Рынок рабочей силы: условия формирования и особенности функционирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 01:11, доклад

Описание работы

Рынок рабочей силы является неотъемлемой частью рыночного хозяйства. Это общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, способ включения рабочей силы в экономическую систему. В условиях рыночной экономики рабочая сила выступает как товар, поддается оценке и оптимизации. Рынок рабочей силы характеризуется системой отношений между покупателями (работодателями), продавцами (собственниками рабочей силы) и инфраструктурой.

Файлы: 1 файл

доклад эконо.docx

— 30.73 Кб (Скачать файл)

Рынок рабочей силы:

условия формирования и особенности функционирования в России

Рынок рабочей  силы является неотъемлемой частью рыночного  хозяйства. Это общественно-экономическая  форма движения трудовых ресурсов, способ включения рабочей силы в  экономическую систему. В условиях рыночной экономики рабочая сила выступает как товар, поддается  оценке и оптимизации. Рынок рабочей  силы характеризуется системой отношений  между покупателями (работодателями), продавцами (собственниками рабочей  силы) и инфраструктурой.

Главные субъекты рынка рабочей силы: наемный работник и работодатель со своими специфическими формами и структурой. Их дополняют  посредники.

Принципы функционирования рынка рабочей силы:

Спрос на рабочую  силу – это платежеспособная потребность  работодателей в трудовых услугах  работников определенных профессий  и квалификации. Определяется потребностями  предприятий, совокупным спросом, техническим  оснащением производства. Затраты на рабочую силу более важны, чем  на оборудование.

Предложение рабочей  силы – это количество людей, нуждающихся  в трудоустройстве, определяется количеством  рабочего времени, которое согласны отработать носители рабочей силы при  условии определенного уровня оплаты труда (источники – выпускники; уволенные; ранее не работавшие или занимавшиеся домашним хозяйством). Определяется уровнем заработной платы, налоговой системой, культурой и религией, силой профсоюзов, размерами помощи по безработице, заботой о детях.

Безработица –  это такая ситуация, когда предложение  рабочей силы превышает спрос  на нее; дефицит на рынке рабочей  силы – когда спрос превышает  предложение, отрицательные последствия  в обоих случаях нарушения  равновесия.

Заработная плата  – цена рабочей силы.

На нее влияют:

  1. стоимость рабочей силы – принимается во внимание стоимость средств существования. Минимальная заработная плата, максимальная;
  2. уровень квалификации – сложный труд требует лучших жизненных условий (большая стоимость);
  3. национальные отличия – социальные условия, степень развитости экономики;
  4. государство – часть необходимого продукта в виде налогов направляет на социальную защиту, развитие социальной сферы;
  5. конъюнктура на рынке труда – соотношение между спросом и предложением рабочей силы.

Формы заработной платы – почасовая, отработочн, номинальная, реальная.

Конкуренция среди  работников и среди работодателей. Постоянно имеются свободные  рабочие места и безработные.

Сегменты рынка  рабочей силы (отличаются уровнем  обеспеченности рабочими местами и  их надежностью):

1 – рынок  сложного высококвалифицированного  труда; 

2 – рынок  неквалифицированного труда; 

3 – безработные; 

4 – рынок  частично занятых.

В конце ХIХначале ХХ в. в стране складывается “государственный капитализм”.

“Государственный  капитализм” – особая система управления экономикой, сочетающая жесткий бюрократический централизм государственной власти с возросшей силой и самостоятельностью частного капитала, объединенного в крупные союзы и синдикаты, а также либеральную оппозицию, состоящую в основном из интеллигенции и опирающуюся на Государственную думу.

Причины формирования в России системы “государственного  капитализма”:

  • медленные темпы развития;
  • недостаточные стимулы к предпринимательству;
  • мобилизационный путь развития;
  • связь развития промышленности с государственными заказами;
  • двойственность социальноэкономической структуры: промышленный капитализм и архаичное сельское хозяйство;
  • узость внутреннего рынка и нестабильность финансовой системы.

Стремление к  макроэкономическому регулированию  не было специфической российской чертой. Однако формы его проявления в  нашей стране имели свою собственную  специфику. До начала XX в. их основной характеристикой  был сословный характер. Так, например, казенная промышленность развивалась  преимущественно в интересах  дворянства. В 90е годы основной акцент делается уже на развитие частного предпринимательства, регулирование  которого осуществляется через систему  госзаказов. Мировая война резко  усилила потребность в координации  деятельности всех участников хозяйственной  жизни. Формирование системы централизованного  регулирования осуществлялось как "сверху" путем создания специальных  правительственных органов для  решения проблем военной экономики, так и "снизу" посредством деятельности представительных органов частного капитала. Была и третья сила: левые  партии и общественные организации, влияющие на формирование общественного  мнения в стране. Между 1914 и 1929 гг. были опробованы различные варианты прямого  государственного вмешательства в  осуществление хозяйственного процесса с целью его планомерного регулирования.

В годы войны  каркас централизованного регулирования  составили образованные в августе 1915 г. четыре особых совещания – по обороне, перевозкам, топливу и продовольствию. Они имели широкие полномочия и возглавлялись ведущими членами правительства, указания которых подлежали безотлагательному исполнению. Особые совещания опирались на разветвленную сеть региональных и местных органов.

На случай же возникновения межведомственных трений было создано "сверхсовещание" с участием министра внутренних дел. Уже в этот период возникают черты, присущие российской модели командноадминистративной системы:

  • множественность регулирующих органов;
  • главная функция – снабженческораспределительная (введение государственных монополий на хлеб, уголь, сахар, нефть и хлопок);
  • покрытие нехватки финансовых ресурсов за счет усиления прямого налогообложения крестьянства;
  • административное ограничение роста аграрных цен при росте промышленных цен;
  • создание системы государственных планов, прежде всего по заготовке продовольствия.

Несмотря на принимавшиеся правительством меры экономическая ситуация в стране обострялась, что послужило одним  из факторов социальной революции. 
Опыт централизованного регулирования народного хозяйства Временным правительством включает два основных момента: введение ряда государственных монополий (на хлеб, уголь и сахар) и попытку создания экономического центра, вырабатывающего единый план. Для этого при правительстве был создан Экономический совет.

Практический  опыт реализации мер дал результат, прямо противоположный ожидаемому. Неэффективность политики обусловливалась рядом факторов: неповторимостью бюрократических государственных структур, пытавшихся заменить собой рыночный механизм согласования спроса и предложения; разрушением частнохозяйственного аппарата, традиционно обслуживающего товарообмен между городом и деревней, дестимулирующим влиянием на деревенских производителей фиксации цен на их продукцию, тогда как все остальные цены росли. В этих условиях внимание экономистов, придерживавшихся различной идейнополитической ориентации, все чаще стали привлекать общие вопросы планомерного регулирования всего народного хозяйства. Выделяются два совершенно различных подхода.

  • Стремление выработать концепцию экономической реформы с использованием важнейших принципов планирования (антимонопольное законодательство, демократизация производственной деятельности, увязка общегосударственных и частных интересов, целостность и централизм экономической политики).
  • Обоснование использования государства как силы, способной заменить рынок и активно вмешаться в хозяйственный механизм для его модернизации. На крайнем левом фланге сторонников этой позиции находились большевики, утверждающие необходимость доведения до логического конца тенденции укрупнения и монополизации общественного производства путем принудительного синдицирования, национализации ключевых сфер производства, привлечения рабочих к управлению и организации рабочего контроля.
 

 Победа Октябрьской  революции привела к превращению  второй позиции в господствующую. Однако сформированные в первые годы советской власти правительственные органы, например ВСНХ, во многом воспроизводили систему централизованного управления промышленностью в годы первой мировой войны. Экономическая политика этого периода имела ситуативный характер, то есть характер реагирования на происходящие процессы. Это выражалось и в практических шагах: реализация Декрета о земле (раздел, а затем и передел земли); сведение национализации финансовой системы (Государственного и частных банков) и промышленных предприятий к стихийной конфискации, что в конце концов подтолкнуло СНК к принятию решения о всеобщей национализации крупной (июнь 1918), а позже (январь 1919 г.) всей промышленности, национализации торговли с ее заменой принудительным государственно организованным распределением и установлением прямого товарообмена между городом и деревней (ноябрь 1918 г.); введение продовольственной разверстки (январь 1919 г.) и всеобщей трудовой повинности и т. д. Очевидно, что указанные и другие меры не являлись реализацией общей программы, а проводились исключительно ради того, чтобы какимто образом спасти остатки хозяйственных связей и сосредоточить в своих руках оскудевшие ресурсы в условиях угрозы и разгорания гражданской войны и интервенции. В таких условиях система управления народным хозяйством характеризовалась следующими чертами:

  • жесткая централизация и отсутствие действенных горизонтальных связей между вертикальными образованиями – главками и наркоматами;
  • множественность плановых органов, их межведомственный характер и стихийность возникновения;
  • упор на централизацию распределительных функций;
  • отчуждение управленческого аппарата государства от народных масс и реального хозяйственного процесса.

Причины быстрого формирования административнокомандной системы управления в Советской России:

  • опора новой власти на репрессивный аппарат;
  • традиционно сильное государственное вмешательство в экономику;
  • господство идей справедливости в массовом сознании.

Информация о работе Рынок рабочей силы: условия формирования и особенности функционирования в России