Рынок труда и заработная плата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Организация труда - составная часть экономики труда - это организация труда людей в процессе производства. Она способствует рациональному соединению техники и персонала, оптимизирует эффективное использование живого труда, обеспечивает сохранение здоровья работников и повышения удовлетворенности трудом за счет изменения его содержания. Под организацией труда понимают деятельность по внедрению рекомендаций науки с целью рационализации процесса труда.

Содержание работы

Введение
Понятие рынка труда
Понятие заработной платы
Общий уровень заработной платы
Связь заработной платы и доходов с факторами производства
Заработная плата как основная форма доходов наемных работников. Сущность заработной платы, альтернативные взгляды на ее природу
Величина заработной платы, факторы, ее определяющие
Формы и системы заработной платы
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

ЭССЕ Рынок труда и заработная плата.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, незанятость граждан не может служить основанием для  привлечения их к административной и иной ответственности. К числу  занятых действующее законодательство (ст.2 Закона о занятости) относит следующих граждан:

а) работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного  либо неполного рабочего времени, а  также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

б) занимающихся предпринимательской деятельностью;

в) самостоятельно обеспечивающих себя работой;

г) занятых  в подсобных промыслах и реализующих  продукцию по договорам;

д) выполняющих  работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

е) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;

ж) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

з) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;

и) временно отсутствующих на рабочем месте  в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными  причинами.

К безработным  относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

не  имели работы (доходного занятия);

занимались  поисками работы, т.е. обращались в государственную  или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятий (работодателям), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

были  готовы приступить к работе.

При отнесении  к безработным должны быть соблюдены  все три перечисленных критерия.

К безработным  относятся также лица, обучающиеся по направлению службы занятости.

Уровень безработицы определяется как отношение  числа безработных к численности  экономически активного населения.

Следует подчеркнуть неоднозначность показателей "численность трудовых ресурсов" и "численность экономически активного населения". Численность трудовых ресурсов, как известно, - это численность трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59, женщины 16-54 лет) за исключением вышедших на пенсию на льготных условиях, a также численность фактически работающих пенсионеров и подростков. К экономически активному населению относятся пенсионеры и подростки, не только работающие, но и ищущие работу, a среди лиц в трудоспособном возрасте учитываются лишь те, кто желает работать (фактически занятые и ищущие работу безработные).

Наряду  с полной занятостью есть понятие  неполной видимой занятости, определяемой как количество лиц наемного труда, вынужденных работать (по инициативе администрации, работодателя, а также  из-за отсутствия рабочих мест с полной занятостью на рынке труда) меньше установленной законом нормальной продолжительности рабочего времени. При этом работники ищут дополнительную работу или готовы работать дополнительно.

Среди прав, составляющих содержание правового  статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор места работы (ст.9 Закона о занятости). Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю - организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п.1 ст.8 Закона о занятости).

В обеих  формах реализации права граждан  на выбор места работы проявляется  важнейший принцип правового  регулирования рынка труда - принцип свободы трудового договора.

Современное содержание принципа свободы трудового  договора характеризуется деловым  сотрудничеством сторон в процессе применения труда. Работник и работодатель свободны в изыскании эффективных  средств повышения производительности труда, улучшения качества продукции, экономного использования сырья, энергии и т.п. Отношения сотрудничества свойственны и трудовым связям, основанным на договорах подряда и аренды, которые получили широкое распространение в последние годы во многих отраслях народного хозяйства России. Эти договоры в отличие от обычных трудовых договоров (контрактов) выступают не только в роли регуляторов отношений по применению труда, но и в роли организационно-правовых актов. Они обеспечивают большую самостоятельность и свободу работнику в проявлении своих творческих и организационных способностей, развитии предприимчивости и воспитании чувства ответственности за судьбу производства. Тем самым принцип свободы договора начинает распространяться также и на организационно-управленческие отношения в сфере труда. распространяться также и на организационно-управленческие отношения в сфере труда.

В соответствии co ст.9 Закона о занятости граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.

При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также  имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального обучения. Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

С позиций  эффективной занятости мы полагаем целесообразным ставить на учет в  службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или  условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

Впервые в нашем законодательстве (ст.10 Закона о занятости) легализуется право  граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, сроки и условия найма. Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.

Правовое  положение граждан на рынке труда  и в сфере занятости гарантируется  установленным ст.11 Закона о занятости правом граждан на обжалование решений, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц. Это право реализуется посредством обращения в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ. При этом важно подчеркнуть, что в вышестоящий орган службы занятости гражданин вправе обратиться с жалобой в любых случаях нарушения его правового положения органами и должностными лицами службы занятости. Что касается обращения с жалобой в суд (к мировому судье), то её рассмотрение зависит от того, находится ли ее рассмотрение в компетенции (подведомственности, подсудности) суда (мирового судьи).

К мировому судье как органу первой инстанции  гражданин вправе обратиться в случаях  отказа работодателя заключить с ним трудовой договор по направлению органов службы занятости (на квотированные рабочие места).

Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и  предложения.

Спрос на рабочую силу отражает потребность  экономики в определенном количестве работников на данный период времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицах или в среднегодовом исчислении. Общий спрос должен быть количественно равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает он в силу наличия рабочих мест.

Спрос на рабочую силу формируется по отраслям и в количественном выражении  должен совпадать с общей дополнительной потребностью предприятий и организаций в работниках. При расчете спроса на рабочую силу определяются потребность предприятий в новых работниках и потребность предприятий в работниках.

Спрос на труд находится в обратной зависимости  от величины заработной платы. При росте зарплаты, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, a при снижении зарплаты спрос на труд возрастает.

Функциональная  зависимость между величиной  заработной платы и размером спроса на труд выражается в кривой спроса на труд, показанной на рис.1.

Каждая  точка на кривой LD показывает, каким  будет спрос на труд при определенной заработной плате. Конфигурация кривой и ее отрицательный наклон показывают, что более низкой зарплате соответствует больший спрос на труд и наоборот.

Иначе обстоит дело с функцией предложения  труда (рис.2). Она также зависит  от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Предложение  рабочей силы - это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе - источника средств существования.

Как правило, продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся  увеличить предложения в условиях роста заработной платы. Поэтому кривая предложения труда принимает иной вид, чем кривая спроса на труд.

Кривая  предложения показывает, что при  повышении реальной заработной платы  возрастает предложение труда, а  при ее снижении предложение труда  уменьшается.

В количественном выражении предложение рабочей силы равно числу лиц, выходящих на открытый рынок труда и обращавшихся по вопросам найма в службу занятости или непосредственно на предприятия и в организации. На перспективный период оно должно включать в себя лиц, не занятых трудовой деятельностью и ищущих работу, а также лиц, которые выйдут на рынок труда в течение прогнозируемого периода. К последним относятся:

высвобождаемые  работники;

увольняемые работники (по причинам текучести и  в связи с окончанием срока  договора);

выпускники  общеобразовательных учреждений;

лица, прибывшие из других территорий;

лица, выходящие на рынок труда из домашнего  и личного подсобного хозяйства.

Предложение рабочей силы следует определять с учетом статистической информации о численности и половозрастной структуре трудовых ресурсов, экономической активности различных категорий населения, уровня занятости лиц старших возрастов и подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие заработной платы

 

После рассмотрения факторов, лежащих в  основе спроса на ресурс, необходимо проанализировать предложение ресурсов, т.к. оно характеризует рынок труда, земли, капитала и предпринимательских способностей, рассмотрим, как определяется заработная плата, рента, ссудный процент и пр.

Мы  рассматриваем заработную плату  раньше, чем цены на другие ресурсы, так как для большей части семейных бюджетов ставка заработной платы является самой важной ценой в экономике; это единственный (и большей частью главный) источник дохода. В действительности, около 3/4 национального дохода составляет заработная плата и жалование.

Основной  целью при анализе заработной платы является то, чтобы:

1) найти  механизм установления общего  уровня ставок заработной платы;

2) показать, как определяются ставки заработной  платы на конкретных рынках  труда с применением нескольких репрезентативных моделей рынков труда;

3) проанализировать  влияние профсоюзов на структуру  и уровень заработной платы;

4) выяснить  экономический эффект минимума  заработной платы;

5) объяснить  дифференциацию в заработной  плате;

6) ввести и кратко рассмотреть понятие инвестирования в человеческий капитал.

Определение заработной платы

В литературе отсутствует общепринятая трактовка  заработной платы. Приведем некоторые  из них.

Заработная  плата - это выраженная в денежной форме часть национального дохода, которая распределяется по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником, поступает в его личное потребление.

Заработная  плата - это вознаграждение за труд.

Оплата  труда работников - это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе.

Информация о работе Рынок труда и заработная плата