Рынок труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.

Содержание работы

Введение 4
Рынок труда: понятие и механизм действия 6
Сущность и специфика рынка труда 6
Занятость населения 10
Безработица: причины и формы 13
Равновесие на рынке труда 16
Регулирование рынка труда 20
Направления государственной политики по
регулированию рынка труда 20
Инструменты государственного регулирования 21
Биржи труда 22
Деятельность профсоюзов 23
Рынок труда в Республике Беларусь 26
Состояние рынка труда РБ на современном этапе 26
Государственное регулирование занятости в РБ 28
Пути преодоления кризиса на рынке труда 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Согласно неоклассической  концепции оно достигается за счет мгновенной реакции ставки заработной платы на соотношение спроса и предложения на рынке труда. Благодаря гибкости зарплаты рыночный механизм обеспечивает полную и эффективную занятость. Полная занятость в данном случае означает, что каждый желающий продать определенное количество труда по сложившейся в данный момент цене может осуществить свое желание. Проиллюстрируем понятие полной и эффективной занятости с помощью рис. 1.

Рис.1. Равновесие на рынке труда при полной занятости

При ставке реальной заработной платы w0 предложение труда полностью соответствует спросу на него. Но это не значит, что исчерпаны все имеющиеся в данный момент трудовые ресурсы. Если бы ставка зарплаты поднялась до w1, то предложение труда возросло бы до N1. Тем не менее в ситуации, представленной на рис. 1, нет безработицы: трудоспособные, им соответствует отрезок N0N1, не желают наниматься на работу при ставке w0.

Занятость на уровне N0 является эффективной потому, что каждая дополнительная единица труда дает меньший прирост выпуска, чем требуется средств для ее оплаты. Это следует из того, что кривая спроса на труд ND в условиях совершенной конкуренции одновременно представляет кривую предельной производительности труда. При использовании, например, дополнительно (N1 – N0) единиц труда возникают потери, представленные на рис. 1 площадью заштрихованного треугольника.

Когда в стране с низкой производительностью труда (кривая ND сдвинута влево вниз) рабочие предлагают труд по относительно высокой цене (кривая NS сдвинута влево вверх), тогда полная занятость может сочетаться с большими объемами неиспользуемых трудовых ресурсов (отрезок N1N0 будет большим). В современной экономической теории такая ситуация на рынке труда интерпретируется как безработица, обусловленная недостатком капитала. Увеличение капиталовооруженности труда повысит его предельную производительность (сместит кривую ND вправо вверх), и уровень полной занятости в неоклассическом понимании возрастет.

Согласно неоклассической  концепции равновесие на рынке труда  устойчиво. Если ставка реальной зарплаты окажется равной w1, то, во-первых, работу начнут искать трудоспособные, им соответствует отрезок N0N1; во-вторых, спрос на труд сократится до N2. В результате возникает безработица в размере (N1 – N2). Конкуренция за рабочие места заставит ищущих работу согласиться на более низкую оплату труда, и ставка номинальной зарплаты будет снижаться до тех пор, пока ставка реальной зарплаты не примет значение w0.

Согласно кейнсианской концепции  рынок труда может стабилизироваться  при наличии безработицы. На рис. 2 совмещены графики кейнсианских функций спроса на труд и его предложения.

 

Рис. 2. Равновесие на рынке труда при безработице

Спрос предпринимателей на труд в размере N0 определился в соответствии с величиной эффективного спроса. Если предприниматели установят ставку номинальной зарплаты на максимально допустимом для них уровне W0, то предложение труда будет равно N2 и на рынке труда образуется избыток в размере (N2 – N0). Несмотря на то, что в рассматриваемой ситуации ищущие работу согласны на более низкую оплату труда, уменьшение ставки зарплаты ниже W0 не увеличит спрос на труд. С позиций классической школы в данном случае цена труда завышена на величину (W0 – W1). Но даже при снижении ее до W1 сохранится безработица в размере (N1 – N0), которая не устраняется в ходе стихийного взаимодействия спроса и предложения на рынке труда. В данном случае рынок труда стабилизируется при неэффективном уровне занятости, так как предельная производительность труда превышает предельные издержки на него. Площадь заштрихованного треугольника на рис. 2 представляет чистый выигрыш от увеличения производства путем доведения занятости до N1. [8, 127]

Однако на практике, несмотря на наличие корректирующих  в направлении восстановления равновесия как рыночных, так и нерыночных механизмов, явно проявляются следующие особенности рынка труда: безработица не исчезает даже в момент равновесия, то есть равновесная цена не всегда обеспечивает полную занятость. Это происходит по следующим причинам:

1. Предложение рабочей силы не может быть резко сокращено или увеличено вслед за спросом, оно обладает гораздо меньшей эластичностью по сравнению со спросом;

2. Колебание цены труда могут происходить в определённых границах: от нижней - стоимости рабочей силы  до верхней - вновь созданной стоимости, говоря другими словами, зарплата в нормальных условиях - длительно не может быть ниже прожиточного минимума или же превышать общий доход производителя;

3. Полной 100% занятости не может быть и потому, что всегда найдутся люди, которые по различным причинам, например по собственному желанию являются незанятыми, безработными, то есть всегда существует естественный уровень безработицы;

4. На рынке труда активно действуют такие внеконкурентные факторы, как государство, профсоюзы, крупные работодатели (предприятия) в результате влияния которых совершенная конкуренция превращается в несовершенную; объектом их воздействия выступают не только заработная плата, но и производительность труда, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др. [6].

Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы: рынок труда является сложной, динамичной и постоянно развивающейся структурой. Основными показателями его состояния   являются показатели уровней занятости и безработицы. Механизм установления равновесия на рынке труда по своей сути является очень сложным, так как велико число субъектов, влияющих на достижение равновесного состояния, поэтому очень важным аспектом является вмешательство государства, то есть механизм государственного регулирования. 

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

 2.1.Направления государственной политики по регулированию рынка труда

 

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые  она порождает, очевидны:

  • Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.
  • Снижаются налоговые поступления: рабочий получает доход (заработную плату), которая облагается налогом.
  • Снижается уровень жизни семьи безработного так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.
  • Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.
  • Безработица не только подрывает материальное положение, но и влечёт за собой тяжёлые социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт число самоубийств: 32 % смертельных случаев - добровольный уход из жизни.

В этой связи  одной из функций государства  становится регулирование занятости, устранение негативных последствий  безработицы [9].

Политика регулирования  рынка как составная часть  экономической политики предусматривает  достижения трех основных целей:

  1. стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников;
  2. наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
  3. предоставление работы каждому, кто ее ищет.

Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

  • объекту воздействия (общие и специализированные меры);
  • источникам финансирования.

К методам воздействия на занятость можно отнести:

  • прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
  • косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.

Типы государственного воздействия на занятость:

  • пассивный: социальная помощь незанятому населению;
  • активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка <span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_00202__Char" style=" font-family

Информация о работе Рынок труда в Республике Беларусь