Рынок труда и его особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда, его модели, проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.

Содержание работы

Введение 3
1.Основные экономические теории, модели рынка труда 4
1.1. Понятие рынка труда 4
1.2. Основные экономические теории рынка труда 6
1.3. Классическая модель рынка труда 9
1.4. Кейнсианская модель рынка труда 11
2. Рынок труда в России 16
2.1. Особенности Российского рынка труда 16
2.2. Ситуация на рынке труда 21
2.3.Безработица 26
2.4. Пути решения проблем Российского рынка труда 29
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Рынок труда и его особенности в России.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

В течение 2010 года рынок труда постепенно восстанавливался. По данным КХ АНКОР, в течение первых трех кварталов наибольшую активность проявляли компании, работающие в секторе товаров народного потребления, медицине и

 
фармацевтике и секторе  информационных технологий. В ноябре 2010, как отмечает Superjob, сохраняется  тенденция роста вакансий и резюме, причем

количество  вакансий в два раза превышает  докризисный уровень.

Результаты  анализа, проведенного кадровым холдингом  АНКОР, показывают, что с первого  по третий квартал 2010 года по количеству открываемых позиций лидировали следующие рынки: сектор товаров  народного потребления, медицина и  фармацевтика, информационные технологии, банки и финансовые услуги, промышленный сектор, недвижимость и строительство.

В целом, говорится  в обзоре рынка труда, подготовленном АНКОРОМ, динамика увеличения потребности  в персонале в 2010 года выглядит следующим  образом: во втором квартале активность работодателей увеличилась на 16% по сравнению с началом года, а в третьем выросла еще на 10%, зафиксировав самую высокую активность с сентября 2008 года. По сравнению с самой нижней точкой падения (февраль-март 2009), когда количество открываемых вакансий сократилось в среднем по России на 50 %, к началу осени 2010 года рынок отыграл примерно 70% от максимума докризисной активности. Указанные цифры характеризуют общую тенденцию на рынке труда России.1

По данным портала Superjob, в ноябре 2010 сохраняется тенденция роста числа вакансий и резюме, причем, количество вакансий в два раза превышает докризисный уровень. Прирост вакансий за месяц составил 3,6%, резюме - 3,1%. Количество вакансий в ноябре 2010 г. превысило уровень прошлогоднего ноября в 2,8 раза, уровень октября 2008 г. в два раза. 1

По мнению специалистов Superjob, основной характеристикой рынка труда в ноябре можно назвать стабильность. Соотношение предложения и спроса в октябре-ноябре составляет 5,3 резюме на вакансию.

 

2.3. Безработица.

Безработица – это социально-экономическое явление, с которым сталкивается любое государство и общество. Безработица, обусловлена жёсткими условиями рынка труда, и по сути своей является процессом естественным. Повышение же уровня безработицы – это уже государственная проблема, связанная с несовершенством механизмов регулирования и саморегулирования экономической системы. Высокий уровень безработицы со своими последствиями стоит в одном ряду с бедностью и социальной нестабильностью, как самые острые проблемы глобального и национального масштабов.

Безработица, как и вся экономика в целом носит цикличный характер – соответственно до тех пор, пока не будет придумано идеальное средство для предотвращения экономического кризиса, мы постоянно будем сталкиваться с проблемой безработицы. И если экономика свой кризис переживает за 1,5 -2 года, то социальная проблема безработицы ощущается на протяжении 3-5 лет. И стоит она куда более остро, ведь речь идёт о живых людях, которых кривая цикличности экономики выкидывает из привычного русла, оставляя, некоторых, без средств существования.

В нынешнее время, когда волна мирового экономического кризиса, захлестнув всю мировую  экономику, понемногу начинает отступать, проблема безработицы обостряется  ещё сильнее.

На протяжении кризиса, начиная с октября 2009 года по нынешнее время, уровень безработицы в России вырос с 5,6% до 8,2%. За этот период общая численность уволенных достигла 950 тыс., человек. Цифра конечно существенная, но в целом этот показатель не на много выше чем в странах Евросоюза и ниже чем у всех стран СНГ. Но статистика отражает лишь верхушку проблемы и если рассматривать безработицу в России в разрезе экономического кризиса, то стоит выделить ряд негативных аспектов:

1. Кризис не  только увеличил уровень безработицы,  но и понизил качество занятости.  Предприятия с целью экономии средств снижают уровень заработной платы, при этом люди ощущая боязнь вообще потерять работу, идут на уступки. Так по данным Международной организации труда в докризисное время из 2,8 млрд., занятых людей в мире около 1,5 млрд., были люди, живущие на уровне бедности проживая на 2$ в день. За период кризиса цифра бедно живущего населения возросла на 300 млн., человек. И если тенденция снижения качества занятости продолжиться – выбраться из кризиса государству будет только сложнее. Т.к., многие работоспособные граждане выберут для себя не работу на предприятии с невысокой заработной платой, а пребывание дома на пособие по безработице или на альтернативных заработках. Тем самым будет затягиваться процесс восстановления экономики, которому потребуются квалифицированные кадры.

2. Безработица в 2010-ом году в России носит не столько цикличный сколько системный характер. Ведь цифра в 2,2 млн. не занятого населения (данные Росстата) не отражают всю глубину проблемы в России. По данным экспертов, в России насчитывается 26 млн., человек, которые нигде не работают и при этом не считаются безработными. Они просто находятся за пределами рынка труда. Эти люди, живущие в основном в малых городах и сёлах, существуют за счёт приусадебных участков и огородов, пенсий своих родителей, детских пособий и случайных заработков. И данная проблема влечёт за собой в большей степени социальные последствия, нежели экономические.

3. Безработица  2010 в России точно не пойдёт  на спад в первой половине 2010 года. По официальным данным нашу страну ожидает еще, по крайней мере, полмиллиона увольнений. И рассчитывать, что дефицит рабочих мест не приходится. Даже по самым благоприятным сценариям роста глобального ВВП и прироста рабочих мест глобальный рынок труда восстановится не раньше чем через 3 года.

Но безработица 2010 – это не вторая волна экономического кризиса, как может сложиться  мнение. Повышение уровня безработицы  в данном случае является этапом выхода из кризиса. Этапом, когда при снижении издержек предприятиями (ради выхода на рациональный уровень своего производства) и повышении производительности труда будет высвобождаться рабочая сила. 
Поэтому повышение уровня безработица в 2010 году - это грядущая проблема, которая всецело ляжет на плечи нашего общества. Нас могут ожидать такие негативные её последствия, как обострение криминогенной обстановки, усиление социальной напряжённости, рост количества физических и душевных заболеваний, расслоение общества, снижение трудовой активности. При этом снизится уровень жизни, а работники могут потерять свою квалификацию. 
Более всего безработица 2010 ударит по российской молодёжи, уже сейчас около трети молодых людей не могут найти работу. Данная проблема в России стоит очень остро и требует системных изменений, т.к., у нас практически не налажен механизм адаптации молодёжи на рынке труда. У молодых людей слишком завышены ожидания. А работодатели совершенно не спешат брать на работу человека без опыта. Данная проблема, на фоне мирового кризиса с серьёзным дефицитом рабочих мест, и таких проблем нашей молодёжи, как алкоголизм и наркомания, в России мы можем иметь «эффект потерянного поколения». 
Естественно все эти проблемы требуют решения. Причём правильные шаги нужны, как со стороны государства и власти, так и со стороны общества в целом и каждого его члена в отдельности.

И если мы говорили выше о безработице как о социальной проблеме, то стоит выделить те шаги, которые необходимо принять со стороны  социума для её преодоления:

1. Поддержка  обществом каждого своего члена  - не дать тому прозябать. А на время безработицы предлагать варианты участия в общественных организациях и занятости в общественно полезном деле.

2. Попытаться  снизить у людей чувства страха  перед потерей рабочего места.  Пояснить, что держаться за экономически  невыгодную работу – это только затягивать процесс выхода из кризиса и убивать себя, как общественно полезного специалиста.

3. Биржа труда должна начать интенсивнее способствовать трудоустройству граждан и их переквалификации.

Каждый, кто стал безработным должен осознавать, что это не более чем временная ситуация. И что это его шанс изменить жизнь к лучшему – поменять профессию, обучится новым навыкам или поднять свою квалификацию за счёт обучения, наконец, провести время с семьёй. И набравшись сил покорять новые вершины.

 

2.4. Пути  решения проблем Российского  рынка труда.

Учитывая сложность  ситуации на рынке труда, большие  масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих  мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она  должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при  котором подготовка специалистов и  рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.

Необходимо  определить проекты государственной  значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.

На основании  указанных проектов и концепции  профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и  профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

Несмотря на всю сложность экономической  ситуации, все предприятия, начиная  с областных, должны составить программы  высвобождения малоквалифицированных  и неквалифицированных рабочих, а также лиц, занятых тяжелым  физическим, непрестижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.

Необходимо  закончить создание полной системы  сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление  информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.

Следует в корне  изменить философию отношения к  Государственной службе занятости, сложившуюся сейчас. Необходимо четко  понять, что служба занятости – это в первую очередь орган по оказанию услуг на рынке труда, и ее работа чаще всего сводится к организации перераспределения рабочей силы на имеющиеся вакантные рабочие места. Требовать, чтобы служба занятости создавала новые рабочие места (или даже ставить задачу), неразумно.

В части переобучения или первичного обучения безработных  служба занятости со стороны работодателей  должна иметь социальный ориентир –  заказ, и под него из числа безработных  подбирать контингент обучающихся.

Необходимо  создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.

Следует упростить процедуру выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволило бы уменьшить численность безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих безработных и членов их семей, так и увеличить возможные поступления в республику валютных средств.

Целесообразно проработать, а возможно, и в законодательном  плане решить вопрос об экономическом  стимулировании (обязательном с одновременной  выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления  пенсионного возраста (при наличии трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало бы существенные предпосылки для приведения численности работающих в соответствие с фактической потребностью и одновременно для трудоустройства молодежи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лица предпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодежь в силу их непрестижности идти не хочет.

Нужно последовательно  проводить курс на разукрупнение  предприятий, что позволит более оперативно решать вопросы ускорения освоения новой продукции и увеличения занятости, а также уменьшения влияния узкой специализации отдельных рабочих мест, требующей постоянной переподготовки кадров при изменении технологического процесса. В настоящее время именно безработные с узкой специализацией (к тому же нередко с продолжительным стажем работы по ней) испытывают наибольшие затруднения при трудоустройстве.

В сложившихся  экономических условиях целесообразно  ввести положение (возможно даже законодательно), при котором преимущественное право на переподготовку как внутри предприятия (оперативное или опережающее переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы семьи; молодежь, окончившая учебные заведения (право первого места работы).

Необходим поиск  решений процесса «выхода» молодежи на рынок труда, развитие у нее  «предпринимательского чувства». Иными словами, необходимо существенное улучшение профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии, осознание ею того, что на протяжении трудового пути профессию, возможно, придется менять неоднократно.

Необходимо ускорить создание отраслевых, территориальных и республиканских объединений нанимателей, которые должны взять на себя функции отраслевых министерств, Госплана и Минэкономики по вопросам определения реальной потребности в кадрах специалистов и рабочих по отдельным профессиям и организации их последующего трудоустройства.

Поскольку структурная  перестройка практически не начиналась, хотя она неизбежна, важным является разработка программ обеспечения занятости  по конверсионным предприятиям.

Необходимо, особенно на местах, приступить к разработке серьезных перспективных программ по обеспечению занятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должны проявить местные органы власти. В разработке таких программ должны участвовать самые квалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающие достоверной информацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона, развитии предпринимательского сектора.

На уровне регионов необходимо как можно скорее осуществить  расчеты численности работников, подлежащих высвобождению при различных экономических ситуациях.

Учитывая, что  многие предприятия работают в режиме неполной рабочей недели, целесообразно  организовать в нерабочие дни  опережающее профессиональное переобучение за счет средств предприятий или Фонда содействия занятости по широкому спектру профессий для повышения конкурентоспособности работников на рынке труда, на котором могут оказаться и часть из тех, кто сегодня работает. Организация подобного переобучения может быть осуществлена, как на предприятиях непосредственно в привычных для работающих условиях, так и через службу занятости с учетом возможного спроса на перспективные профессии на рынке труда. Опережающее обучение (переобучение) позволил бы сократить размеры выплаты пособия по безработице в ожидании начала обучения, поскольку высвобожденный работник уже сразу регистрировался на рынке труда в качестве безработного с двумя профессиями, что расширяло возможности его трудоустройства.

Информация о работе Рынок труда и его особенности в России