Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 08:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. Вместе с тем современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.
Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе. В общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или ее куплей-продажей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА, ЕГО ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА 5
1.1. Понятие и содержание рынка труда 5
1.2 Механизм функционирования рынка труда 8
1.3. Методы регулирования рынка труда 13
2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА В РФ 16
2.1. Показатели рынка труда в РФ 16
2.2. Направления развития рынка труда в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика» На тему «Рынок тр.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

 

Уровень безработицы в январе 2012г. составил 6,6% (без исключения сезонного фактора).

Средний возраст безработных в  январе 2012г. составил 34,7 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,2%.

Средняя продолжительность поиска работы безработными в январе 2012г. составила у женщин 8,2 месяца, у мужчин - 8,0 месяца.

Безработица в значительной степени  является застойной.

Из 1,9 млн. безработных сельских жителей 42,0% находились в ситуации застойной  безработицы (искали работу 12 месяцев  и более), из 3,0 млн. безработных городских жителей - 30,2%.

К концу января 2012 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояли на учете 1,5 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,3 млн.человек имели статус безработного, в том числе 1,1 млн.человек получали пособие по безработице.

В январе 2012 г. получили статус безработного 160,5 тыс.человек. Размеры трудоустройства безработных были на 6,2 тыс.человек, или на 8,6% меньше, чем в январе 2011г., и составили 65,2 тыс.человек.

В январе 2012 г. нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий составила 117,4 человека [16].

2.2. Направления развития рынка труда в России

 

Приоритетными задачами социально-экономической политики, направленной на развитие рынка труда, повышение эффективности действующих и создание новых рабочих мест, являются:

- реализация инвестиционных и инновационных проектов в высокотехнологичных сферах экономики;

- формирование и развитие производственных кластеров, а также развитие энергетики, промышленности и транспортной инфраструктуры;

- развитие и модернизация образования, здравоохранения, жилищной сферы и агропромышленного комплекса;

- создание и совершенствование рыночных институтов, а также развитие малого предпринимательства.

В связи с этим возникает необходимость  обеспечения модернизируемых и  вновь создаваемых рабочих мест необходимыми квалифицированными кадрами.

Для обеспечения конкурентоспособности  российских организаций в новых условиях необходима реструктуризация и диверсификация отраслей экономики, что повлечет за собой изменение сложившейся структуры занятости населения и будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест и высвобождением работников, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых профессий.

В связи с процессами глобализации экономики обострится конкуренция  за квалифицированную рабочую силу. Наблюдаемые в западноевропейских 
странах негативные демографические тенденции предположительно обусловят повышение спроса в этих странах на рабочую силу из стран Союза Независимых Государств, в том числе из Российской Федерации.

Ожидаемые рост рождаемости и старение населения приведут к выходу с рынка труда молодых женщин в связи с рождением ребенка и лиц старшего возраста.

Сокращение численности населения  трудоспособного возраста, являясь  причиной возникновения дефицита трудовых ресурсов, станет существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста.

Усугублению проблемы дефицита трудовых ресурсов способствует современное  распределение производительных сил  в сочетании с локализацией региональных рынков труда и низкой мобильностью рабочей силы.

В настоящее время распределение  производительных сил характеризуется  следующими тенденциями:

- концентрация спроса и предложения рабочей силы в центральных районах страны;

- отток трудоспособного населения из районов Сибири и Дальнего Востока. За 2002 - 2007 годы из этих районов выбыло свыше 740 тыс. человек, из которых около 75 процентов составляли граждане трудоспособного возраста;

- значительное превышение предложения рабочей силы над спросом на нее в республиках Северного Кавказа. В Республике Дагестан, Республике Ингушетия и Чеченской Республике не имели работу от 20 до 50 процентов трудоспособного населения. Доля длительно безработных в указанных республиках составляет свыше 60 процентов.

Таким образом, дезинтеграционные  процессы на рынке труда в отдельных  субъектах Российской Федерации обусловливают сохранение очагов застойной безработицы, в то время как в ряде регионов страны наблюдается нехватка рабочей силы.

Модернизация производства, расширение применения новых наукоемких технологий и их развитие приводят к изменению  профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы. 

Несоответствие структуры профессионального  образования актуальным и перспективным  потребностям рынка труда по квалификационному  уровню и профессиональной структуре привели к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей.

Структура профессионального образования  смещена в пользу высшей школы. С  начала 90-х годов число вузов  в Российской Федерации возросло в 2 раза, а численность студентов - в 2,6 раза. Доля лиц с высшим образованием среди занятого в экономике населения в настоящее время составляет 27,8 процента. В то же время спрос на квалифицированных рабочих и специалистов остается неудовлетворенным и продолжает возрастать.

Несбалансированность объемов  и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда  в ряде случаев усугубляют проблемы трудоустройства выпускников образовательных  учреждений (особенно коммерческого  сектора профессионального образования).

В этой связи профессиональная ориентация молодежи должна играть более существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обусловливая тем самым более высокую занятость выпускников образовательных учреждений и обеспеченность экономики необходимыми кадровыми ресурсами.

Низкий уровень оплаты труда  в ряде отраслей приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики, снижению спроса на 
профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.

В свою очередь, низкое качество рабочих  мест оказывает негативное влияние  на функционирование рынка труда  и приводит к высокой текучести  и нехватке рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда, к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями.

Основными задачами государственной  политики в области регулирования  рынка труда являются:

- содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;

- обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;

- обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;

- содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Решение задач по содействию занятости  населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.

С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.

Приоритетными направлениями государственной  политики в области регулирования рынка труда являются:

-  совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения;

-  совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;

- обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;

- развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;

- развитие кадрового потенциала;

-  оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;

- стимулирование экономической активности населения;

-  повышение качества рабочих мест.

Предполагается осуществление  мониторинга ситуации на рынке труда  по следующим направлениям:

- определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе;

- определение величины и профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией стратегий социально-экономического развития, федеральных и региональных целевых программ, а также реализацией приоритетных национальных проектов;

- определение величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования.

На основе результатов мониторинга ситуации на рынке труда предусматривается разработка на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в рамках профессионально-квалификационных групп, видов экономической деятельности, а также укрупненных групп специальностей в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию.

С учетом прогнозов спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда предусматривается  осуществлять планирование мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов страны и привлечению иностранных работников, уточнение стратегий и планов развития профессионального образования, разработку программ профессиональной ориентации населения.

На основе мониторинга ситуации на рынке труда предполагается формирование и ведение регистров получателей  государственных услуг в сфере  занятости населения, включающих сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в государственную службу занятости населения (далее - органы службы занятости).

Регулирование процессов привлечения  и использования иностранных  работников в Российской Федерации  предусматривается осуществлять с учетом перспективных потребностей экономики страны и социальной сферы в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного права российских граждан на трудоустройство [6, с. 95].

Развитие механизмов социального  партнерства в целях содействия занятости населения, повышения качества рабочих мест и совершенствование системы оплаты труда будут способствовать росту уровня заработной платы и в конечном счете повышению уровня жизни населения Российской Федерации. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, рынок труда - это специфический рынок, на котором в качестве товара выступает рабочая сила (поскольку сам по себе труд не является товаром и объектом рыночных отношений быть не может).

На рынке рабочей силы формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу. Субъектами экономических отношений на рынке рабочей силы выступают, с одной стороны, предприниматели и государство, с другой отдельные работники или их ассоциации.

Государственная политика регулирования рынка труда, опираясь на мировой опыт формирования общественных институтов и институциональных структур, одновременно должна учитывать специфику российских условий, определяющих ее выбор и приоритетные направления.

Непременной исходной позицией государства при регулировании процессов на рынке труда всегда является задача обеспечения продуктивной занятости, как правило, обусловливающей экономический рост, вследствие которого расширяется спрос, в том числе и на рабочую силу. Этому должна быть подчинена деятельность государства по линии прогнозирования перспектив развития и обеспечения задач экономического роста; повышения занятости населения; подготовки целевых программ по созданию и расширению рабочих мест; выработки нормативно-правовых основ обеспечения занятости; социальной поддержки безработных; профессиональной подготовки и переподготовки кадров; увязки потребностей рынка труда с рынком учебных услуг в части количества и качества специалистов по их профессиональной структуре; создания институциональных структур, обеспечивающих решение текущих задач в сфере занятости и материальной поддержки безработных; выработки согласованных механизмов по регулированию занятости на действующих производствах и предотвращения массовой безработицы на основе коллективно-договорных и согласительных механизмов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2009 г. № 316 «О дополнительных мерах по поддержке рынка труда Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 16. - Ст. 1937.
  2. Базылев Н. И. Микроэкономика: учебное пособие.  -М.: Школа, 2009. - 422 с. 
  3. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика В 2-х томах. - СПб.: Питер, 2010. - 457 с.
  4. Грязнова А.Г. , Думная Н.Н. , Юданов А.Ю. , Карамова О.В. Микроэкономика. Теория и российская практика. - М.: Кнорус, 2010. - 482 с.
  5. Джейли Дж. А. Микроэкономика. М.: Университет, 2011. - 450 с.
  6. Кашепов А.В. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы // Общество и экономика. – 2011. - № 7-8. – С. 94-108.
  7. Крощенко М. Труд иностранцев в условиях финансово-экономического кризиса // Кадровик. – 2011. - № 4. – С. 33-36.
  8. Кузьмина Ю. Рынок труда требует реформирования // Человек и труд. – 2009. - № 6. – С. 18-22.
  9. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 523 с.
  10. Максимова В.Ф. Микроэкономика.  - М.: ДС, 2011. - 345 с.
  11. Маслова И. Особенности российского рынка труда // Человек и труд. – 2011. - № 3. – С. 23-26.
  12. Нуриев P.M. Основы экономической теории. - М.: Логос, 2009. - 523 с.
  13. Основы экономической теории: учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Изд. МГТУ, 2010. - 654 с.
  14. Тарануха Ю. В. Микроэкономика: учебник.- М.: Сервис, 2009. - 386 с.
  15. Тарасевич Л. С. Микроэкономика: учебник. - М.: Юрайт, 2010. - 403 с.
  16. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/

Информация о работе Рынок труда