Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:38, курсовая работа
Цель работы-изучение теории рынка работающей конкуренции и ее практического значения.
Задачи для достижения поставленной цели:
-исследовать понятие и классификацию конкуренции, ее экономическую роль, механизм действия
-рассмотреть теорию изучения работающей конкуренции, определить ее особенности и практическое значение.
Введение
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Понятие и классификация конкуренции, ее экономическая роль и механизм действия
Глава 2. РАБОТАЮЩАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ СОПЕРНИЧЕСТВА НА РЫНКЕ
2.1.Теория изучения работающей конкуренции. Понятие работающей конкуренции, ее практическое значение
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Понятие и классификация конкуренции, ее экономическая роль и механизм действия
Глава 2. РАБОТАЮЩАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ СОПЕРНИЧЕСТВА НА РЫНКЕ
2.1.Теория изучения работающей конкуренции. Понятие работающей конкуренции, ее практическое значение
Заключение
Список использованной литературы
На данном этапе развития мирового общества и рыночной экономической системы особую актуальность приобретают вопросы, касающиеся анализа механизмов рыночного регулирования. Важную роль в регулировании рыночных отношений играет конкуренция, которая является двигателем прогресса во всех сферах жизни, в том числе и в экономике. Чем лучше организована конкуренция, чем больше участников в нее вовлечено , тем быстрее растет производство, потребление и накопление интеллектуальных и материальных ценностей. Существует множество видов конкуренции, у каждой из них есть свои особенности и сфера действия. По совокупности нескольких признаков конкуренцию подразделяют на совершенную и несовершенную. Объектом курсового проекта является работающая конкуренция, которая близка к понятию чистой (совершенной) конкуренции, но имеет некоторые отличия и действует на рынке согласно своим признакам.
Степень изученности темы. Проблемы конкуренции и конкурентоспособности отдельных субъектов и объектов рынка, широко рассматриваются как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Однако, в русской литературе по экономике до недавних пор в основу экономической образования был положен стандартный западный курс «экономикс» ,который в основном рассматривал теорию чистой конкуренции и не раскрывал вопросы, касающиеся теории рынка работающей конкуренции. Отечественные ученые непосредственно изучением данной темы практически не занимались. Следовательно, используемая литература, хоть и представлена российскими авторами, в основном ссылается на разработки западных ученых, таких как Баумоль, Панзар, Виллинг, Дж.Кларк.
Цель работы-изучение теории рынка работающей конкуренции и ее практического значения.
Задачи для достижения поставленной цели:
-исследовать понятие и классификацию конкуренции, ее экономическую роль, механизм действия
-рассмотреть теорию изучения работающей конкуренции, определить ее особенности и практическое значение.
Практическая значимость изучения данной темы заключается в том, что работающая конкуренция является чаще встречающимся на данном этапе развития рыночной экономики явлением, чем совершенная конкуренция, которая представляет из себя лишь некий теоретический идеал, к которому следует стремиться и практически невозможно достичь. Поэтому изучение данной темы представляется актуальным, так как знание механизма функционирования рабочей конкуренции, принципов его работы, позволит более глубоко понять сущность этого явления и максимизировать эффективность ее действия на практике.
Глава1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие и классификация конкуренции, ее экономическая роль и механизм действия.
Конкуренция - (от лат. Concurrere - сталкиваться) - это борьба между независимыми экономическими субъектами за ограниченные экономические ресурсы1.
В теории рыночной экономики конкуренции отводится одно из центральных мест. Именно с ее действием связывается эффективность рынка, как способа организации экономической деятельности.
Исходя из этого, поведение рыночных агентов рассматривается, как реализуемое в конкурентной среде. Предпосылка об ограниченности ресурсов выводит экономическую природу конкуренции. При этом сфера конкурентного взаимодействия включает как минимум три основные формы соперничества2:
-между покупателями и продавцами
-между покупателями
-между продавцами
Однако, при анализе структур рынка, конкуренцию рассматривает более узко, особое внимание уделяя соперничеству между продавцами. Поэтому, анализируя конкуренцию, как поведенческую характеристику продавцов, можно дать такое определение: конкуренция-это механизм соперничества продавцов за платежеспособный спрос.3
Типология конкуренции в микроэкономике (согласно Ю.В.Таранухе) опирается на два признака: природа движущих сил конкуренции и эффективность выполнения функциональной роли. Оба эти признака связаны с рыночной властью, поэтому в качестве критерия определения конкуренции также рассматривается наличие или отсутствие у агентов рынка рыночной власти.
Соответственно, выделяют два типа конкуренции: совершенную и несовершенную.
Совершенная (чистая, свободная) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, когда ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке и где определяющим фактором конкуренции является цена товара, формируемая под воздействием спроса и предложения.4
Данный вид конкуренции обладает такими признаками:
-большое количество равноценных продавцов и покупателей
-продаваемая продукция делима и однородна, покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки
-полная свобода «входа» и «выхода» с рынка
-высокая мобильность факторов производства
-участники имеют равный доступ к информации (цены товаров)5
В реальной экономической жизни совершенная конкуренция в изложенном выше теоретическом значении практически не встречается. Она существует как «идеальная» модель, к которой можно лишь стремиться. Это происходит по ряду причин: во-первых, условия совершенно конкурентного рынка на практике мало осуществимы, так как продукт чаще всего дифференцирован. Во-вторых, в реальности фирмы активно воздействуют на окружающую рыночную среду. В-третьих, недостаток информации препятствует действию того рыночного механизма, который приписывается ценовой конкуренции. Но все-таки встречаются субъекты, наиболее походящие на рынок совершенной конкуренции(например, биржевой рынок или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь наблюдается большое количество продавцов и покупателей и при этом они имеют небольшой вес и не в состоянии контролировать рынок. Товары у них полностью идентичны и продавцы владеют полной информацией об изменениях на рынке.6
Несовершенная же конкуренция, это конкуренция в условиях, когда производители имеют возможность контролировать цену на производимую продукцию.
Признаками несовершенной конкуренции являются:
-присутствие барьеров для «входа» в отрасль
-разнородность продукции
-частичный или полный контроль за ценой товара
-основная доля продаж приходиться на одного или нескольких производителей
-использование информации как средства конкуренции7
В связи этим принято выделять следующие формы несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Монополия, как правило, определяется как тип рынка, где один субъект обладает исключительным правом на производство, покупку или продажу чего-либо. Модель монополии складывается из трех составляющих: единственный продавец, отсутствие товаров-заменителей и диктуемая цена. Существует понятие «естественная монополия», используемая для тех структур, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение, военное производство.
Олигополия-тип рынка, при которой в отрасли господствует не одна, а несколько фирм, конкурирующих между собой. Частный случай олигопольного рынка- это дуополия(господство двух фирм).Характеризуется высокими входными барьерами, высоким контролем за ценой и неценовой конкуренцией.8
Монополистическая конкуренция-тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы конкурируют за объем продаж. Характерные черты рынка монополистической конкуренции: наличие условий для «входа» и «выхода»; товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара конкурирующей фирмы; существует относительно большое число продавцов, каждый из которых в какой-то мере удовлетворяет долю рыночного спроса; продавцы не обращают внимания на реакцию конкурентов при установлении цен на товар.9
Особенность микроэкономического подхода к изучению конкуренции заключается в том, что она исследуется, как статическое явление. Конкуренция рассматривается как состояние рынка, задаваемое его структурными параметрами и одновременно предписывающее тип конкурентного поведения продавцов. В этом и состоит суть статической трактовки. Статичность предполагает соблюдение трех условий:
-неизменность рыночных условий
-неизменность субъекта конкуренции
-неизменность взаимосвязи между субъектами конкуренции и конкурентной средой.10
Это означает, что под конкуренцией понимается специфический способ соперничества (тип конкуренции) продавцов, воспроизводящийся в неизменном виде (не изменяющийся во времени), при постоянстве условий рынка(структурных параметров).При этом сама конкуренция является элементом рынка, активно воздействующим на рыночное ценообразование.
Такое объяснение природы конкуренции соответствует методологическому принципу равновесного подхода, применяемого в микроэкономическом анализе, в соответствии с которым изменения на рынке вызываются исключительно внешними колебательными отклонениями, результатом которых станет переход рынка в новое равновесное состояние. Причем процесс движения от одного равновесного состояния к другому, а значит, и процесс конкурентного соперничества, будут характеризоваться только количественными изменениями, исключая изменения качественных параметров. Конкуренция, рассматриваемая как статическое состояние рыночной структуры, обладает рядом особенностей:
-задается структурными параметрами рынка, определяющими ее тип
-предопределяет однотипность поведения всех продавцов, действующих на рынках данной отрасли
-выступает как способ оптимизации поведения продавцов
Из этого вытекает, что существует только одна единственная «выигрышная » стратегия поведения при данных условиях рынка. Какое-либо отклонение от предписываемой стратегии ведет к поражению в конкурентной борьбе.
Понимание механизма функционирования статической конкуренции основывается на двух предпосылках. Это внутренняя предрасположенность рынка к установлению равновесия и неизменность параметров рынка и заданных характеристик поведения для участников конкурентной борьбы.
При таких условиях конкуренции, все соперничество сводится к тому, чтобы соотнести уровень издержек производства каждой отдельной фирмы с равновесным объемом и ценой. Результатом будет оптимизация размеров производственных мощностей действующих на данном рынке фирм и вытеснение тех, чьи параметры окажутся несоответствующими складывающемуся рыночному равновесию. Исходя из этого, можно сказать, что механизм действия статической конкуренции состоит в регулировании численности и размера действующих на рынке фирм. Таким образом, конкуренция предстает перед нами не как борьба фирм между собой, а как борьба каждой фирмы с рыночными условиями. Содержание конкурентного поведения заключается не в стремлении к победе над конкурентами, а в лучшем приспособлении к условиям рынка.
Функциональное значение конкуренции двояко. Со стороны фирмы- это способность конкуренции передавать рыночные сигналы, а для рынка -содействие установлению рыночного равновесия, что собственно и представляет собой основную экономическую роль конкуренции. На самом деле, роль конкуренции в рыночной экономике гораздо шире и конкуренция выполняет еще и такие функции как:
- регулирование экономики и определение направленности ее развития.
- экономический контроль и рационализация использования ресурсов.
-создание благоприятных условий для инновационной деятельности.
-стимул к совершенствованию форм и способов деятельности.
Глава 2. РАБОТАЮЩАЯ
КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ СОПЕРНИЧЕСТВА
НА РЫНКЕ
2.1.Теория изучения работающей конкуренции. Понятие работающей конкуренции, ее практическое значение
С развитием современной экономики и усложнением структур рынка классическая модель конкуренции становиться далекой от многообразия реально существующих рынков. Такой процесс стал поводом к поиску новых подходов к объяснению конкурентного идеала. В течение долгого времени учеными-экономистами обсуждался вопрос о том, что же такое эффективная конкуренция. Наряду с академическим интересом, такие вопросы ставили и экономисты-практики.