Рынок и условия его возникновения. Основные Экономические агенты рыночного хозяйства и их экономические функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д.

Файлы: 1 файл

реферат по микроэкономике.docx

— 56.60 Кб (Скачать файл)

                                             

 

 

                  ФГБОУ  ВПО «Брянская ГСХА»

                    Экономический факультет

                         Кафедра экономики

           РЕФЕРАТ

 на тему  «Рынок и условия  его возникновения.            Основные Экономические агенты  рыночного хозяйства и их экономические  функции»

 

 

 

 

                                                         Выполнила :

                                                        студентка  группы Э371

                                                          Сироткина Татьяна Сергеевна

                                                         Проверила:

                                                           ассистент Коновалова Н.А.

                                           Брянск 2013

1. Условия возникновения рынка

 

1.1 Сущность рынка

 

Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок). Одна из главных проблем функционирования рынка – это проблема трансакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.

Классификация рынков.

1. По широте охвата: локальные, национальные и международные рынки.

2. По объектам купли-продажи: рынки потребительских товаров и услуг, рынки ресурсов, денежный рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг.

3. По отраслям производства (рынок пшеницы, рынок автомобилей, металлов и пр.).

  4. По наличию конкуренции: конкурентный рынок и неконкурентный рынок.

На рынке совершенной конкуренции имеется много покупателей и продавцов, поэтому ни один отдельно взятый покупатель или продавец не оказывает значительного влияния на цену, например, рынок пшеницы близок к рынку совершенной конкуренции. На некоторых рынках, где небольшое число продавцов, может возникать жесткая конкуренция, например, рынок авиационных перевозок. Некоторые рынки включают много производителей, но являются неконкурентными, так как на них отдельные фирмы могут влиять на цену продукции. Мировой рынок нефти – один из таких примеров.

Понятие рынка. В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда это земля, дикорастущий лес. В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления. Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих. Для раскрытия сущности рынка необходимо выяснить его основные субъекты, между которыми возникают и развиваются рыночные отношения. В одних определениях в качестве субъектов называется совокупность покупателей, в других – производители и потребители, продавцы и покупатели, в-третьих – домашние хозяйства, предприниматели и правительство, в-четвертых – субъекты хозяйствования. Если следовать принципу историзма, субъектами рынка целесообразно называть, во-первых, домашние хозяйства, включая отдельных индивидуумов, во-вторых, различные типы фирм (предприятий) и организаций, прежде всего крупные корпорации, в третьих, государство, в том числе наднациональные органы. Как свидетельствует история, не существовало высокоэффективной нерыночной Экономики, хотя не каждая рыночная экономика является высокоэффективной

«Рыночное хозяйство» - это то же, что и «рынок», «рыночная экономика», «рыночная организация экономики». Это экономическая система, хозяйственная деятельность которой основана на конкуренции. Рынок формируется в ходе становления товарного производства и является неотъемлемым и важнейшим элементом. Таким образом, причины существования рынка кроются в товарном производстве. Рынок прежде всего выступает как обмен товаров, организованный по законам товарно-денежных отношений, и одновременно как важный элемент хозяйственного механизма.

Рыночная экономика дает ответы на такие вопросы:

а) что и в каком объеме производить? б) как производить (технология, ресурсы)? в) каковы затраты производства? г)для кого предназначена продукция? д) каков жизненный цикл произведенного товара?

Cуществует множество определений рынка. Прежде всего, рынок – это система хозяйствования, способ производства. Страна с рыночными отношениями – это общество, где господствуют: экономический закон спроса; экономический закон предложения; действует закон стоимости; имеется возможность высокой оценки способностей предпринимателей. Рынок имеет структуру, инфраструктуру, механизм функционирования и обязательные условия функционирования, которые можно представить в виде схемы. В общем случае рынок состоит из нескольких крупных сегментов, составляющих его структуру, а именно: рынка потребительских товаров, рынка имущества, в том числе средств производства, рынка рабочей силы, а так же финансов и информационного рынков. Каждому сегменту

соответствуют обслуживающие его экономические институты, все вместе составляющие инфраструктуру рынка. Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда. Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), по детальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую - стадийную (например, прядильная фабрика).

Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, и прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи весьма различных профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

1.2 Условия возникновения рынка

 

1-е условие – общественное разделение труда, которое возникло в глубокой древности. Первая стадия общественного разделения труда – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Разделение труда с неизбежностью требует обмена.

2-е условие – экономическая обособленность производителей. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности.

3-е условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок. Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги. В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия. Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Аксиомы рынка:

  1. все имеет цену: любой товар, в том числе и труд, земля и затраты капитала.

  1. цены устанавливаются на рынке без какого-либо контроля, а в результате конкуренции

  1. цены являются результатом взаимодействия между спросом и предложением товара.

  1. цены играют ключевую роль в достижении экономического равновесия.

 

1.3 Субъекты и объекты рынка

 

Составляющие рынка: Для того чтобы рынок возник и функционировал в дальнейшем необходимо наличие спроса и предложения товара, наличие конкуренции, в ходе которой устанавливаются цены на данный товар и наличие частной собственности.

Существуют субъекты (продавцы и покупатели). В качестве субъектов выступают: домашнее хозяйство, фирмы, государство. Объекты (товары и деньги). В качестве товаров выступают не только произведенная продукция, но и факторы производства, а в качестве денег выступает все финансовые средства рынка.

Субъекты рынка – это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, в других случаях как производители . Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок: во первых: покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица. во вторых - это юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Для классификации субъектов рыночных отношений используются разные подходы. С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей. С позиции прав собственности; на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности. На субъекты, функционирующие в рамках коллективной и групповой собственности на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, частной собственности. В состав рынка входят и предприниматели и работники продающие свой труд и конечные потребители и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы ; домашние хозяйства. Бизнес (предприниматели). Правительство. Один и тот же человек может быть в состав домашнего хозяйства. Бизнеса и правительственного учреждения. Например. Работая по найму государственным служащим, он является представителем. Правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес. Расходуя свой доход на цели личного потребления , он является членом домашнего хозяйства.

Информация о работе Рынок и условия его возникновения. Основные Экономические агенты рыночного хозяйства и их экономические функции