Рыночные отношения в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 18:39, реферат

Описание работы

Рынок всегда вызывал интерес экономистов. В ходе развития экономической науки сложилось несколько подходов к определению рынка и рыночных отношений, их сущности.
Первоначально рынок рассматривался как базар, место осуществления торговых операций. Такое понимание рынка сложилось давно, еще в период разложения первобытнообщинного строя, когда обмен продуктами труда производился в определенном месте и в определенное время. В дальнейшем, по мере развития ремесла и торговли, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. В этом значении термин "рынок" часто используется и сегодня.

Содержание работы

Развитие теории рынка и рыночных отношений в экономической науке. Современные подходы к определению рынка.
Условия возникновения рынка. Рынок как система экономических отношений. Основные субъекты рыночной экономики и их взаимодействие.
Функции и роль рынка в экономике. Основные условия функционирования рынка. Основные принципы развития рыночной экономики в современных условиях.
Классификация рынков. Типы и виды рынков. Система, структура и инфраструктура рынка.

Файлы: 1 файл

Referat_po_ekonomike.docx

— 37.94 Кб (Скачать файл)
  • Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

  • Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов.

Во-первых, с учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям.

Во-вторых, если исходить из демографических факторов, то можно сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.

В-третьих, с учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка: а) приобретение товаров носит случайный характер; б) поиск выгод при покупке товаров; в) статус постоянного клиента; г) эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение к товару.

В-четвертых, потребителей также можно разделить на группы по социальному составу (с различной степенью достатка), стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.), личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).

Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.

Цивилизованный рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное функционирование.

Впервые термин "инфраструктура" был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). В 1940-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.

Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.

Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:

  • как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка;

  • как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;

  • как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

В целом инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются:

  • биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

  • аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества;

  • кредитная система, коммерческие банки

  • эмиссионная система, эмиссионные банки

  • система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

  • информационные технологии и средства деловой коммуникации;

  • налоговая система и налоговая инспекция;

  • система страхования различных рисков и страховые компании;

  • специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

  • торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

  • таможенная система;

  • профсоюзы работающих по найму;

  • коммерческо-выставочные комплексы;

  • система высшего и среднего экономического образования;

  • аудиторские компании;

  • консультативные (консалтинговые) компании;

  • общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

  • специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

К основным функциям инфраструктуры рынка относят:

  • облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;

  • повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

  • организационное оформление рыночных отношений;

  • облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.

 


Информация о работе Рыночные отношения в современной экономике