Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 16:27, доклад
Вклад аграрного сектора в экономический рост по участию в рынке связан с его двоякой ролью. Во-первых, как поставщика продукции на внутренний и внешний рынки, а во-вторых, как потребителя ресурсов, произведенных в других отраслях экономики. Интенсификация обусловливает быстрый рост потребления в сельском хозяйстве продукции отраслей промышленности, что влияет на темпы роста отечественной индустрии.
Раздел 1
1. Введение……………………………………………………………………3
Раздел 2
2. Рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия……………….4
Раздел 3
3. Каналы реализации продукции…………………………………………..7
Раздел 4
4.Заключение………………………………………………………………….11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. В. Р. ФИЛЛИПОВА»
Кафедра экономики и организации АПК
ДОКЛАД
ТЕМА: Рынок сельскохозяйственной продукции. Проблемы и пути его решения.
Выполнил студент _____
Гладкова А. Н. группа 5209
Проверил Болонев П.П
Оценка ________________
Улан – Удэ, 2013
Содержание
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
4.Заключение………………………………………………
Аграрные проблемы занимают важное место в современной экономической теории. Необходимость исследования тенденций развития аграрного строя обусловлена рядом моментов. Сегодня значительная часть населения земного шара живёт в странах, в экономике которых преобладает аграрный сектор. Кроме того, для многих стран, в том числе и России, продолжает оставаться актуальной проблема продовольственной безопасности страны. Сельское хозяйство обеспечивает население продуктами питания, а перерабатывающую промышленность сырьем. Примерно 70% предметов потребления производится из продукции сельского хозяйства, поэтому от эффективности этой отрасли прямо зависит жизненный уровень населения. Продовольственная безопасность страны, являясь составной частью её национальной безопасности, выступает как гарантия стабильного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания.
Вклад аграрного сектора в экономический рост по участию в рынке связан с его двоякой ролью. Во-первых, как поставщика продукции на внутренний и внешний рынки, а во-вторых, как потребителя ресурсов, произведенных в других отраслях экономики. Интенсификация обусловливает быстрый рост потребления в сельском хозяйстве продукции отраслей промышленности, что влияет на темпы роста отечественной индустрии
2. Рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия
Рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия - это
сфера обмена товарами сельского хозяйства и других отраслей АПК.
Его возникновение тесно связано с ликвидацией монополии
государства на закупку сельскохозяйственной продукции и
продовольствия по «твердым» ценам, с широким развертыванием
продажи продукции непосредственно самими производителями. При
его формировании государство должно широко использовать
методы экономического регулирования, обеспечить паритет цен на
промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Полноценно функционирующий рынок
сельскохозяйственного сырья и продовольствия представляет собой совокупность
нескольких составляющих — специализированных рынков,
рыночной инфраструктуры и рыночного механизма (рис. 14). Отсутствие
или недостаточное развитие хотя бы одной из них приводит к
снижению эффективности продвижения товара от производителя к
потребителю, а следовательно, и к снижению рентабельности
всего агропромышленного производства.
Рынку сельскохозяйственного сырья и продовольствия
свойственны определенные особенности, вытекающие из особенностей
самого агропромышленного производства.
1. Зависимость предложения
от погодных условий, которые ограничивают возможности
контроля со стороны сельского товаропроизводителя за количеством
и качеством продукции. Это необходимо учитывать как самим
производителям, так и государственным регулирующим
организациям.
2. Наличие гарантированного
продукцию, поскольку она удовлетворяет самые насущные
потребности населения. В определенной степени эта особенность
аграрного рынка компенсирует отрицательное влияние
предыдущей.
Сельскохозяйственные предприятия могут использовать ее для
повышения эффективности свой деятельности. Для этого им
нужно не производить из года в год одни и те же продукты, а
маневрировать ассортиментом, развивать производство новых,
пользующихся спросом товаров, чтобы повысить свою
конкурентоспособность и найти новые источники дохода.
3. Большой объем поставок
усиливают потребность, с одной стороны, в хранилищах (прежде
всего для овощей, картофеля, плодов), с другой, — в максимально
сжатых сроках реализации. Это необходимо, чтобы избежать
значительных потерь выращенного урожая, а следовательно, и
снижения доходности производства.
Структура рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
4. Концентрация потребления
продукции в городах, особенно в крупных, вызывает необходимость ее
сбыта через различного рода посредников. Это приводит к
потерям определенной доли дохода товаропроизводителей; они
вынуждены делиться с посредниками частью стоимости конечной
продукции.
Рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия имеет
также ряд особенностей, которые не позволяют сделать цены на
нем полностью свободными. Это связано с обязанностями
государства как гаранта продовольственного обеспечения страны, с
необходимостью учета природно-экономических условий
производства и высокой капиталоемкостью отраслей АПК. Нужна
разветвленная и гибкая система ценового регулирования,
включающая:
определение целевых цен, обеспечивающих доходность,
достаточную для покрытия текущих затрат и расширения производства;
установление гарантированных (защитных) цен, которые могут
быть ниже целевых цен и использоваться тогда, когда рыночные
цены опускаются ниже их уровня;
введение механизма залоговых операций и соответствующих
квот на гарантированные закупки продукции.
Создание федеральных и региональных продовольственных
фондов необходимо также для осуществления товарных
инвестиций в случаях, когда необходимо вмешательство государства с
целью ликвидации дефицита продовольствия, стабилизации и
понижения уровня цен, обеспечения свободы перемещения продукции
внутри страны.
3.Каналы реализации продукции
Экономическая эффективность отраслей АПК в значительной
степени зависит от организации сбыта продукции, выбора
каналов ее реализации. Большинство производителей предлагают свою
продукцию потребителю через посредников, что позволяет
сократить объем работ, связанных с реализацией товара.
Канал реализации продукции — это совокупность юридических
и физических лиц, которые выступают как посредники или
участники сбыта, принимают на себя или помогают передать кому-то
другому право собственности на конкретный товар на его пути от
производителя к потребителю.
Каждому виду реализуемой продукции соответствует свой
канал сбыта и организационная форма торговли. В зависимости
от количества посредников выделяют каналы реализации
нулевого уровня, одно-, двух-, трехуровневые и так далее. Канал
нулевого уровня состоит из производителя, непосредственно
продающего свой товар потребителям. Наиболее
распространенный способ прямой продажи — это торговля через собственные
магазины.
Одноуровневый канал включает одного посредника; обычно
это предприятие розничной торговли. Двухуровневый канал
включает двух посредников (оптовая и розничная торговля),
трехуровневый — трех (оптовая, мелкооптовая и розничная
торговля).
Основная часть продукции растениеводства (зерно,
подсолнечник, сахарная свекла и т. д.) и промышленной продукции
реализуется через оптовую торговлю. В молочном животноводстве
товаропроизводители чаще реализуют продукцию мелкими партиями
и ежедневно.
Роль посредника в продвижении товаров к конечному
потребителю берет на себя система оптовой и розничной торговли.
Оптовая торговля — это совокупность юридических и
физических лиц, которые приобретают и хранят товары, а затем
перепродают их (розничным торговцам или другим оптовикам). Оптовые
закупки сельскохозяйственной продукции осуществляют
заготовительные организации, товарные биржи, перерабатывающие
предприятия; это позволяет товаропроизводителям быстро
сбывать свою продукцию в местах ее производства.
Розничная торговля — это предпринимательская деятельность,
связанная с продажей товаров конечным потребителям для
личного (семейного) использования. В этой сфере работают как
крупные фирмы, так и многочисленные частные предприниматели.
Наибольшее распространение получила оптовая торговля через
биржи, аукционы, ярмарки.
С экономической точки зрения товарная биржа — это
организованный в определенном месте, регулярно действующий по
установленным правилам оптовый рынок, на котором
совершается торговля товарами по образцам и стандартам или
контрактами на их поставку в будущем. Результатом проведения торгов
на бирже является заключение сделок между продавцами и
покупателями.
Биржевая сделка — это соглашение о взаимной передаче прав и
обязанностей в отношении товара, допущенного к обращению на
бирже, получившая отражение в биржевом договоре (контракте),
заключенном участниками в ходе биржевых торгов. Такие сделки
принято делить на две группы: с реальным товаром и без него.
Простейший вид сделки с реальным товаром — сделка с
немедленной поставкой (или с коротким сроком поставки). Это сделки
на наличный товар, то есть товар, находящийся во время торгов на
складе биржи или ожидаемый в этот день к прибытию.
Другая разновидность сделок с реальным товаром —
форвардные (срочные) сделки; в этом случае взаимная передача прав и
обязанностей происходит немедленно, но поставка товара
(исполнение договора) переносится на определенную дату в будущем.
Сделки без реального товара делятся на фьючерсные и
опционные.
Фьючерсные сделки представляют собой взаимную передачу прав
и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку
биржевого товара. Отличительная особенность такой сделки то, что
ее объектом выступает не товар, а биржевой контракт. Фьючерсные
сделки характерны для сельскохозяйственных бирж; они могут
заключаться задолго до сбора урожая.
Опционные сделки — логическое продолжение фьючерсных.
Информация о работе Рынок сельскохозяйственной продукции. Проблемы и пути его решения