Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- дать определение рынка труда;
- раскрыть экономический механизм функционирования рынка труда;
- изучить проблемы российского рынка труда;

Содержание работы

Введение 2
1. Сущность рынка труда, его типология и структура 3
1.1 Определение рынка труда 3
1.2 Типология и структура рынка труда 4
1.3 Рынок труда и заработная плата. 7
2. Современное состояние рынка труда в России 10
2.1 Специфика трудовых отношений 10
2.2 Цели и задачи политики занятости 11
2.3 Перспективные направления политики занятости 14
3. Перспективы развития рынка труда 18
4. Занятость и безработица в России за 2011 год………………………………………………………………………………………23
Заключение 27
Список используемых источников………………………………………………….. 29

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

По сравнению с июлем 2011г. численность  занятого населения увеличилась  на 384 тыс.человек, или на 0,5%, численность безработных за этот период уменьшилась на 341 тыс.человек, или на 6,8%. По сравнению с августом 2010г. численность занятого населения выросла на 477 тыс.человек, или на 0,7%, численность безработных сократилась на 462 тыс.человек, или на 8,8% (в сопоставимой методологии).

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,5 раза превышает численность  безработных, зарегистрированных в  государственных учреждениях службы занятости населения. В конце  августа 2011г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1327 тыс.человек.

Безработица по полу и виду поселения 2011. [24].

Среди безработных, по методологии  МОТ, доля женщин в августе 2011г. составила 48,3%, доля городских жителей - 63,5%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди  городских жителей. В августе 2011г. это превышение составляло 1,7 раза.

Таблица 2. Уровень безработицы  по полу и виду поселения в процентах

 

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское  
население

2011г.

         

Январь

7,8

8,4

7,1

6,5

11,4

Февраль

7,6

8,3

6,8

6,3

11,2

Март

7,1

7,9

6,3

6,2

10,0

Апрель

7,2

7,9

6,5

5,9

11,0

Май

6,4

6,6

6,2

5,3

9,5

Июнь

6,1

6,4

5,7

5,2

8,5

Июль

6,5

6,9

6,2

5,6

9,2

Август

6,1

6,2

6,0

5,2

8,9


 

Возрастной состав безработных 2011.

Средний возраст безработных в  августе 2011г. составил 34,2 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 31,2% (в июле 2011г. - 30,5%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 7,5%, 20-24 лет - 23,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (28,5%) и 20-24 лет (13,8%). По сравнению с июлем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 4,9 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - остался на том же уровне.

 

Рисунок 3. Уровень безработицы  по возрастным группам и виду поселения

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в  августе 2011г. составил 15,8%, в том числе  среди городского населения - 15,0%, среди  сельского населения - 17,6%. Коэффициент  превышения уровня безработицы среди  молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,4 раза, в том числе среди городского населения - 4,0 раза, сельского населения - 2,5 раза.

 

 

 

 

 Заключение

 

Таким образом, рынок труда - это специфический рынок, на котором в качестве товара выступает рабочая сила (поскольку сам по себе труд не является товаром и объектом рыночных отношений быть не может).

На рынке рабочей силы формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу. Субъектами экономических отношений на рынке рабочей силы выступают, с одной стороны, предприниматели и государство, с другой отдельные работники или их ассоциации.

Спрос на труд - это потребность в рабочей силе. В денежном выражении спрос представляет собой ожидаемые совокупные затраты, связанные с вовлечением в народное хозяйство дополнительной рабочей силы.

Предложение труда – это число рабочих, выдвигаемых на рынок труда; потребность в денежных средствах, необходимых для создания новых рабочих мест и содержания рабочей силы.

Рынок труда может быть национальным и местным. Когда отношения в сфере найма строятся внутри предприятия, фирмы, такой рынок принято считать внутренним рынком труда. В узком смысле рынок труда - это текущий рынок, составляющий часть совокупного. Текущий рынок труда можно подразделить на открытый и скрытый.

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие.

Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения наемных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения работников содействуют максимально быстрой адаптации последних к меняющимся требованиям рынка.

Политика регулирования рынка труда предусматривает достижение трех основных целей: стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников; наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предоставление работы каждому, кто ее ищет.

Регулирование рынка труда, проводимое государством, осуществляется в краткосрочном и долгосрочном периодах. Меры краткосрочного периода включают всевозможное стимулирование труда: увеличение государственных расходов на финансирование занятости в общественных работах; субсидирование новых рабочих мест; поддержание самозанятости населения.

Долгосрочные меры государства предполагают увеличение гибкости рынка труда. Это может быть достигнуто через систему определенных действий: переподготовку, переквалификацию работников; развитие всех видов информационной базы государственной и негосударственной служб занятости.

Одной из характерных черт российского рынка труда является безработица, которая сопровождается различными проблемами социального, экономического и психологического характера. В России значительный рост безработицы пришелся на начало 90-х годов XX века и был обусловлен переходом к рыночной экономике.

Помимо безработицы российский рынок труда характеризуется также такими негативными моментами, как неполная занятость, неравномерность в распределении трудовых ресурсов по регионам и отраслям экономики, неформальный сектор экономики и ряд других.

Анализируя занятость  и безработицу в России на 2011 год  можно сделать следующие выводы:

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в августе 2011г. составил 65,0%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с  критериями МОТ, в 3,5 раза превышает  численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце августа 2011г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1327 тыс.человек.

Среди безработных, доля женщин в августе 2011г. составила 48,3%, доля городских жителей - 63,5%.

Средний возраст безработных  в августе 2011г. составил 34,2 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 31,2% (в июле 2011г. - 30,5%), в том числе  в возрасте 15-19 лет - 7,5%, 20-24 лет - 23,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (28,5%) и 20-24 лет (13,8%). По сравнению с июлем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 4,9 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - остался на том же уровне.

Указанные явления позволяют оценить способность российского рынка труда к саморегуляции как незначительную, что сохраняет потребность в использовании элементов государственного вмешательства. Предпринимаемые в этой сфере государством меры могут быть сведены в основном к профилактике растущей безработицы (содействие занятости населения, включая трудоустройство), а также к снижению ее последствий (материальная поддержка безработных, которая включает в себя выплату пособий по безработице, переподготовка безработных и др.).

Государственная политика регулирования рынка труда, опираясь на мировой опыт формирования общественных институтов и институциональных структур, одновременно должна учитывать специфику российских условий, определяющих ее выбор и приоритетные направления. Непременной исходной позицией государства при регулировании процессов на рынке труда всегда является задача обеспечения продуктивной занятости, как правило, обусловливающей экономический рост, вследствие которого расширяется спрос, в том числе и на рабочую силу.

 

 

Список используемых источников

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - 25 декабря (№ 237); 2009. – 21 января (№7).
  2. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 25 декабря 2008 г. № 287-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1991. - № 18. - Ст. 566; Российская газета. – 2008. - 30 декабря (№ 266).
  3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - № 52 (часть I). - Ст. 6242.
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - № 47. - Ст. 5489.
  5. Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2008 г. № 1193-р) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - № 34. - Ст. 3964.
  6. Беляева, М.Г. Как сделать цивилизованным российский рынок труда / М.Г. Беляева // ЭКО. – 2007. - № 3. – С. 359.
  7. Владимирова, Т. На волне высвобождения / Татьяна Владимирова // Деловой Кузбасс. – 2009. - № 3. – С. 586.
  8. Власов, В.И. Постатейный комментарий к закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» / В.И. Власов, О.М. Крапивин – СПС «Гарант», 2009.
  9. Крощенко, М. Труд иностранцев в условиях финансово-экономического кризиса / М. Крощенко, Ю. Алексенцева // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2009. - № 4. – С. 421.
  10. Кузьмина, Ю. Рынок труда требует реформирования / Ю. Кузьмина // Человек и труд. – 2008. - № 6. – С. 385.
  11. Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2002. –c 832.
  12. Лобань, И. Антикризисные меры в сфере занятости / И. Лобань // Экономика и жизнь. – 2009. - № 3. – С. 295.
  13. Логинова, Е. Кадры: перезагрузка / Екатерина Логинова // Деловой Кузбасс. – 2009. - № 3. – С. 374.
  14. Некрестьянова, С. Роль государства в становлении и дальнейшем развитии рынка труда на общероссийском и региональном уровнях / С. Некрестьянова // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. - № 7. – С. 286.
  15. Некрестьянова, С. Рынок труда: наблюдается сокращение трудовых ресурсов / С. Некрестьянова // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. - № 5. – С 245.
  16. Новикова, М. Бизнес сбрасывает балласт / М. Новикова // Экономика и жизнь. – 2009. - № 3. – С. 19.
  17. Орлова, Е. Проблемы реализации гарантий в сфере занятости / Е. Орлова Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2009. -№ 2.
  18. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // Российская газета. – 2009. - 20 марта (№ 48).
  19. Рынок труда в цифрах // Экономика и жизнь. – 2009. - № 3. – С. 89.
  20. Щур, Д.Л. Меры по поддержке рынка труда в Российской Федерации / Д.Л. Щур // Консультант бухгалтера. – 2009. - № 2.
  21. Экономика труда / под ред. Н.А. Горелова. – СПб.: Питер, 2007. – 704 с.
  22. Экономика труда / под ред. П.Э. Шлендера, Ю.П. Кокина. – М.: Юристъ, 2008. – 592 с.
  23. Экономический словарь. 14500 терминов / под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2008. – 1152 с.
  24. Федеральная служба государственной статистики, Росстат – www.gks.ru

 

 

 

 




Информация о работе Рынок труда