Рынок как экономическая категория. Структура и инфраструктура рынка. Сущность и основные элементы рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:18, контрольная работа

Описание работы

К определению рынка можно подойти через последование связей между производством и потреблением. Производство, как известно, существует для потребления, производят люди для того, чтобы потреблять. Однако в действительности очень часто приходится видеть, что то, что произведение не находит сбыта и, наоборот, то, что требуется потребителям, не производится. Достичь целенаправленной связи между производством и потреблением, подчинить первое второму непросто. В одних случаях этого можно достичь посредством плана, в других – обменом. Форма связи производства и потребления через обмен и будет представлять собой рынок в наиболее общем его понимании.

Файлы: 1 файл

Мкроэкономика.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Факультет экономики  и управления

Кафедра экономической  теории и экономической политики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Рынок как экономическая  категория. Структура и инфраструктура рынка.

Сущность и  основные элементы рынка.

Выполнила:

студентка 1 курса

специальности «Финансы и кредит»

Р.И.Харисова

Научный руководитель

канд. экон. наук, доцент

И.К. Полянская

УФА-2010

Рынок – это  одна из важнейших категорий товарного  хозяйства, выражающая его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом. 
Вводного определения рынка не существует. Отчасти из-за сложности и емкости этого понятия, его исключительной многогранности. Отчасти из-за характера содержания этой категории. Так еще в глубокой древности рынком называли торговую площадь в центре города, где выставлялись товары на продажу, и отождествление рынка с местом продажи сохранилось вплоть до настоящего времени.

Одна из первых попыток  научного определения рынка была введена О.Курно, утверждавшего, что рынок это не торговая площадь, а любой район, где взаимодействие продавцов и покупателей приводит к выравниванию цены. Эти идеи были развиты затем У.Джевонсон и А.Маршалом, полностью ушедшим от какой-либо территориальной привязанности и считавшим наличие единой цены главным принципом рынка.

К определению  рынка можно подойти через  последование связей между производством  и потреблением. Производство, как  известно, существует для потребления, производят люди для того, чтобы потреблять. Однако в действительности очень часто приходится видеть, что то, что произведение не находит сбыта и, наоборот, то, что требуется потребителям, не производится. Достичь целенаправленной связи между производством и потреблением, подчинить первое второму непросто. В одних случаях этого можно достичь посредством плана, в других – обменом. Форма связи производства и потребления через обмен и будет представлять собой рынок в наиболее общем его понимании.

Рынок является экономической  категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами.

Обмен можно рассматривать  с двух сторон: как процесс движения товаров и услуг (процесс общественного  обмена веществ) и как процесс  создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.

Как экономическая категория  обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические  связи между людьми, как производителями  и потребителями, по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.

Товарное обращение –  более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т – Д – Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.

Торговля – это деятельность людей по осуществлению товарного  обмена и актов купли-продажи. Торговые сделки товаровладельцев – продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляют суть торговой деятельности.

Торговые услуги – отношения посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю-продажу товаров (реклама, организация различных выставок, заключение хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицированной консультации, оформление различных документов и многие другие).

Ещё бы хотелось остановиться на понятии торговый капитал. Торговый капитал – капитал, функционирующий  в сфере обращения (по Марксу), представляет собой обособившуюся часть промышленного (товарного) капитала. Практически это  означает, что промышленник, вкладывающий свой капитал в производство товаров, сам не занимается их реализацией, а передает эту функцию специальным торговым предприятиям. Торговый капитал становится как бы агентом промышленного, осуществляет его торговое обслуживание.

Рынок – это  конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он.

Отсюда рынок  как экономическая категория  есть совокупность конкретных экономических  отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Единство всех вышеназванных категорий заключается в том, что они выражают единую сущность – экономические связи между людьми в процессе движения товаров.

Структура рынка.

Характеристику  рынка как совокупности или арены  купли-продажи можно раскрыть через  его структуру, систему и инфраструктуру.

Структура рынка  – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками  любой структуры являются:

- тесная связь  между ее элементами;

- определенная  устойчивость этих связей;

- целостность,  совокупность данных элементов.

Совокупность  всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Рынок в целом  характеризуется весьма богатой  и сложной структурой. Описание его  структуры зависит от выбранных  критериев.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

По  объектам:

- потребительский рынок (рынок потребительских товаров и услуг). В свою очередь этот рынок подразделяется на:

- рынок продовольственных  товаров (продукты питания, продовольствие);

- рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое.

- рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.

- рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:

- рынок жилья  распространяет свои действия на жилые помещения;

- особой категорией  рынка недвижимости выступает  земля.

- рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям.

- рынок труда, или рабочей силы (входит в рынок факторов производства).

- рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства) – к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах.

- денежный рынок – это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений.

- рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях.

- рынок информации. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.

- рынок инноваций – это специфическая область купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты.

По  субъектам:

- рынок покупателей;

- рынок продавцов;

- рынок государственных  учреждений;

- рынок промежуточных  продавцов.

По  общественному разделению труда:

- местный (локальный)  рынок, который ограничивается  одним или несколькими районами страны;

- региональный  рынок;

- национальный  рынок, который охватывает всю  национальную территорию;

- мировой рынок,  охватывающий все страны мира.

По  уровню насыщения:

- равновесный  рынок – спрос и предложение  примерно совпадают;

- дефицитный  рынок – спрос превышает предложение;

- избыточный  рынок – предложение превышает  спрос.

По  степени зрелости:

- неразвитый  рынок;

- развитый рынок;

- формирующийся  рынок.

По  степени ограниченности конкуренции:

- свободный  рынок;

- монополистический рынок;

- олигополистический  рынок;

- смешанный  рынок.

По  соответствию действующему законодательству:

- легальный  рынок (открытый, узаконенный);

- нелегальный  рынок («черный» и «серый»).

По  организации рыночного обмена:

- оптовый рынок;

- розничный  рынок;

- экспортный  рынок;

- импортный  рынок.

С учетом ассортимента товаров:

- замкнутый  рынок, где товары только первого  производителя;

- насыщенный  рынок, где множество сходных  товаров многих производителей;

- рынок широкого  ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

- смешанный  рынок, на котором обращаются  разнообразные товары, не связанные  между собой.

Инфраструктура  рынка.

Инфраструктура  рынка – это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий. Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.

Важнейшими  элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.

Аукционы имеют  дело с продукцией, которой на рынке  недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. Биржа – место  встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда.

Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы – банковская система. Она включает в себя национальные (государственные), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские  и местные бюджеты.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры".

Основные элементы рынка.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида базируется на трех основных элементах. Во-первых, это – цены. Изменение относительных цен служит для производителя ориентиром при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены, в конечном итоге предопределяют и то, кем будет потреблен продукт. 
Во-вторых, это – спрос и предложение. Спрос (платежеспособный), по определению Чепурина, – это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение – это количество товара, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебание рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления. В-третьих, это – конкуренция. Она является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Информация о работе Рынок как экономическая категория. Структура и инфраструктура рынка. Сущность и основные элементы рынка