Рынок: сущность, функции, структура. Достоинство и недостатки рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:19, реферат

Описание работы

Цель экономистов любой страны состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.

Содержание работы

Введение 2 стр. Сущность рынка 4 стр. Функции рынка 6 стр. Структура, виды, сегментация рынков 7 стр. Преимущества и недостатки рыночной экономики 12 стр. Заключение 15 стр. Литература 16 стр.

Файлы: 1 файл

Московский Государственный Строительный Университет.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки.

Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:

1. Географические:

• по регионам: Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток;

• по административному делению: республика, край, область, район, город;

• по плотности населения: город, пригород, сельская местность:

• по климатическим условиям: умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.

2. Демографические:

• группировка населения по возрасту;

• по полу;

•размеру семьи;

• по уровню дохода;

• по профессиональному составу: научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные;

• по уровню образования; по религиозной принадлежности:

• по национальному составу.

3. Психографические:

• группировка населения по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;

•по стилю жизни: богемный, элитарный, молодежный, спортивный;

• по личным качествам: амбициозные, авторитарные, импульсивные.

4. Поведенческие:

• приобретение товаров носит случайный характер;

• поиск выгод при покупке товаров: изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены;

• статус постоянного клиента; степень нуждаемости в продукте: нужен постоянно, нужен время от времени:

• эмоциональное отношение к продукции: положительное, безразличное, негативное.

Преимущества и недостатки рыночной экономики

В условиях товарного хозяйства рынок является регулятором общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя, таким образом, как будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и какой технологии. Наконец, рынок решает проблему, для кого производятся товары, каким образом должен распределяться национальный доход между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной квалификацией и т.д.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель. Основная задача любого товаропроизводителя — найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары.

Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей.

Другими словами, рыночная экономика — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.

Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства.

Вместе с тем, было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса, поэтому уже материализованные затраты могут оказаться излишними.

Стихийное колебание цен и предложения имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли, что для предпринимателей может означать разорение, а для рабочих — безработицу. Поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим — получать несоразмерные или чрезмерные доходы.

Следует также указать, что рыночный механизм ориентирован на получение прибыли и поэтому не может эффективно решать многие стоящие перед обществом задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окрущающей среды и т.д.

Наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом, путем вмешательства государства в экономическую жизнь.

Заключение

Переход к рынку предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения.

Парадоксом переходной экономики является то, что возможности государства влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остаётся остро дискуссионным вопросом экономической науки.

Список литературы

* С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» Москва, 1999г.

* Павленков В.А. «Рынок труда.» М., 2002г.

* Бушмарин И. В. «Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика» 2004г.

* «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1998г.

* Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда.» «Вопросы экономики», №2, 1997г.

* Микульский К. «Формирование новой модели занятости.» «Экономист», №3, 1997г.

* Гаузнер Н. «Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости» 2004г.

* Краснова В., Матвеева А., Сюганов Ю. «Работа есть работа, работа есть всегда» // «Коммерсантъ» №21 2000г.

* Заславский И. «К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.», «Вопросы экономики.», №2, 1996г.

 



Информация о работе Рынок: сущность, функции, структура. Достоинство и недостатки рыночной экономики