Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 15:58, контрольная работа
Все экономические величины тесно связаны между собой. Качественные и количественные соотношения между технико-экономическими характеристиками и показателями, связи между реальными величинами моделируются в основном таким математическим понятием, как функция, функциональная зависимость. Любую функцию можно задавать различными способами и как один из видов математической модели часто используют график. Графический метод в экономике закрепился в конце 19 века. Современную экономическую теорию сложно представить без графиков, гистограмм, различных диаграмм и таблиц. К числу самых распространенных можно отнести графики зависимостей спроса и предложения, спроса и дохода, потребления и бюджетного ограничения, издержек и доходов от объема производства. В данной работе постараемся раскрыть тему рыночного равновесия используя графическое представление функций и динамики категорий.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Некоторые понятия теории спроса и предложения. . . . . . . . . 4
Спрос. Понятие, закон, кривая и функция спроса. . . . . . . . 4
Предложение. Понятие, закон, кривая и функция предложения. . . . 5
Рыночные периоды. . . . . . . . . . . . . . . . 6
Соотношение цен и объемов спроса и предложения. . . . . . . 6
Установление равновесия. . . . . . . . . . . . . . . . 7
Теория Л. Вальраса. . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Теория А. Маршалла. . . . . . . . . . . . . . . . 9
Устойчивость равновесия. . . . . . . . . . . . . . . . 9
Колебания равновесной цены. . . . . . . . . . . . . . . 11
Гармонические колебания. . . . . . . . . . . . . . . 11
Паутинообразная модель. . . . . . . . . . . . . . . 11
Реакция равновесной цены на изменения спроса и предложения. . . . . 12
Нарушения рыночного образования равновесной цены. . . . . . . . 16
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика»
Рыночное равновесие.
Равновесные цены в рыночном механизме.
Санкт-Петербург
2011
Рыночное равновесие. Равновесные цены в рыночном механизме.
План.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
ВВЕДЕНИЕ
Всякое понятие равновесия подразумевает зависимую связь. Также непременны колебания баланса, временной период для его установления и факторы, нарушающие равновесие.
Все экономические величины тесно связаны между собой. Качественные и количественные соотношения между технико-экономическими характеристиками и показателями, связи между реальными величинами моделируются в основном таким математическим понятием, как функция, функциональная зависимость. Любую функцию можно задавать различными способами и как один из видов математической модели часто используют график. Графический метод в экономике закрепился в конце 19 века. Современную экономическую теорию сложно представить без графиков, гистограмм, различных диаграмм и таблиц. К числу самых распространенных можно отнести графики зависимостей спроса и предложения, спроса и дохода, потребления и бюджетного ограничения, издержек и доходов от объема производства. В данной работе постараемся раскрыть тему рыночного равновесия используя графическое представление функций и динамики категорий.
В современном экономическом подходе часто преобладает маржинализм (marginal analysis), теория сопоставления предельных выгод и издержек. Маржинальная теория, объединившая в систему понятия из различных экономических учений, рассматривает спрос и предложение как равнозначные ценообразующие факторы. Такой подход к фомированию цены стал основой микроэкономики.
Рынок (market) представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателя на основе свободного взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентности.
Одна из функций, которые выполняет в экономической системе свободный рынок – это ценообразующая. Механизм формирования цен - это процесс взаимодействия производителей и покупателей товаров, предложения и спроса.
Цена (price) представляет собой денежное выражение стоимости любого товара, ресурса или услуги. Она уравновешивает их предложение и спрос, диктует количество и качество, уровень затрат при выпуске и технологии собственно выпуска. Цена – денежное выражение комплекса ценообразующих факторов, действующих в данное время. При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями. Она ни кем не назначается, а формируется в результате торгов. Постоянное колебание цен информирует о состоянии дел и регулирует хозяйственную деятельность. Цены делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики.
Равновесие – закон для конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом. Понятие равновесия вошло в экономическую науку в период становления неоклассицизма вместе с понятиями спроса, предложения, полезности и маргинальности.
1.1 Спрос. Понятие, закон, кривая и функция спроса.
Спрос (demand) на рынке можно определить как желание и возможность потребителей купить данный товар по данной цене в данный период времени. Спрос также определяют как платежеспособную потребность. В теории выделяют, кроме категории «спрос», категорию «величина спроса». Величина спроса – это количество товара или услуг, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса (law of demand). Кривая спроса (demand curve) – линия, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) - по горизонтальной оси (Рис.1). Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции в определенный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что
свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при наименьшей цене. Ее смещение вправо означает повышение спроса, а смещение влево – сокращение.
Функция спроса (demand function) – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на
него различных факторов. Важнейшим из них явля-
Рис.1
- увеличение (или сокращение) доходов потребителя
- изменение вкусов и предпочтений
- ценовые и дефицитные ожидания
- колебание расходов на рекламу
- изменение
цен товаров-субтитутов и
- рост (или уменьшение) количества покупателей и др.
Например, увеличение денежных доходов потребителей означает повышение спроса, рост цен на товар-субтитут повышает спрос на данный товар, повышение цен на комплементарное благо сокращает спрос на него.
1.2 Предложение. Понятие, закон, кривая и функция предложения.
Предложение (supply) представляет собой желание и возможность производителей произвести и поставить на рынок определенное количество товара или услуги, по определенной цене за определенный период. Величина предложения – это количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени. И если рассмотреть ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то можно заметить, что зависимость величины предложения от цены прямая.
Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения (law of supply). Закон предложения иллюстрируется с помощью кривой предложения. Кривая предложения (supply curve) – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в дан-
Рис. 2 ный момент времени. Снова откладываем независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (предложение) по горизонтальной оси (Рис.2). Изображенная кривая характеризует уровень цен, и объем продаж блага в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Смещение кривой вправо означает увеличение предложения, а смещение влево – сокращение.
Функция предложения (supply function) определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени, но также учитываются и:
- цены факторов производства (ресурсов)
- технология
- ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики
- размер налогов и субсидий
- количество продавцов и др.
Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения и наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения.
1.3 Рыночные периоды.
Для функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный и долгосрочный рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном - некоторые их них переменны, в долгосрочном – все факторы переменные. В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В условиях краткосрочного периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом. В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.
1.4 Соотношение цен и объемов спроса и предложения.
В условиях
неразвитой рыночной экономики
цена предложения может
Рис. 3а
Цена предложений превышает цену Объем предложения превышает объем
cпроса
(P(S)>P(D))
Надо отметить, что спрос и предложение - категории динамические, а законы спроса и предложения действуют в тенденции.
Образование равновесной цены – процесс, требующий определенного количества времени. Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения; в результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены и выше минимальной цены, которую бы могли предложить наиболее передовые фирмы.
Точка равновесия на пересечении линий спроса и предложения обозначается Е (Equilibrium) (Рис. 4). В точке равновесия P(E)=P(S)=P(D), где P(E)- равновесная цена, P(S)- цена предложения, P(D)- цена спроса. Это означает, что Q(E)=Q(S)=Q(D), где Q(E)- равновесный объем, Q(S)- объем предложения, Q(D)- объем спроса. Тогда совокупная выручка
Рис. 4
Равновесная рыночная (чисто рыночная) цена – цена, уравновешивающая спрос и пред-
ложение в результате действия конкурентных сил. Или иначе, равновесная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое хотят приобрести покупатели, соответствует тому их количеству, которое предлагают на рынке производители. В результате на рынке нет ни излишка, ни нехватки товара по этой цене, его равновесное количество.
Существуют два основных подхода к анализу установления равновесной цены: теория общего равновесия Леона Вальраса (1834-1910) и теория частичного равновесия Альфреда Маршалла (1842–1924). Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный – А. Маршалла.
Информация о работе Рыночное равновесие. Равновесные цены в рыночном механизме