Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 14:01, курсовая работа
В своей работе я могу выделить три главные части, а именно: часть, рассказывающую о ценных бумагах, как экономической категории; главу, содержащую теоретические основы рынка ценных бумаг; и, наконец, раздел, посвященный особенностям и тенденциям функционирования рынка ценных бумаг в России. Заранее хочу отметить особенность изложения первого и второго разделов курсовой работы, – наибольшая доля в них посвящена экономической части ценных бумаг и рынка ценных бумаг.
Введение
Определение рынка ценных бумаг.
Функции рынка ценах бумаг.
Финансирование дефицита бюджетов органов власти разных уровней.
Финансирование конкретных проектов.
Регулирование объема денежной массы, находящейся в обращении
Поддержание ликвидности финансово-кредитной системы
Вспомогательные функции
Способы организации торговли ценными бумагами
Виды и специфика рынка ценных бумаг.
Список используемой литературы
Заключение
Ценные бумаги
могут быть классифицированы по нескольким
различным признакам. Один из таких
признаков — порядок
Другая важная классификация ценных бумаг — деление их на долговые, представляющие из себя долговые обязательства эмитента (облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты и т.д.), и не долговые (акции, опционы).
По срокам ценные бумаги обычно делятся на краткосрочные (по общепринятой на западных рынках классификации к ним относятся ценные бумаги со сроком погашения или реализацией заложенных в ценных бумагах прав до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет), бессрочные (например, акции) и сроком по предъявлении.
По статусу эмитента ценных бумаг выделяют государственные бумаги федеральных органов власти, государственные ценные бумаги муниципальных органов, корпоративные ценные бумаги, ценные бумаги физических лиц (векселя, чеки, опционы и т.д.) и ценные бумаги иностранных эмитентов. Также по статусу эмитента ценные бумаги делятся на банковские (депозитные и сберегательные сертификаты) и небанковские.
Кроме того, ценные бумаги могут быть подразделены на первичные (дающие право на доход или долю в капитале) и вторичные (производные — дающие право на приобретение или продажу первичных бумаг, например опционы, приватизационные чеки).
Акция — ценная бумага, эмитируемая акционерным обществом (АО), отражающая долю инвестора в уставном капитале общества и дающая право владельцу на получение определенного дохода из прибыли общества, то есть дивиденда. Срок обращения акции не ограничен, данная ценная бумага может быть погашена только по решению собрания акционеров акционерного общества или при его ликвидации. Акция является предметом купли-продажи на рынке ценных бумаг.
В практике современных развитых рынков акции не составляют большинства ценных бумаг, находящихся в обороте. В России из-за замедленного развития других секторов фондового рынка и массовой приватизации, в результате которой большое количество государственных предприятий были преобразованы в акционерные общества, акции в течение длительного времени занимали главенствующую роль на рынке ценных бумаг по количеству. Лишь бурное развитие в 1994-1995 годах рынка государственных ценных бумаг отодвинуло рынок акций на второй план.
Практика привлечения финансовых ресурсов в акционерные общества выработала большое количество разновидностей акций, которые удовлетворяют самым различным запросам инвесторов. Однако следует иметь в виду, что покупка любой акции есть внесение средств в основной капитал предприятия и связана с риском убытков в результате неэффективной деятельности акционерного общества или даже полной потери средств в результате его банкротства (акции не возвращаются, их можно только продать).
Наиболее распространены обыкновенные и привилегированные акции. Обыкновенная акция дает право владельцу на один голос на собрании акционеров — высшем исполнительном органе акционерного общества и право на получение части прибыли, соответствующей доле уставного капитала, приходящейся на эту акцию. Таким образом, владение акцией дает возможность оказывать влияние на принятие управленческих решений, что является основой демократизма в рыночной экономике, так как решения принимаются большинством голосов по принципу: одна акция — один голос.
Это важнейшее свойство акционерного капитала порождает стремление завладеть контрольным пакетом акций предприятия, дающим возможность установить полный контроль над принятием управленческих решений. Чисто арифметически контрольным будет пакет акций, объединяющий более чем 50% голосующих акций предприятия. Однако на практике у крупных акционерных обществ велико распыление акций; большинство инвесторов приобретают акции из-за ожидаемых дивидендов и не участвуют в управлении акционерным обществом. В такой ситуации контроль над предприятием дает пакет, обеспечивающий большинство голосов на собрании акционеров, а для этого часто достаточно 5-30% голосующих акций. Хотя при наличии менее 50% всех голосов всегда существует опасность, что кому-либо удастся заполучить больший пакет, который станет контрольным.
Акционерные общества бывают открытыми и закрытыми. Акции открытых акционерных обществ свободно перепродаются другим владельцам, а акции закрытых обществ могут быть проданы только с согласия всех остальных акционеров акционерных обществ.
Привилегированные акции не дают права голоса, но зато гарантируют доход независимо от финансовых результатов деятельности акционерного общества. Размер этого дохода оговаривается при эмиссии и может быть только увеличен.
Кроме обыкновенных
и привилегированных акций
Рассматривая процесс купли-продажи акций, следует иметь в виду, что существует несколько различных и обычно неравных оценок стоимости акции («цены»).
Номинальная цена показывает всего лишь, какая часть стоимости уставного капитала в абсолютном выражении приходится на данную акцию. Сверх этого по номинальной стоимости можно получить лишь минимум информации, а именно: если номинал обыкновенной акции поделить на размер уставного капитала предприятия, уменьшенного на объем эмитированных привилегированных акций, то получится минимальная доля голосов, приходящаяся на данную акцию на собрании акционеров, и доля прибыли, которая будет выплачена на эту акцию из обшей суммы, направленной на дивиденды по обыкновенным акциям. Однако для определения этих долей вполне достаточно знать размер уставного капитала, сформированного из обыкновенных акций, и количество акций, выпущенных в обращение. Номинал играет в этой ситуации роль избыточной информации. Таким образом, в практической деятельности на рынке ценных бумаг можно вообще не интересоваться номинальной стоимостью. Поэтому в некоторых странах акции выпускаются без указания номинала.
Но важнейшей для инвестора является курсовая или рыночная цена ценной бумаги, которая складывается при вторичном обращении под воздействием рыночных факторов. Приобретая акцию, инвестор платит за нее не номинал, а рыночную цену. Так как акция не дает права выделения доли из имущества предприятия ни в стоимостном, ни в натуральном выражении, то ее цена не равна стоимости этой доли. В действительности курсовая стоимость определяется оценкой инвестором приобретаемых права на получение дохода в акционерном обществе и права голоса на собрании акционеров, а также перспективами роста курсовой стоимости, причем для абсолютного большинства потенциальных покупателей акций право на доход и перспективы роста рынка является приоритетными. Кроме того, покупка акции для инвестора является своеобразной альтернативой вложения денежных средств, что дает сравнимость дивиденда и процента по вкладам, поэтому ставка процента — один из факторов, определяющих курс акции.
Облигация есть обязательство эмитента выплатить в определенные сроки владельцу этой ценной бумаги некоторые суммы денежных средств (купонные платежи и номинальную стоимость при погашении). Благодаря своему долговому характеру облигации более надежные вложения, чем акции; будучи аналогом кредита, они являются «старшими» бумагами по отношению к акциям, то есть дают преимущественное право при выплате дохода или возвращении вложенных средств в случае банкротства или ликвидации эмитента.
Более высокая надежность облигаций обеспечивает им популярность среди инвесторов, и именно на облигации приходится более 2/3 оборота большинства крупнейших фондовых рынков мира.
Можно выделить шесть основных признаков, по которым классифицируются облигации:
По статусу эмитента в отдельную категорию иногда выделяют иностранных эмитентов облигаций, которые также подразделяются на частные компании и государственные органы.