Рынок и его механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:50, контрольная работа

Описание работы

В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их элемент, как рынок. Поэтому причины возникновение товарно-денежных отношений раскрывают и причины возникновения товарного обращения и рынка. Вместе с тем рынок (как отдельный элемент) - это сложное образование, он имеет свою собственную структуру, для его функционирования и развития необходимы специфические условия. Со времени возникновения рынка разные направления и школы экономической мысли неоднозначно толковали его сущность .

Содержание работы

1.Исторические условия возникновения рынка 2
2. Функции рынка 5
3. Товар и деньги, сущность и функции денег 7
4. Рыночный механизм и особенности современной рыночной экономки 11
Список литературы 15
Приложение 1 16

Файлы: 1 файл

Экономическая теория Рынок и механизм.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)


ПЛАН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Исторические условия возникновения  рынка

В процессе становления  и развития товарно-денежных отношений  формируется такой важнейший их элемент, как рынок. Поэтому причины возникновение товарно-денежных отношений раскрывают и причины возникновения товарного обращения и рынка. Вместе с тем рынок (как отдельный элемент) - это сложное образование, он имеет свою собственную структуру, для его функционирования и развития необходимы специфические условия. Со времени возникновения рынка разные направления и школы экономической мысли неоднозначно толковали его сущность1.

Рынок как одна из категорий товарного производства в процессе эволюции испытал важные количественно-качественные изменения, которые не могли не сказаться на его определении в последние свыше два столетия. В работах А. Смита и Д. Рикардо термин "рынок" не приобрел четкого политэкономического определения, поскольку его относили к внешним явлениям рыночной экономики, а потому использовали преимущественно для характеристики рыночного спроса.

Первую попытку дать научное  определение рынка сделал французский  экономист О. Курно. По его мнению, этот термин обозначает "любой район, на котором взаимоотношения покупателей и продавцов свободные, поэтому цены на одни  и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться". Английский экономист А. Маршалл утверждал, что "чем совершенее рынок, тем более сильной является тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и  тоже время платили за одну  и туже вещь одинаковую цену". В учебнике "Экономикс" рынок рассматривается как "институт или механизм, который сводит покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг".

Рынок - понятие  более широкое и вместительное, чем мы иногда думаем. Это и универмаги, универсамы, разные палатки, где покупают продукты питания, одежда, обувь, товары ежедневного употребления. Существуют рынки, на которых продают и покупают ценные бумаги (акции, облигации) - это фондовые биржи.

На товарных биржах, где продают товары (зерно, цемент, сахар) по стандартным показателям качества, покупатели и продавцы вступают в конкретные отношения. Два участника, или больше, берут на себя юридические обязательства, которыми определяются их действия и ответственность. Эти и прочие отношения между продавцами и покупателями по поводу существующих и потенциальных товаров формируют рынки.

Как явление хозяйственной  жизни рынок появился много сотен лет назад вследствие развития производства и обмена, которые породили товарное хозяйство. Состоялось это через развитие общественного разделения труда, появление экономически самостоятельных, юридически независимых субъектов хозяйствования и перехода от натурального производства к прямому продуктообмену, а потом и к товарному обмену  и рынку.

Хотя товарное производство, рынок, конкуренция существуют очень давно, не следует забывать, что человечество большую часть своей истории прожило без рынка — в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйства продукты производятся общиной или семьей для внутрихозяйственного потребления при прямом — командном — распоряжении ресурсами и уравнительном распределении созданного продукта. Однако при всей своей эгалитарности, то есть равенстве отдельных индивидов, натуральное хозяйство было основой бедности, а не богатства, что связано с узостью экономических отношений, отсутствием специализации, ограниченностью производства и капитала.

Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность товаропроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частных интересов и разделение труда между товаропроизводителями.

Исторические условия возникновения  рынка были следующими: 

Первое условие — общественное разделение труда, возникшее в глубокой

древности. История знает  ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая — выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

Разделение труда неизбежно  требует обмена. Уже древние скотоводы  нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы соответственно в  пище. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы.

Бартер — одна из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.  Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

Второе условие  — это экономическая обособленность или автономность производителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частичных интересов и разделение труда между товаропроизводителями. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т. е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.)2.

Третье условие связано с развитием и углублением общественного разделения труда, в том числе отношений специализации и кооперации производства. На определенном развитии натурального хозяйства стало ясно, что любое многочисленное сообщество людей не сможет прожить за счет полного самообеспечения при возрастающих потребностях, поэтому различные группы производителей начинают специализироваться на выпуске одного какого-либо продукта, предлагая его в обмен на все остальные необходимые ему для жизни постепенно такая практика расширяется и приводит к разрушению натурального хозяйства, образованию товарного производства.

Рынок формируется в  ходе и результате развития товарного  производства. Рынок – понятие  многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. В  упрощенном, узком понимании рынок  можно рассматривать как любое  место торговли (обмена) товарами и услугами. Характерно, что в бытовом представлении советских людей рынок как место купли-продажи ассоциировался, прежде всего, с колхозными продовольственными рынками, рынками сельскохозяйственной и кустарной продукции, а также с базарами и ярмарками. Магазины розничной и оптовой торговли не принято было называть рынками. Отсюда искаженное, суженное представление о рынке даже в простейшем понимании этого слова. Ведь если рынок есть место купли и продажи, то нет разницы, в каком здании, под какой крышей или просто на вольном воздухе происходит торговля.

В более обобщенном смысле рынок есть вся совокупность процессов  торговли, актов купли-продажи вне  зависимости от того, где они происходят. В данном случае рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца с покупателем и характеризуется многими экстерриториальными признаками, такими, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый).

Вышеназванные определения  рынка неполны и односторонни. Рынок есть система экономических  отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся прежде всего на принцип, согласно которому все в мире продается и покупается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но с соблюдением правил платности. Иначе говоря, рынок – это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов.

Наконец, в самой широкой, универсальной трактовке понятие  «рынок» ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика».

2. Функции рынка

 

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной  жизни, выполняя ряд существенных функций (рис. 1 Приложение 1).

Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг которые поставляются на рынок.

Стихийно протекающие  операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему  тому хозяйственному пространству, которое  он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является  та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Функция ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь  между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

Функция регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок дает ответы на вопросы, столь остро поставленные П. Самуэльсоном: что производить? Для кого производить? Как производить? Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.3

  Функция санирующая

Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный  отбор» среди участников хозяйственной  деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Как свидетельствует опыт, средний  цикл малого бизнеса не превышает  пяти лет. В конкурентной борьбе нередко  гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.

В России общее количество малых предприятий в последние  годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых  предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая — ушла в среду теневого бизнеса; многие не выдерживают конкуренции.

3. Товар и деньги, сущность и  функции денег

 

 

Благо вообще –  это способность предметов удовлетворять потребностям человека.

Неоклассическая школа уделяет особое внимание разграничению  экономических благ и неэкономических  благ. Это разграничение связано  с понятием редкости. Благо неэкономическое  имеется в неограниченном количестве. Экономическое благо является редким благом. Именно соотношение между потребностью (или в терминологии К. Менгера, видного представителя австрийской школы, надобностью), и доступным для распоряжения количеством благ, делает их экономическими или неэкономическими. Так, если вы живете в тайге, стволы деревьев для постройки жилища не являются для вас экономическими благами. Ведь их количество в огромное число превышает вашу потребность в этом стройматериале. И вода для питья, если вы живете на берегу чистейшего озера, не является экономическим благом. Таковым она станет для вас лишь в пустыне, где потребность человека в питье оказывается выше, чем доступное для удовлетворения этой потребности количество воды.

Информация о работе Рынок и его механизм