Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:53, реферат
До появления понятия трансакционные издержки в традиционной экономической теории было предположение о том, что любые взаимодействия между экономическими агентами совершаются гладко и мгновенно - без малейших трений, потерь и затрат. Но чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером, а если она все-таки не состоялась по его вине, то и в этом случае, чтобы добиться компенсации, бывает необходимо приложить немало усилий.
Введение………………………………………………………………………………………..………….......3
1. Теоретические аспекты трансакционных издержек……………………………………...5
1.1 Понятие трансакционных издержек и институациональный подход……..…….5
1.2. Типология трансакционных издержек. Трансакционные и трансформационные издержки…………………………………………………………………….....8
2. Минимизация трансакционных издержек фирмы: институциональный анализ……………………………………………………………………………………………………….....12
Институциональный анализ: понятие институтов и их место в теории трансакционных издержек………………… ………………………………….……………..…12
Подход Норта………………………………………………………………….……………………...14
Проблема измерения………………………………………………………………….…………...17
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………………………………………………….24
Трансакционные издержки являются не только "двигателем" эволюции общественных институтов, стремление к их минимизации способствует, по нашему мнению, научному техническому прогрессу. Областью применения трансакционных издержек является, наряду с экономикой, политика и социология, т.е. те виды человеческой деятельности, которые обусловлены взаимодействием между отдельными индивидами или их объединениями.
Таким образом, трансакция понимается как активное экономическое взаимодействие хозяйствующих субъектов, охватывающих материальные, контрактные аспекты обмена и используются для обозначения, как обмена товаров, так и обмена различными видами деятельности10. Характеристика трансакционных издержек варьируется от узких определений, связывающих трансакционные издержки с отдельными видами деятельности и затратами, возникающими в ходе заключения сделки, до широких.
2. Минимизация трансакционных издержек фирмы: институциональный анализ
Если институты — это «правила игры», то организации (фирмы) можно сравнить со спортивными командами.
В неоклассической теории понятие фирмы фактически сливалось с понятием производственной функции. Вследствие этого в ней даже не возникало вопросов о причинах существования фирм, особенностях их внутреннего устройства и т.д. Можно сказать, что она ставила знак равенства между фирмой и индивидуальным экономическим агентом. Трансакционная теория фирмы представляет собой попытку преодолеть такой упрощенный подход. Классическим примером появления и развития института является институт "цеха". Расцвет цеховой организации приходится на ХIII-XY века, хотя первые цехи зародились в Италии в IX-X веках. Потребность в таком институте была обусловлена наиболее низкими как производственными, так и трансакционными издержками в рамках цеха, по сравнению с обособленной ремесленной деятельностью. Вся производственная и сбытовая деятельность четко регламентировалась уставами, принимаемыми на общих собраниях. В уставе оговаривалось число подмастерьев и учеников для одного мастера, объем и цена выпускаемой продукции, время работы, место продажи, ширина прилавка и т.д. За несоблюдение установленных правил мастер подвергался наказанию вплоть до запрета заниматься своим ремеслом в этом городе11. Несмотря на жесткие условия, такая регламентация имела свои положительные стороны, так как способствовала расширению ассортимента продукции, повышению ее качества, обеспечивала защиту от конкурентов, гарантированный сбыт. Эффективной была и система подготовки новых мастеров, которые были обязаны пройти все ступени обучения, сдать экзамен на мастера. Со временем жесткая регламентация стала тормозом для дальнейшего развития производства. Значительно была усложнена процедура перехода из подмастерьев в мастера, появились "вечные подмастерья", для вступления в цех нужно было заплатить большой взнос. Это приводило к тому, что цеховая система превращалась в закрытую и консервативную структуру. Строгое ограничение ассортимента не позволяло наладить выпуск новых изделий, лимитирование объема и установление монопольных цен сдерживало накопление капитала и развитие рыночных отношений. Это в большей степени объясняет тот факт, что формирование нового зажиточного класса – буржуазии происходило чаще не из мастеров, а из купцов. Появление мануфактур также затрагивает те отрасли, которые меньше всего были охвачены цеховой организацией, а именно, горная, хлопчатобумажная. Таким образом, трансакционные издержки определили существование цеховой системы: низкие – способствовали ее появлению, высокие – обусловили ее замену на новую более эффективную мануфактурную организацию труда. Общее предложение институтов может быть выражено через издержки по их созданию ифункционированию. Исходя из методологии Дж. Коммонса, одного из основоположников институциональной экономики, издержки по созданию и обеспечению деятельности институтов могут быть определены как издержки коллективного действия. К. Эрроу вполне справедливо определил трансакционные издержки как "затраты на управление экономической системой". Анализ трансакционных издержек функционирования различных видов экономических систем позволяет во многом ответить на вопрос: почему при кажущейся видимости одинаковых экономических условий различные экономические системы имеют совершенно противоположные результаты?
В данном контексте нельзя оставить без внимания идею Ф. Хайека о том, что в свободном обществе информация распространяется быстрее, чем в административно-регулируемом, и следовательно, рынок имеет решающее преимущество перед государственным регулированием с точки зрения экономии на трансакционных издержках. По Хайеку, выигрывает не то общество, которое производит больше продукции с меньшими затратами сырья и материалов, а то, которое производит продукцию с меньшими удельными затратами трансакционных издержек. Эта идея подтверждается выводом О. Уильямсона о том, что выбор между различными организационными формами (механизмами координации и контроля) – иерархическим, характерным для крупной фирмы, рыночным и смешанным – происходит в результате сравнения эффективности осуществляемых этими структурами трансакций12. Таким образом, в соответствии с теорией трансакционных издержек, разнообразие организационных форм возникает, прежде всего, в целях минимизации трансакционных издержек.
Тем не менее, неэффективные
способы экономической
Если подход Коуза-Уильямсона можно назвать трансакционным, то подход Норта – трансформационным по выделению типа издержек, связанных с изменениями институциональной системы, и изучаемых, как было отмечено выше, в рамках новой экономической истории и теории общественного выбора13.
Первоначально изучение трансформационных издержек входило в теории производства, и этот вид издержек часто ассоциировали с "производственными издержками" – издержками, сопровождающими процесс физического изменения материала, в результате чего получается продукт, который обладает определенной ценностью. В эти издержки включались не только издержки обработки материала, но и издержки, связанные с планированием и координацией процесса производства, если они касались технологии, а не взаимоотношений людей. Таким образом, в данной трактовке понятие трансформационных издержек значительно шире, поскольку в значимые производственные издержки входят и трансакционные издержки, назвать которые производственными можно лишь с некоторой долей условности.
Экономическая система представляет собой сложную организационную структуру управления, со своими "правилами игры". По утверждению Коуза, в мире с нулевыми трансакционными издержками необходимости в правовой системе не существовало бы. В соответствии с трансформационным подходом, причиной увеличения трансформационных издержек являются изменения в обществе, приводящие к ликвидации старых и установлению новых формальных и неформальных правил в обществе.
Несмотря на различие, трансформационные
и трансакционные издержки находятся
в тесной зависимости, суть которой раскрывает
следующая интерпретация обобщенной теоремы
Коуза, сформулированная
Следует отметить тот факт,
что изменение
Все вышесказанное объясняет во многом и длительное существование неэффективных институтов и функционирование застойных форм экономической организации.
Основные силы, сдерживающие изменения, были рассмотрены еще Д. Нортом. Ими могут быть15:
1) государство – если это
способствует минимизации
2) влиятельные группы, преследующие свои личные интересы;
3) институциональная матрица,
Введение более эффективных "правил
игры" и создание институтов связано
со значительными
Несмотря на то, что вложения в реформы сопряжены с гораздо большим риском, чем обычные инвестиции, ожидание большей эффективности новых институтов, а также опыт других стран движут реформаторами, осуществляющими импорт институтов.
В связи с широкомасштабными
институциональными изменениями, происходящими
в настоящее время в странах
с переходной экономикой, а также
развивающихся странах, проблема высоких
трансформационных издержек стоит
очень остро. Как сократить
Предпочтения в пользу тех или иных способов организации могут, например, расходиться не только потому, что эффективность их функционирования оказывается различной, но также по причине того, что люди используют разные методы взвешивания показателей при выведении агрегированной оценки.
В данном контексте становится правомерной проблема измерения трансакционных, поскольку зачастую упреки оппонентов теории трансакционных издержек относились к неоперациональности и неизмеримости этой составляющей. По их мнению, включение в экономический анализ трансакционных издержек позволило бы объяснить практически все явления с точки зрения эффективности, достигнутой путем минимизации трансакционных издержек, а "объяснение всего" по существу является "объяснением ничего", тем более, если оно базируется на "невидимых вооруженным глазом" составляющих.
Ответной реакцией сторонников неоинституциональной теории стала разработка методов, позволяющих перевести трансакционные издержки из воображаемого мира в реальный.
По мнению ряда ученых, проблема измерения может быть решена путем сопоставления трансакционных издержек при различных способах контрактации. Сравнение альтернативных дискретных структур управления зачастую может проводиться "без применения сложного математического аппарата или исчисления предельных величин. Для того чтобы продемонстрировать несовпадение двух величин, не требуется столь тонких и сложных методов, как для выявления условий, при которых достигается равенство предельных значений этих величин"17.
Некоторые экономисты предлагают четко специфицировать издержки в каждом конкретном случае, например, в одном случае – это могут быть издержки входа на рынок (регистрация фирмы, получение лицензии и т.д.), в другом – издержки, сопровождающие движение прав собственности, в третьем – связанные с заключением и защитой контрактов, в четвертом – с принятием решений внутри фирмы и т.д.
При поэлементном разбиении многие составляющие этих издержек оказываются вполне измеримыми. Один из довольно убедительных примеров был дан Д. Нортом и Дж. Уоллисом при подсчете трансакционных издержек относительно ВНП США18. Выбор именно этой сферы был обоснован тем, что проблема роста издержек эксплуатации экономической системы была довольно популярной в 1980-е г. (и остается таковой в настоящее время, в частности, применительно к переходным экономикам). Основной причиной такого пристального внимания исследователей стал тот факт, что по мере развития общества, несмотря на то, что издержки отдельной сделки имели тенденцию к сокращению, доля трансакционных издержек в ВНП росла в связи с увеличением совокупного объема меновых операций.
Анализ Дж.Уоллиса и Д.Норта интересен тем, что он вскрывает всю неоднозначность источников расширения трансакционного сектора. Его рост может происходить19:
1) при простом перемещении трансакционных услуг из внерыночной сферы на рынок;
2) при снижении стоимости
единичной трансакции (за счет
экономии на масштабах или
лучшей спецификации и защиты
прав собственности
3) при постоянной или
повышающейся удельной
4) при удорожании процесса
Расчет производился на основе определения совокупного объема ресурсов, используемых фирмами, продающими трансакционные услуги, а также измерения ресурсов, выделяемых на трансакционные услуги фирмами, производящими другие товары и услуги. Исследование охватывало следующие сферы деятельности: оптовая и розничная торговля, финансы, страхование и операции с недвижимостью. В число обследуемых попали предприниматели, землевладельцы, служащие, контролеры, охранники и ряд других категорий работников, занятых в негосударственном секторе экономики. В результате исследования было выявлено, что рост трансакционных издержек составил с 1/4 ВНП в 1870 г . до 1/2 ВНП в 1970 г . Причем учтены были только специализированные трансакционные издержки, которые связаны с покупкой или наймом. Целый ряд издержек, например, ожидание в очередях или издержки поиска товара остались вне поля зрения исследователей.
Специфические трудности в применении трансакционного подхода возникают из-за того, что отдельные трансакционные издержки не могут быть специфицированы и подсчитаны в силу отсутствия трансакций, которые повлекли бы за собой возникновение этого вида издержек. По мнению В. Капелюшникова, эти виды издержек можно назвать "виртуальными".
"Виртуальные" издержки
могут перейти в разряд "реальных",
если появится
В российской практике широко распространены сделки, заключаемые со "своими" – проверенными и хорошо знакомыми партнерами. Такая форма персонализированного обмена сопряжена, в одном случае, с высокими трансакционными издержками за счет сокращения выбора участников и возможности заключить более выгодную сделку, возможности дальнейшего расширения поля деятельности и т.д., в другом – их экономией на трансакционных издержках оппортунистического поведения.
Информация о работе Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии