Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:51, контрольная работа
Одной из базовых категорий экономической теории является рынок. Рынок - это многофункциональное понятие, он многогранен, многолик. Рынок тесно связан с такими категориями экономической теории как производство, распределение, обмен и потребление. Зачастую понятие «рынок» применяется как всем известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности оно имеет множество различных толкований и у нас, и за рубежом, что и послужило основанием для утверждения, будто до сих пор никому не известно, что такое рынок.
Введение………………..……………………………………………..3
Рынок, его роль и условия существования……………………..….3
2. Структура и модели рынка…………………………………………..7
3. Используемая литература …………………………………………..11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: «Экономика»
по теме: Рынок, его роль и условия существования. Структура и модели рынка
Исполнитель: студент
Группа ЮРу-12 КП
Шагивалеев В.Р
Копейск
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………..……………………………………
2. Структура и модели рынка…………………………………………..7
3. Используемая литература …………………………………………..11
ВВЕДЕНИЕ
Глубинным двигателем всей истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство. Любое общество сталкивается с тремя основными и взаимосвязанными проблемами экономики: что производить?, как производить? и для кого производить? Решение этих проблем связано с тем, что материальные потребности общества безграничны, а с другой стороны, экономические ресурсы, т.е. средства для производства продуктов, ограничены. В этих условиях общество добивается наибольшего удовлетворения потребностей при экономном использовании ресурсов.
Рынок, его роль и условия существования.
Одной из базовых категорий экономической теории является рынок. Рынок - это многофункциональное понятие, он многогранен, многолик. Рынок тесно связан с такими категориями экономической теории как производство, распределение, обмен и потребление. Зачастую понятие «рынок» применяется как всем известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности оно имеет множество различных толкований и у нас, и за рубежом, что и послужило основанием для утверждения, будто до сих пор никому не известно, что такое рынок.
Рынок - одна из самых распространенных категорий в экономической теории и хозяйственной практике. Данная категория имеет множество различных толкований и у нас, и за рубежом.
В это понятие включают и договор купли-продажи; и совокупность деловых операций, осуществляемых в определенной сфере экономики или в определенном месте; и состояние и развитие спроса и предложения в конкретной сфере экономики (например, говорят о снижении цен на рынке металла или о дефиците на рынке труда); и место соединения спроса и предложения товаров, услуг и капиталов. Все эти (как и другие) определения рынка имеют право на существование, так как характеризуют те или иные стороны этого сложного экономического явления. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становится более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. Рынок можно рассматривать со стороны субъектов рыночных отношений. В этом случае рынок определяется как совокупность покупателей или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающие крупные сделки по поводу любого товара.
Рынок имеет структуру, инфраструктуру, механизм функционирования и обязательные условия функционирования.
Экономисты говорят
о нескольких функциях рынка, которые
являются отражением экономических
ориентиров общества. Итак, роли рынка:
- регулирующая роль рынка. Одна из важнейших функций рынка, поскольку
соотношение спроса и предложения определяет
процесс ценообразования. Если бизнес-аналитики
отмечают рост цен на конкретный товар,
то это значит, что спрос на него велик,
а производство требует расширения и наращивания
мощностей. Если же цена упала, значит рынок перенасыщен товарами данной категории
и производство требует переориентации.
Рядовые потребители также многое могут
узнать, просто взглянув на ценники. Цена
является важнейшим критерием при совершении
покупки, если стоимость товара выше возможностей
покупателя, то он выберет другой более
дешевый товар, а этот останется лежать
на магазинной полке. По другому дело обстоит
с товарами престижного потребления. Если
человек выбирает товар, подчеркивающий
его высокий социальный статус, то он скорее
всего отдаст предпочтение более дорогому
варианту. Таким образом, устанавливаются
основные экономические макро- и микропропорции,
динамично проходит товарооборот между
регионами внутри страны и зарубежными
партнерами.
- ценообразующая роль
рынка. Вскользь о ней уже
было сказано выше. Столкновение
параметров спроса и
- стимулирующая роль
рынка. Ценовая политика
- распределительная роль рынка. Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, зависят от себестоимости продукта и его рыночной стоимости, а также от интенсивности потребительского спроса на данный товар. Часть доходов возвращается на рынок в качестве инвестиций, таким образом происходит распределение экономических ресурсов.
В общем случае рынок состоит из нескольких крупных сегментов, составляющих его структуру, а именно: рынка товаров, распадающегося на рынки потребительских и производственных товаров; рынка имущества, в том числе средств производства; рынка рабочей силы, а также финансовых (кредитного, фондового, страхового) и информационного рынков. Каждому сегменту соответствуют обслуживающие его экономические институты, все вместе составляющие инфраструктуру рынка
Необходимыми условиями
- наличие свободных предпринимателей;
-наличие правовой базы, регулирующей взаимоотношения между предпринимателями;
-наличие экономической
эффективности
В рыночной экономике существуют два регулирующих фактора. Первый -это внутренний механизм саморегулирования. К нему относятся спрос и предложение, цена, денежное обращение, которые регулируются соответствующими экономическими законами. Второй, не менее значительный, фактор -- внешний. Речь идет о регулировании со стороны государства, являющемся характерной особенностью рыночной экономики XX столетия.
Целью государственного регулирования рынка является обеспечение экономической безопасности государства и защиты прав потребителей. Государственное регулирование осуществляется путем издания законов, прочих нормативных актов, касающихся обязанностей, прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательства.
В каждый конкретный момент
своего существования рынок
Основными показателями конъюнктуры рынка являются:
- динамика валового национального продукта;
- объем выпуска промышленной
продукции и капитального
- степень использования
- объем товарно-материальных
- динамика цен, прибылей, процентных ставок, курса ценных бумаг;
- темпы инфляции;
- масштабы банкротств;
- уровень занятости и процент безработных;
- состояние государственного
- платежный баланс и курс валюты.
Анализ предпринимательского сектора экономики приводит к выводу, что существует большое число различных рыночных ситуаций, от единственного производителя определенного товара до большого количества фирм, выпускающих однотипную продукцию. Между этими крайностями находится большое число различных рыночных структур. Изучить все из них не представляется возможным. Поэтому попытаемся рассмотреть несколько основных рыночных структур, или, как принято считать в экономической науке, моделей.
Рассмотрение моделей рынков начнем с чистой, совершенной конкуренции. Для нее характерно наличие большого числа независимо действующих продавцов, которые реализуют свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Тип продукции - стандартизированный, однородный. Поэтому отсутствуют основания для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве, стимулировании, сбыте или рекламе.
Свободная конкуренция предполагает свободный выход любой фирмы из отрасли и свободный вход в нее. На этом пути никаких законодательных, финансовых, технологических препятствий не существует. Чистая конкуренция предполагает полную информацию, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями.
Спрос фирмы при совершенной конкуренции показан на Рис. 1., где DD - спрос, Q - количество товаров, P - цена товаров, Р1 - цена за единицу продукции.
Совершенно конкурентная фирма может продать столько, сколько она захочет, не оказывая влияния на рыночную цену, что видно из линии DD. Другой моделью рынка является чистая, абсолютная монополия. Она существует тогда, когда одна фирма (корпорация) является единственным производителем какой-либо продукции, у которой нет заменителей. В этом случае, при любой цене (P) покупатель будет покупать товары в количестве Q1. К таким товарам можно причислить уникальные операции, лекарства от СПИДа, рака, редкие вина, уникальные алмазы и многое другое. Какой бы не была цена, величина спроса остается на одном уровне. В таком случае спрос совершенно неэластичен.
Следующей моделью рынка является модель несовершенной конкуренции, подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой большое количество небольших фирм предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Ее также, характеризует множество фирм, дифференцированный тип продукции, небольшой контроль за ценами. Условия вхождения в отрасль облегчены. Неценовая конкуренция отличается значительным упором на качество, рекламу, торговые знаки. Рынок монополистической конкуренции предполагает, что покупатель хочет товар определенного вида. Его привлекает данный сорт, качество, торговая марка, упаковка, уровень обслуживания.
Четвертой моделью рынка является монополистическая конкуренция или олигополия. Она представлена одним из типов рыночной структуры, при которой небольшое количество крупнейших фирм господствуют в производстве, на рынках товаров и услуг.
Одним из видов монополистической конкуренции является дуополия. Ее сущность заключается в существовании лишь двух производителей, предлагающих идентичную, уникальную продукцию. Монопсония на древнегреческом языке означает "один покупатель". Следовательно, речь идет о такой модели, которая предполагает монополию единственного потребителя определенного товара. Олигопсония - тип рыночной структуры, при которой действует ограниченное число покупателей определенного товара. Билатериальная или двухсторонняя монополия предполагает такую модель, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого, объединенного потребителя. Дуопсония характеризует такую ситуацию на рынке, когда имеются два покупателя идентичной продукции, предлагаемой многочисленными производителями.
Структура рынка
Характеристику рынка как совокупность или арену актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой структуры являются:
а) тесная связь между ее элементами;
б) определенная устойчивость этих связей;
в) целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Существуют многообразные критерии для характеристики структуры и системы рынка:
По объектам:
- рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
- рынок рабочей силы;
- рынок средств производства (капитал);
- рынок ценных бумаг, валюты;
- рынок научно-технических разработок, патентов;
- рынок информации;
- рынок средств обращения;
- рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);
- рынок лицензий и др.
Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли. Он включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения. Последние относятся к числу наиболее сомнительного и спорного использования сфер рыночных отношений, хотя масштабы платных услуг такого рода, реализуемых по договорным ценам, непрерывно расширяются.
Информация о работе Рынок, его роль и условия существования. Структура и модели рынка