Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на часть, которая вновь направляется в производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой сводные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.

Содержание работы

1.Понятие и сущность ценных бумаг……………………………………………………………………………....4
1.1. Понятие ценных бумаг ...…………………………………………………………………………………...4
1.2.Классификация ценных бумаг ……………………………………………………………………………………..5
2.Виды ценных бумаг …………………………………………………………………………………......6
2.1.Сертификаты ………………………………………………………………….............……….....6
2.2. Капитальные ценные бумаги ……………………………………………………………………………..………7
2.3. Облигации ……………………………………………………………………………………..8
2.4. Акции ……………………………………………………………………………….……14
2.5. Другие виды ценных бумаг …………………………………………………………………………………….15
3. Участники рынков ценных бумаг: эмитенты, инвесторы ………………………………………………………………………………...…..16
Заключение ……………………………………………………………………………...……..19
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по эк.теории.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО

Уральский государственный  экономический университет

Кафедра экономики и  права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: «Экономическая теория»

 

Тема: «Рынок ценных бумаг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент  гр. ЭкиП-09(5,5)

Кислицин Е. С.

                                                 Руководитель: Преподаватель

 Пасмурцева Н. Н.

 

 

 

 

 

Каменск-Уральский

2009 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение  ……………………………………………………………………………………..3

1.Понятие и сущность  ценных бумаг……………………………………………………………………………....4

1.1. Понятие ценных  бумаг ...…………………………………………………………………………………...4

1.2.Классификация ценных  бумаг ……………………………………………………………………………………..5

2.Виды ценных бумаг  …………………………………………………………………………………......6

2.1.Сертификаты ………………………………………………………………….............……….....6

2.2. Капитальные ценные бумаги  ……………………………………………………………………………..………7

2.3. Облигации ……………………………………………………………………………………..8

2.4. Акции ……………………………………………………………………………….……14

2.5. Другие виды ценных бумаг …………………………………………………………………………………….15

3. Участники рынков ценных бумаг:  эмитенты, инвесторы ………………………………………………………………………………...…..16

Заключение ……………………………………………………………………………...……..19

Список использованных источников ………………………………………………………………………………….…20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Накопление денежного  капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на часть, которая вновь направляется в производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой сводные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.

Возникновение и обращение  капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связанно с функционированием  рынка реальных активов, т.е. рынка, на котором происходит купля-продажа  материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг (фондовых активов) происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражение в ценных бумагах.

Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.

Ключевой задачей, которую  должен выполнять рынок ценных бумаг  является, прежде всего, обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.

 

 

 

 

1. Понятие и сущность ценных бумаг

 

            1.1 Понятие ценных бумаг

 

Ценная бумага - это  особая форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход, наряду с его существованием в денежной, производительной  и товарной формах.

Ценная бумага является документом, удостоверяющим с соблюдением формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществляемые, или передача которых возможна, только при его предъявлении. Ценная бумага характеризуется как документ, удостоверяющий имущественные права, виды которых определяются законом и в установленном им порядке, и здесь же  прямо указывается, что с передачей ценной бумаги переходят все удостоверяющие его права  в собственности.

Ценная бумага выполняет  следующие функции:

1) перераспределяет денежные  средства между: отраслями и сферами экономики; территориями и странами; группами и слоями населения; населением и сферами экономики;

2) предоставляет определенные  дополнительные права ее владельцу  помимо права на капитал (на участие в управлении, соответствующую информацию);

3) обеспечивает получение  дохода на капитал или возврат  самого капитала.

 

 

 

 

1.2 Классификация ценных  бумаг

 

Все ценные бумаги подразделяются на основные и производные. К основным относятся:

1) первичные ценные бумаги - те, которые основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги - это акции, облигации, векселя, закладные;

2) вторичные ценные бумаги - те, которые выпускаются на основе первичных ценных бумаг - варранты, депозитарные расписки. К производным относятся - фьючерсные контракты и свободнообращающиеся опционы.

Ценная бумага имеет  ряд характеристик - временные,  пространственные, рыночные.

 К временным характеристикам относится:

1) срок существования  - т. е. когда была выпущена  ценная бумага, на какой период - срочные и бессрочные ценные бумаги;

2) происхождение - от  первичной основы или от других  ценных бумаг - первичные и  вторичные ценные бумаги.

К пространственным характеристикам  относится:

1) форма существования  - наличные и безналичные ценные  бумаги, которые в соответственной форме фиксируют права, связанные с владением ценными бумагами. Безналичные подразделяются на : бездокументарные (акции и государственные долговые обязательства, так же векселя) и централизованно хранящиеся документарные. Наличные ценные бумаги - документарные бумаги без их обязательного централизованного хранения;

2) национальная принадлежность - отечественные или иностранные  ценные бумаги;

3) территориальная принадлежности - зависит от того, в каком регионе  были выпущены ценные бумаги.

К рыночным характеристикам относится:

1) тип актива, лежащий  в основе  ценной бумаги - это  может быть товар, деньги, совокупные активы фирмы, в связи с этим выделяют фондовые (акции и облигации, которые выпускаются в условиях их тесной привязки к основным капиталам эмитента) и коммерческие (векселя и чеки - в силу недостатка оборотных средств) ценные бумаги;

2) порядок владения - на  предъявителя, именные и ордерные;

3) форма выпуска - эмиссионные  и не эмиссионные ценные бумаги;

4) форма собственности  и вид эмитента - прямые и гарантированные, которые делятся на муниципальные, правительственных учреждений, государственных предприятий и государства;

5) характер обращаемости - рыночные (свободно обращающиеся  на вторичном рынке) и нерыночные (не могут свободно обращаться). Среди рыночных выделяют допущенные к биржевой котировке и не допущенные к биржевой котировке;

6) по срокам обращения: срочные  (облигации, векселя и чеки), которые  подразделяются на:

- краткосрочные (до 1 года);

- среднесрочные (от 1 до 5 лет);

- долгосрочные (5-30 лет)  и без указания срока действия (акции и сертификаты);

 

2.Виды ценных бумаг

 

2.1 Сертификаты

 

В случае если ценные бумаги не существуют в физически осязаемой форме  или если их бумажные бланки помещаются в специальные хранилища, владельцу ценной бумаги выдается документ, удостоверяющий его право собственности на ту или иную фондовую ценность. Этот документ называется сертификатом ценной бумаги. Сертификаты ценных бумаг на предъявителя могут выпускаться для замещения собой несколько однородных ценных бумаг (подобно денежным купюрам различного достоинства). В последнем случае сертификат не обязательно содержит информацию о владельце фондовой ценности.

Экономическую суть и рыночную форму  каждой ценной бумаги можно одновременно рассматривать с разных точек зрения, в связи, с чем каждая ценная бумага обладает целым набором характеристик. Это предопределяет и возможность классификации ценных бумаг по разным признакам, что обычно диктуется практическими потребностями.

Возможно прежде всего разделить все ценные бумаги на две большие группы: денежные и капитальные или фондовые ценные бумаги, то есть те, которые обращаются на рынке капиталов, который называют также финансовым, или фондовым, рынком.

 

2.2 Капитальные ценные  бумаги

 

В группу капитальных ценных бумаг включают акции, облигации, паи кооперативов, инвестиционные сертификаты, закладные листы и их разновидности. Средства, полученные путем эмиссии и продажи этих ценных бумаг, предназначены для образования или увеличения капитала производительных предприятий, нацеленных на получение прибыли, которой они затем поделятся с покупателями (держателями). Рынок капитальных ценных бумаг является важнейшей частью экономики, функционирующей на рыночных принципах: без него немыслимо формирование капитала крупного производства.

Многие ценные бумаги выпускаются  частными компаниями и потому получили название частных (коммерческих). Частные  инструменты фондового рынка  являются менее надежными по сравнению  с государственными по которым, правительство  гарантирует выполнение условий выпуска.

Вложение средств в частные  фондовые инструменты сопряжены  со многими видами рисков, при том различают следующие их виды:

    • риск потери капитала, вложенного в ценные бумаги, возникающий, например, в связи с банкротством эмитента;
    • риск потери ликвидности, то есть того, что купленную ценную бумагу нельзя будет продать на рынке, не избежав при этом существенных потерь в цене;
    • рыночный  риск, то есть риск  падения их цены вследствие ухудшения общей конъектуры рынка.

К частным ценным бумагам относятся как долговые обязательства, так и ценные долевые бумаги (акции). Каждая из указанных разновидностей фондовых ценностей имеет свои специфические особенности.

Долговые обязанности  выпускаются коммерческими организациями  в целях заимствования на финансовом рынке денежных средств, необходимых для решения стоящих перед ними текущих и перспективных задач. Наиболее распространенной формой частных долговых обязательств являются облигации.

 

2.3. Облигации

 

Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение  ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

Облигации могут выпускаться государством, а также частными компаниями с целью привлечения заемного капитала. Выпускаются они обычно под залог определенного имущества. Облигации, обеспеченные закладной, дают их держателям дополнительную гарантию по потери своих средств, поскольку закладная дает право держателю облигаций продавать заложенное имущество в случае, если предприятие не в состоянии осуществить надлежащие платежи. Однако существуют и беззакладные облигации, представляющие собой долговые обязательства, основанные лишь на доверии к кредитоспособности предприятия, но не обеспеченные каким - либо имуществом. Выпускают такие облигации предприятия с устойчивым финансовым положением.

Предприятие, выпускающее  облигации, принимает на себя обязательства  выплатить проценты на каждую облигацию, указать места, в которых облигации и купонные листы будут вручены их держателям, определить юридический титул и закладную собственность, застраховать заложенную собственность против пожара и других возможных потерь; заплатить налоги, раскрыть информацию о предприятии и правовых основаниях его деятельности.

Если предприятие не выполняет свои обязательства перед  держателями облигаций, то последние, наряду с доверенным представителем, могут предпринять некоторые действия для того, чтобы восстановить свои потери. Так, в соглашении о выпуске обычно предусматривается возможность досрочного погашения облигаций по требованию их владельцев в случае невыплаты процентов. В указанном случае держатели облигаций также могут получить право участвовать в выборах лиц, управляющих компанией.

Предприятие выплачивает  проценты по облигациям в определенные периоды времени. Поэтому при  продаже облигаций в дни, не совпадающие  с днями выплаты процентов, покупатель и продавец должны разделить между  собой сумму процентов. Большинство облигаций продается с нарастающими процентами. При этом покупатели уплачивают продавцам помимо рыночной  стоимости облигаций проценты, причитающиеся за период, прошедший с момента их последней выплаты. Сами же покупатели при наступлении срока выплаты процентов получают их полностью. Таким образом, сумма процентов распределяется между различными владельцами.

Информация о работе Рынок ценных бумаг