Рынок информационных продуктов и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:02, лекция

Описание работы

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества.

Файлы: 1 файл

семинар информационные технологии.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

.Рынок информационных продуктов и услуг

Информационный рынок характеризуется  определенной номенклатурой продуктов  и услуг, условиями и механизмами  их предоставления, ценами. В качестве предмета продажи или обмена выступают  информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Совокупность  средств, методов и условий, позволяющих  использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества.

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг , важнейшими компонентами которого являются:

  1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
  2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
  3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
  4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует  единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка .

Рис. 1

Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

1-й сектор - деловая информация, состоит из следующих частей:

  • биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
  • статистическая информация - ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографическим областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
  • коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

2-й сектор - информатизация для специалистов, содержит следующие части:

  • профессиональная информация - специальные данные и информация для юристов, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
  • научно-техническая информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
  • доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы.

3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:

  • новости и литература - информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
  • потребительская информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.д.;
  • развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст.

4-й сектор - услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, специальное, сред непрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.;

5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

  • программные продукты - программные комплексы с разной ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение и др.;
  • технические средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
  • разработка и сопровождение информационных систем и технологий;
  • консультирование по различным аспектам информационной индустрии - какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.п.;
  • подготовка источников информации - создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.

Правовое регулирование на информационном рынке

В Российской Федерации принят ряд  указов, постановлений, законов регулирующие вопросы защиты информации как объекта  интеллектуальной собственности и  имущественных прав на нее. Это:"Об информации, информатизации и защите информации";

"Об  авторском праве и смежных  правах";

"Об  правовой охране программ для  ЭВМ и баз данных";

"О  правовой охране топологий интегральных  схем".

1. Рынок деловой информации     

Деятельность  по предоставлению деловой информации – часть профессиональной деятельности, осуществляемой публичной библиотекой. 
     Под термином «деловая информация» подразумевается широкий спектр информации, так или иначе связанной с ведением бизнеса. В частности, деловая информация – информация, представляемая производителям товаров и услуг в целях эффективной организации их коммерческой деятельности, а также потребителям товаров и услуг, в целях оптимального выбора производителей товаров и услуг для вложения средств.

2 вопрос

. Виды и типы деловой  информации, используемые в библиотеке      

Современный рынок  деловой информации по характеру  данных представлен следующими видами информации: 
     1. Сектор деловой информации представлен такими видами и источниками, как: 
     1.1. Биржевая и финансовая информация – информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, инвестициях, ценах. Источниками такой информации являются биржи и обслуживающие их специальные службы биржевой и финансовой информации. Главными факторами, обеспечивающими коммерческую ценность такой информации, являются ее полнота, точность и оперативность. 
     1.2. Экономическая И статистическая информация – числовая экономическая, демографическая и социальная информация. Предоставляется органами управления экономикой и службами статистики (государственными и негосударственными) в виде динамических рядов, отчетов, оценок, прогнозов и т.п. Наряду с такими факторами, обеспечивающими коммерческую ценность информации, как полнота, точность и оперативность, особое значение имеет доступность (незасекреченность) ее для потребителя. 
     1.3. Коммерческая информация – адресно-реквизитные данные об отраслях, организациях, предприятиях, фирмах и их ответственных сотрудниках (включая данные о направлениях деятельности, ассортименте выпускаемой и потребляемой продукции, ценах и т.п.). Источники ее – государственные и целый ряд негосударственных организаций. Многие подборки коммерческой информации, предлагаемые на информационном рынке в качестве самостоятельных продуктов, являются вторичной переработкой информации, собираемой различными государственными (обычно отвечающими за регистрацию, лицензирование и/или проверку различных аспектов деятельности предприятий и организаций разных форм собственности). Главными факторами, определяющими товарную ценность информации, являются полнота и точность (адекватность происходящим изменениям) данных.  
     1.4. Информация по коммерческим предложениям поступает от специализированных фирм – информационных торговых посредников. В простейших случаях (например, при исследованиях рынка, не предполагающих в качестве неотъемлемой части немедленной купли-продажи) достаточно только информации о товарах и ценах. В большинстве же коммерчески значимых случаях потенциальных продавцов и покупателей интересуют еще и адресно-реквизитные данные контрагентов, без которых контакт между ними и, следовательно, сделка просто не состоятся. Сегодня неотъемлемой частью услуг, связанных с предоставлением такой информации, становится возможность немедленного заключения сделки по результатам поиска/отбора данных. Качество этой сопутствующей услуги определяет успех в этом секторе информационного рынка. 
     1.5. Специализированная новостная информация (политические, экономические, военные и т.п. новости, интересующие представителей различных социальных групп, в частности, предпринимателей). Главными факторами здесь являются оперативность («завтрашние данные должны быть опубликованы вчера»), точность (соответствие фактам, отсутствие искажений), полнота и достоверность прогнозной составляющей (покупают лишь те прогнозы, которые сбываются). 
     2. Сектор правовой (нормативной) информации с подразделами по видам законодательных и подзаконных (ведомственных) документов по различным аспектам хозяйственной деятельности: 
     2.1. Общехозяйственные акты (гражданское, арбитражное и налоговое право). 
     2.2. Акты, регламентирующие отдельные виды деятельности (например, внешнеэкономическую, торговую, банковскую, биржевую, лицензирование различных видов деятельности, таможенные проблемы, защита авторских прав и т.п.). 
     2.3. Акты, регламентирующие преобразования прав собственности в переходный период (приватизация средств производства, земли и т.п.). 
     2.4. Нормативные и рекомендующие документы, включая порядок сертификации изделий, проблемы ответственности за несоблюдение стандартов и проблемы, связанные с увеличением спроса на те товары, качество которых сертифицировано надлежащим образом и т.п. 
     Главные факторы во всех подразделах данного сектора – это: 
     – возможность получить не только метаданные (данные о содержании и местонахождении интересующих потребителя данных, например, библиографию), но и аутентичные тексты соответствующих актов; 
     – отслеживание поставщиками данных многочисленных изменений, дополнений к изменениям и поправок к дополнениям; возможность получить сводный документ, в который внесены все действующие модификации документа; 
     – отслеживание не только законодательных, но и ведомственных актов, которые часто не доводятся до сведения тех, кого наказывают за их нарушение. 
     3. Сектор информации для специалистов (библиография и первоисточники). Отличие ее от деловой и нормативной информации, отвечающей на вопросы кто, что, где, когда и на каких условиях, состоит в том, что она отвечает на вопросы зачем, как и что будет, если и предназначена не для предпринимателей и работников коммерческих служб, а для сотрудников функциональных (в том числе – инженерных и научно-исследовательских) служб. 
     4. Сектор социально-бытовой (сервисной) информации предназначен (в отличие от предыдущих видов) обслуживать личностные потребности населения, в том числе предпринимателей.

5 вопрос

Обзор российского рынка образовательных услуг

Рынок образовательных  услуг – это материальные взаимоотношения  участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих  образовательные услуги, лиц и  организации, оплачивающих эти услуги.  
Формирование современного рынка образовательных услуг началось в 90-х годах прошлого века. С переходом страны на рыночную экономику определились основные его сегменты: государственный и негосударственный. Но сейчас это деление не отражает в полной мере многообразия образовательного рынка. Поэтому специалисты выделяют три основных современных сегмента:  
"Белый" сегмент представлен платными отделениями государственных вузов, негосударственными платными школами и вузами, различными платными курсами (вождения, бухгалтерского учета, программирования, иностранных языков, повышения квалификации и т.п.) 
"Серый" сегмент представлен услугами государственных и негосударственных учебных заведений, а также частных лиц, которые не оформляют документы должным образом. Это может быть искажение статистических данных и налоговой отчетности или введение дополнительных сборов в денежной или натуральной форме ("добровольных пожертвований"), без должного оформления.  
"Черный" сегмент представлен образовательными учреждениями, действующими без оформления необходимых лицензий, или распространяющими свою деятельность далеко за рамками, обусловленными лицензией, а также системой взяток и поборов при поступлении в вузы, при сдаче сессионных экзаменов и т.д., широко распространенной в секторе государственного высшего образования (по материалам сайт


Информация о работе Рынок информационных продуктов и услуг