Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время на рынке ценных бумаг большинства развитых стран государственные ценные бумаги занимают ведущее место. Выпуск государством ценных бумаг рассматривается как важнейшее средство кредитно-денежного регулирования экономики. Размещая займы, государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных предприятий и т.п., тем самым уменьшая объем денежной массы в обращении, и наоборот.
Государственные ценные бумаги — это ценные бумаги, эмитентом которых (заемщиком) является государство. Государственные ценные бумаги относятся к долговым и удостоверяют отношения займа, в котором должником выступает государственный орган власти или управления.

Файлы: 1 файл

РЦБ.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 

 Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг

 

В настоящее время  на рынке ценных бумаг большинства  развитых стран государственные  ценные бумаги занимают ведущее место. Выпуск государством ценных бумаг рассматривается  как важнейшее средство кредитно-денежного регулирования экономики. Размещая займы, государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных предприятий и т.п., тем самым уменьшая объем денежной массы в обращении, и наоборот.

Государственные ценные бумаги — это ценные бумаги, эмитентом которых (заемщиком) является государство. Государственные ценные бумаги относятся к долговым и удостоверяют отношения займа, в котором должником выступает государственный орган власти или управления.

Государство является самым крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. В зависимости от характеристик эмитента государственные ценные бумаги подразделяются на:

- ценные бумаги центрального  правительства (казначейские ценные  бумаги), которые выпускаются некоторыми  ключевыми министерствами (Министерством финансов и т.п.) в зависимости от особенностей структуры правительственных органов страны. Эти ценные бумаги называются прямыми;

- ценные бумаги местных  органов власти (муниципальные ценные  бумаги), которые выпускаются региональными и муниципальными органами власти;

ценные бумаги, выпускаемые  правительственными учреждениями (отраслевыми  министерствами) и государственными компаниями (например, в России —  РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»  и т.п.). Эти ценные бумаги выпускаются под правительственную гарантию и называются гарантированными.

В зависимости от свойства обращаемости на фондовых рынках государственные  ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные.

Государственные рыночные ценные бумаги могут свободно продаваться и покупаться на биржевом и внебиржевом рынках. Среди них наиболее распространены казначейские векселя, казначейские ноты и облигации. Нерыночные государственные ценные бумаги — это ценные бумаги, которые не могут свободно обращаться на рынке. В отличие от рыночных бумаг они не подлежат купле-продаже, не могут быть проданы их владельцами третьим лицам и не могут использоваться в качестве обеспечения по ссудам. Возмещение по ним производится только непосредственно покупателю. К нерыночным ценным бумагам относятся: сберегательные сертификаты, сберегательные облигации, государственные выигрышные займы и др.

В российской практике долговые ценные бумаги, которые гарантированы  Правительством РФ, включаются в состав государственного внутреннего долга. На условия их выпуска и обращения накладываются ограничения, предусмотренные Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

В России государственные  ценные бумаги можно подразделить на федеральные (выпускаемые Правительством РФ), субфедеральные (выпускаемые правительствами субъектов Федерации) и муниципальные (выпускаемые местными органами власти).

Эмитентом государственных  федеральных ценных бумаг по поручению  Правительства является Министерство финансов РФ. Возврат денег и получение  дохода по этим бумагам гарантированы государством.

На российском рынке  наибольшее распространение получили следующие виды государственных  федеральных ценных бумаг:

- государственные краткосрочные  бескупонные облигации (ГКО);

- облигации федерального  займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

- облигации государственного  сберегательного займа Российской  Федерации (ОГСЗ);

- облигации внутреннего  государственного валютного займа  (ОВВЗ или ВЭБ);

- облигации РАО «Высокоскоростные  магистрали» (РАО ВСМ), по которым были предоставлены государственные гарантии;

- золотые сертификаты; 

Участники рынка ГКО  подразделялись на три категории.

1. Эмитентом ГКО являлось  Министерство финансов РФ. Банк  России являлся генеральным агентом  Минфина по обслуживанию выпуска ГКО. Он должен был гарантировать своевременность погашения выпущенных облигаций.

2. Дилером могло выступать  любое юридическое лицо, являющееся  в соответствии с действующим  законодательством профессиональным  участником рынка ценных бумаг  и заключившее с ЦБ РФ договор на выполнение функций по обслуживанию операций с облигациями. Дилер мог заключать сделки от своего имени и за свой счет, а также выполнять функции финансового брокера, выступая в качестве комиссионера при заключении сделок с ГКО от своего имени, но за счет инвестора.

3. Инвесторами выступали  юридические или физические лица, не являющиеся дилерами и приобретающие  ГКО на праве собственности  или ином вещном праве, имеющие  право на владение ими в  соответствии с действующим законодательством,  условиями и правилами выпуска. Инвестор был обязан заключить с дилером договор, который определял порядок осуществления операций по счету «депо» инвестора и порядок учета прав на ГКО на этом счете, а также права, обязанности и ответственность сторон при выполнении этих операций.

Все операции по размещению и обращению, включая расчеты  и учет владельцев облигаций, осуществлялись через учреждения Банка России или  уполномоченные организации, определяемые ЦБ РФ.

 

Рынок муниципальных  ценных бумаг в России

Самым распространенным типом муниципальных ценных бумаг являются муниципальные облигации, которые представляют собой обязательства по возмещению долга к определенному сроку с выплатой фиксированных процентов. С точки зрения надежности помещения капитала муниципальные облигации стоят на втором месте после государственных ценных бумаг правительства.

По целям привлечения  средств муниципальные займы  можно разделить на инвестиционные, социальные, покрывающие дефицит  бюджета; кроме того, возможна комбинация любых перечисленных выше целей.

Инвестиционные займы  предназначены для реализации какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно погашение и выплаты процентов  по ним должны осуществляться за счет прибыли от этого проекта.

Примером социального  займа является жилищный заем. Облигации ведомств жилищного строительства выпускаются для финансирования строительства домов с низкой квартирной платой. Выплаты по ним, если пользоваться опытом развитых стран, гарантирует государственное ведомство жилищного строительства, что делает эти облигации бумагами высокого класса — наравне с государственными.

Надежность и ликвидность  муниципальных облигаций позволяет  сделать их действенным инструментом привлечения инвестиций в реалъное производство.

Большую группу муниципальных  облигаций составляют так называемые облигации по общим обязательствам. Обеспечением этих бумаг служат все налоговые поступления, находящиеся в распоряжении организации или территориальной администрации, выпустившей их. А так как местные органы власти имеют право в случае крайней необходимости увеличить поимущественный налог для сбора средств в счет погашения долга, такой вид облигаций считается надежным помещением капитала.

В России местные власти, лишившись существенной финансовой поддержки центра и не располагая тем спектром эмиссионных и фискальных инструментов, которым обладают федеральные власти, в полной мере ощутили необходимость изыскания иных способов привлечения финансовых ресурсов. Один из них — эмиссия ценных бумаг (облигаций), создание и развитие их вторичного рынка. Такой способ привлечения денежных ресурсов при правильной организации работы позволяет решать проблемы финансирования целевых программ, покрытия бюджетного дефицита и усиления контролируемости местного финансового рынка.

Несмотря на настороженное отношение инвесторов к муниципальным облигациям, связанное с риском их непогашения в условиях финансового кризиса в России, эмиссия этих бумаг по-прежнему является одним из путей привлечения регионами финансовых ресурсов. В этой связи региональные эмитенты сталкиваются с рядом проблем и трудностей.

 

Саморегулируемые организации  на рынке ценных бумаг РФ

 

Саморегулируемая организация  профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - саморегулируемая организация) - добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ред. от 27.08.2004 г. № 89-ФЗ) и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

1. Национальная ассоциация  участников фондового рынка

История создания НАУФОР началась после нескольких лет стихийного развития российского рынка ценных бумаг. Его участники пришли к  выводу, что дальнейшая работа без  принятия единых правил поведения на фондовом рынке невозможна. Но это  могло стать реальностью только после объединения брокеров в профессиональную ассоциацию, которая установила бы правила и следила за их выполнением.

Наконец 15 мая 1994 года в  Москве представителями 15-ти ведущих  компаний была официально учреждена  Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР), которая стала прообразом будущей саморегулируемой организации - НАУФОР. Первоначальными задачами ПАУФОР были разработка стандартов торговли ценными бумагами и комплекса мер дисциплинарного воздействия на их нарушителей, а также создание для участников ассоциации внебиржевой компьютерной торговой системы. Уже в сентябре 1994 года был принят первый вариант правил ПАУФОР, что позволило сразу перейти к активному созданию системы торговли.

Единственной возможностью создать торговую систему оказалась организация внебиржевой торговли между членами ассоциации, которые добровольно обязались придерживаться взаимных договоренностей, правил информационной открытости и единого документооборота.

Для обслуживания внебиржевого рынка акций из двух систем - Программбанка и американской ПОРТАЛ решили выбрать вторую, поскольку она уже успела хорошо зарекомендовать себя на американском рынке. В конце 1994 года систему установили в брокерских фирмах - членах ПАУФОР и были проведены пробные торги.

Летом 1995 года на смену  ПОРТАЛ пришла Российская торговая система (РТС). Система позволяет ее участникам в режиме реального времени выставлять котировки, получать оперативную информацию о состоянии рынка и заключать  сделки.

Первоначально РТС связывала в единую сеть четыре крупных внебиржевых рынка страны: Московский, Санкт-Петербургский, Новосибирский и Екатеринбургский. Затем терминалы системы появились в других регионах.

Совместная работа на фондовом рынке по схожим правилам со временем сблизила позиции ПАУФОР и независимых региональных организаций брокеров. Осенью 1995 года стало окончательно ясно, что объединение всех брокерских ассоциаций в единую общероссийскую организацию не только не ущемит их права, а наоборот, позволит лучше координировать усилия и более согласованно отстаивать свои интересы.

В результате многочисленных переговоров, консультаций и поисков  взаимных компромиссов за основу способа  построения будущей ассоциации и  российского рынка ценных бумаг  в целом была принята американская модель фондового рынка, которая подразумевала управление им при помощи саморегулируемых организаций.

И вот в ноябре 1995 года компаниями - профессиональными участниками  рынка ценных бумаг из различных  регионов России была учреждена саморегулируемая организация, которая получила название Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Основными целями нового общественного объединения стали:

- обеспечение благоприятных  условий для профессиональной  деятельности участников фондового  рынка;

- выработка стандартов профессиональной этики и контроль за их соблюдением;

- защита интересов  инвесторов;

- установление правил  и стандартов проведения операций  с ценными бумагами;

- разработка программ  обучения и повышения профессионального  уровня сотрудников организаций - членов ассоциации и других участников рынка ценных бумаг.

С течением времени, совершенствовались методы работы Ассоциации, росло число  ее членов как в Москве, так и  в регионах, расширялась сеть региональных филиалов.

В настоящее время  НАУФОР объединяет порядка 600 компаний, расположенных по всей России. Филиалы и представительства Ассоциации успешно действуют в 15 крупных городах России. Национальной ассоциацией участников фондового рынка проделан значительный объем работы по достижению целей, для которых она создавалась. Разработаны и действуют документы, регулирующие профессиональную деятельность членов ассоциации и направленные на защиту интересов клиентов и инвесторов. Организовано профессиональное обучение и аттестация сотрудников организаций - членов НАУФОР.

Задачами НАУФОР являются:

· Способствовать стандартизации принципов и практики деятельности участников рынка ценных бумаг, внедрению  норм профессиональной этики и обеспечению  соблюдения членами НАУФОР законодательства Российской Федерации в области рынка ценных бумаг;

· выработать и внедрить правила, направленные на предупреждение недобросовестных действий со стороны  участников фондового рынка и  обеспечение справедливых и равных принципов торговли в интересах  инвесторов;

· представлять интересы инвесторов и иных участников рынка ценных бумаг во взаимоотношениях с органами государственной власти и управления;

Информация о работе Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг