Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:18, контрольная работа
К определению рынка можно подойти через последование связей между производством и потреблением. Производство, как известно, существует для потребления, производят люди для того, чтобы потреблять. Однако в действительности очень часто приходится видеть, что то, что произведение не находит сбыта и, наоборот, то, что требуется потребителям, не производится. Достичь целенаправленной связи между производством и потреблением, подчинить первое второму непросто. В одних случаях этого можно достичь посредством плана, в других – обменом. Форма связи производства и потребления через обмен и будет представлять собой рынок в наиболее общем его понимании.
ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»
Факультет экономики и управления
Кафедра экономической теории и экономической политики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Рынок как экономическая категория. Структура и инфраструктура рынка.
Сущность и основные элементы рынка.
Выполнила:
студентка 1 курса
специальности «Финансы и кредит»
Р.И.Харисова
Научный руководитель
канд. экон. наук, доцент
И.К. Полянская
УФА-2010
Рынок – это
одна из важнейших категорий товарного
хозяйства, выражающая его наиболее
существенные связи и отношения, связанные
с обменом.
Вводного определения рынка не существует.
Отчасти из-за сложности и емкости этого
понятия, его исключительной многогранности.
Отчасти из-за характера содержания этой
категории. Так еще в глубокой древности
рынком называли торговую площадь в центре
города, где выставлялись товары на продажу,
и отождествление рынка с местом продажи
сохранилось вплоть до настоящего времени.
Одна из первых попыток научного определения рынка была введена О.Курно, утверждавшего, что рынок это не торговая площадь, а любой район, где взаимодействие продавцов и покупателей приводит к выравниванию цены. Эти идеи были развиты затем У.Джевонсон и А.Маршалом, полностью ушедшим от какой-либо территориальной привязанности и считавшим наличие единой цены главным принципом рынка.
К определению рынка можно подойти через последование связей между производством и потреблением. Производство, как известно, существует для потребления, производят люди для того, чтобы потреблять. Однако в действительности очень часто приходится видеть, что то, что произведение не находит сбыта и, наоборот, то, что требуется потребителям, не производится. Достичь целенаправленной связи между производством и потреблением, подчинить первое второму непросто. В одних случаях этого можно достичь посредством плана, в других – обменом. Форма связи производства и потребления через обмен и будет представлять собой рынок в наиболее общем его понимании.
Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами.
Обмен можно рассматривать с двух сторон: как процесс движения товаров и услуг (процесс общественного обмена веществ) и как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.
Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические связи между людьми, как производителями и потребителями, по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.
Товарное обращение – более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т – Д – Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.
Торговля – это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи. Торговые сделки товаровладельцев – продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляют суть торговой деятельности.
Торговые услуги – отношения посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю-продажу товаров (реклама, организация различных выставок, заключение хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицированной консультации, оформление различных документов и многие другие).
Ещё бы хотелось
остановиться на понятии торговый капитал.
Торговый капитал – капитал, функционирующий
в сфере обращения (по Марксу), представляет
собой обособившуюся часть
Рынок – это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он.
Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Единство всех вышеназванных категорий заключается в том, что они выражают единую сущность – экономические связи между людьми в процессе движения товаров.
Структура рынка.
Характеристику рынка как совокупности или арены купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
- тесная связь между ее элементами;
- определенная устойчивость этих связей;
- целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.
Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.
По объектам:
- потребительский рынок (рынок потребительских товаров и услуг). В свою очередь этот рынок подразделяется на:
- рынок продовольственных
товаров (продукты питания,
- рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое.
- рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.
- рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:
- рынок жилья
распространяет свои действия н
- особой категорией рынка недвижимости выступает земля.
- рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям.
- рынок труда, или рабочей силы (входит в рынок факторов производства).
- рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства) – к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах.
- денежный рынок – это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений.
- рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях.
- рынок информации. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.
- рынок инноваций – это специфическая область купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты.
По субъектам:
- рынок покупателей;
- рынок продавцов;
- рынок государственных учреждений;
- рынок промежуточных продавцов.
По общественному разделению труда:
- местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;
- региональный рынок;
- национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;
- мировой рынок, охватывающий все страны мира.
По уровню насыщения:
- равновесный рынок – спрос и предложение примерно совпадают;
- дефицитный
рынок – спрос превышает
- избыточный рынок – предложение превышает спрос.
По степени зрелости:
- неразвитый рынок;
- развитый рынок;
- формирующийся рынок.
По степени ограниченности конкуренции:
- свободный рынок;
- монополистический рынок;
- олигополистический рынок;
- смешанный рынок.
По соответствию действующему законодательству:
- легальный рынок (открытый, узаконенный);
- нелегальный рынок («черный» и «серый»).
По организации рыночного обмена:
- оптовый рынок;
- розничный рынок;
- экспортный рынок;
- импортный рынок.
С учетом ассортимента товаров:
- замкнутый
рынок, где товары только
- насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей;
- рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
- смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой.
Инфраструктура рынка.
Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий. Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.
В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.
Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.
Аукционы имеют
дело с продукцией, которой на рынке
недостаточно. Здесь главным ориентиром
является получение максимальной цены
за какой-либо товар. Биржа – место
встречи покупателей и
Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы – банковская система. Она включает в себя национальные (государственные), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.
В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты.
Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры".
Основные элементы рынка.
Любой рынок, независимо от
его конкретного вида базируется
на трех основных элементах. Во-первых,
это – цены. Изменение относительных цен
служит для производителя ориентиром
при определении необходимости изменения
объемов производства. Изменение цен влияет
на выбор технологии производства. Цены,
в конечном итоге предопределяют и то,
кем будет потреблен продукт.
Во-вторых, это – спрос и предложение. Спрос (платежеспособный),
по определению Чепурина, – это представленная
на рынке потребность в товарах, определяемая
количеством тех или иных товаров, которые
потребители могут купить при сложившихся
ценах и денежных доходах. Предложение
– это количество товара, которое имеется
в продаже при данной цене. Изменение соотношения
между спросом и предложением порождает
колебание рыночных цен вокруг так называемой
цены равновесия. Через эти колебания
устанавливается тот уровень цен, при
котором обеспечивается равновесие спроса
и предложения и в конечном итоге равновесие
производства и потребления. В-третьих,
это – конкуренция. Она является необходимым элементом
рыночного механизма. Однако характер
конкуренции может быть различным, что
существенно влияет на способ достижения
рыночного равновесия. Наиболее эффективно
рыночный механизм действует в условиях
свободной, или совершенной конкуренции,
т. е. когда ситуация на рынке характеризуется
множеством покупателей и продавцов, однородностью
продаваемой продукции, свободным доступом
фирм на рынок. При совершенной конкуренции
ни один из продавцов или покупателей
сам по себе не в состоянии воздействовать
на рыночную цену.