Рынок труда и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.

Содержание работы

1. Ведение.
2.Рынок труда и его структура.
3.Причины и формы безработицы.
4.Государственное регулирование занятости.
5.Заключение.
6.КТЗ – І
7.КТЗ – ІІ
8.Библиографический список

Файлы: 1 файл

Экономика реферат 1 курс.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы, обусловленный  ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами развития экономики  и т.п.

Международный опыт позволяет убеждать, что безработица в пределах 5 - 7% от экономически активного населения не только неизбежна, но и вполне приемлема, поскольку совместима с поддержанием нормальной социально-экономической жизни в стране. Другое дело - массовая безработица, которая может привести к дестабилизации социально-экономической жизни в стране. Речь не идет о каком-то едином уровне безработицы, который постоянно может рассматриваться как общественно опасный. Изменения, происходящие в жизни общества, могут повышать или понижать критический порог. Задача состоит в том, чтобы правильно оценивать и учитывать его при реализации программы конкретных действий.

В обсуждаемых сейчас программах выхода экономики России из кризиса безработица  трактуется как результат и следствие  экономической политики, а потому борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. И виной тому не только гипертрофированное внимание к финансовой стороне российского кризиса и не только невнимание к социальной цене идущих в экономике перемен. В этих программах не учитывается, что безработица выходит - точнее говоря, вышла на уровень, в весьма заметной степени предопределяющий ее грядущую динамику.

С другой стороны, большая  армия “частично” безработных, длительное время находящихся под угрозой увольнения, являющаяся еще одной из характерных черт российского рынка труда, дает объяснение его неадекватной реакции на спад производства.

 

 

 

 

3.Причины и формы безработицы.

 

К экономическим причинам возникновения безработицы относятся:

а) высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз.

Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования  в течение определенного периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технических прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях.

б)Низкая цена рабочей  силы (зарплата), которую устанавливает  покупатель (работодатель)

В этом случае продавец (наемный  рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение  определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных.

в) Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей  силы.

В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены  в процесс производства по причине  отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает ее приобретать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.

Таким образом, основной причиной возникновения безработицы  является нарушение равновесия на рынке  рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических  спадов, войн, стихийных бедствий и  т.п

Безработица - это неотъемлемый спутник рыночной экономики. Резерв рабочей силы в пределах естественной нормы является одним из факторов ее эффективного функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Государственное регулирование  занятости.

 

 Факты конкретной  экономической действительности показывают, что в странах с развитой рыночной экономикой практически уже несколько десятилетий как стали создавать и совершенствовать механизм для целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Это было обусловлено ускорением НТП, глубокими структурными изменениями в экономике, быстро меняющимися требованиями к качеству трудовых ресурсов. Стихийный рынок труда уже не обеспечивал своевременного приспособления структуры предложения рабочей силы к изменению структуры спроса на нее. В результате наблюдается рост безработицы при одновременной острой нехватке кадров нужной квалификации. Эти процессы показали объективную необходимость тесной увязки политики занятости с социально-экономическими преобразованиями в экономике и общей направленностью развития человеческих ресурсов.

С начала 60-х гг. регулирование  рынка труда становится одним  из важнейших направлений деятельности многих государств, на которое затрачивается, например, в Канаде, 2--3% ВВП. 1962 год  в США стал как бы рубежом в развитии государственного регулирования подготовки и использования трудовых ресурсов в этой стране. Затем было разработано несколько специализированных программ по подготовке и трудоустройству рабочей силы. Это программа "Новые возможности", которая осуществляет профессиональную подготовку молодежи с 1964г., первая со времен Великой депрессии по созданию рабочих мест в государственном секторе.

К концу 60-х -- началу 70-х  гг. были выявлены основные направления  государственного вмешательства в сферу занятости, призванные смягчить остроту проблем, возникших на рынке труда. Это программы, во-первых, стимулирования роста занятости и увеличения числа рабочих мест; во-вторых, подготовки и переподготовки рабочей силы; в-третьих, содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, социального страхования безработицы, т. е. выделения средств на пособия по безработице. Приоритетность выбора того или иного направления и их сочетание зависят от конкретной ситуации на рынке труда.

Кроме того, существует комплекс мер косвенного регулирования рынка труда: это налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика государства. Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они воздействуют на занятость через общеэкономическую конъюнктуру.

В настоящее время  идет активный поиск моделей регулирования  рынка труда. Определение основных направлений, форм и методов регулирования  рынка труда сдерживается неопределенностью  конечных целей реформирования экономики, отсутствием окончательной стратегии экономического развития. Тем не менее, уже сейчас становление и развитие рынка труда предопределили пересмотр трудового законодательства в вопросах найма и увольнения, ликвидации нерентабельных предприятий, а также разработку мер содействия эффективному использованию рабочей силы и защите от безработицы, усилению социальных гарантий.

Практика показывает, что нет и не может быть единой политики, проводимой на рынке труда. Общероссийский рынок труда выступает  как совокупность региональных и локальных рынков с их специфическими проблемами, поэтому большое значение имеет региональное регулирование процессов распределения и использования рабочей силы. Изучение этих процессов и отечественной практики показывает, что рынок труда не может развиваться без самостоятельности региональных и местных органов управления в решении вопросов эффективного использования имеющихся кадров с учетом особенностей региона или отрасли, оказания помощи при трудоустройстве и переподготовке, расширения определенных льгот и компенсации сверх установленного минимума и др.

 

Как показывает опыт развитых стран, жесткая централизация сковывает  развитие разнообразных и комплексных  форм регулирования занятости, мешает своевременному учету специфических проблем отдельных отраслей и регионов. Учитывая многообразие региональных рынков, модель регулирования российского рынка труда должна исходить из многовариантности их форм и методов.

Очевидно, что решение  проблем безработицы требует  комплексного подхода, сочетания макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных действий - с местными инициативами. Центральные органы государственной власти должны были бы выступить гарантом обеспечения единого для всех регионов страны минимума социальных гарантий, права на профподготовку и переподготовку, на получение социальных компенсаций при высвобождении и вынужденной безработице. Передавая функции местным органам, занимающимся непосредственно трудоустройством и социальной защитой безработных, государство должно гарантировать соблюдение законов и нормативных актов, регулирующих рынок труда. Особую значимость приобретают такие проблемы, как создание новых организационных структур занятости и рынка труда, выбор средств и методов регулирования занятости, соотношения государственных и частных инициатив, централизации и децентрализации в этой области.

Службы занятости.

 Как показывает  зарубежный опыт, одну из ключевых  ролей в регулировании рынка  труда играют государственные  службы содействия найму. Основные функции службы занятости состоят в следующем: изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление ин-формации о ней, содействие в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий по безработице, а также регистрация безработных и вакантных рабочих мест, тестирование лиц, желающих получить работу. В большинстве стран службы занятости являются государственными организациями. Вместе с тем наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм. Так, в США действует около 15 тыс. таких фирм.

Необходимость внедрения  новых форм и методов регулирования  занятости потребовала существенных изменений в структуре и функциях службы содействия найму. Так, например, в Канаде для улучшения обслуживания различных групп населения и различных районов (крупных или небольших городов, сельской местности, отдаленных населенных пунктов) были созданы новые типы центров содействия найму.

Службы занятости - основные организационные структуры, осуществляющие на местах общегосударственную политику занятости. Опыт развитых стран свидетельствует о достаточно высокой результативности работы этих служб по снятию острых ситуаций на рынке труда.

Конкретный анализ опыта  работы государственных служб занятости при изменении конъюнктуры рынка труда в результате социально-экономических преобразований показал, что деятельность вновь созданных служб занятости оказалась недостаточно эффективной, особенно по отношению к определенным группам населения, остро нуждающимся в трудоустройстве. Наименее результативным оно оказывается в отношении высококвалифицированных работников -- специалистов и служащих. Как показал анализ, столь широкий спектр деятельности служб занятости и многообразие региональных рынков труда делают необходимым выбор наиболее эффективных мер регулирования рынка труда для того или иного региона, а также для определенных групп безработных с учетом их специфики.

 

 

 

 

 

Заключение

Безработица является серьёзной  проблемой для экономики стран  и общества в целом. Она порождает множество различных негативных последствий, оказывающих влияние на жизнь многих людей, поэтому её решение должно носить первоочередной характер. Государство обязано проводить соответствующую политику регулирования занятости. Экономисты предлагают целый ряд мер, способных смягчить проблему безработицы: государство должно позаботиться о создании в стране достаточно гибкой системы образования, которая была бы способна быстро реагировать на изменение в структуре спроса на рынке труда; большую помощь в борьбе с безработицей может оказать хорошо поставленная информационная служба. Выполнение этих и некоторых других мер позволит государству сгладить безработицу, сократить её, а, следовательно, поможет многим нуждающимся в работе людям. При этом сократятся какие - либо негативные потрясения в стране и увеличатся доходы населения и государства в целом.

Во-вторых, следует отметить, что современный рынок труда  подвержен очень сильному воздействию  со стороны государства: его законодательная  деятельность охватывает и частный бизнес, и государственные предприятия; существуют государственные социальные программы (пособия по безработице); государство также выступает как посредник (биржи труда). В результате рынок труда практически утратил гибкость и стал неравновесным. В этой ситуации правительство и бизнес должны и предпринимают меры в направлениях: 1. дерегулирования рынка труда: разумное ослабление системы социальных гарантий; 2. флексибизации, то есть построения отношений между работодателем и работником не на основе аналитической оценки рабочего места, а на основе индивидуального трудового соглашения.

Выполнение этих мер  является залогом успешного развития национального хозяйства, экономики  стран, а также высокого уровня жизни  в целом.

КТЗ-1

Под безработицей понимают:

А. Поиск нанимателем  требуемого ему количества работников;

Б. Вынужденную незанятость;

В. Работу без оплаты на семейном предприятии;

Г.Отсутствие на работе по причине забастовки;

Д. Нарушение равновесия между спросом и предложением на рынке труда.

Ответ: Б, Д.

 Безработица –  это социально-экономическое явление,  при котором часть экономически  активного населения (рабочей  силы) не занята в производственной  сфере. Безработные наряду с  занятыми формируют рабочую силу  страны. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

 

КТЗ-2.

Информация о работе Рынок труда и безработица