Рынок труда молодежи в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:03, реферат

Описание работы

Особенностью современного этапа социально-экономического развития Республики Беларусь является внедрение инновационных, наукоемких технологий, позволяющих модернизировать сложившуюся экономическую систему. Однако выход на качественно новый уровень производства невозможен без соответствующего кадрового обеспечения всех сфер экономики. Особое место в кадровом обеспечении занимает молодежь, которая является наиболее мобильной, быстро обучаемой, инициативной социальной группой, способной оперативно влиять на изменяющиеся требования социально-экономической ситуации и, особенно в трудовой сфере.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

 

Особенностью современного этапа социально-экономического развития Республики Беларусь является внедрение инновационных, наукоемких технологий, позволяющих модернизировать сложившуюся экономическую систему. Однако выход на качественно новый уровень производства невозможен без соответствующего кадрового обеспечения всех сфер экономики. Особое место в кадровом обеспечении занимает молодежь, которая является наиболее мобильной, быстро обучаемой, инициативной социальной группой, способной оперативно влиять на изменяющиеся требования социально-экономической ситуации и, особенно в трудовой сфере.

Важнейшим правом, провозглашенным  Конституцией Республики Беларусь и закрепленным в Трудовом кодексе Республики Беларусь, является право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. Законодательно утверждаются равные возможности граждан Республики Беларусь в реализации права на выбор профессии, рода занятий в соответствии с их призванием и способностями, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

Однако и в условиях рыночной экономики и перехода к рыночным отношениям многие граждане, и прежде всего молодежь, не могут самостоятельно реализовывать провозглашенное Конституцией право на труд. В первую очередь, это выпускники школ, которые не поступили на учебу в учреждения профессионального образования и которые практически не имеют профессиональной подготовки. Не всегда могут трудоустроиться в соответствии с полученной профессиональной подготовкой выпускники учреждений профессионального образования. Проблемы с трудоустройством возникают у лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование. Сложность в трудоустройстве часто испытывают граждане молодежного возраста, проживающие в малых городах и сельских поселениях.

На ситуацию на молодежном рынке труда существенное влияние оказывают происходящие демографические процессы. Так, в связи с сокращением рождаемости в конце 80-х – 90-х годах XX столетия, в настоящее время ежегодно сокращается численность молодежи. Если в 2006 г. удельный вес молодых граждан среди всего населения страны составлял около 24%, то в 2009 г. – 22,7%, а в 2010 г. – 22,2%.

Важным следствием этих процессов является демографическое старение населения, которое связано с увеличением демографической нагрузки на работающее население за счет лиц старших возрастов.

В целом для Республики Беларусь характерна тенденция ежегодно усиливающейся урбанизации населения: если в 2006 году в городской местности проживало 72% населения, то 2010 году – более 74,0%. В 2006 году 78,9% всех молодых белорусов являлись городскими жителями, в 2010 году уже более 80% всей молодежи проживало в городской местности. При этом более 24,0% граждан Республики Беларусь в возрасте от 15 до 30 лет проживают в г. Минске – особенно это касается возрастной группы молодежи 25–29 лет – наиболее активного субъекта на молодежном рынке труда, среди которых минчанами являются 27%.

За счет миграционного прироста численность населения областных центров ежегодно увеличивается на 0,3–0,6%, а города Минска – на 0,8%. Наиболее высокая степень миграционной подвижности присуща гражданам в возрасте 15–19 лет. Этот контингент формирует, в основном, учебную миграцию, которая характерна для молодежи. Как показывает анализ, до 70% обучающихся после окончания учебы остаются на работе в городах.

          Нерегулируемая внутренняя миграция приводит к дисбалансу на рынке труда. Численность, например, таких специалистов, как экономисты, юристы, технологи, учителя, в крупных городах оказалась избыточной, часть из них не всегда востребована на рынке труда, но одновременно часто остаются незаполненными вакансии по рабочим профессиям: строителей, электриков, водителей, продавцов и др.

Следует отметить, что при переселении  в города сельская молодежь сталкивается с трудностями, связанными с трудоустройством на высокооплачиваемую престижную работу. Нередко молодым людям приходится соглашаться на любое занятие, чтобы иметь возможность получать материальное вознаграждение, что приводит к деформации жизненных ценностей, в том числе профессиональных ориентаций. Поэтому, как показывают опубликованные в СМИ результаты проводимых социологических исследований, многие молодые люди в возрасте до 29 лет за время своей непродолжительной трудовой деятельности сменили работу по 3–4 раза. Зачастую в крупных городах дипломированные специалисты трудоустраиваются не по специальности на работу, которая не требует высшего или среднего специального образования.

Основными причинами урбанизации  населения являются, прежде всего, стремление сельской молодежи реализовать свой внутренний потенциал и, в первую очередь, стремление к профессиональному росту, возможности которого в сельской местности существенно ограничены. Поэтому многие молодые сельские жители ориентированы на получение профессионального образования в учебных заведениях, которые расположены преимущественно в городах. При этом сельская молодежь часто обучается по профессиям (специальностям), которые не имеют широкого применения в сельской местности. Кроме того, молодые люди мужского пола после службы в армии стремятся трудоустроиться в городах с целью получения профессиональной подготовки по более престижным профессиям. Одной из причин миграции молодежи из сельской местности в города являются имеющиеся сложности в создании семьи в связи с некоторым преобладанием в сельской местности численности молодежи мужского пола над численностью женщин. Так, в 2009 г. женщины в возрасте 20–24 лет, т.е. в среднем возрасте вступления в брак, составили 45,9% в общей численности сельской молодежи данной возрастной группы.

Определенный интерес представляет мотивация выбора профессии студентами и учащимися сельскохозяйственных учебных заведений. Более 27% при поступлении сделали выбор данного учебного заведения, потому что легко было поступить, 21,1% указали, что просто надо было где-то учиться, и еще столько поступили в данное учебное заведение, потому что не было возможности поступить в учебное заведение другого города, а в итоге – всего лишь 17–19% обучающихся твердо намерены после обучения работать в сельской местности и почти половина из всех обучающихся в сельскохозяйственных учебных заведениях работать в сельской местности не желают. При этом основными причинами подобного выбора являются: низкая заработная плата на сельскохозяйственных предприятиях, плохие социально-бытовые условия, отсутствие условий для проведения культурного досуга и др. В настоящее время эти вопросы решаются посредством строительства и развития агрогородков. Завершение этой работы позволит, по нашему мнению, повысить в общественном сознании престиж трудовой деятельности и жизни в сельской местности.

На ситуацию на молодежном рынке  труда могут оказывать существенное влияние также проводимые мероприятия по профессиональной ориентации и профессиональной подготовке молодежи. В последние годы у школьников, как показывают результаты исследований, происходит переоценка ценностей (снижается интерес к высшему образованию и одновременно усиливается безразличное отношение вообще к выбору профессии). Если в 2007 году, по результатам выборочного анкетного опроса, 52,7% выпускников одиннадцатого класса на пороге окончания школы не выбрали свою будущую профессию, то в 2009 году не определились в своем выборе 83,7% выпускников школ. Аналогичная ситуация и в 2010 году.

Обращает на себя внимание низкий уровень ориентации школьников и молодежи старше школьного возраста на получение рабочей профессии. Выбор рабочей профессии сделали не более 2% опрошенных. Хотя спрос на рынке труда на рабочие профессии возрастает, число выпускников ПТУ уменьшается. Молодежь предпочитает выбирать модные, престижные профессии (юриста, экономиста, психолога и др.). Преобладающими критериями выбора профессии, по данным Республиканского цента профессиональной ориентации молодежи (РЦПОМ), являются следующие: от 70 до 90% школьников считают, что работа должна быть интересной, высокооплачиваемой, преимущественно умственной и творческой, и только 8% готовы выполнять работу с использованием ручного труда или станков и машин. Выбор молодыми людьми при поступлении в учебные заведения профессии без учета своих возможностей и внутренних потребностей приводит к тому, что более 16,1% студентов и учащихся еще до окончания учебы высказывают стремление работать по совершенно другой профессии, и почти каждый четвертый работающий намерен сменить свою профессию. Однако последнее, на наш взгляд, связано не только с проблемой выбора молодежью профессий, но и с недостатками в работе на предприятиях по закреплению молодежи в трудовых коллективах.

В связи с этим особый интерес представляет наряду со службами профориентации работа в этом направлении специалистов предприятий. Имеющийся опыт такой формы профориентации говорит о ее эффективности. Положительный результат, по нашему мнению, мог бы дать возврат к существовавшей когда-то системе профессионального обучения школьников в учебно-производственных мастерских, а также на рабочих местах предприятий со сдачей экзамена и получением разряда по рабочей профессии.

Отдельной проблемой является получение практических навыков работы по специальности студентами дневной формы обучения. Месячная производственная практика, на наш взгляд, недостаточна для глубокого ознакомления с будущей профессией. Решить эту задачу можно через обеспечение занятости неполный рабочий день для желающих трудиться во время учебы и трудоустройство на временную работу во время каникул.

Такая работа в свободное от учебы время позволяет получить трудовые навыки и улучшить материальное положение учащегося.

В связи с этим негосударственные  учебные заведения, выпускники которых особенно испытывают сложности в связи с трудоустройством по причине отсутствия у них практического опыта работы по избранной профессии, должны налаживать деловые отношения с профильными производственными организациями и инициировать развитие партнерских отношений предприятий и учебных заведений, стимулировать включение в образовательный процесс специалистов-практиков. Это, по нашему мнению, помогло бы уменьшить несоответствие спроса и предложения рабочих мест в разрезе профессий и специальностей, улучшило бы ситуацию с трудоустройством молодежи.

Временную трудовую занятость обучающихся организуют органы по труду, занятости и социальной защите по договорам с нанимателями, имеющими свободные рабочие места (вакансии). Финансирование организации нанимателями временной трудовой занятости молодежи в свободное от учебы время осуществляется за счет средств Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) в виде выделения денежных средств нанимателям на приобретение спецодежды, инвентаря, инструмента, материалов, бланков трудовых книжек, оплату труда молодых граждан. В 2011 году было запланировано обеспечение временной занятости в свободное от учебы время более 25 тыс. чел. молодежи, обучающейся в учреждениях образования. Ежегодно заключается более 500 договоров с различными организациями по трудоустройству молодежи в свободное от учебы время (в основном в период каникул).

Для стимулирования нанимателей в трудоустройстве безработных из числа выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионального образования (высшего, среднего специального и профессионально-технического), а также прошедших обучение в учреждениях, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров, в том числе по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, этими органами организована так называемая «Молодежная практика», которая осуществляется на дополнительных временных рабочих местах (ученических рабочих местах), создаваемых нанимателями для обучения на производстве на договорной основе с органами по труду, занятости и социальной защите навыкам практической работы безработных по имеющимся у них специальностям, профессиям и квалификации. Органы по труду, занятости и социальной защите в рамках «Молодежной практики» компенсируют нанимателям затраты по оплате труда безработных в размере, не превышающем минимальную заработную плату и обязательные страховые взносы нанимателей в ФСЗН, начисленные на минимальную заработную плату учеников.

Решение проблемы занятости молодежи в свободное от учебы время осуществляется также путем развития системы молодежных служб.

Для минчан такая услуга предоставлялась коммунальным унитарным  предприятием «Молодежная социальная служба» (далее – КУП «МСС»). Студенческое бюро услуг данного предприятия занималось трудоустройством молодежи, выполняя разовые заказы от населения (погрузоразгрузочные и подсобные работы, уборка квартир и офисов, мойка окон, компьютерный набор текста, переводы, репетиторство, курьерские и другие услуги).

Особое внимание уделяется организации деятельности студенческих и волонтерских отрядов.

Законодательно предусматривается  преимущественное право на обучение молодежи по направлению органов по труду, занятости и социальной защите в учебных учреждениях, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров, бронирование рабочих мест для безработных в возрасте до 21 года, впервые ищущих работу. Равная со взрослыми оплата труда несовершеннолетних (возраст до 18 лет) при сокращенной продолжительности рабочего дня для работников в возрасте от 14 до 16 лет – до 23 часов в неделю, от 16 до 18 лет – 35 часов неделю (полная продолжительность рабочего времени в Республике Беларусь – 40 часов в неделю).

Органами по труду  занятости и социальной защите совместно с управлением по делам молодежи Министерства образования Республики Беларусь и молодежными общественными объединениями проводится целенаправленная работа по выявлению, учету выпускников общеобразовательных учреждений, не поступивших на учебу в учреждения, обеспечивающие получение профессионального образования, и не трудоустроившихся, а также несовершеннолетних граждан, которые по различным причинам прекратили обучение и содействию в их трудоустройстве по востребованным на рынке труда профессиям. Эти граждане направляются в учреждения, обеспечивающие повышение квалификации и переподготовку кадров, финансируемые за счет средств ФСЗН.

Проводится работа по информированию населения о возможностях трудоустройства. При этом большое внимание уделяется проведению информационных мероприятий массового характера («Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.), организации телепередач, радиопрограмм, пресс-конференций, изданию печатных информационных материалов для безработных, выпускников образовательных учреждений и нанимателей.

Создана в стране и систематически пополняется профессиограммами по новым профессиям на рынке труда интерактивная информационно-поисковая система «Моя профессия». Проводится актуализация и размещение данной системы на сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с целью пользования этой системой органами по труду, занятости и социальной защите, а также центрами профессиональной ориентации молодежи для содействия молодежи и другим гражданам в выборе профессий.

Информация о работе Рынок труда молодежи в Республике Беларусь