Рынок труда. Проблемы рынка труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
Объектами исследования взяты Россия и Швеция на рубеже 20-21 века.
Предмет исследования – теоретические вопросы формирования рынка труда, проблемы регулирования его деятельности, а так же практические аспекты функционирования рынка труда в современных российских и шведских условиях.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рынок труда: понятие, типология и структура.
§1.1.Эволюция понятия рынка труда 5
§1.2.Типология и структура рынка труда 8
Глава 2. Необходимость и формы регулирования рынка труда в
современных условиях.
§ 2.1 Механизм саморегулирования рынка труда 12
§ 2.2 Государственное регулирование рынка труда 14
Глава 3. Проблемы функционирования рынка труда в
переходной экономике современной России. 20
Глава 4. Рынок труда в Швеции 24
Заключение 29
Библиография 31
Приложение 33

Файлы: 1 файл

курс рынок труда (3).doc

— 397.00 Кб (Скачать файл)

 

Глава 4. Рынок труда Швеции.

 

Во второй половине 20-го века,  в конце 60-х годов, когда  иностранные наблюдатели стали  отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ, успешной и безмятежной Швеции, особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

В шведской политике того времени явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.Основными целями, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.

Шведский тип организации  жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной ''технологической ренты'', получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант ''общества всеобщего процветания'', хотя и ''продвинутый''.

В течение многих лет  Швеция имела одну из самых высоких  в мире долей рабочей силы в  общей численности трудоспособного  населения. В то время, когда в других странах безработица продолжала расти после нефтяных кризисов 1970-х годов, Швеция оставалась редким исключением. Доля населения в возрасте от 16 до 64 лет, имеющего оплачиваемую работу, резко увеличилась примерно с 70% в начале 1950-х годов до 82,6% в 1990 г. Непрерывное расширение государственного сектора является одной из важнейших причин этой тенденции. После 1950 г. весь прирост занятости происходил за счет государственного сектора.

Шведская разновидность государства  всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В этой стране установился высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.

В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31%, если он не превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума. Корпоративный налог был снижен с 50% в 1980-х гг. до 25% в настоящее время. Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. и составляет в среднем 25%. Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать полную занятость и социальную защиту с высокой экономической эффективностью и быстрым ростом производительности труда.[2.С.143.]

Высокая экономическая эффективность  промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.

Когда шведская модель социально  ориентированной экономики достигла зрелости, стали проявляться некоторые негативные черты: появилась безработица, замедлились темпы экономического роста, снизилась эффективность, ослабились стимулы к интенсивному, высококачественному труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся проявили солидарность в том, что взаимно согласились на корректировку модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС. Были несколько сокращены расходы на социальны нужды, что привело к незначительному снижению уровня жизни отдельных слоев населения (однако не более, чем на 10%), были уменьшены корпоративные налоги – сначала с 50 до 30%, а затем до 25%, - что имело целью стимулировать инвестиции и поддержать полную занятость. [2.С.256.]

С 1990-х годов ситуация на рынке труда резко изменилась. Швеция утеряла свое лидерство. С 1990 по 1994 г. численность рабочей силы сократилась более чем на полмиллиона  человек. В итоге доля рабочей  силы в общей численности трудоспособного населения снизилась до 77,6%. Удельный вес трудоспособного населения, имеющего оплачиваемую работу, упал до 71,5%.[2.С.275]

Сокращение занятости, приносящей доход, привело к резкому  повышению доли безработных. В 1994 г. официальная безработица составила 8,0% по сравнению с 1,7% в 1990 г.[2.С.277.] Однако увеличение официальной безработицы было намного меньшим по сравнению с сокращением занятости, поскольку многие люди, потерявшие свою работу, стали участвовать в программах на рынке труда, стали студентами или начали получать пенсии по инвалидности.

Положение на рынке труда  Швеции не претерпело значительных изменений  в 1995 и 1996 гг. Несмотря на экономический  рост, составивший в среднем 2,5% в  год, занятость не возросла. Поэтому  занятость и доля рабочей силы в общей численности трудоспособного населения находятся на тех же самых низких уровнях (см.П.5.Т1). В 1996 г. официальная безработица составила 8,1% рабочей силы. Если включить занятых в программах на рынке труда, то показатель безработицы составил 12,6%.[1.С.285.]

За 1991-1996гг. в Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в системе социального обеспечения и 50 изменений в правила регулирования рынка труда. В результате удалось переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993гг. Уже с 1994г. начался  промышленный и экономический рост: с 1994 по 1996гг. ежегодный прирост составил 2,8%.[1.С. 79.]

Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.[2.С.301]

Страна продолжает сохраняться  в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения  внешнеэкономической ориентации. В  последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения – в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.Экономические реформы Швеции в начале 1990-х гг. позволила также провести структурную трансформацию экономики: из-за дерегулирования повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных отраслей и повысилась доля наукоемких производств. [2.С.311.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе я попытался  дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта  деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже  с уверенностью говорить о том, что  рынок труда это не только отношения  между наемными работниками как  субъектами предложения труда и  предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка  труда, считая ситуацию на нем общей  для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

В работе был также  поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей же экономике  с присущим ей крупным государственным  сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики  рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

      1. Абалкин А.И. Вопросы экономики .- 2000г. - №1 . С.78-94.

      2. Волков А.М. Швеция : социально-экономическая модель. М.: ЭКСМО – 1997 г.- 267 с.

     3. Винокуров Г. А. За цивилизационный рынок труда // ЭКО.-1999.-№2.-С.109-111.

     4. Гринченко В. С. Что с тобой делать, рабочая сила? // ЭКО.-1999.-№2.-С.115-116.

     5. Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.-1996.-№1.-С.76-81.

     6. Дунаева Н. А. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики.-1998.-№1.-С.81-90.

  1. Еженедельник «Эксперт», № 10, 15, 21, 22, 26, 27, 30,  1997г. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» Москва, 1993г.

     8. Заславский И. К. О цене труда и безработицы // Вопросы экономики.-1993.-№12.-С.53-58.

     9.Заславский И. «К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.» «Вопросы экономики.», №2, 1996г., стр.76-91.;

    10. «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1994г., стр.233-248;

     11. Лещинская Г. «Молодежный рынок труда.» «Экономист.», №8, 1996г., стр. 62-70.;

     12. Любимов Л. Л.,Раннеева Н. А. Основы экономических знаний. - М., 1995.

   13. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс в 2-х томах. - М.,1992.- Т.1.-С.656.

   14. Мэнкью Н. Грегори Макроэкономика. - М.,1994.-С.334.

  1. Микульский К. «Формирование новой модели занятости.» «Экономист», №3, 1997, стр.47-52;

      16.Миляева Л. Экономические стороны «Скрытой» безработицы // Экономист-2001.-№5.-С.51-58.

       17. М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров», Москва 1996г.

       18.Обзор экономики России. Основные тенденции развития. Раздел рынок труда.\ пер. с англ. М.,1999г. \ http.www.cis.2000.ru

       19.Павленков В.А. «Рынок труда.» М., 1992г;

       20.Cоциально-экономические проблемы рынка труда в России.\Под ред. Титова В.Н. М., РАН.,Институт социально-экономических проблем народонаселения.- 2002г.\ http.www.economics.edu.ru

       21. Сидорович. В. А. Курс экономической теории.-М.:Экономика.-1997.-С.640. Социально-экономическое положение России. Январь-октябрь 1997 г. М.: Госкомстат России, 1997, стр. 7, 257.

      22.Соболева И. «Скрытые формы безработицы в России» М.: ИЭ РАН, 1997.

      23.Соколов Т.В. Рынок труда. – Труд за рубежом. – 2002г.- №1-\ http.www.bulleten.nm.ru

    24. Человек и работа.-1998.-№3-9.

Информация о работе Рынок труда. Проблемы рынка труда в России