Рынок и его характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей - максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Рынок и его характеристика
1.1 Понятие рынка и условия его возникновения
1.2 Сущность и структура рынка
1.3 Роль рынка в общественном производстве
1.4 Структура и инфраструктура рынка
Глава 2. Основные черты рыночной экономики
2.1 Конкуренция
2.2 Система рынков и цен
2.3 Частный тип собственности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовик вар 1.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Внешний контур показывает потоки платежей в денежном выражении. Потоки доходов движутся от фирм к домашним хозяйствам (в нижней части контура). Выходящий из сектора домашних хозяйств денежный поток, представляющий собой сумму платежей за товары, движется от домашних хозяйств к фирмам (в верхней части контура)

Предприятия через рынок  факторов производства покупают у домохозяйств необходимые им ресурсы (5 и 6), производят необходимые товары и услуги (7 и 8) и продают их через рынок продуктов домохозяйствам. В результате издержки фирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступают на рынок продуктов, а затем на счета фирм в качестве доходов (4).

В более полной модели кругооборота мы добавляем государство, как равноценного субъекта рыночных отношений.

Рис.2. Полная модель кругооборота доходов

Государственные расходы (9 и 14), налоги (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредованные этим потоки ресурсов и продуктов в государственный сектор оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств

Модель кругооборота товара и денег позволяет сформулировать ряд важнейших положений, касающихся организации рыночной экономики:

·  оплачивая факторы производства и формируя доходы домашних хозяйств, фирмы сами создают условия реализации произведенных товаров;

·  для равновесия всей системы необходимо, чтобы спрос, предъявляемый домашними хозяйствами, равнялся стоимости произведенной продукции;

·  величина общего объема произведенной продукции в денежном выражении равна сумме доходов, полученных на вложенные факторы производства.

Рыночная экономика  представляет собой совокупность огромного  количества, типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками. Исходя из этих различий, все  рынки можно объединить в отдельные группы.

Группировка рынков на основе их разнообразных признаков представлена в таблице 1. 

 

Таблица 1. Виды рынков

Необходимым условием нормального  функционирования рынков является наличие рыночной инфраструктуры - совокупности отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи, совершаемые на рынке.

Основные элементы инфраструктуры современного рынка:

·  биржи (товарные, фондовые, валютные и т.п.);

·  аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

·  кредитная система и коммерческие банки;

·  государственные и негосударственные службы занятости;

·  информационные технологии и средства деловой коммуникации;

·  рекламные агентства;

·  торговые палаты;

·  аудиторские компании и т.д.

Цены.

На выбор фирмой ценовой  стратегии влияет размер фирмы. Бесспорными  ценовыми лидерами являются крупные  фирмы. Малые предприятия ввиду  ограниченности финансовых возможностей, зависимости в рамках олигополии часто скованы в ценовых решениях. Чем выше ступень дифференциации продукции по качеству, тем выше роль цен, но при этом усложняется ценообразование. Цена является более важным элементом маркетинга для фирм-продавцов, чем для фирм-производителей. Для фирм-продавцов ценовые стратегии более обширны, разнообразны и должны быть быстрыми и точными. Свобода действия фирмы в области цен зависит от степени прямого или косвенного вмешательства государства, профсоюзов, потребителей. Роль маркетинговых стратегий цен зависит от степени взаимосвязи цен с другими элементами комплекса маркетинга.

Роль цены в обеспечении  рыночного успеха зависит от того, в какой рыночной ситуации реализуется  та или иная ценовая стратегия. Любая  фирма находится и действует в конкретных рыночных ситуациях, среди которых можно назвать четыре наиболее важные.

Первая ситуация. Фирма  должна установить цену на товар впервые. Это случается тогда, когда фирма  или вводит свой новый товар впервые  на внутренний рынок, или вводит традиционный товар на внешний рынок, или использует новый канал распределения или новый сегмент рынка.

Вторая ситуация. Конкурент  изменяет цену своего товара. Эта ситуация вынуждает фирму отреагировать  на такой шаг конкурента и принять  соответствующее решение на основе анализа следующих проблем:

·  ответить ли также изменением цены своего товара;

·  если да, то, на каком уровне установить свою цену;

·  ввести ли в действие вместо новой цены (или параллельно с ней) какую-либо неценовую стратегию, что могло бы нейтрализовать последствия изменения цены конкурентом.

рыночная экономика  цена рынок

В условиях сильной конкуренции  реакция фирмы па изменение цепы конкурентом должна быть быстрой. Поэтому  фирмы должны располагать заранее  подготовленными программами принятия ценовых решений.

Третья ситуация. Фирма  сомневается, что текущая цена на ее товар находится на правильном уровне или со стороны спроса, или  со стороны издержек производства (например, в зависимости от жизненного цикла  изделия, под давлением сильной  инфляции, под давлением политических факторов и т.д.).

Четвертая ситуация. Фирма  производит товар, который дифференцируется по показателям качества (например, копировальные машины малой, средней, высокой скорости). Между этими  товарами имеется связь и по спросу, и по издержкам производства. Здесь возникает проблема определения таких оптимальных цен для каждого вида товара, чтобы каждый из них продавался, приносил прибыль, а покупатели не переключались с менее совершенных на более совершенные изделия.

Для формирования ценовой политики и принятия решений по ценам необходима обширная маркетинговая информация следующего содержания.

1. Какова емкость рынка?  Каковы перспективы продаж? Каковы  сегменты рынка, на котором  продастся товар; каким образом  они взаимодействуют друг с другом? Каковы критерии сегментирования рынка? Как осуществляется большинство сделок - прямо или косвенно? Какие формы посреднических соглашений типичны на этом рынке? Какие формы торговли используются? Кто является покупателями на конкретном рынке, их типы, группы?

2. Каковы требования  покупателей к товару и соответствующему  набору сопутствующих продаже  и потреблению услуг? Кто основные  конкуренты? Какие конкурирующие  товары продаются? Какова доля  рынка товара фирмы и товаров  конкурентов? Изменяется ли доля рынка отдельных товаров? Каково финансовое положение конкурентов? Каковы предполагаемые действия конкурентов в случае изменения условий рынка? Каковы возможности для изменения цен?

3. Какова оценка покупателем  цены товара фирмы, цен товаров-конкурентов, цен товаров-заменителей? Каковы цепы конкурентных товаров? Имеется ли товар, занимающий лидирующее место по цене? Какова эластичность спроса по цене? Каковы особенности рынка в отношении цен и их структуры: скидки, возможности предоставления кредита, мероприятия по стимулированию сбыта?

4. Каковы объемы производства  и складские запасы фирмы в  настоящее время? Какие издержки  соответствуют этим уровням производства  и складских запасов? Какое  влияние изменение объема производства  и складских запасов окажут на уже сложившиеся затраты? Какие затраты имеют отношение к принятию решений по ценам? Если методы определения структуры затрат не являются подходящими для принятия решений по цепам, возможно ли получить другую информацию, удовлетворяющую требованиям?

5. Каково соотношение между выручкой от продажи, прибылью, затратами и его влияние на другие товары? Каково влияние объема производства на выручку от продажи и прибыль? Какое влияние на выручку от продажи и прибыль оказывают расходы по стимулированию сбыта? Какова у фирмы доля прибыли в цепе единицы товара, отличается ли она от аналогичного показателя у конкурентов?

6. Какое влияние на  рынок в целом, на отдельные  фирмы оказывает правительство?  Какие фирмы являются основными  поставщиками правительственных  организаций?

2.3 Частный тип собственности

В зависимости от того, кто является субъектом собственности, выделяются ее виды и формы (см. рис). В Российской Федерации носителями прав государственной собственности  являются комитеты по управлению государственным имуществом, создаваемые соответственно на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. Носителями прав муниципальной собственности являются органы местного самоуправления. 

 

Таблица 2

Структура видов и  форм собственности в РФ

Вид

собственности

Государственная

Муниципальная

Частная

Общественных организаций

Форма

собственности

Федеральная,

Субъектов федерации 

Районная, городская,

поселковая, и т.д.

Граждан

Общественных организаций,

партий, церкви и т.д.


Основой современной  рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства. В индустриально развитых капиталистических странах наблюдается большое разнообразие типов и форм частной собственности: единоличная собственность фермеров; трудовая частная собственность (лавка, магазин, кафе, станция технического обслуживания, аптека и т.д.); индивидуальное частное предприятия с относительно небольшим числом работников, работающих по найму, акционерные общества и др. Такая смешанная экономика отличается от полностью монополизированной или огосударствленной тем, что она лучше реагирует на многообразие изменения общественных потребностей и более полно отражает их.

Выводы:

Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:

·  эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов;

·  возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках);

·  гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия;

·  оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии);

·  регулирование и координация деятельности людей без принуждения, т.е. свобода выбора и действий экономических субъектов;

·  способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Вместе с тем рынок  имеет и существенные недостатки:

·  не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

·  не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты);

·  не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона);

·  не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных;

·  не обеспечивает фундаментальные исследования в науке;

·  не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы и спады, инфляция, безработица и т.д.).

 
Заключение

В самом общем виде рынок - это система экономических  отношений, которые складываются в  процессе производства, обращения и  распределения товаров, а так  же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Рынок выполняет различные  функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса:

1. Что надо производить,  то есть какие товары и услуги  должны быть предложены потребителям?

2. Как производить,  то есть какой из способов  изготовления следует применить?

3. Для кого следует  эти товары и услуги производить, то есть кто может претендовать на их получение в свою собственность?

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные  проблемы экономики.

Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуется  не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных процессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

Также очень важным понятием в рыночной экономике является понятие "инфраструктура". Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический  контроль над ними, повышает их оперативность  и эффективность, предоставляет информационное обеспечение, улавливает сигналы, идущие от потребителей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителям и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс.

Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству - что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; "убирает" неконкурентоспособных предприятий и "свертывает" устаревшее производство.

Информация о работе Рынок и его характеристика