Рынок рабочей
силы:
условия формирования
и особенности функционирования
в России
Рынок рабочей
силы является неотъемлемой частью рыночного
хозяйства. Это общественно-экономическая
форма движения трудовых ресурсов,
способ включения рабочей силы в
экономическую систему. В условиях
рыночной экономики рабочая сила
выступает как товар, поддается
оценке и оптимизации. Рынок рабочей
силы характеризуется системой отношений
между покупателями (работодателями),
продавцами (собственниками рабочей
силы) и инфраструктурой.
Главные субъекты
рынка рабочей силы: наемный работник
и работодатель со своими специфическими
формами и структурой. Их дополняют
посредники.
Принципы функционирования
рынка рабочей силы:
Спрос на рабочую
силу – это платежеспособная потребность
работодателей в трудовых услугах
работников определенных профессий
и квалификации. Определяется потребностями
предприятий, совокупным спросом, техническим
оснащением производства. Затраты на
рабочую силу более важны, чем
на оборудование.
Предложение рабочей
силы – это количество людей, нуждающихся
в трудоустройстве, определяется количеством
рабочего времени, которое согласны
отработать носители рабочей силы при
условии определенного уровня оплаты
труда (источники – выпускники; уволенные;
ранее не работавшие или занимавшиеся
домашним хозяйством). Определяется
уровнем заработной платы, налоговой системой,
культурой и религией, силой профсоюзов,
размерами помощи по безработице, заботой
о детях.
Безработица –
это такая ситуация, когда предложение
рабочей силы превышает спрос
на нее; дефицит на рынке рабочей
силы – когда спрос превышает
предложение, отрицательные последствия
в обоих случаях нарушения
равновесия.
Заработная плата
– цена рабочей силы.
На нее влияют:
- стоимость
рабочей силы – принимается во внимание
стоимость средств существования. Минимальная
заработная плата, максимальная;
- уровень квалификации
– сложный труд требует лучших жизненных
условий (большая стоимость);
- национальные
отличия – социальные условия, степень
развитости экономики;
- государство
– часть необходимого продукта в виде
налогов направляет на социальную защиту,
развитие социальной сферы;
- конъюнктура
на рынке труда – соотношение между спросом
и предложением рабочей силы.
Формы заработной
платы – почасовая, отработочн, номинальная,
реальная.
Конкуренция среди
работников и среди работодателей.
Постоянно имеются свободные
рабочие места и безработные.
Сегменты рынка
рабочей силы (отличаются уровнем
обеспеченности рабочими местами и
их надежностью):
1 – рынок
сложного высококвалифицированного
труда;
2 – рынок
неквалифицированного труда;
3 – безработные;
4 – рынок
частично занятых.
В конце ХIХначале
ХХ в. в стране складывается “государственный
капитализм”.
“Государственный
капитализм” – особая система управления
экономикой, сочетающая жесткий бюрократический
централизм государственной власти с
возросшей силой и самостоятельностью
частного капитала, объединенного в крупные
союзы и синдикаты, а также либеральную
оппозицию, состоящую в основном из интеллигенции
и опирающуюся на Государственную думу.
Причины формирования
в России системы “государственного
капитализма”:
- медленные
темпы развития;
- недостаточные
стимулы к предпринимательству;
- мобилизационный
путь развития;
- связь развития
промышленности с государственными заказами;
- двойственность
социальноэкономической структуры: промышленный
капитализм и архаичное сельское хозяйство;
- узость внутреннего
рынка и нестабильность финансовой системы.
Стремление к
макроэкономическому регулированию
не было специфической российской чертой.
Однако формы его проявления в
нашей стране имели свою собственную
специфику. До начала XX в. их основной характеристикой
был сословный характер. Так, например,
казенная промышленность развивалась
преимущественно в интересах
дворянства. В 90е годы основной акцент
делается уже на развитие частного
предпринимательства, регулирование
которого осуществляется через систему
госзаказов. Мировая война резко
усилила потребность в координации
деятельности всех участников хозяйственной
жизни. Формирование системы централизованного
регулирования осуществлялось как
"сверху" путем создания специальных
правительственных органов для
решения проблем военной экономики,
так и "снизу" посредством деятельности
представительных органов частного
капитала. Была и третья сила: левые
партии и общественные организации,
влияющие на формирование общественного
мнения в стране. Между 1914 и 1929 гг. были
опробованы различные варианты прямого
государственного вмешательства в
осуществление хозяйственного процесса
с целью его планомерного регулирования.
В годы войны
каркас централизованного регулирования
составили образованные в августе
1915 г. четыре особых совещания – по обороне,
перевозкам, топливу и продовольствию.
Они имели широкие полномочия и возглавлялись
ведущими членами правительства, указания
которых подлежали безотлагательному
исполнению. Особые совещания опирались
на разветвленную сеть региональных и
местных органов.
На случай же
возникновения межведомственных трений
было создано "сверхсовещание" с
участием министра внутренних дел. Уже
в этот период возникают черты, присущие
российской модели командноадминистративной
системы:
- множественность
регулирующих органов;
- главная функция
– снабженческораспределительная (введение
государственных монополий на хлеб, уголь,
сахар, нефть и хлопок);
- покрытие
нехватки финансовых ресурсов за счет
усиления прямого налогообложения крестьянства;
- административное
ограничение роста аграрных цен при росте
промышленных цен;
- создание
системы государственных планов, прежде
всего по заготовке продовольствия.
Несмотря на
принимавшиеся правительством меры
экономическая ситуация в стране
обострялась, что послужило одним
из факторов социальной революции.
Опыт централизованного регулирования
народного хозяйства Временным правительством
включает два основных момента: введение
ряда государственных монополий (на хлеб,
уголь и сахар) и попытку создания экономического
центра, вырабатывающего единый план.
Для этого при правительстве был создан
Экономический совет.
Практический
опыт реализации мер дал результат,
прямо противоположный ожидаемому.
Неэффективность политики обусловливалась
рядом факторов: неповторимостью бюрократических
государственных структур, пытавшихся
заменить собой рыночный механизм согласования
спроса и предложения; разрушением частнохозяйственного
аппарата, традиционно обслуживающего
товарообмен между городом и деревней,
дестимулирующим влиянием на деревенских
производителей фиксации цен на их продукцию,
тогда как все остальные цены росли. В
этих условиях внимание экономистов, придерживавшихся
различной идейнополитической ориентации,
все чаще стали привлекать общие вопросы
планомерного регулирования всего народного
хозяйства. Выделяются два совершенно
различных подхода.
- Стремление
выработать концепцию экономической реформы
с использованием важнейших принципов
планирования (антимонопольное законодательство,
демократизация производственной деятельности,
увязка общегосударственных и частных
интересов, целостность и централизм экономической
политики).
- Обоснование
использования государства как силы, способной
заменить рынок и активно вмешаться в
хозяйственный механизм для его модернизации.
На крайнем левом фланге сторонников этой
позиции находились большевики, утверждающие
необходимость доведения до логического
конца тенденции укрупнения и монополизации
общественного производства путем принудительного
синдицирования, национализации ключевых
сфер производства, привлечения рабочих
к управлению и организации рабочего контроля.
Победа Октябрьской
революции привела к превращению
второй позиции в господствующую.
Однако сформированные в первые годы советской
власти правительственные органы, например
ВСНХ, во многом воспроизводили систему
централизованного управления промышленностью
в годы первой мировой войны. Экономическая
политика этого периода имела ситуативный
характер, то есть характер реагирования
на происходящие процессы. Это выражалось
и в практических шагах: реализация Декрета
о земле (раздел, а затем и передел земли);
сведение национализации финансовой системы
(Государственного и частных банков) и
промышленных предприятий к стихийной
конфискации, что в конце концов подтолкнуло
СНК к принятию решения о всеобщей национализации
крупной (июнь 1918), а позже (январь 1919 г.)
всей промышленности, национализации торговли с ее заменой принудительным
государственно организованным распределением
и установлением прямого товарообмена
между городом и деревней (ноябрь 1918 г.);
введение продовольственной разверстки
(январь 1919 г.) и всеобщей трудовой повинности
и т. д. Очевидно, что указанные и другие
меры не являлись реализацией общей программы,
а проводились исключительно ради того,
чтобы какимто образом спасти остатки
хозяйственных связей и сосредоточить
в своих руках оскудевшие ресурсы в условиях
угрозы и разгорания гражданской войны
и интервенции. В таких условиях система
управления
народным хозяйством характеризовалась
следующими чертами:
- жесткая централизация
и отсутствие действенных горизонтальных
связей между вертикальными образованиями
– главками и наркоматами;
- множественность
плановых органов, их межведомственный
характер и стихийность возникновения;
- упор на централизацию
распределительных функций;
- отчуждение
управленческого аппарата государства
от народных масс и реального хозяйственного
процесса.
Причины быстрого
формирования административнокомандной
системы управления в Советской России:
- опора новой
власти на репрессивный аппарат;
- традиционно
сильное государственное вмешательство
в экономику;
- господство
идей справедливости в массовом сознании.