Рыночные механизмы и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 10:35, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является анализ рыночного механизма и его функций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать понятие «рынок»;
обозначить типологию рынка;
рассмотреть рынок и рыночный механизм

Файлы: 1 файл

Рыночные механизмы и его функции.docx

— 51.97 Кб (Скачать файл)

 

  1. Рынок монополистической конкуренции. Состоит из многих фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Продукция не вполне взаимозаменяема и отличается не только физическими характеристиками, качеством, оформлением, но и потребительским предпочтением. Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен.

Примером рынка монополистической конкуренции является производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров. В условиях рынка монополистической конкуренции фирма становится как бы «монополистом» своей марки товара. При этом, благодаря рекламе, некоторые покупатели предпочитают шоколад «Сникерс» вместо шоколада «Бабаевский» или зубную пасту «Колгейт» вместо «Фтородент», так как они считают, что этот товар отличается от своих собратьев лучшим составом, свойствами и т.д.

Рынку монополистической конкуренции присущи черты:

  1. Острая конкурентная борьба между фирмами.
  2. Дифференциация товаров за счет различий в свойствах, оказании неодинаковых дополнительных услуг.
  3. Легкость проникновения на рынок.

Особенность маркетинга в этих условиях состоит в выявлении специфических потребностей покупателей разных сегментов рынка.

В условиях монополистической конкуренции фирма формирует цену, используя определенную стратегию. Наиболее распространенная стратегия – установление цен по географическому принципу, когда фирма реализует продукцию потребителям в различных частях страны по разным ценам.

Стратегия цен «выше номинала» может быть применена при сильно дифференцированном покупательском спросе. Покупателям с высоким уровнем доходов фирма предлагает товары категории «люкс» по очень высоким ценам. Для прочих покупателей выпускаются обычные товары, реализуемые по сниженным ценам. Эта стратегия требует от фирмы строгого контроля действий конкурентов.

  1. Рынок олигополистической конкуренции возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда, пластмассы), так и отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой фирме проникнуть очень сложно.

Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них – необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тысяч легковых автомобилей, выплавляющее не менее 2,5 млн. тонн стали и т.д.

Участники рынка олигополистической конкуренции используют неценовые методы конкурентной борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, рекламу, экономический шпионаж.

В условиях рынка олигополистической конкуренции производители могут договариваться о сотрудничестве и заключать соглашение о дележе рынка – «картельное соглашение».

В условиях рынка олигополистической конкуренции применяется множество стратегий ценообразования. Одна из них – координация действий при установлении цен, существующая в двух формах: принятие соглашения о ценах и осуществление «параллельной ценовой политики», координации цен. Координация цен заключается в том, что кампании калькулируют издержки по унифицированным статьям, рассчитывают прибыль и устанавливают цены.

Под действием рыночных факторов цены всех кампаний меняются в одной и той же пропорции и в том же направлении.

  1. На рынке чистой монополии господствует только один продавец, это может быть частная фирма или государственная организация. Используя государственную монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения, которые не в состоянии его купить за полную стоимость (цена устанавливается ниже себестоимости). Частная фирма – монополист сама устанавливает цены на свою продукцию, нисколько не ориентируясь на ценовую политику других фирм. Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, строятся на принципе ценовой дискриминации. Дискриминационные цены существуют в разных формах:
  • по группам покупателей – разным группам покупателей один и тот же товар или услуга продается по разным ценам;
  • по варианту товара или услуги – разные варианты товаров и услуг продаются по различным ценам без учета разницы в затратах;
  • по территории – товар реализуется в разных местах по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с доставкой, одинаковы;
  • по времени – цены на товар и услуги различны по сезонам, месяцам, дням недели, времени суток. Например, оплата междугородних телефонных разговоров в ночное время ниже, чем в дневные часы.

Какие черты отличают монополию от рынка чистой конкуренции?

  • единственный продавец – монополист;
  • реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (либо отказаться от покупки данного товара или услуги);
  • полный контроль монополистов над ценой товара и объемом продаж;
  • для потенциальных конкурентов могут быть трудно преодолимые барьеры (ограничение в форме лицензий – т.е. права фирмы на осуществление определенного вида деятельности на данном рынке; товарные знаки – специальные символы данной фирмы).4

Пример чистой монополии – система телефонной связи, однако существуют качественные заменители телефонной связи (спутниковая связь). Государство осуществляет комплекс мер по антимонопольному регулированию экономики, т.к. монополия способствует ограничению конкуренции. Для предприятий – монополистов установлена необходимость обязательного декларирования предстоящего повышения цен, государственного регулирования цен, обязательного предоставления статистической отчетности по объему производства. 
3. Рынок и рыночный механизм

 

 

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.

Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.

Свободный (конкурентный) рынок – это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.

Признаки свободного рынка:

  1. Неограниченное число участников конкуренции.

  1. Признак, свободный доступ и выход с рынка.

  1. Абсолютная мобильность всех ресурсов.

  1. Наличие поной информации (через цены).

  1. Абсолютная однородность продукции.

  1. Не один участник конкуренции не может влиять на решение других.

Функции свободного рынка:

  1. Является регулятором экономики.

  1. Является средством обеспечения народно-хозяйственных связей.

  1. Является орудием информации (через цены)

  1. Обеспечивает оптимизацию народного хозяйства.

  1. Обеспечивает санацию народного хозяйства.

Конъюнктура рынка

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как: биржи; торговые; фондовые; валютные; аукционы, ярмарки; предприятия оптовой и розничной торговли; банки, страховые компании, фонды; биржи труда; информационные центры; юридические конторы; рекламные агентства; аудиторские и консалтинговые фирмы и др. 5

Все эти элементы очень тесно связны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится вравновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Функции рынка:

1. Информационная функция

Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях: количество произведенной продукции, цена, ассортимент, качество.

2. Посредническая функция

Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или иная система отношений между конкретными участниками общественного производства.

3. Ценообразующая функция

Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.

4. Регулирующая функция

Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.

5. Стимулирующая функция

Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики. 6

Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-за конкуренции, освобождая место для более эффективных. В результате этого постепенно повышается уровень устойчивости всей экономики в целом.

Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:

  1. Эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов.

  1. Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).

  1. Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.

  1. Оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).

  1. Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.

  1. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки рыночного механизма

  1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

  1. Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты).

  1. Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона).

  1. Не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных.

  1. не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.

  1. Не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы, безработица и т.д.)

Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

Информация о работе Рыночные механизмы и его функции