена на один
и тот же продукт в одно и то же время, для
чего необходимы:
Цена определяется рыночными правилами
предложения и спроса. Фирмы принимают
рыночную цену как заданную, решая, сколько
производить и продавать, а потребители
принимают ее как заданную, решая, сколько
купить.[7]
2. Показатели рыночной
власти
Подход к вычислению показателей рыночной
власти основан на сравнении реальных
рынков с рынком совершенной конкуренции.
Насколько рынок приближается к идеалу
свободной конкуренции, можно судить по
поведению фирм в отношении цены и издержек:
чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется
от предельных издержек, тем большей рыночной
властью обладает фирма, и тем в большей
степени рынок становится несовершенным.
Результатом осуществления рыночной власти
фирм служит полученная ею прибыль. Ее
величина служит основным свидетельством
рыночного влияния. Большинство специальных
показателей рыночной власти так или иначе
связаны с показателем прибыльности деятельности
фирмы, а точнее, доходности капитала,
используемого фирмой.[2]
Для оценки рыночной власти используются
следующие показатели:
1. Доля рынка
- это объем продаж отдельной фирмы в общем
объеме продаж отрасли. Чем больший объем
продаж приходится на отдельно взятую
фирму, тем больше возможностей она имеет
для контроля за ситуацией на рынке, для
контроля за ценой на свой товар, тем большей
монопольной властью она обладает.
В российском антимонопольном законодательстве
по показателю доли рынка оценивается
монопольное положение предприятия на
товарном рынке. Предприятие может быть
признано монополистом в следующих случаях:
- безусловным монополистом признается
предприятие, доля которого на товарном
рынке составляет 65 и более процентов;
- в отдельных случаях монополистом может
быть признано предприятие, доля которого
на товарном рынке составляет 35 и более
процентов (при условии, что все остальные
предприятия имеют меньшую долю рынка).
2. Коэффициент Бэйна
(норма экономической прибыли), который
показывает отношение прибыли предприятия
к собственному капиталу.[2]
Определяется следующим образом:
(1)
3. Коэффициент Лернера
- показатель рыночной власти фирмы, который
характеризует насколько цена (Р) превышает
предельные издержки (МС).
, (2)
где МС - предельные издержки,
Ed - ценовая эластичность спроса.
Коффициент Лернера принимает значения
от нуля (на рынке совершенной конкуренции)
до единицы (для чистой монополии с нулевыми
предельными издержками). Чем выше значение
индекса, тем выше рыночная власть и дальше
рынок от идеального состояния совершенной
конкуренции.
4. Коэффициент Тобина
связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой
рыночной ценой ее акций и облигаций) с
восстановительной стоимостью ее активов:
, (3)
где Р - рыночная стоимость активов фирмы;
С - восстановительная стоимость активов
фирмы, равная сумме расходов, необходимой
для приобретения активов фирмы по текущим
ценам.
Если фондовый рынок оценивает фирму больше,
нежели составляет восстановительная
стоимость ее активов, т. е. если P > C (q
> 1 ), то это означает, что фирма получает
дополнительную прибыль. Фактический
или ожидаемый уровень прибыли в отрасли
выше, чем необходим, чтобы удерживать
фирму в данной отрасли.
К преимуществам использования этого
показателя относится то, что он позволяет
избежать проблемы оценки рентабельности
и предельных затрат для отрасли.
Многочисленные исследования установили,
что коэффициент q в среднем довольно устойчив
во времени, а фирмы с высоким его значением
обычно обладают уникальными факторами
производcтва или выпускают уникальные
товары, т. е. для этих фирм характерно
наличие монопольной ренты. Фирмы с небольшими
значениями q действуют в конкурентных
или регулируемых отраслях.
5. Индекс рыночной
власти Папандреу основывается на
концепции перекрестной эластичности
остаточного спроса, т. е. спроса на товар
данной фирмы. Необходимым условием осуществления
рыночной власти служит слабое влияние
на объем продаж данной фирмы цен других
фирм одного и того же рынка.
Однако сам по себе показатель перекрестной
эластичности остаточного спроса не может
служить показателем рыночной власти,
так как его величина зависит от двух факторов,
оказывающих противоположное влияние
на монопольную власть: от числа фирм на
рынке и от уровня заменяемости товара
рассматриваемого продавца и товаров
других фирм. Увеличение числа фирм на
рынке приводит к снижению их взаимозависимости
и соответствующему снижению показателя
перекрестной эластичности остаточного
спроса. На рынке совершенной конкуренции
эластичность остаточного спроса на товар
фирмы стремится к нулю. Снижение взаимозаменяемости
товара фирмы и товаров других продавцов
в результате углубления дифференциации
продукта приводит к снижению эластичности
остаточного спроса. Но точно так же и
уход крупных продавцов с рынка, где действует
рассматриваемая нами фирма, будет приводить
к снижению ее зависимости от ценовых
решений других фирм, к снижению эластичности
остаточного спроса. По определению чистой
монополии, продукт фирмы не должен иметь
близких заменителей. Следовательно, если
рыночная доля фирмы стремится к единице,
т. е. структура рынка приближается к монопольной,
то эластичность остаточного спроса (приближающегося
к рыночному спросу) будет стремиться
к нулю.
Кроме того, влияние ценовой политики
других фирм на рынке на объем продаж рассматриваемой
фирмы зависит от ограниченности мощности
других фирм, от того, насколько они смогут
в действительности увеличить объем собственных
продаж и тем самым снизить долю рынка
данной фирмы.
Для преодоления этой проблемы А. Папандреу
в 1949 г. предложил так называемый коэффициент
проникновения, показывающий, на сколько
процентов изменится объем продаж фирмы
при изменении цены конкурента на один
процент:
, (4)
где
- объем спроса на товар фирмы, обладающей
монопольной властью;
- цена конкурента (конкурентов);
- коэффициент ограниченности мощности
конкурентов, измеряемый как отношение
потенциального увеличения выпуска к
росту объема спроса на их товар, вызванного
понижением цены.
Мы рассмотрели основные показатели, позволяющие
характеризовать уровень рыночной власти
на рынках, и проблемы, связанные с их измерением.[2]
3. Характеристика факторов,
влияющих на рыночную власть
Стремление предприятий к увеличению
суммы прибыли практически всегда означает
необходимость усиления ее рыночной власти
на товарном рынке. И естественно, что
каждая фирма будет стараться организовать
свое производство и свою деятельность
на рынке таким образом, чтобы это приводило
к укреплению ее позиций на рынке, к усилению
ее рыночной власти на рынке. Среди факторов,
которые фирма может использовать для
этих целей, выделяют следующие:
Дифференциация
продукта
Дифференциация продукта означает разнообразие
товаров, удовлетворяющих одну и ту же
потребность, и обладающих одними и теми
же базовыми характеристиками. Фирмы,
производящие дифференцированный продукт,
не перестают относиться к одному и тому
же рынку. Дифференциация продукта создает
дополнительные барьеры для вхождения
в отрасль, поскольку создает притягательность
конкретной марки продукта для отдельной
категории потребителей (так называемая
« приверженность марке» - brand loyalty), в результате
чего новым фирмам приходится преодолевать
стереотипы поведения потребителей. Особенно
сложно приходится новым фирмам в условиях
агрессивной рекламы уже действующих
на рынке компаний: минимально эффективный
объем выпуска должен возрасти за счет
того, что постоянные издержки растут
вследствие включения в них дополнительных
расходов на рекламу. Таким образом, в
условиях дифференциации продуктов фирмам
приходится затрачивать дополнительные
ресурсы на создание и поддержание имиджа
своей компании.[2]
Ценовая
дискриминация
Ценовая дискриминация является одним
из способов расширения рынка сбыта в
условиях монополии. Монополист, который
производит продукции меньше и реализует
ее по более высокой цене, чем в условиях
чистой конкуренции, лишается части потенциальных
покупателей, готовых приобрести товар,
если бы его цена была ниже монопольной.
Однако, снижая цену с целью расширения
объема сбыта, монополист вынужден снижать
цену на всю продаваемую продукцию. Поэтому
в целях сохранения валовых доходов и
прибыли фирма может устанавливать разные
цены на одну и ту же продукцию для разных
групп покупателей. Если одни покупатели
приобретают продукцию по более низкой
цене, чем остальные, и эти ценовые различия
не оправдываются различиями в издержках,
то имеет место практика ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация может проводиться
при следующих условиях:
• покупатель, приобретая продукцию, не
имеет возможности ее перепродать;
• существует возможность разделить всех
потребителей данной продукции на рынки,
спрос на которых имеет разную эластичность.
С одной стороны, ценовая дискриминация
позволяет увеличить доходы монополиста,
а с другой — большее количество потребителей
получают возможность воспользоваться
услугой данного вида.
Такая политика в области ценообразования
выгодна обеим сторонам. С другой стороны
в некоторых странах ценовая дискриминация
рассматривается как препятствие здоровой
конкуренции, и усиление рыночной власти.
Ее отдельные проявления подпадают под
антимонопольное законодательство, и
ограничивают сферу влияния фирмы-монополиста.[8]
Размер
предприятия
В настоящее время существует два подхода
к понятию размер предприятия. Первый
подход под размером предприятия понимает
количество труда (в первую очередь, численность
работающих и величину основных средств
предприятия), сосредоточенного на предприятии
и зависит от количества и характера выпускаемой
продукции. В этом случае под размером
предприятия фактически понимается его
производственная мощность – максимально
возможный выпуск продукции за определенный
период времени. В условиях, когда спрос
на товар отрасли растет, но у предприятия
нет возможностей для расширения объемов
выпуска по причине ограниченности производственных
мощностей, то рыночная власть такого
предприятия по сравнению с другими предприятиями
будет иметь тенденцию к уменьшению. Низкая
загрузка производственных мощностей
приводит к увеличению доли постоянных
затрат в себестоимости и росту цены. В
любом случае для большинства отраслей
не прослеживается четкой зависимости
между объемами производства и занимаемой
предприятием долей рынка.
Второй подход непосредственно под размером
предприятия понимает долю рынка, которую
занимает предприятие на рынке товара.
Чем больше доля рынка, тем больше размер
предприятия, тем больше его рыночная
власть. В условиях совершенной конкуренции
на рынке присутствуют небольшие по доле
рынка предприятия, хотя по численности
работающих это могут быть средние предприятия,
как например, в сельском хозяйстве. В
условиях олигополии рынок делят несколько
крупных предприятий, хотя по численности
работающих это могут быть малые предприятия,
как, например, продавцы бухгалтерских
программ на определенном географическом
рынке. [3]
Концентрация
производства
Концентрация производства представляет
собой сосредоточение объемов продаж
товара в рамках одного или нескольких
участников рынка.
"Входные
барьеры"
Так как предприятия могут сохранить свою
рыночную власть в долгосрочном периоде
только в условиях непоявления на рынке
новых конкурентов, то они стремятся установить
так называемые "входные барьеры",
ограничивающие возможность проникновения
на существующие товарные рынки новых
фирм. Все барьеры делятся на две большие
группы:
-стратегические барьеры, которые зависят
от действий участников товарного рынка
(например, сознательное занижение цен,
создание приверженности к марке товара,
широкое использование ценовой дискриминации,
интеграция с единственным поставщиком
какого-либо ресурса на рынок и т.п.);
-нестратегические барьеры, которые зависят
от макросреды предприятия (например,
действие положительного эффекта масштабов
производства, в результате которого действующие
предприятия буду иметь низкие издержки,
гарантирование авторских и патентных
прав, контроль со стороны государства
за использованием стратегических ресурсов
и т.п.).
Государственное
регулирование рыночной власти.
В тоже время негативной стороной стремления
предприятий к увеличению рыночной власти
является монополизация рынка, которая
наносит определенный вред обществу. С
целью уменьшения этого вреда, а также
для ограничения рыночной власти отдельных
предприятий и содействия развитию других
предприятий государство может использовать
различные формы регулирования, такие
как:
- ограничение уровня цен на товары фирм-монополистов;
- контроль за качеством товаров;
- регулирование деятельности монополистов
через использование повышенных ставок
налогообложения;
- запрещение различного рода картельных
соглашений, созданий объединений предприятий,
обуславливающих монополизацию рынка;
- разукрупнение предприятий и др. [3]
4. Антимонопольное
законодательство и государственное регулирование
экономики в России
Антимонопольное законодательство - законодательство,
направленное против накопления фирмами
опасной для общества монопольной власти.
Антимонопольные органы действуют на
одном из важнейших направлений государственного
управления. От результатов их работы
в современных российских условиях напрямую
зависит судьба рыночных реформ и успешность
их реализации.[6]
Уже стало традицией раз в два года проводить
семинар-совещание по очень важным и сложным
вопросам, касающимся повышения конкурентоспособности
российской экономики. Направлением деятельности
органов исполнительной власти субъектов
Федерации, является создание финансовой
инфраструктуры, эффективно выполняющей
функции трансформации сбережений в инвестиции,
для чего необходимо сформировать эффективный
механизм аккумулирования внутренних
финансовых ресурсов. Следовательно, активизацию
конкуренции на рынке финансовых услуг
не обходимо рассматривать в качестве
важнейшего инструмента стимулирования
инвестиционного процесса и экономического
развития региона. Одним из основных условий
повышения эффективности финансовых рынков
является развитие конкурентных отношений
во всех его секторах. Необходимость этого
связана как с растущей потребностью в
различных финансовых инструментах на
внутреннем рынке, так и с интеграцией
российского рынка в мировую финансовую
систему. Анализ финансовых рынков, позволяет
сделать вывод о том, что практически во
всех секторах сохраняется высокая концентрация
монополий, будь то рынки кредитов, депозитов
или обязательного медицинского страхования,
добровольного личного и имущественного
страхования. В этих условиях одним из
приоритетных направлений должна стать
задача развития инфраструктуры, как отдельных
её сегментов, так и в целом финансовых
рынков.
Выравнивание условий конкуренции на
рынке финансовых услуг требует определенных
действий по снижению влияния органов
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления на
деятельность отдельных финансовых организаций.
Необходимо уделять должное внимание
отмене решений региональных органов
власти, которые ведут к ограничению конкуренции
на рынке финансовых услуг. Антимонопольные
органы должны усилить контроль за соблюдением
правил конкурсного отбора кредитных
организаций при привлечении их органами
власти к осуществлению операций с бюджетными
средствами.[6]
Следует также направить совместные усилия
на снижение административных барьеров
входа на рынок финансовых услуг, внедрять
прозрачный механизм конкурсного отбора
при привлечении финансовых организаций
органами власти всех уровней к осуществлению
целевых программ вне зависимости от источников
финансирования.
Заключение
На основе данной работы можно сделать
следующие выводы:
1. Рыночная власть в общем виде заключается
в способности продавцов или покупателей
воздействовать на цену товара.
2. Рыночная власть существует в двух формах.
Когда продавцы назначают цену, которая
выше предельных издержек, мы говорим,
что они обладают монопольной властью,
и мы определяем монопольную власть той
величиной, на которую цена превышает
предельные издержки. Когда покупатели
могут получить цену, которая ниже их предельной
оценки товара, мы говорим, что они обладают
монопсонической властью, а ее размер
определяем величиной, на которую предельная
оценка превышает цену.
3. Частично рыночная власть определяется
количеством фирм, конкурирующих на рынке.
Если на нем есть только одна фирма (чистая
монополия), рыночная власть полностью
зависит от эластичности рыночного спроса.
Чем меньше эластичность спроса, тем большей
рыночной властью фирма обладает.
4. Когда на рынке действуют несколько
фирм, рыночная власть зависит также от
того, как взаимодействуют фирмы. Чем более
агрессивно они конкурируют, тем меньшей
монопольной властью обладает каждая
из них.
5. Рыночная власть может накладывать издержки
на общество. Как власть монополии, так
и власть монопсонии могут быть причиной
того, что производство находится ниже
конкурентного уровня и поэтому, потребительский
излишек производителя могут иметь полные
чистые убытки.
6. Иногда эффект масштаба делает желательным
чистую монополию. Но для того чтобы максимизировать
социальное благосостояние, правительству
нужно устанавливать и регулировать цены.
Библиографический
список