Рыночное равновесие. Равновесные цены в рыночном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Все экономические величины тесно связаны между собой. Качественные и количественные соотношения между технико-экономическими характеристиками и показателями, связи между реальными величинами моделируются в основном таким математическим понятием, как функция, функциональная зависимость. Любую функцию можно задавать различными способами и как один из видов математической модели часто используют график. Графический метод в экономике закрепился в конце 19 века. Современную экономическую теорию сложно представить без графиков, гистограмм, различных диаграмм и таблиц. К числу самых распространенных можно отнести графики зависимостей спроса и предложения, спроса и дохода, потребления и бюджетного ограничения, издержек и доходов от объема производства. В данной работе постараемся раскрыть тему рыночного равновесия используя графическое представление функций и динамики категорий.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Некоторые понятия теории спроса и предложения. . . . . . . . . 4
Спрос. Понятие, закон, кривая и функция спроса. . . . . . . . 4
Предложение. Понятие, закон, кривая и функция предложения. . . . 5
Рыночные периоды. . . . . . . . . . . . . . . . 6
Соотношение цен и объемов спроса и предложения. . . . . . . 6
Установление равновесия. . . . . . . . . . . . . . . . 7
Теория Л. Вальраса. . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Теория А. Маршалла. . . . . . . . . . . . . . . . 9
Устойчивость равновесия. . . . . . . . . . . . . . . . 9
Колебания равновесной цены. . . . . . . . . . . . . . . 11
Гармонические колебания. . . . . . . . . . . . . . . 11
Паутинообразная модель. . . . . . . . . . . . . . . 11
Реакция равновесной цены на изменения спроса и предложения. . . . . 12
Нарушения рыночного образования равновесной цены. . . . . . . . 16
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Файлы: 1 файл

экономика 1.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

ФАКУЛЬТЕТ  ЗАОЧНОГО  ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

по  дисциплине  «Экономика»

 

 

 

Рыночное равновесие.

Равновесные цены в рыночном механизме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 



Рыночное равновесие. Равновесные цены в рыночном механизме.

 

 

 

 

План.

 

Введение.       .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .    .     3

  1. Некоторые понятия теории спроса и предложения.   .     .     .     .     .     .     .     .     4
    1. Спрос. Понятие, закон, кривая и функция спроса.     .     .     .     .     .     .     .     4
    2. Предложение. Понятие, закон, кривая и функция предложения.     .     .     .     5
    3. Рыночные периоды.     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     6
    4. Соотношение цен и объемов спроса и предложения.     .     .     .     .     .     .     6
  2. Установление равновесия.     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .    7
    1. Теория Л. Вальраса.    .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .    8    
    2. Теория А. Маршалла.     .     .     .     .     .     .     .     .    .     .     .     .      .     .     .      9    
  3. Устойчивость равновесия.     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .    9
  4. Колебания равновесной цены.     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .  11
    1. Гармонические колебания.     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .  11
    2. Паутинообразная модель.     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .    11
  5. Реакция равновесной цены на изменения спроса и предложения.     .     .     .     .    12
  6. Нарушения рыночного образования равновесной цены.     .     .    .     .     .     .     .    16

Заключение.    .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Всякое понятие равновесия подразумевает зависимую связь. Также непременны колебания баланса, временной период для его установления и факторы, нарушающие равновесие.

     Все экономические величины тесно связаны между собой.  Качественные и количественные соотношения между технико-экономическими характеристиками и показателями, связи между реальными величинами моделируются  в основном таким  математическим понятием, как функция, функциональная зависимость. Любую функцию можно задавать различными способами и как один из видов математической модели часто используют график. Графический метод в экономике закрепился в конце 19 века. Современную экономическую теорию сложно представить без графиков, гистограмм, различных диаграмм и таблиц. К числу самых распространенных можно отнести графики зависимостей спроса и предложения, спроса и дохода, потребления и бюджетного ограничения, издержек и доходов от объема производства. В данной работе постараемся раскрыть тему рыночного равновесия используя графическое представление функций и динамики категорий.

      В современном экономическом  подходе часто преобладает маржинализм (marginal analysis), теория сопоставления предельных выгод и издержек. Маржинальная теория, объединившая в систему понятия из различных экономических учений, рассматривает спрос и предложение как равнозначные ценообразующие факторы. Такой подход к фомированию цены стал основой микроэкономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Некоторые понятия теории спроса и предложения.

 

      Рынок (market) представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателя на основе свободного взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентности.

      Одна из функций, которые выполняет в экономической системе свободный рынок – это ценообразующая.   Механизм формирования цен - это процесс взаимодействия производителей и покупателей товаров, предложения и спроса.

      Цена (price) представляет собой денежное выражение стоимости любого товара, ресурса или услуги. Она уравновешивает их предложение и спрос, диктует количество и качество, уровень затрат при выпуске и технологии собственно выпуска. Цена – денежное выражение комплекса ценообразующих факторов, действующих в данное время. При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями. Она ни кем не назначается, а формируется в результате торгов. Постоянное колебание цен информирует о состоянии дел и регулирует хозяйственную деятельность. Цены делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики.

       Равновесие  – закон для конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом. Понятие равновесия вошло в экономическую науку в период становления неоклассицизма вместе с понятиями  спроса, предложения, полезности и маргинальности.

 

      1.1  Спрос. Понятие, закон, кривая и функция спроса.

          Спрос (demand) на рынке можно определить как желание и возможность потребителей купить данный товар по данной цене в данный период времени. Спрос также определяют как платежеспособную потребность. В теории выделяют, кроме категории «спрос», категорию «величина спроса». Величина спроса – это количество товара или услуг, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса (law of demand). Кривая спроса (demand curve) – линия, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос)  - по горизонтальной оси (Рис.1). Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции в определенный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что

свидетельствует о желании  потребителей купить большее количество благ при наименьшей цене. Ее смещение вправо означает повышение спроса, а смещение влево – сокращение.

      Функция спроса (demand function) – функция,                     определяющая спрос в зависимости от влияющих на

него различных факторов. Важнейшим из них явля-

                 Рис.1                                      ется цена на единицу блага в данный момент. На спрос влияют не только цены, но и иные факторы:

       - увеличение (или сокращение) доходов потребителя

       - изменение  вкусов и предпочтений

       - ценовые  и дефицитные ожидания

       - колебание  расходов на рекламу

       - изменение  цен товаров-субтитутов и комплементарных  товаров

       - рост (или  уменьшение) количества покупателей  и др.

       Например, увеличение денежных доходов потребителей означает повышение спроса, рост цен на товар-субтитут повышает спрос на данный товар, повышение цен на комплементарное благо сокращает спрос на него.

 

     1.2    Предложение. Понятие, закон, кривая и функция предложения.

     Предложение (supply) представляет собой желание и возможность производителей произвести и поставить на рынок определенное количество товара или услуги, по определенной цене за определенный период. Величина предложения – это количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени. И если рассмотреть ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то можно заметить, что зависимость величины предложения от цены прямая.

          Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения (law of supply). Закон предложения иллюстрируется с помощью кривой предложения. Кривая предложения (supply curve) – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в дан-

                       Рис. 2                          ный момент времени. Снова откладываем независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (предложение) по горизонтальной оси (Рис.2).  Изображенная кривая характеризует уровень цен, и объем продаж блага в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Смещение кривой вправо означает увеличение предложения, а смещение влево – сокращение.

          Функция предложения (supply function) определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени, но также учитываются и:

     - цены факторов производства (ресурсов)

     - технология

     - ценовые и  дефицитные ожидания агентов  рыночной экономики

     - размер налогов  и субсидий

     - количество  продавцов и др.

    Например, повышение  цен на факторы производства означает сокращение предложения и наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения.

 

       1.3  Рыночные  периоды.

       Для функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный и долгосрочный рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном - некоторые их них переменны, в долгосрочном – все факторы переменные. В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В условиях краткосрочного периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом. В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

 

    1.4  Соотношение цен и объемов спроса и предложения.

    В условиях  неразвитой рыночной экономики  цена предложения может значительно  превышать цену спроса, а объем  предложения не соответствовать  объему спроса. В первом случае  максимальная цена, которую в  состоянии дать заданный товар  покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы (Рис. 3а). Следовательно, рынок для данного товара еще не сложился: покупатели недостаточно богаты, что бы предъявить на него спрос.  Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения (Рис. 3б). Объем товара настолько мал, что производителям невыгодно поставлять товар в столь микроскопических  количествах.

                      

                        Рис. 3а                                                                            Рис. 3б

          Цена предложений превышает цену                                             Объем предложения превышает объем

                     cпроса (P(S)>P(D))                                                                                   спроса (Q(S)>Q(D))

              Надо отметить, что спрос и предложение - категории динамические, а законы спроса и предложения действуют в тенденции.

 

  1.  Установление равновесия.

                Образование равновесной цены – процесс, требующий определенного количества времени. Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения; в результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены и выше минимальной цены, которую бы могли предложить наиболее передовые фирмы.

           Точка равновесия на пересечении линий спроса и предложения обозначается Е (Equilibrium) (Рис. 4). В точке равновесия P(E)=P(S)=P(D), где P(E)- равновесная цена, P(S)- цена предложения, P(D)- цена спроса. Это означает, что Q(E)=Q(S)=Q(D), где Q(E)- равновесный объем, Q(S)- объем предложения, Q(D)- объем спроса.  Тогда совокупная выручка          

                           Рис. 4                                                                   TR=P(E)*Q(E).                             

         Равновесная рыночная (чисто рыночная) цена – цена, уравновешивающая спрос и пред-

ложение в результате действия конкурентных сил. Или иначе, равновесная  цена устанавливается при таком  соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое хотят приобрести покупатели, соответствует тому их количеству, которое предлагают на рынке производители. В результате на рынке нет ни излишка, ни нехватки товара по этой цене, его равновесное количество.

          Существуют два основных подхода к анализу установления равновесной цены: теория общего равновесия Леона Вальраса (1834-1910) и теория частичного равновесия Альфреда Маршалла (1842–1924). Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный – А. Маршалла.

Информация о работе Рыночное равновесие. Равновесные цены в рыночном механизме