Рынок труда в России, особенности его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу "кто не работает, тот не ест". Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.

Содержание работы

Введение.

I. Рынок труда и его структура:
Сущность и специфика рынка труда.
Структура рынка труда.
Особенности рынка труда в России.

II. Причины и формы безработицы:
2.1. Сущность безработицы.
2.2. Причины и основные формы безработицы.
2.3. Социальные последствия безработицы в
России.

III. Государственное регулирование занятости:
3.1. Государственная политика по регулированию
рынка труда.
3.2. Федеральная служба занятости России.
3.3. Биржи труда.

Заключение.
Библиографический список

Файлы: 1 файл

РЫНОК ТРУДА В РОССИИ, ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)
1.3. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ

 

Еще совсем недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась в качестве товара. При этом миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. Однако существовавший в то время  рынок труда был своего рода квазирынком – порождением административной экономики, отягощенным многочисленными диспропорциями, во многом существующими и поныне.

Главное отличие нашего рынка труда – это наличие  административных, правовых и экономических  ограничений, препятствующих свободной  продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для работников.

Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90-е  гг. стали трудоизбыточньми.

Несмотря на все эти  трудности, можно надеяться, что  с нынешним квазирынком скоро  будет покончено. В 1995 г. на долю негосударственного сектора экономики уже приходился 61% общей численности занятых. В обстановке конкуренции предприятия будут стремиться к оптимизации состава и численности работников; а работники, в свою очередь, получат возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях. Но реализовано это может быть только при создании подлинно конкурентной среды на основе приватизации, при отмене регистрации, препятствующей свободному передвижению рабочей силы, при создании рынка жилья и действенной системы содействия найму.

 

II. ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

2.1. СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производственной сфере. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории  рабочей силы:

    • потерявшие работу в результате увольнения;
    • добровольно оставившие работу;
    • пришедшие на рынок труда после перерыва;
    • впервые пришедшие на рынок труда.

Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы.

В марксистской теории безработицу  обычно связывают с процессом  накопления капитала, при котором  потребность в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале).

В западной экономической  науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в  своей основе отражает экономическую  целесообразность использования ресурсов, подобно тому как, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям). К естественной безработице относят также так называемую фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу.

 

2.2. ПРИЧИНЫ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны:

  • структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
  • экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
  • политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
  • сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
  • изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные формы.

Фрикционная безработица связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, поэтому требуется определенное время для "взаимного поиска".

Добровольная безработица связана с увольнением работника по собственному желанию, в связи с неудовлетворительной заработной платой или условиями труда.

Структурная безработица связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы либо к переобучению персонала.

Вынужденная безработица связана с сокращением объемов производства.

Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены.

Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т.е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие – уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства, относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.

Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.

Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Ее суть заключается в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Застойная безработица: в любом обществе существует прослойка людей, которые не хотят работать.

Оптимальная безработица – это безработица, уровень которой равен естественной, нормальной. Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства.

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается  режим оптимального роста и состояние экономической стабильности.

 

 

2.3. СОЦИАЛЬНЫЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ

 

С точки зрения теории и практического  регулирования рынка труда, наибольший интерес предоставляет анализ негативных социальных последствий роста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий по предупреждению и смягчению этих последствий, минимизировать социальную цену радикальных реформ.

При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции:

  • Безработица ведет к неполному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от неполного использования производственных возможностей.
  • При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок.
  • Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего является подрыв психического здоровья нации.

Оценивая, безработицу как потери общества, следует отметить также следующие факторы экономической нестабильности:

  • снижение покупательного спроса;
  • сокращение сбережений;
  • снижение инвестиционного спроса;
  • сокращение предложения, спад производств.
  • Рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения числа преступлений. 39% зарегистрированных преступлений в России совершают лица, не имеющие постоянного источника дохода, т.к. рост безработицы на 1% ведет к увеличению числа преступлений на 8%.

 

При всех отрицательных  сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные аспекты.

Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей силы, которую  можно задействовать при расширении производства или структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались незадействованы, т.к.  работникам было легче работать на старых уже освоенных местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.

Наличие безработицы  усиливает агрессию профсоюзов и  их требования повышения заработной платы, и тем самым усиливает  стимулы предпринимательской деятельности.

В силу отмеченных причин, умеренная безработица (3-7% от числа  занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.

 

III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ

 

3.1. НАПРАВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО  РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА

 

Политика регулирования  рынка как составная часть  экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:

  1. стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников;
  2. наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
  3. предоставление работы каждому, кто ее ищет.

 


 


 


 

Рис. 3.1. Направления государственной  политики на рынке труда.

 

Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

  • объекту воздействия (общие и специализированные меры);
  • источникам финансирования.

К методам воздействия на занятость можно отнести:

  • прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
  • косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.

Типы государственного воздействия на занятость:

  • пассивный: социальная помощь незанятому населению;
  • активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных  групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.

 

3.2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ  СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ

 

В настоящее время  в России сложился ряд направлений  в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят  из федеральной службы занятости  населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда.

Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости. В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств: Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и федеральной службы занятости – образовано Министерство труда и социального развития России (рис. 3.2).

 


 


 


 

 


 



 


 


 



 


 


 


 

 

Рис. 3.2. Приоритетные направления служб  занятости.

 

3.3.  БИРЖИ  ТРУДА

 

Услуги, связанные с содействием  занятости населения, предоставляются органами службы занятости бесплатно. Развитие рыночных отношений способствует созданию негосударственных структур занятости частного характера. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, учреждения при учебных заведениях и т.п. Находят применения и биржи труда. Практика показывает, что они в полной мере могут стать действенным регулятором рынка труда. Биржи труда


 


аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии  и перспективах. Как рыночная структура, биржа труда выполняет много образные функции (рис. 3.3).

 

Рис. 3.3. Функции биржи труда.

 

Существуют и другие формы  коммерческих структур в области  организации занятости населения  на негосударственном уровне. На конец 2000 г. в России насчитывалось около 150 негосударственных структур занятости и подбора персонала, которые располагались в различных городах России, но большая их часть сосредоточена в Москве.

Информация о работе Рынок труда в России, особенности его формирования