Рынок, его сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Рынок – это сложная система отношений между покупателями и продавцами. Она складывалась в ходе длительного исторического развития. К условиям возникновения рынка относят:
 общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности;

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)

     Микроэкономика

     №2 

     1) Рынок, его сущность  и функции 

     Рынок – это сложная система отношений между покупателями и продавцами. Она складывалась в ходе длительного исторического развития. К условиям возникновения рынка относят:

  • общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности;
  • экономическую обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности, а оно в свою очередь, возникает на основе обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности, в дальнейшем она начала опираться на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия и т.д.);
  • самостоятельность производителя, свободу предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства необходимо в любой системе, однако, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

     Рынок выполняет много различных функций: посредническую, учетную (ценообразующую), регулирующую, распределительную и др. В ходе обмена происходит своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Цены передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов.

     Рынок как развитая система отношений  представляет собой совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих рынков.

     По  структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

  1. по экономическому назначению объектов:
  • рынки благ и услуг;
  • рынки средств производства;
  • рынки ценных бумаг;
  • рынки рабочей силы;
  • рынки валюты и т.д.;
  1. по широте охвата:
  • локальные;
  • национальные;
  • международные;
  1. по видам субъектов рыночных отношений:
  • потребительский рынок;
  • рынок товаров промышленного назначения;
  • рынок государственных учреждений;
  • рынок оптовой торговли.

Основными понятиями  рынка являются: спрос, предложение, цена.  
 
 
 
 
 
 
 

2) Производство и  ценообразование  в условиях монополии 

    Монополия – рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара, контролируя всю или большую часть производства.

    Кривая  спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса, имеющей отрицательный наклон. Поэтому монополия может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товара. 

    

 

    Пересечение MR и МС дает оптимальный объем производства. Затем из поднимем перпендикуляр до кривой спроса и получим цену, по которой монополист будет продавать свою продукцию.

    Если  окажется выше средних общих издержек (АТС), то фирма получит наибольшую совокупную прибыль.

    Сравнение общих издержек с выручкой при оптимальном выпуске дает также наибольшую разность (отрезок АВ).

    В условиях несовершенной конкуренции  процесс ценообразования происходит по разному.

  • рынок закрытой монополии, как известно, закрыт для любых форм конкуренции. Однако в реальной действительности их прибылям угрожают:

    разработка  товаров-заменителей. Фирма-монополист всегда должна отдавать себе отчет  в том, что увеличение цены на ее продукцию до уровня, обеспечивающего получение монопольной прибыли обязательно приведет к росту спроса на все виды заменителей. Это приводит к увеличению производства товаров-субститутов;

  • возможность опротестования обоснованности юридических барьеров, стоящих на пути конкуренции на конкретном рынке. Лоббисты, защищающие интересы других предпринимателей, попытаются убедить законодателей изменить законы, мешающие им действовать. Так было в России на рынке винно-водочной продукции.

    В случае открытой монополии фирма  устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом различных факторов, действующих в окружающей среде. Она может выбрать три стратегии: «снятия сливок», прочного внедрения на рынок, лимитирующее ценообразование.

    Многие  фирмы, создавшие новинку, не защищенную патентом, вначале устанавливают  высокую цену, чтобы получить большую  прибыль. Стратегия прочного внедрения на рынок предусматривает установление достаточно низкой цены в надежде на привлечение большего числа покупателей и завоевания большей доли рынка. Лимитирующее ценообразование направлено на установление цены на уровне, меньшем того, который дает возможность получать краткосрочную максимальную прибыль. Цель этой стратегии – уменьшение вероятности появления конкурентов на рынке.

    Все фирмы, обладающие монопольной властью, пытаются проводить ценовую дискриминацию, для которой характерно установление разных цен на различные единицы одного и того же продукта, не оправданные никакими различиями в издержках.


Информация о работе Рынок, его сущность и функции