Рынок труда в России и Уральском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:10, реферат

Описание работы

Рынок труда понимается нами как система общественных отношений (в том числе взаимоотношений юридически свободных работников и работодателей), социальных (в том числе правовых) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной главным образом соотношением спроса и предложения) и использование труда. Принципиальным отличием данного определения от более узких является то, что не только сферу обмена (купли-продажи) труда, но и сферу воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и т.д.) и сферу использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве) мы относим к данному понятию.

Файлы: 1 файл

Рынок труда в России и Уральском регионе.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Рынок труда в России и Уральском  регионе.

 

Рынок труда  понимается нами как система общественных отношений (в том числе взаимоотношений  юридически свободных работников и  работодателей), социальных (в том  числе правовых) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной главным образом соотношением спроса и предложения) и использование труда. Принципиальным отличием данного определения от более узких является то, что не только сферу обмена (купли-продажи) труда, но и сферу воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и т.д.) и сферу использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве) мы относим к данному понятию.

В то же время более узкие определения рынка труда, углубляющие и конкретизирующие отдельные аспекты широкого понятия, также могут быть использованы. Среди них наиболее полезным представляется определение МОТ, которого также придерживаются многие зарубежные профсоюзы и специалисты по труду. По их мнению, рынок труда - это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры,  коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда. Данное определение носит институциональный характер - то есть ориентируются на трудовые отношения и механизмы установления цены труда.

Применение понятия «рынок » к анализу трудовой сферы  не уравнивает труд с обыкновенными  товарами. Труд в первую очередь  представляет собой процесс экономической  деятельности людей и только после этого и в дополнение к этому может рассматриваться как ресурс или товар. Человек как носитель способности к труду в нормальном обществе обладает свободой воли. Поэтому в современных обществах работники не могут быть куплены или проданы, они могут быть только наняты. Решение, принимаемое человеком о продаже своего труда (трудоустройстве), - это социально-психологический процесс, отличающийся от процесса принятия решения о продаже, например, партии телевизоров, произведенных заведомо для рынка. От товаров в вещественной форме труд отличается тем, что он не «производится» заблаговременно и не «хранится» (в этом смысле труд является услугой - он производится в тот момент, когда потребляется, то есть используется работодателем). Но труд отличается и от большинства услуг (хотя все конкретные услуги и оказываются посредством труда) своей незаменимостью. Услуги, как и товары в вещественной форме, во многих случаях заменяемы (например, банковские услуги можно заменить услугами инвестиционных фондов или страховых компаний), но труд вообще даже на автоматизированных производствах не может быть полностью заменен капиталом. Конкретные виды труда взаимозаменяемы, но труд вообще выступает как безальтернативный ресурс.

Ключевыми моментами анализа  и прогнозирования рынка труда является его предложение и спрос.

Предложение труда на уровне народного (национального) хозяйства  рассматривается как сложившаяся  при данных экономических, демографических, социальных условиях общая численность  людей, занятых в экономике и  ищущих работу (экономически активное население). В необходимых случаях базовое определение предложения труда через численность «экономически активного населения» могут заменяться еще более широкими категориями «трудовых ресурсов» и «населения трудоспособного возраста». Спрос на труд на соответствующем уровне выступает как сложившаяся при данных условиях суммарная численность занятых и вакантных рабочих мест. Рабочие места в данном контексте рассматриваются в их социально-экономическом, а не физическом (технико-технологическом) понимании.

Существует три ситуации на рынке труда в зависимости  от состояния отношения друг к  другу спроса и предложения: 1. Равновесие (спрос равен предложению). 2. Профицит кадров (преобладание предложения труда  над спросом). 3. Дефицит кадров (преобладание спроса над предложением труда)

Сегодня, на российском рынке труда, переживающем существенные перемены, первое, что бросается  в глаза - это общий рост дефицита кадров, связанный с ростом экономики  и усилением конкуренции во многих областях. Это похоже на то, что мы наблюдали до кризиса 1998 года, однако внутренние механизмы этого процесса иные, и, соответственно, иная структура спроса на специалистов. Если до кризиса фокус был сосредоточен на продажах и финансовых операциях, то после кризиса безусловным лидером всех процессов на рынке труда становится производство.

Динамика развития событий  на кадровом рынке в послекризисный период соответствовала естественной логике развития бизнеса. В 1999 году увеличился спрос на специалистов по маркетингу в связи с изменением стратегии тех компаний, которые стремились остаться на рынке. В 2000 году эта тенденция сменилась другой: стал возрастать спрос на специалистов по продажам, что обусловлено началом восстановления рынка и переходом к активной фазе в деятельности компаний. Были определены новые продукты и новые ниши (в основном более дешевых товаров) для продаж. В 2001 году наблюдалось повышение спроса на специалистов производственной сферы, что явилось следствием предыдущего периода: покупательский спрос растет, а дешевых товаров недостаточно. 2002 год стал продолжением той же тенденции: усиление спроса в двух основных сферах - торговле (персонал для торговых сетей), пик развития которой мы сейчас наблюдаем, и в производстве (рабочие специальности и технический персонал).

В настоящее время торговые предприятия осваивают нишу розничной  торговли, поэтому привлекают большое  количество персонала для обслуживания супермаркетов. В свою очередь производственные предприятия испытывают серьезные  трудности в комплектовании штата квалифицированными рабочими.

На рынке  труда в Уральском ФО и Челябинской  области в частности наблюдается  похожая ситуация. Численность безработных, состоящих на учете в органах  государственной службы занятости, на конец ноября 2004 г. Составила 142,8 тыс. человек, что на 31,1 тыс. больше, чем на конец ноября 2003г. Значительный рост безработных произошел в Челябинской области - на 13,9 тыс. человек. К концу декабря 2004 года статус безработного был присвоен 44,3 тысячам человек, это на 60,5% больше, чем в 2002 году.

Уровень безработицы  по области составляет 2,5%. В то же время в 2004 году в области работало 6869 иностранцев, что составило 155,8% к  уровню 2003 года.

По данным ВЦИОМа, безработица занимает четвертое  место в списке самых значимых угроз для россиян (36% респондентов). Как свидетельствуют результаты исследований фонда «Социальная инноватика», для того чтобы улучшить свое материальное положение, 55% опрошенных работают, 4% экономят, 5% учатся, 3% заявили что воруют, 33% не делают ничего. Как видим, ориентированность населения на помощь государства по-прежнему сильна. Повышения заработной платы и создания новых рабочих мест ждут от президента страны, того же плюс большей заботы о гражданах и безопасности от губернаторов и мэров.

Представляется, что на этом фоне возрастают требования к органам ФГСЗН, в деятельности которых особое значение приобретают:

Усиление контроля за своевременной и полной подачей  предприятиями информации о предполагаемых структурных изменениях, сопровождающихся высвобождением работников, и потребностях в рабочей силе;

Расширение  информационного поля на основе использования  потенциала многофункциональных бирж труда, обслуживающих различные  профессиональные группы, организации  ярмарок вакансий (в зависимости от спроса на рынке).

Цель реформирования трудовых отношений состоит в  обеспечении прав работника при  соблюдении интересов работодателя. Речь идет не только о пособиях по безработице. Государство должно гарантировать  реализацию конституционного права граждан на свободный выбор работы и рода занятий с достойным вознаграждением за труд.

Показатели  уровня безработицы заметно разнятся: наибольшие фиксируются в регионах с высоким естественным приростом  населения, наименьшие - на территориях  нового освоения. Как правило, безработица выше там, где преобладают предприятия ВПК, легкой промышленности, машиностроения; в регионах с развитой добывающей промышленностью (кроме угольной) и устойчивым АПК ситуация более благоприятная.

Согласно таблице  состояния рынка труда в Уральском регионе численность безработных составляет 501 тыс. человек. Для полного представления картины следует учесть следующие факторы:

Широкое распространение  неполной и огромные масштабы вторичной  занятости;

Низкий удельный вес занятых в сфере услуг и высокий – на крупных и средних предприятиях сферы производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство);

Производственный  спад по сравнению с уровнем 1991 г.;

Ухудшение качеств  рабочих мест и одновременное  повышение требований к профессионализму и квалификации работников;

Нарушение трудовых прав граждан и значительное количество занятых в теневой экономике  и т.д.

Было проведено  исследование, которое выявило, что  в 2002 год, на 514,5 тыс. человек приходилось 67,7 тыс. рабочих мест заявленных предприятием. Результаты указывают, что сам по себе рыночный механизм не способен сократить безработицу и увеличить занятость. Значит, для решения проблемы необходимо разрабатывать целевые программы, которые дадут возможность регулировать конкретную ситуацию в конкретном регионе точечным методом.

Существует  целый ряд особенностей, повлиявших на характер российской безработицы:

Высокая инфляция и дефицит  товаров;

Относительно  низкий технико-технологический и  организационный уровень производства;

Конверсия и сокращение Вооруженных сил;

Спад производства;

Приток вынужденных переселенцев и беженцев из ближнего зарубежья, обостривших  ситуацию с занятостью и т.д.

Тормозом развития экономики  становиться также нехватка квалифицированных  работников. Следовательно, поощрение создания рабочих мест в малом бизнесе и перспективных отраслях производства, а также налаживание профессиональной подготовки является одной из прямых обязанностей государства. К кругу мер, способствующих снижению безработицы, также относится:

Максимальное заполнение имеющихся  и предупреждение массового  высвобождения вакансий;

Налаживание профессиональной подготовки и переподготовки среди  незанятого населения, развитие профконсультирования и профориентации в органах СЗ;

Необходимо перепрофилирование рабочих мест под выпуск конкурентоспособной продукции;

Организация оплачиваемых общественных и временных работ;

Межтерриториальное перераспределение  трудовых ресурсов;

Содействие предпринимательству, развитие самозанятости населения.

Кроме того, для различных категорий населения существуют различные варианты поддержки. Для молодежи – организация молодежный бирж труда, квотирование рабочих мест с льготными налогообложением соответствующих предприятий, помощь в развитии молодежного предпринимательства. Для женщин – неполный рабочий день, неделя, свободный режим работы, одним словом, гибкие формы занятости, и опять же квотирование рабочих мест для имеющих детей, развитие женского предпринимательства и т.д. Для инвалидов и людей предпенсионного возраста – налаживание специализированных производств, дополнительные финансовые льготы, стимулирование семейного бизнеса и снова квотирование рабочих мест. Для лиц освобождающихся из заключения – обеспечение условий для социальной адаптации, бронирование рабочих мест. Квоты могли бы устанавливаться решением местной администрации на муниципальных предприятиях, а на других – специальным договором, заключаемым органами исполнительной власти с предприятием.

Универсального рецепта  по сокращению безработицы нет. Для  начала нужно реформировать экономическую и социальную сферу жизни общества, провести взвешенные экономические реформы, и адекватную социальную политику, и только тогда мы сможем сформировать цивилизованный рынок труда.


Информация о работе Рынок труда в России и Уральском регионе