Рынок, причины возникновения рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:07, реферат

Описание работы

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Содержание работы

Рынок, его функции и структура…………………………………….. 2
Понятие рынка. Условия и причины возникновения рынка. Субъекты и объекты рынка……………………………………………………….. 2
Функции рынка и его структура. .………………………………….. 5
Позитивные и негативные стороны рынка. Рынок и государство…………………………………………………………… 8
Список литературы…………………………………………………… 27

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 42.62 Кб (Скачать файл)

Государство осуществляет контроль за состоянием окружающей среды и  утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, на Украине, в европейской части России, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

Государство субсидирует  здравоохранение, образование, различные  благотворительные программы.

Сам рыночный механизм порождает  ряд проблем, требующих вмешательства  государства. К ним относится  проблема справедливого распределения  доходов. Для рынка наиболее характерным  является распределение, соответствующее  вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения  остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство необходимо для  обеспечения права на труд тех, кто  может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана  с безработицей.

Известны следующие направления  государственного вмешательства в  экономику: микро-, макро- и интеррегулирование.

Основными инструментами  микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие  на цены, антимонопольное регулирование. Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополистических объединений, уголовно-правовые санкции против виновних лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры ее рыночной квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдерживания развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды итоговых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.

Макрорегулирующими инструментами  являются финансовое и налоговое  регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических  решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования  доходов; социальная политика, государственное  предпринимательство.

Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему  внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли и  т.д.

Государственное регулирование  может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов  и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся  на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство  имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий. Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство  государства осуществляется по следующим  направлениям:

- стимулирование капиталовложений;

- обеспечение наиболее полной занятости;

- стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

- воздействие на общий уровень цен в целях их стабилизации;

- поддержка устойчивого экономического роста;

- перераспределение доходов.

Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает  главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике.

В странах СНГ, где происходит формирование рыночный отношений, к  перечисленным направлениям государственного регулирования экономики добавляются  новые, связанные с образованием многосекторной экономики и включающие проведение приватизации, демонополизации, демонтаж устаревших звеньев прежнего хозяйственного механизма, применение экономических регуляторов вместо административных и многое другое.

 

 

Литература

 

  1. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том1,2. Кэмпбелл Маконнел и Стенли Брю М.: Республика 1992

 

  1. Экономическая теория- Мн.: «НТЦ АПИ», 1998.

 

  1. Курс экономики: Учебник. - 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М. 1999

 

  1. Экономическая теория под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск, БГЭУ 1999

 


Информация о работе Рынок, причины возникновения рынка