Рыночное равновесие и роль цен в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:36, реферат

Описание работы

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие рыночного равновесия и рыночной цены 4
2 Влияние цены спроса и предложения на рыночное равновесие 6
3 Роль цен в экономике 11
Заключение 14
Список использованных источников 15

Файлы: 1 файл

Mikroekonomika_SibGUTI_1.docx

— 45.58 Кб (Скачать файл)

Микроэкономика. СибГУТИ

Тема 11: «рыночное равновесие и роль цен в экономике»

Содержание

 

Введение 3

1 Понятие  рыночного равновесия и рыночной  цены 4

2 Влияние  цены спроса и предложения  на рыночное равновесие 6

3 Роль  цен в экономике 11

Заключение 14

Список  использованных источников 15

 

Введение

 

Цены и ценообразование  являются одним из ключевых элементов  рыночной экономики. Важная роль цен  в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные  цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.

Актуальность тематики данной работы очевидна, потому что от состояния цен зависит стабильность экономики любого государства.

Целью данной работы является всесторонне исследование и создание комплексного представления о рыночном равновесии и роли цены в экономике.

В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие  задачи.

1. Рассмотрение понятия  рыночного равновесия и равновесной  цены.

2. Определение влияния  цены спроса и предложения  на рыночное равновесие.

3. Изучение роли цены  в экономики.

Объектом исследования в  данной работе является рыночное равновесие, предметом исследования – механизмы его формирования и влияние цен на состояние экономики.

Информационной базой  в процессе написания данной работы явились труды отечественных исследователей в области экономической теории (в частности, микроэкономики), информация Интернет.

Структура работы представлена введением, основной частью, заключением  и списком использованных источников. В состав основной части входят три  раздела.

Данная работа выполнена  с помощью технических средств  Microsoft Office.

1 Понятие рыночного равновесия  и рыночной цены

 

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

Рыночное равновесие – это положение  на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.

Равновесная цена (Рe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.


 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Рыночное равновесие

 

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.

Pe = PD = PS – равновесная цена;

Qe = PD = PS  - равновесный объем производства.

Существует два подхода к  анализу установления равновесной  цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла.

1. Главным в подходе Л.Вальраса  является разница в объемах  спроса и предложения.


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 – Рыночное равновесие по Вальрасу

 

Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до Рe и избыток исчезает.

Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка.

2. Главным в подходе А.Маршалла  является разность цен Р1 и Р2.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.3 – Рыночное равновесие по Маршаллу

 

Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем  больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу  и тем самым способствует достижению равновесной цены.

По версии Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров  – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

2 Влияние цены спроса и предложения  на рыночное равновесие

 

Изменения в рыночном равновесии происходят вследствие изменений неценовых факторов.

1. Реакция рынка на изменение «D».

Предположим, что «V» возрастает.

Значит, при прочих равных условиях, возрастает спрос на данный товар (если это товар нормального качества).

Дефицит (e0 А) продукта Q при цене Р0 повысит цену до Р1. В результате установится новое равновесие в точке e1.

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.4 – Реакция  рынка на изменение спроса

 

2. Реакция рынка на изменение предложения.

Предположим, что в результате применения новых машин сократились издержки производства у производителей и, как следствие, возросло предложение товара Q на рынке.

Излишек (e0 В) предложения товара Q при цене Р0 вызовет падение цены до Р1 . В результате установится новое равновесие в точке e1.

 

 


 

 

 

 

 

Рисунок 1.5 – Реакция  рынка на изменение предложения

 

Размеры изменения цены при изменении  отраслевого спроса (предложения) зависят  от величины сдвига линии «D» («S») и наклона графиков «D» и «S».

При одновременном движении D и S (если растет доход потребителей и сокращаются издержки у производителей) возможно цена равновесия Рe и не изменится, но равновесный объем продаж непременно увеличится.

Рисунок 1.6 – Реакция  рынка на одновременное изменение  спроса и предложения

 

Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения:

1) возрастание спроса  на товар – кривая его двигается  вправо;

2) уменьшение спроса на  товар – кривая его двигается  влево;

3) возрастание предложения  на товар – кривая его двигается  вправо;

4) уменьшение предложения  на товар – кривая его двигается  влево;

Можно выявить влияние  на равновесную цену и равновесное  количество товаров, уменьшение или увеличение спроса, увеличение или уменьшение предложения. Исходя из этого, формулируют четыре правила взаимодействия спроса и предложения.

1) увеличение спроса вызывает  рост т равновесной цены и  равновесного количества товаров;

2) уменьшение с проса  вызывает падение и равновесной  цены и равновесного количества  товаров;

3) увеличение предложения  влечет за собой уменьшение  равновесной цены и увеличение  равновесного количества товаров;

4) сокращение предложения  влечет за собой увеличение  равновесной цены и уменьшение  равновесного количества товаров.

Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку  при любых изменениях спроса и предложения.

При изменении цены данного  товара значение функции спроса, конечно, тоже изменится: величина спроса станет другой, и соответствующая точка  рыночной конъюнктуры на нашем графике  переместится вдоль кривой спроса. В таблице спроса мы при этом должны будем перейти от одной пары соответствующих  величин цены и объема спроса к другой.

Если же перемены произойдут в каком-нибудь ином воздействующем на спрос факторе, то это изменит  саму функцию спроса. На графике  это будет выражено сдвигом всей кривой спроса влево-вниз или вправо-вверх. Соответственно всю таблицу спроса придется переписывать заново. Такие, изменения, с одной стороны, величины спроса и, с другой стороны, самого спроса как совокупности всех соответствующих величин (например, всех пар при однофакторной функции спроса) всегда четко разграничивать. Если изобразить эти взаимосвязи схематически, то у нас получаются следующие цепочки:

1. Изменение цены товара =>

а) изменение значение функции  спроса =>

б) изменение объёма спроса =>

2. Перемещение вдоль кривой  спроса =>

а) изменение дохода, предпочтений, ожиданий, цен заменителей и дополняющих товаров и т.д. =>

б) изменение самой функции  спроса =>

в) изменение спроса в  целом =>

3. Сдвиг всей кривой  спроса.

С предложением дело обстоит  точно также: когда цена данного  товара будет меняться, то и значение данной функции предложения тоже соответственно изменится.  Например, при росте  цены величина предложения также увечится, отражая эти изменения, точка рыночной конъюнктуры поднимется вдоль кривой предложения. В таблице предложения мы при этом должны будем перейти от одной пары соответствующих величин цены и объема предложения к другой.

Если же перемены затронут какой-нибудь другой из влияющих на предложение факторов, то это повлечет за собой изменение всей функции предложения, а это будет означать сдвиг всей кривой предложения. При этом надо отметить, что рост  предложения вызовет смещение кривой предложения вправо-вниз, а сокращение  предложения сдвинет кривую влево-вверх, что несколько непривычно для нашего восприятия. Это первоначальное затруднение будет легче преодолеть, если исходить из обратной функции предложения: тогда рост предложения будет ассоциироваться со снижением цены предложения, то есть сдвигом кривой вниз, а соответствующее снижение – с повышением цены предложения, а значит, сдвигом кривой вверх.

Соответственно и всю  таблицу предложения придется переписывать заново. Такие изменения, с одной  стороны, величины предложения и, с  другой стороны, самого предложения как совокупности всех соответствующих величин (например, всех их пар при однофакторной функции предложения) также надо четко разграничивать.

Если изобразить эти взаимосвязи  схематически, то у нас получается следующие последовательности:

1. Изменение цены товара =>

а) изменение значение функции  предложения =>

б) изменение объёма предложения =>

2. Перемещение вдоль кривой  предложения =>

а) изменение издержек, налогов, ожиданий, цен заменителей и дополняющих  товаров и т.д. =>

б) изменение самой функции  предложения =>

в) изменение предложения  в целом =>

3. Сдвиг всей кривой  предложения.

По общему правилу, если перемены происходят в одной из учитываемых  данной функцией характеристик, то просто одно из ряда значений этой функции заменяется другим. А когда изменяется фактор, в явном виде не учитываемый и предполагавшийся ранее неизменным (как бы «стоящий за спиной» данной функции), то приходится всю зависимость охватываемых данной функцией определять заново.

3 Роль цен в экономике

 

Цена является основным элементом  рыночного механизма и важнейшим  инструментом анализа, планирования, регулирования поведения хозяйственных субъектов в рыночной экономике. Мы уже знаем, что цена воздействует на спрос и предложение. Следовательно, она определяет поведение покупателей и продавцов на рынке. В рыночной цене в потенции заложено проявление интересов продавцов (возмещение затрат и получение прибыли), покупателей (удовлетворение платежеспособной потребности) и торговцев-посредников (возмещение затрат на реализацию товара и получение торговой прибыли).

Именно цены, выполняя распределительную  функцию, устанавливают пропорции в обмене, да не только в обмене, но и во всей экономике (пропорции между производством и потреблением, различными отраслями, сферами, регионами экономики). Выполняя стимулирующую функцию, цены стимулируют рост эффективности общественного производства, использования научно-технического процесса, внедрение новой и конкурентной продукции в производство и потребление. Учетная функция цены способствует контролю за расходованием средств фирмы и за ее финансовым состоянием.

Политика ценообразования  является центральным звеном в регулировании  национальной экономики. Государство может осуществлять контроль за процессом ценообразования на рынке путем установления границ или показателей допустимого роста цен. Так появляется «цена пола» и «цена потолка».

«Цена пола» – это установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. Например, запрет на торговлю товарами ниже их себестоимости.

«Цена потолка» ограничивает повышение цены. Так, государство  при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные товары первой необходимости, выше которых продавцы не вправе поднимать свои цены.

От того, как будет осуществляться механизм ценообразования, зависит  целый ряд факторов:

  • разработка целостной системы экономических методов управления хозяйством;
  • финансовое оздоровление;
  • развитие рыночных отношений;
  • достижение сбалансированности национальной экономики;
  • реальный переход предприятий с различными формами собственности на самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление;
  • повышение эффективности общественного производства и национального дохода;
  • совершенствование всего хозяйственного механизма и усиление его воздействия на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Информация о работе Рыночное равновесие и роль цен в экономике