Рынок труда и его инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:44, реферат

Описание работы

Что такое рынок труда? Какое название правильное — рынок труда, рынок рабочей силы, рынок трудовых ресурсов?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо четко определить тот товар, который является объектом куплипродажи, объектом передачи права собственности. Известно, что таким товаром является рабочая сила. Но этот товар сегодня следует трактовать с учетом новых данных науки и практики.

Файлы: 1 файл

задание №6 экономика инфраструктуры.docx

— 44.18 Кб (Скачать файл)

Развитие реального сектора  экономики, рост национального валового продукта привели к росту численности  экономически активного населения. Так, во II квартале 2001 года его численность составила 7626,8 тысяч человек, что на 9,2% больше, чем во II квартале 2000 года (6983,0 тыс. человек). При этом численность занятого населения за аналогичный период увеличилась на 13,1%, а численность безработных снизилась на 21,7%. 
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, уровень безработицы составил 9,8% против 13,0% на 01.07.2000 г. Но доля зарегистрированных в органах занятости безработных на 1 сентября 2001 г. снизилась до 3,0% к экономически активному населению против 4,0% на соответствующую дату прошлого года. 
На 1 сентября 2001 года достигнуты следующие результаты: 
уровень безработицы во втором квартале составил 9,8%; 
по информации акимов, создано 147,4 тыс. рабочих мест (годовое плановое задание перевыполнено в 1,2 раза); 
трудоустроено 93,4 тыс. безработных (82,6% к годовому заданию); 
приняли участие в общественных работах 104,7 тыс. безработных, или 129,9% к плану; 
направлено на профессиональное обучение 11,3 тыс. безработных, или 67,3% от плана. 
Доля трудоустроенных безработных граждан от числа обратившихся в органы занятости возросла на 10,4% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. 
Одновременно резко уменьшился удельный вес частично занятых граждан (не работающих в связи с вынужденными простоями производства, их частичным и полным закрытием): 0,8% к экономически активному населению против 1,5% на соответствующую дату предыдущего года. Во втором квартале 2001 года отмечается абсолютный рост численности занятого в экономике населения по сравнению с соответствующим периодом прошлого года с 6,1 млн. до 6,9 млн. человек, в том числе численность работающих по найму в июне (по экспертной оценке) составила 3,65 млн. человек и возросла на 12,0%. 
По данным Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса численность занятых в малом предпринимательстве (юридические и физические лица) по состоянию на 01.08.01 составила 1,6 млн. человек, тогда как на соответствующую дату 2000 года 1,4 млн. человек 
За 8 месяцев 2001 года отмечен рост в 1,2 раза численности безработных граждан, трудоустроенных при посредничестве уполномоченных органов по вопросам занятости, по сравнению с соответствующим периодом 2000 года. 
Самый низкий по республике уровень безработицы отмечен в Восточно-Казахстанской области 7,0%. В Акмолинской, Атырауской и Жамбылской областях уровень безработицы превышает средне республиканский и составляет соответственно 10,0%, 11,8% и 11,7%. 
За январьавгуст 2001 года в органы занятости населения в поисках работы обратилось 230,9 тыс. граждан против 266,4 тыс. за соответствующий период 2000 года. В сельской местности число лиц, ищущих работу, составило 78,8 тыс. человек (34,1% от общего числа). Снижение числа обратившихся по сравнению с аналогичным периодом 2000 года произошло в 8 регионах, из них: в Актюбинской области в 1,6 раза, Кызылординской области в 1,5 раза, г. Алматы в 1,8 раза. В Акмолинской и Атырауской областях число обратившихся незначительно возросло, в Восточно-Казахстанской снизилось на 20,2%, в Жамбылской на 14,4%. По состоянию на 1 сентября 2001 года более 800 организаций с численностью около 120,0 тыс. человек работало в режиме неполного рабочего времени либо простаивало. Общая численность частично занятых граждан снизилась до 57,8 тыс. человек против 92,9 тыс. на соответствующую дату 2000 года.

За рассматриваемый период трудоустроено 93,4 тыс. безработных (за соответствующий  период 2000 года 79,9 тыс. человек), что  составляет 40,4% обратившихся в органы занятости. В сельской местности  трудоустроено 25,4 тыс. человек (20,3 тыс. человек) или 32,2% обратившихся. 
Диаграмма №1 
 
Большие различия в величине этого показателя наблюдаются по регионам республики. Высокий процент трудоустройства в Карагандинской 68,0% от общего числа обратившихся, Актюбинской 53,8%, Западно-Казахстанской и Южно-Казахстанской 47,6%, Северо-Казахстанской 61,6% областях и г. Алматы 54,7%. 
Самые низкие показатели в Кызылординской 14,1%, Атырауской 17,4%, и Жамбылской 19,1% областях. 
В результате совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей вопросы занятости, созданы реальные возможности расширения видов и объемов общественных работ. Годовой показатель программы по числу безработных, принявших участие в общественных работах, перевыполнен в 1,3 раза. 
С начала 2001 года в общественных работах приняли участие 104,7 тыс. человек против 81,7 тыс. за соответствующий период 2000 года. Годовой показатель программы уже выполнен в Атырауской области на 242,2%, в Восточно-Казахстанской области на 115%, в Жамбылской области на 103,2% . 
Основные виды общественных работ: оказание помощи организациям жилищно-коммунального хозяйства на уборке территории города, участие в экологическом оздоровлении городов и региона (озеленение и благоустройство), работа на промышленных предприятиях, в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте жилья и объектов социально-культурного назначения. Вместе с тем, в целом по республике задолженность по оплате общественных работ составляет 78,9 млн. тенге. Значительная сумма задолженности сохраняется в Восточно-Казахстанской (11,9 млн. тенге) и Акмолинской (6,4 млн.) областях. По Жамбылской области на 1 сентября 2001 года допущена задолженность по оплате общественных работ на сумму 4,8 млн. тенге. 
Так как безработица в значительной степени связана с несоответствием квалификации безработных спросу на рынке труда, уполномоченными органами по вопросам занятости были приняты меры по переподготовке и профессиональному обучению безработных. За рассматриваемый период уполномоченные органы по вопросам занятости республики направили на профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации 11,3 тыс. безработных граждан или 67,3% от уровня, намеченного программой на 2001 год. Наиболее высокие показатели по обучению безработных достигнуты в Акмолинской области 85,9% к годовому заданию, Атырауской 74,6, Восточно-Казахстанской 79,6%. 
По данным акимов областей, по состоянию на 1 сентября 2001 года в стране создано 147,4 тыс. рабочих мест, в том числе 31,0 тыс. временные или сезонные. Наиболее активно они создаются в Жамбылской 17,1 тыс., Восточно-Казахстанской областях 16,1 тыс. рабочих мест. 
Очень слабо поставлена эта работа в Атырауской области, где для 10,6 тыс. безработных, зарегистрированных в органах по вопросам занятости, создано лишь 3,8 тыс. новых рабочих мест. 
В соответствии с графиком восстановления и создания рабочих мест на крупных и средних предприятиях промышленности за 7 месяцев 2001 года создано 10,2 тыс. рабочих мест, в т.ч. за счет восстановления существующего производства 4,2 тыс., расширения старого производства 2,9 тыс., ввода нового производства 3,1 тыс. рабочих мест.  В Жамбылской области подавляющее число рабочих мест (более 80 процентов) организованы как временные и сезонные на период уборки урожая и не обеспечивают длительную занятость. 
Приведенные примеры свидетельствуют об инвестиционных возможностях и, в целом, об оживлении экономики. Однако темпы создания рабочих мест не в полном объеме удовлетворяют спрос на них и не оказывают существенного влияния на снижение уровня безработицы. 
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан проводит целенаправленную работу по регулированию привлечения иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, созданию дополнительных рабочих мест, профессиональной подготовке казахстанских граждан организациями, привлекающими иностранную рабочую силу. 
Наблюдается рост численности граждан Казахстана на предприятиях, привлекающих иностранных граждан (первое полугодие 2000 г. 122,2 тыс. человек, 6 мес. 2001 г. 239,8 тыс. человек). 
В первом полугодии 2001 года привлечено 5190 иностранцев, что на 10% меньше, чем за соответствующий период прошлого года (5785 человек). 
Кроме того, на предприятиях, привлекающих иностранных специалистов, ежегодно увеличивается количество дополнительно созданных рабочих мест для граждан Казахстана: в первом полугодии 2000 года 5416, за 6 месяцев 2001 года 7.415. 
В Атырауской области на предприятиях, привлекающих иностранную рабочую силу, создано 1,9 тыс. новых рабочих мест, переобучено 516 казахстанских специалистов. На предприятиях с иностранной рабочей силой трудятся 11,5 тыс. граждан Казахстана. 
Успешной реализации задач, поставленных перед министерством, способствовало принятие правительством Республики Казахстан ряда важных нормативных правовых актов. 
Так, с 1 января 2001 г. введен в действие Закон Республики Казахстан "О занятости населения". 
В развитие Закона "О занятости населения" приняты: 
постановление "О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О занятости населения", предусматривающее утверждение правил определения квоты и выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, правил организации и финансирования общественных работ, правил проведения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных; 
постановление правительства Республики Казахстан от 5 марта 2001 года "Об установлении квоты на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан на 2001 год"; 
приказ "О распределении численности квоты по областям, городам Астана и Алматы";

Типовое положение об уполномоченном органе по вопросам занятости, предусматривающее  наделение работников органов по вопросам занятости статусом государственного служащего. 
Совместно с заинтересованными министерствами и Национальным банком Республики Казахстан проведен анализ выполнения Программы микро кредитования малоимущих граждан за период 19982000 годы. В правительство внесена информационно-аналитическая справка с предложениями о перспективах программы. 
На Совете безопасности рассмотрен вопрос о проблемах нелегальной трудовой миграции в южных регионах республики. С целью устранения негативных влияний на показатели Программы по борьбе с бедностью и безработицей и уровень занятости населения южных регионов принят комплекс мероприятий. В том числе разрабатывается проект двухстороннего соглашения между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой по регулированию трудовой миграции. 
В соответствии с распоряжением премьер министра Республики Казахстан от 23 июля 2001 года № 57р Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан совместно с Министерством образования и науки создана рабочая группа по разработке программы трудоустройства выпускников вузов, обучавшихся по государственному образовательному заказу, и методики средней долгосрочного прогнозирования структуры спроса на рынке труда специалистов с высшим профессиональным образованием. 
Подготовлены «Правила организации деятельности центров социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства», в соответствии с которыми в настоящее время действуют 10 центров социальной адаптации в городах Шымкенте, Жамбыле, Караганде, Жезказгане, Темиртау, УстьКаменогорске, Семипалатинске, Атырау, Павлодаре, Актау.  Основные направления улучшения занятости и снижения безработицы (в том числе скрытой) путем воздействия на спрос и предложение рабочей силы изображены на (схеме № 3). Реализация каждого направления и мероприятия требует создания соответствующих экономических механизмов на уровне предприятия, региона и на федеральном уровне. 
Формирование спроса на рабочую силу подчинено потребностям и интересам работодателя, руководствующегося главным мотивом — обеспечить конкурентоспособность возглавляемого им предприятия для получения прибыли. 
Первое и основное направление политики формирования спроса на рабочую силу — сохранение и модернизация рабочих мест, создание новых и ликвидация излишних или неэффективных. Эти меры осуществляются на действующих предприятиях при поддержке местных и региональных органов власти, содействующих привлечению необходимых средств в первую очередь в сфере производства потребительских товаров и услуг. 
 
 
Второе направление — создание рабочих мест на основе развития предпринимательства. Особенно эффективны в этом плане малые предприятия: в практике США благодаря им создаются восемь из десяти новых рабочих мест (хотя при этом отмечается, что в это число входит определенная доля кратковременных рабочих мест).  На 
ряду с созданием новых предприятий положительное влияние на расширение спроса на рабочую силу может оказать и развитие внутреннего предпринимательства на действующих крупных предприятиях в процессе их приватизации и преобразования структурных подразделений в самостоятельные предприятия, которые, помимо их экономической связи со своими учредителями и спонсорами, расширяют масштабы своей деятельности за счет внешних заказов. 
Третье направление — организация оплачиваемых общественных работ. Это пришедшее из зарубежной практики понятие означает предоставление безработным временной работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием на объектах, находящихся в ведении местных органов управления. Масштабы общественных работ и их конкретные виды определяются ситуацией на местном рынке труда и составом лиц, нуждающихся в таких работах. Вместе с тем это направление может быть эффективным и привлекательным для человека при наличии действительного, а не искусственного спроса на рабочую силу для осуществления той или иной деятельности, поскольку рабочие места создаются не только ради того, чтобы занять трудоспособное население, но и для удовлетворения потребностей общества в необходимых объектах, работах и услугах. Сфера применения рассматриваемого направления может быть расширена за счет ее распространения на предприятия (об этом свидетельствует, в частности, опыт ФРГ). В этом случае предприятие определяет круг работ, не входящих в его прямые обязанности, организуя для их выполнения рабочие места с привлечением безработных и оплатой их труда из средств предприятия и фонда занятости. 
Четвертое направление — создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала. Несмотря на явно выраженную социальную направленность, и в этом случае сохраняется первичное значение спроса на рабочую силу с тем лишь отличием, что содержание и характер работы при выполнении заказов на те или иные виды изделий или услуг должны в полной мере учитывать индивидуальные ограничения физических возможностей человека, в то же время способствуя его трудовой реабилитации. С этой целью должна осуществляться политика поддержки предприятий, создающих указанные рабочие места как по собственной инициативе, так и в порядке квотирования путем освобождения их от налогов на прибыль от реализации соответствующей части продукции. 
Формирование предложения рабочей силы отражает потребности и интересы работника, руководствующегося главным мотивом — получить работу, устраивающую по содержанию, условиям труда и оплате. 
Первое и основное направление политики формирования предложения рабочей силы — повышение ее качества с точки зрения профессионально квалификационного уровня, развития, совершенствования и использования индивидуальных способностей путем использования средств и методов, рассмотренных выше в связи с проблемой формирования личного состава персонала. Особое внимание должно быть уделено подготовке и повышению квалификации предпринимателей, менеджеров, специалистов по маркетингу и других работников рыночной инфраструктуры.

Второе направление — развитие самозанятости. Основные возможности в этом направлении связаны с индивидуальной трудовой деятельностью по изготовлению различных видов потребительских товаров и оказанию услуг, осуществляемой самим работником по собственной инициативе. В этом отношении самозанятость может рассматриваться как индивидуальная форма предпринимательства, при которой предприниматель и работник выступают в одном лице, сочетая функции спроса и предложения. Поэтому меры поддержки самозанятости в принципе те же, что и для предпринимательства — льготное налогообложение и предоставление кредита на выгодных условиях для приобретения необходимых средств производства. 
Третье направление — регулирование продолжительности рабочего времени. Сложившаяся в мире тенденция сокращения продолжительности рабочего времени свидетельствует о том, что политика, приводящая к уменьшению занятости работой, не обязательно должна рассматриваться как нежелательная. При решении этого вопроса учитывается, наряду с другими факторами, обусловливающими предложение труда, относительная значимость, придаваемая работником свободному времени и распределению несвободного времени между оплачиваемой и неоплачиваемой работой (работа на рынок и домашняя работа). Вместе с тем политика сокращения рабочего времени и увеличения свободного не должна препятствовать развитию противоположной тенденции — «вторичной занятости», что фактически означает совместительство, предусматривая возможность предложения рабочей силы работником какому-либо предприятию сверх его основной занятости на этом же или другом предприятии (т.е. в свободное от основной работы время) в целях получения дополнительного заработка. Четвертое направление — регулирование миграционных процессов в целях обеспечения максимального сочетания интересов и потребностей работников и работодателей. Связанная с этими процессами мобильность рабочей силы предполагает способность и готовность работников к изменениям их трудовой деятельности в связи с изменениями в производимой продукции, технологии и организации на предприятии, а также с их профессионально квалификационным и должностным ростом, что отражает политику стимулирования таких изменений на внутреннем рынке труда. Согласование этой политики с политикой на местном рынке труда обеспечивает возможность регулирования мобильности рабочей силы в масштабах района, поселка, города, области, когда изменение места работы не требует изменения места жительства. Регулирование миграционных процессов со стороны местных, региональных и федеральных органов власти и управления осуществляется совместно со службами занятости во всех случаях, когда изменение места работы обусловлено предоставлением жилья. 
Реализация рассмотренных выше направлений политики спроса и предложения рабочей силы — каждого в отдельности и в совокупности — может дать наибольший эффект при соблюдении двух важнейших условий: сегментация рынков труда и обеспечении их взаимодействия с рынками других ресурсов.

В условиях плановоадминистративной системы численность работающих и фонды заработной платы централизованно устанавливались вышестоящей организацией, причем как правило, исходя из фактической численности и сложившегося уровня производительности труда. Такая практика, естественно, приводила к тому, что руководители предприятий были объективно заинтересованы решать свои производственные задачи преимущественно за счет экстенсивных факторов — путем создания новых рабочих мест и должностей, увеличения числа рабочих и служащих. В результате на многих предприятиях, по оценке самих руководителей, постоянно содержалась излишняя рабочая сила на уровне примерно 18% общего числа занятых. Таким образом, скрытая безработица сложилась и искусственно поддерживалась независимо от перехода к рынку, который лишь существенно способствовал ее выявлению и обострил проблему эффективного использования работников на предприятиях. 
С переходом к рынку к уже имевшейся излишней рабочей силе, обусловленной потерями рабочего времени по причинам, зависящим от работников и от администрации предприятий, добавились потери, вызванные нарушением хозяйственных связей между поставщиками и потребителями, отсутствием заказов на производство продукции, хроническими перебоями в поставках сырья, материалов и комплектующих изделий, несвоевременным поступлением платежей за отправленную заказчику продукцию, в результате чего персонал предприятия оказывался частично или полностью незанятым. Эта не занятость по внешним для предприятия причинам, в отличие от не занятости по внутренним причинам, поддается более строгому 'чету, поскольку она отражается в документах, фиксирующих предоставляемые работникам административные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска. Если суммировать внутренние и внешние причины возникновения скрытой безработицы, то можно со значительной долей уверенности установить, что общая оценка числа лиц, являющихся частично или полностью «безработными по месту работы», составит в среднем не менее 2025 % от списочного состава работников. Критерием оценки уровня безработицы является его отнесение к одной из трех зон. Первая зона — естественный уровень безработицы. Принадлежность к этой зоне характеризует нормальное состояние рынка труда. Границы этой зоны могут быть дифференцированы в сравнительно узких пределах (1,02,0%) в зависимости от экономической, социальной и демографической структуры региона, а также от проводимой политики в отношении стабилизации и текучести персонала предприятий. Вторая зона — допустимый уровень безработицы, характеризуется наличием инфляционных процессов на рынке труда, т.е. снижением цены на рабочую силу по мере увеличения разрыва между предложением рабочей силы и платежеспособным спросом на нее, но в пределах сохранения стабильности общей экономической ситуации путем институционального регулирования. Третья зона — социально опасный уровень безработицы, который приобретает характер неуправляемой гиперинфляции рабочей силы, ее обесценения, обвальной безработицы. 
На момент начала реформы экономики внутренние рынки труда предприятий обременены значительным объемом скрытой безработицы, который по мере перехода к рыночным отношениям имеет тенденцию планомерно снижаться. Этот процесс носит детерминированный характер (графически он выражен прямой линией), обусловленный неотвратимостью постепенного сокращения скрытых безработных (доставшихся по наследству от директивноплановой системы) изза отсутствия у предприятий средств на их содержание, достигая естественного уровня по окончании цикла перехода к рынку. В этом смысле можно говорить об очистительной миссии рыночного механизма, позволяющего выявить и устранить излишних или неэффективно используемых работников. 
Одновременно с процессом уменьшения скрытой безработицы происходят изменения в уровне занятости, зависящие от общего состояния экономики. Эти изменения носят стохастический характер, обусловленный слабо предсказуемой и еще слабее поддающейся управлению экономической ситуацией на макро уровне. Поэтому динамика изменения уровня безработицы под влиянием внешних (по отношению к предприятию или региону) факторов предположительно может быть выражена кривой нормального распределения, нижние точки которой соответствуют естественному уровню безработицы, а верхняя критическая точка — максимальному уровню. Эта кривая с переходом от фазы спада экономики к фазе стабилизации пересекает график снижения скрытой безработицы, причем нижняя точка соответствует достижению естественного уровня безработицы, верхняя — характеризует предельное значение допустимого уровня. Суммарный уровень безработицы представлен соответствующим графиком.   При задействовании механизма внутреннего рынка труда позиция работодателя в отношении скрытой безработицы определяется не его стремлением скрывать ее (как это было при плановоадминистративной системе), а необходимостью наиболее полного ее выявления для решения двуединой задачи: исключить расходы на содержание не требующихся предприятию или неэффективно работающих работников и сохранить контингент требующихся предприятию работников (в первую очередь ведущих специалистов и рабочих), создав для этого необходимые стимулирующие условия. Строго говоря, само понятие скрытой безработицы утратит свое значение, как только начнет нормально функционировать рыночный механизм. По существу, скрытая безработица, поскольку она явлена, представляет неиспользуемый резерв рабочей силы. Но надо иметь в виду, что он создан не целенаправленно, а стихийно. Иногда встречающиеся соображения о целесообразности наличия на предприятиях известного резерва рабочей силы могут быть признаны заслуживающими внимания лишь в том смысле, что необходимо готовить резерв из числа имеющихся работников для занятия вакантных или новых рабочих мест и должностей в порядке их профессионально квалификационного и должностного продвижения либо приема новых работников на условиях стажировки. Что касается неиспользуемого резерва рабочей силы, то его сохранение (идет ли речь об отдельных работниках, персонале подразделения или предприятия в целом) в течение определенного периода может быть экономически оправдано лишь в том случае, когда имеются достаточные гарантии обеспечения эффективной занятости работников по истечении этого периода (ввод в действие новых рабочих мест или производственных мощностей в соответствии с программой развития предприятия). 
Позиция работника по отношению к скрытой безработице и связанной с ней вынужденной временной не занятости складывается поразному. Большинство работников, дорожащих своей работой на предприятии, согласно на предложенный администрацией отпуск при наличии гарантии возобновления работы в обусловленный срок. Часть работников (особенно в летний период) это время использует для работы на садовоогородных участках, многие занимаются коммерческой деятельностью, причем нередко продолжают заниматься ею и когда работа на предприятии возобновилась.

Информация о работе Рынок труда и его инфраструктура