Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 23:01, реферат
Основное назначение рынка ценных бумаг заключается в аккумуляции временно свободных денежных средств, с целью их инвестирования. Для выполнения указанной цели рынок ценных бумаг осуществляет обще рыночные и специфические функции. Структура рынка ценных бумаг определяется как тем или иным видом ценных бумаг, так и способом торговли на данном рынке.
Рынок ценных бумаг находится в постоянном развитии в соответствии с ростом экономики. Его появление было связано с потребностями товарного производства, ибо без привлечения частных капиталов и их объединения с помощью выпуска, прежде всего, акций и облигаций было бы невозможно создание и развитие новых предприятий и отраслей хозяйства. Поэтому развитие рынка ценных бумаг стало важным условием развития экономик всех наиболее развитых стран мира. Одной из таких стран является Германия.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. История развития и особенности рынка ценных бумаг……………………5
Глава 2. Виды и структура рынка ценных бумаг…………………………………….8
2.1. Классификация рынка ценных бумаг…………………………………………….8
2.2. Виды ценных бумаг………………………………………………………………16
Глава 3. Государственное регулирование…………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………….…26
Список литературы……………………………………………
По объему выпускаемых привилегированных акций имеются определенные ограничения: их общая номинальная стоимость не должна превышать суммарную стоимость обыкновенных акций. В то же время на их долю приходится всего лишь 10-20% продаваемых на бирже акций.
По времени эмиссии различают «молодые» (новые), выпущенные в целях увеличения собственного капитала, и «старые» акции, которые находились в обращении до последнего увеличения собственного питала. Различие между ними заключается в разных котировках и величине дивидендов, которые выплачиваются по ним в разных объемах. Дивиденд по новым акциям выплачивается только за период их обращения. Как правило, эти виды акций такое различие имеют первый год эмиссии «молодых» акций. По окончании первого года они становятся идентичными.
Выделяют также частично оплаченные акции, эмиссия которых разрешается только страховым компаниям; это акции, 25% стоимости которых должно быть сразу оплачено инвестором, остальная часть его усмотрению, но акционером он может стать только в случае полной оплаты стоимости акций. Акции с особыми правами представляют собой симбиоз акции и облигации, Т.е. по ним определяется минимальный размер начисляемого процента, выплачивается дивиденд, предоставляется право участия в ликвидационной выручке компании. Такие акции имеют неоспоримые преимущества для эмитента, так как дивидендные выплаты относятся к издержкам, что уменьшает налогооблагаемую прибыль. Персональные акции являются ценными бумагами, выпускаемыми акционерными компаниями в целях увеличения своего основного капитала и предлагаемыми своим сотрудникам на льготных условиях. Владелец этой акции имеет право на своевременное получение дивидендов, обладает правом голоса, но не имеет права ее продажи в течение шести лет.
Как финансовый инструмент акции занимают
в экономике Германии второстепенное
значение, на них приходится 40% рынка
ценных бумаг. Эмитенты и инвесторы
не видят в акции особых преимуществ,
инвесторы оценивают акции как недостаточно
информативную, рискованную и спекулятивную
форму вклада, не дающего достаточных
гарантий, а эмитенты, в силу наличия высокоразвитой
банковской системы, предпочитают привлекать
капитал за счет кредитов.
Значительное место среди ценных бумаг
занимают облигации, которые составляют
60% рынка ценных бумаг. На рынке ценных
бумаг Германии обращаются банковские
облигации, на которые приходится более
50% рынка долговых обязательств, государственные
облигации (37%), облигации иностранных
эмитентов (около 13%) и корпоративные облигации,
на которые приходится около 2%. Общий объем
рынка облигаций составляет 2942 млрд. евро.
Банковские долговые обязательства подразделяются
на ипотечные (3% рынка банковских облигаций),
долговые обязательства специализированных
кредитных институтов (14%), прочие банковские
обязательства (28%), ипотечные листы государственных
кредитных учреждений (45%).
Предприятия выпускают коммерческие ценные
бумаги, которые представляют собой размещаемые•
кредитными институтами долговые обязательства
сроком от 7 дней до 2 лет (чаще встречаются
сроком от 1 до 3 месяцев); ценные бумаги
с особыми правами и долговые листы как
среднесрочные и долгосрочные ценные
бумаги со сроком погашения от 2 до 10 лет.
Рынок государственных ценных бумаг Германии.
Это крупнейший международный рынок правительственных
обязательств после США, Японии и Великобритании.
Его отличительная особенность состоит
в том, что он по своему объему не превышает
рынка остальных типов долговых фондовых
инструментов, но значительно превышает
рынок акций. Другая важная черта рынка
государственных облигаций Германии -
наличие единого статуса и универсальных
правил совершения операций с разными
видами правительственных долговых институтов.
Эмитентом государственных ценных бумаг
выступают правительство, система специальных
служб (железнодорожные органы, почта),
правительства земель, органы местной
власти (общины и коммуны). Но основным
заемщиком выступает Федеральное правительство,
на которое приходится до 80% всего рынка
государственных ценных бумаг, 9,6% приходится
на эмиссии федеральных земель, а доля
займов, эмитируемых муниципалитетами,
составляет 0,1%.
Благодаря активной политике правительства по размещению ценных бумаг значение сектора государственных облигаций постоянно возрастает. Среди наиболее распространенных государственных ценных бумаг стоит выделить: долгосрочные и среднесрочные облигации федерального правительства; долгосрочные (10 лет) и среднесрочные (45 лет) поштучные облигации; правительственные ноты, выпуск которых был временно приостановлен в сентябре 1994 года; облигации специализированных фондов (например, Совета по опеке над государственными предприятиями бывшей ГДР); муниципальные облигации - железнодорожные, почтовые и др. В 1996 году государство впервые выпустило новые краткосрочные инструменты фондового рынка федеральные казначейские обязательства сроком действия 6 месяцев. С 1997 года началось применение «стриппинга», т.е. раздельной торговли капитала и процентов по нему по 10- и 30-летним федеральным займам. Обращаются в большом количестве и еврооблигации. В январе 1997г. в Германии были впервые выпущены параллельные облигации, деноминированные в немецких марках и французских франках. Все государственные ценные бумаги эмитируются Bundesbank только в безналичной (бездокументарной) форме, являются гарантированными, застрахованными, учитываемыми Bundesbank и приемлемыми для проведения им операций на открытом рынке. Эмиссия федеральных займов осуществляется с применением консорциального и тендерного методов, проценты по ним выплачиваются раз в год, если ставка фиксирована, и 2 раза в год, если ставка плавающая.
Глава 3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Система регулирования ценных бумаг
Германии значительно слабее, чем
в других странах, несмотря на ряд мер,
принятых в последние годы.
Незначительность регулирования процесса
инвестиционной деятельности объяснялась
следующими факторами: небольшим количеством
компаний, занимающихся деятельностью
по размещению ценных бумаг (в основном
это были крупные коммерческие банки);
полным доминированием на рынке институциональных
инвесторов; в целом неразвитостью рынка
ценных бумаг.
Вплоть до 1990-х годов в Германии не было
федерального закона, регулирующего Фондовый
рынок, а существовали лишь правила, установленные
в 1970 году и дополненные в 1988 году. Они
были приняты широким кругом банков и
другими участниками бирж. В новом законодательстве
нашли отражение вопросы создания федерального
органа наблюдения за рынком денных бумаг;
введения ряда запретов на внутренние
операции с ценными бумагами; улучшения
прозрачности рынков ценных бумаг путем
более строгих нотификаций и раскрытия
информации по требованию главных держателей
акций зарегистрированных компаний; установления
правил поведения инвестиционных служб,
включая обязанность действовать в интересах
клиента; усиления наблюдения за фондовой
биржей в федеральных землях. В одном из
основных законодательных актов - Законе
о торговле ценными бумагами (1994г.) была
установлена система контроля за операциями
с ценными бумагами, выделено несколько
уровней контроля за фондовым рынком.
1. Федеральный уровень, на
2. Уровень субъектов федерации.
На уровне земель регулирующими
органами выступают учреждения по надзору
за биржами. Это государственные учреждения,
созданные на уровне федеральных земель
и осуществляющие административно-правовой
надзор и текущий контроль. Они подразделяются
на учреждения по контролю, которые следят
за текущими сделками с ценными бумагами,
в частности, они проверяют правильность
установления курсов ценных бумаг и наблюдают
за деятельностью брокеров, и учреждения
по надзору, которые имеют право обращаться
в соответствующие суды в случае выявления
правонарушений, выдают разрешение на
создание биржи и распоряжения о ее ликвидации.
Кроме того, правительства земель имеют
право создавать комитеты по санкциям,
которые могут налагать штрафы или исключать
из участия в торгах тех профессиональных
участников, которые нарушили порядок
и правила проведения торгов.
3. Биржевой уровень представлен отделами
по контролю за торговлей ценными бумагами,
которые формируются на самой бирже. Члены
отдела назначаются Советом биржи по предложению
ее руководства и с согласия соответствующего
учреждения по надзору за биржами. Отдел
по контролю за торговлей ценными бумагами
осуществляет текущее наблюдение за операциями
с ценными бумагами, а именно: собирает
данные о биржевых операциях, контролирует
правильность котировок, наблюдает за
соблюдением биржевых обычаев и выполняет
ряд других функций.
4. Банковский уровень представлен отделами
по контролю за операциями с ценными бумагами.
Основной функцией таких отделов является
управление потоками информации и надзор
за надлежащим поведением служащих, занятых
операциями с ценными бумагами. Контрольные
службы уже созданы в крупных коммерческих
банках Deutsche Bank, Deadener Bank, Kommerz Ваnk, создаются
в небольших и средних немецких банках.
Объектом контроля этих служб являются
операции не только с ценными бумагами,
но и с валютой, драгоценными металлами,
производными финансовыми инструментами.
Контроль осуществляется путем отслеживания
состояния личных счетов сотрудников
и счетов, переданных сотрудниками в траст
(текущих и счета депо). Для контроля за
распространением информации и надзора,
за деятельностью собственных сотрудников
коммерческие банки используют различные
инструменты: создание реестров - списков
ценных бумаг, информация по которым подлежит
особому контролю, и зон доверия - ограничения
хождения информации по банку. За информацией
по ценным бумагам, внесенным в реестр,
осуществляется жесткий контроль. На них
могут быть наложены ограничения для пресечения
и ненадлежащего использования закрытой
информации. Выделяют реестр отслеживания
- закрытый для большинства сотрудников
список ценных бумаг, о котором в банке
имеется информация, способная повлиять
на их курсы и создать конфликт в банке.
Cтoп-рeecтp - открытый список ценных бумаг,
на операции с которыми коммерческий банк
налагает ограничения. Зоны доверия служат
инструментом контроля. Контрольная служба
осуществляет надзор за тем, чтобы работники
функциональных подразделений банка сохраняли
конфиденциальность информации при совершении
операций с ценными бумагами. В настоящее
время в Германии сложилась многозвенная
система регулирования фондового рынка.
Традиционно контроль за соблюдением
честных правил торговли осуществляется
специальными подразделениями в министерствах
экономики федеральных земель, где находится
та или иная биржа. Надзором за соблюдением
банкам (а сейчас - и небанковским компаниями),
требований по размеру капитала, структуре
активов и пассивов занимается Надзорное
управление за кредитными учреждениями,
подчиненное Министерству финансов. Если
до 1994г. в ФРГ не было даже Комиссии по
рынку ценных бумаг, то сейчас действует
федеральная Комиссия, по ценным бумагам
осуществляющая общий контроль за соблюдением
законодательства по ценным бумагам, в
первую очередь за раскрытием информации
эмитентами и соблюдением норм по запрету
инсайдерских сделок.
Заключение
На сегодняшний день Германия занимает третье место среди ведущих стран по значимости рынка ценных бумаг в накоплении капитала, а по многим показателям – первое место в Европе.
Охарактеризовать модель рынка РЦБ в Германии стоит как инсайдеровскую или евроконтинентальную, для которой характерно доминированием в экономике коммерческих банков. Таким образом, основным источником заемного капитала становится коммерческий банк, а не рынок ценных бумаг. Это связано с историческим формированием банковской структуры, когда коммерческим банкам было разрешено выступать на РЦБ и заниматься инвестиционной деятельностью.
На РЦБ Германии обращаются преимущественно долговые обязательства, нежели долевые.
Также
следует заметить, что
немецкие инвесторы больше
склонны вкладывать средства
в облигации, и существует
на долевые инструменты по сравнению с другими западными странами.
Помимо классических ценных бумаг, акций и облигаций на рынке ценных бумаг имеют хождение производные ценные бумаги, к которым относят опционы и фьючерсы. Биржевой рынок Германии носит полицентрический характер, обусловленный большой степенью автономии земель, каждая из которых имеет свою фондовую биржу. Главными участниками РЦБ в целом являются коммерческие банки.
В настоящее время в Германии сложилась многозвенная система
регулирования фондового рынка.
На федеральном уровне контроль осуществляется Федеральным ведомством по надзору за торговлей за ценными бумагами, на уровне
субъектов федерации регулирующими органами выступают учреждения по надзору за биржами. Биржевой уровень представлен отделами по контролю торговлей ценными бумагами, а банковский - отделами по контролю за операциями с ценными бумагами.
Список литературы
Электронные ресурсы